- Преподавателю
- Математика
- Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач
Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Товстоног Е.А. |
Дата | 06.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРОСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. БЕЛОЯРСКИЙ» | |
Проект в номинации №7. «Нерешенные задачи и как их решать - теоретические исследования сформулированных проблем в различных отраслях знания» | |
Тема проекта: | |
«Использование арифметики вычетов для решения олимпиадных задач» | |
|
|
|
|
|
|
| Автор: |
| Матусевич Кирилл Викторович |
| Класс: 8 б |
| Научный руководитель проекта: |
| Товстоног Елена Анатольевна |
| «Общеобразовательная средняя |
| (полная) школа № 3 |
| г. Белоярский» |
| учитель математики |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Белоярский | |
2015 |
Содержание
ПЛАН РАБОТЫ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1.Сравнения по модулю. Свойства сравнений 6
2.Арифметика сравнений 10
3.Арифметика вычетов по модулю m 13
4.Решение линейных диофантовых уравнений 20
ПЛАН РАБОТЫ
Методы работы:
-
изучение литературы;
-
построение системы аксиом, необходимых для доказательства свойств арифметики вычетов;
-
доказательство свойств арифметики вычетов и решение на их основе олимпиадных задач.
Сроки проведения работы: с сентября по февраль 2014-2015 учебного года.
Этапы работы:
-
1 этап - изучение проблемы (сентябрь);
-
2 этап - сбор информации по проблеме (октябрь);
-
3 этап - обработка и анализ информации (ноябрь);
-
4 этап - оформление документации (декабрь, январь);
-
5 этап - презентация учебного проекта (февраль).
Предмет исследования: методы решения задач, связанных с делением целых чисел и решением уравнений в целых числах.
Цель исследования: рассмотрение основных методов решения задач, связанных с делением целых чисел и решением уравнений в целых числах в аспекте их реализации при подготовке к олимпиадам разного уровня.
Гипотеза - изучение свойств арифметики вычетов позволит определить общие методы решения олимпиадных задач, связанных с делением целых чисел и решением уравнений в целых числах.
Задачи исследования:
-
построить систему аксиом, необходимых для доказательства свойств вычетов;
-
изучить свойства вычетов;
-
научиться решать задачи на доказательство делимости целых чисел;
-
научиться решать линейные диофантовы уравнения с двумя неизвестными;
-
оформить результаты исследования.
Предполагаемые результаты: научиться решать задачи на доказательство делимости целых чисел; научится решать линейные диофантовы уравнения с двумя неизвестными, с помощью арифметики вычетов.
ВВЕДЕНИЕ
Задания, связанные с делением целых чисел и решением уравнений в целых числах присутствуют в качестве заданий практически на каждой олимпиаде по математике. Существует много методов их решения, которые не входят в школьную программу по математике, однако их полезно знать участникам олимпиад.
Делимость чисел и решение управней в целых числах рассматривается в рамках одного из разделов математики - теории чисел. Основы теории чисел зародились еще в Древнем Египте и Вавилоне. Вавилонские клинописные математические тексты включают таблицы умножения и обратных чисел, квадратов и кубов чисел натурального ряда. Самой древней археологической находкой в истории арифметики является обломок глиняной таблички, датируемый 1800 годами до нашей эры. Он содержит список Пифагоровых троек. Весомый вклад в становление теории чисел внесли Евклид, Диофант и пифагорейцы. Пифагорейцы рассматривали только целые положительные числа и полагали число собранием единиц. Единицы были неделимы и располагались в виде правильных геометрических тел. Пифагорейцам характерно определение «фигурных чисел» («треугольных», «квадратных» и других). Изучая свойства чисел, они разбили их на чётные и нечётные, простые и составные. Пифагорейцы нашли бесконечное множество целых решений уравнения a2+b2=c2, так называемых пифагоровых троек, и вывели для них общую формулу. Евклид посвятил несколько книг «Начал» теории делимости, в основе этой теории лежит алгоритм Евклида для нахождения общего наибольшего делителя двух чисел. Следствием алгоритма является возможность разложения любого числа на простые сомножители, а также единственность такого разложения. Диофант в своем труде «Арифметика» перечислил задачи по нахождению целочисленных решений для уравнений (называемых сейчас диофантовыми).
Целью моего проекта является рассмотрение основных методов решения задач, связанных с делением целых чисел в аспекте их реализации при подготовке к олимпиадам разного уровня.
Любая научная теория, в том числе и математическая, строится на основе определенной системы аксиом (исходных положений, принимаемых в рамках данной теории истинными без требования доказательства и используемых в основе доказательства других ее положений). Поскольку моя работа затрагивает достаточно узкий круг вопросов, я постарался минимизировать понятийный аппарат, используемый в работе, стараясь сохранить целостность логики теоретического изложения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
-
Сравнения по модулю. Свойства сравнений
Первая глава является теоретической, в ней рассмотрены понятия, связанные с делимостью целых чисел, которые изучаются в математике младшей и средней школы на интуитивном уровне.
В дальнейшем будем считать известными основные свойства арифметических действий над целыми числами, а также простейшие свойства равенств и неравенств. Под «числом» всегда, если не оговорено противное, далее будет пониматься целое число.
При изучении обстоятельств, связанных с делением целых чисел, одним из первых встает вопрос о выполнимости этого действия для данных двух чисел, т.е. о делимости этих чисел. При рассмотрении остальных арифметических действий над целыми числами подобный вопрос, очевидно, не возникает.
Определение 1.1. Число a делится на число (или, что то же самое, число делит число ), если существует такое число x, что . Например: 6 делится на 3, так как ; 15 делится на 5, так как .
Этот факт называется делимостью числа а на число и обозначается как . Запись означает не какое-то действие, которое надлежит произвести над числами а и b, а некоторое утверждение, касающееся этих чисел. Например:
Деление целых чисел выполнимо не всегда. Поэтому целесообразно наряду с действием деления рассматривать и другое, более общее действие, которое всегда выполнимо, а в случае выполнимости действия деления, по существу, совпадает с ним. Таким действием является деление с остатком.
Определение 1.2. Разделить число а на число b (b>0) с остатком - значит представить число а в виде Число при этом называется неполным частным, а число - остатком от деления a на . Очевидно, тогда и только тогда, когда . В этом случае x равно частному от деления а на b. Например, разделим 17 на 3: , здесь 5 - неполное частное, 2 - остаток от деления 17 на 3.
Можно доказать, что для произвольных чисел a и b (b0) справедлива теорема о делении с остатком.
Теорема 1.1. (о делении с остатком). Для произвольных чисел a и b (b0) существуют и единственны такие числа r и x что , причем .
В связи с ограничениями, по количеству страниц доказательство теоремы о делении с остатком не привожу.
В частности из этой теоремы следует, что если b1, то должно быть r0, откуда xa, если b1, то xa.
Всякое число, делящее одновременно числа a и b, называется общим делителем этих чисел. Наибольший из общих делителей чисел a и b называется их наибольшим общим делителем и обозначают НОД(a, b).
Если наибольший общий делитель чисел а и b равен единице, то эти числа называются взаимно простыми. Иначе говоря, числа a и b называются взаимно простыми, если они одновременно не делятся ни на какое число кроме единицы.
Мы будем рассматривать целые числа в связи с остатками от деления их на данное целое положительное m, которое назовем модулем. Каждому целому числу отвечает определенный остаток от деления его на m.
Определение 1.3. Если двум целым а и b отвечает один и тот же остаток r, то они называются равноостаточными по модулю m или сравнимыми по модулю m. Например: поэтому 17 и 14 сравнимы по модулю 3.
Сравнимость чисел a и b по модулю m записывается так: , что читается: a сравнимо с b по модулю m.
Очевидно, что запись , не имеет смысла, так как нельзя рассматривать остатки от деления числа b на 0 (делить на 0 нельзя).
Из определения сравнимых по модулю чисел следует, что:
-
, для любого числа а, так как любое число делится на 1 без остатка (или остаток от деления a на 1 равен 0);
-
если , то Верно и обратное, если , то .
-
для любого k (остаток от деления km на m равен 0);
-
если r - остаток от деления a на m, то (любое число сравнимо со своим остатком);
-
если , то (свойство симметричности);
-
(свойство рефлективности);
-
если и , то (свойство транзитивности).
Сравнения обладают и другими свойствами. Рассмотрим только некоторые из них, необходимые для понимания дальнейшего изложения, не нарушая целостности теории.
Свойство 1.1. Если число а можно представить в виде, где t - целое, то Верно и обратное утверждение: если , то a можно представить в виде , где t - целое.
Доказательство.
Число b можно представить в виде , тогда r - остаток от деления b на m (Определение 1.2.). Так, как , то подставив в это равенство выражение для b, получим , .
Следовательно, двум целым а и b отвечает один и тот же остаток r от деления на m. Значит .
Докажем обратное утверждение: если , то , где t - целое.
Так, как , то и , (Определение 1.3). Из второго равенства выразим r: . Подставив в первое равенство, получим: , где - целое. Следовательно, если , то , где t - целое.
Что и требовалось доказать.
Пример: так как Так как , то где t - целое (в данном случае t2).
Выражение «верно и обратное утверждение» буду заменять общепринятым «тогда и только тогда», что обозначается "".
Свойство 1.2. .
Доказательство.
Так, как (Свойство 1.1), то , следовательно (Определение 1.1).
Что и требовалось доказать.
-
Арифметика сравнений
Сравнения обладают свойствами, подобными свойствам уравнений и неравенств, позволяющими выполнять над ними арифметические операции.
Свойство 2.1. Сравнения можно почленно складывать. Если и , то .
Доказательство.
Так как , то , где , а так как , то где . Поэтому , где . Следовательно, .
Что и требовалось доказать.
Свойство 2.2. Слагаемое, стоящее в какой-либо части сравнения, можно переносить в другую часть, изменив его знак на обратный.
Доказательство.
Пусть . Сложим его с очевидным сравнением (Свойство 2.1), тогда .
Что и требовалось доказать.
Остальные свойства сравнений доказываются аналогично, поэтому, чтобы не перегружать работу, приведу их без доказательства.
Свойство 2.3. Сравнения можно почленно вычитать. Если и , то .
Свойство 2.4. К любой части сравнения можно прибавить любое число, кратное модулю. Если , то
Свойство 2.5. Сравнения можно почленно перемножать. Если и , то .
Свойство 2.6. Обе части сравнения можно умножить на одно и то же число. Если , то .
Свойство 2.7. Обе части сравнения можно возвести в одну и ту же степень. Если, то .
Свойство 2.8 (следствие Свойств 2.1 - 2.7). Если в выражении многочлена с целыми коэффициентами заменим числами сравнимыми с прежними по модулю m, то новое выражение будет сравнимо с прежним по модулю m.
Свойство 2.9. Обе части сравнения можно разделить на их общий делитель, если он взаимно прост с модулем. Если , НОД(a, b)k и НОД(k, m)1, то
.
Доказательство.
Пусть , НОД(a, b)k, НОД(k, m)1, тогда , , поэтому:
(Свойство 1.2). Так, как НОД(k, m)1, то
только в том случае, если , следовательно, , или .
Что и требовалось доказать.
Свойство 2.10. Если сравнение a с b имеет место по нескольким разным модулям, то оно имеет место и по модулю, равному наименьшему общему кратному этих модулей. Если , то , где mНОК(m1, m2).
Доказательство.
Если , то делится на m1 и m2. Значит делится на mНОК(m1, m2). Следовательно .
Что и требовалось доказать.
Поскольку сравнения по модулю m тесно связаны с остатками от деления на m, почти все задачи, в которых речь идет о делимости чисел, можно решать с помощью сравнений.
Пример 2.1. Найдем признаки делимости на 4.
Пусть дано произвольное натуральное число a, десятичная запись которого , где an, an1,…,a1, a0 - цифры числа a.
Запишем a в развернутой форме: .
Так как , если , то . Следовательно, целое число при делении на 4 «ведет себя» так же, как и число, составленное из его двух последних цифр. Поэтому, если число, составленное из двух последних цифр данного числа, делится на 4, то и само число делится на 4.
Так как , то Поэтому, если сумма удвоенной предпоследней и последней цифр данного числа делится на 4, то и само число делится на 4.
-
Арифметика вычетов по модулю m
Пусть m1 - произвольное натуральное число. При делении на m могут получиться m различных остатков: 0, 1, 2, ....m1.
Пусть r - остаток от деления a на m, тогда amxr (Определение 1.2), следовательно, armx, поэтому (Определение 1.1), значит, (Свойство 1.2).
В связи с этим возникает идея рассматривать сравнения не на всем бесконечном множестве целых чисел, а на конечном множестве остатков от деления на m. Тогда любому целому числу a будет соответствовать определенный остаток r из конечного множества остатков, который будем называть вычетом по модулю m, или просто вычетом.
Очевидно, что каждому вычету r соответствует бесконечно много целых чисел, которые при делении на m дают остаток равный r.
Определение 3.1. Введем на множестве остатков от деления на m действия сложения и умножения. Суммой (соответственно, произведением) двух остатков a и b назовем остаток от деления на m обычной суммы (произведения) чисел a и b.
Для любых остатков а, b и c очевидно верны следующие свойства:
-
+;
-
+(+)=(+)+;
-
+0=;
-
=;
-
()=();
-
;
-
a(b+c)=ab+ac.
Справедливость этих свойств следует из аналогичных свойств действий над целыми числами и свойств сравнений.
Арифметику остатков от деления на m (арифметику вычетов по модулю m) принято называть m - арифметикой. Таким образом, в m - арифметике, мы ограничили значения чисел, сравнимых по модулю m только возможными остатками от деления этих чисел на m. Следовательно, все теоремы, выполняющиеся для арифметики сравнений, будут выполняться и в m - арифметике. m - арифметика отличается от обычной арифметики, изучаемой в школе, но во многом похожа на нее. Эта новая арифметика оказывается очень полезной при решении многих задач из обычной арифметики и алгебры. Поскольку в m - арифметики все действия выполняются над m - числами, то в дальнейшем будем m - число (вычет по модулю m) обозначать, как a (как в обычной арифметике), во всех случаях, когда это не приведет к путанице.
Используя определение 3.1, можно составить таблицы сложения и умножения для любой m - арифметики. Таблицы сложения и умножения для 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 - арифметик приведены в Приложении 1.
Рассмотрев таблицы сложения в m - арифметиках, замечаем, что:
-
для каждого числа a существует число (a), такое, что a(a)0 (например, в 7 - арифметике: 34, так как 340; 52, так как 520; в 10 - арифметике: 82, 73). Число (a) называют противоположным числу a. Следовательно, в m - арифметике любое число можно записывать в двух разных формах со знаком минус и без него.
Найти число, противоположное числу а в m - арифметике просто: нужно из m вычесть a. Например, найдем число противоположное 7 в 13 - арифметике: 71376. Эта запись не является верной с точки зрения m - арифметики, однако ее удобно использовать при вычислениях. Описанный выше метод нахождения противоположного числа в m - арифметике основывается на Свойстве 2.4. (если , то
).
В Таблице 3.1. приведены противоположные числа в 13 - арифметике.
Таблица 3.1. Противоположные числа в 13 - арифметике
a
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
a
0
12
11
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Таблицы противоположных чисел для 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 - арифметик приведены в Приложении 1.
Противоположные числа в m - арифметике обладают свойствами, подобными свойствам отрицательных чисел в обычной арифметике:
-
;
-
.
Например, в 7 - арифметике: 34, 52, и ; в 10 - арифметике: 82, 73, и ).
Используя свойство 3.8, определим операцию вычитания в m - арифметике:
aba(b).
При вычислении разности в m - арифметике можно использовать следующий прием: из уменьшаемого вычесть вычитаемое и, если результат получился отрицательный, прибавить m. Этот прием основан на Свойстве 2.4. (если , то
). Например, вычислим 719 в 23 - арифметике: 719Эта запись не является верной, с точки зрения m - арифметики, однако ее удобно использовать при вычислениях.
m - арифметика обладает очень важным свойством: если в любом верном числовом равенстве из обыкновенной арифметики, содержащем, кроме чисел, только знаки сложения, вычитания, умножения и скобки, заменить каждое число его остатком от деления на m, то получим равенство, верное в смысле m - арифметики. (Это утверждение следует из Свойства 2.8). Само собой разумеется, что показатель степени не следует заменять остатком от деления на m. Показатель степени играет в формуле другую роль, нежели числа, не являющиеся показателями: он есть просто сокращенное обозначение того, сколько раз надо взять сомножителем основание степени. Пример: из верных равенств: ; мы получаем этим способом верные 10 - арифметические равенства: ; .
Рассматривая таблицы умножения (Приложение 1), замечаем, что для некоторых m - арифметик произведение не нулевых чисел может быть равно нулю (например, в 4 - арифметике: ; в 6 - арифметике: ; в 10 - арифметике:
, ; и т.д.). В таких случаях говорят, что в m - арифметике имеются делители нуля, т.е. такие числа и , что ab0.
Анализируя таблицы умножения (Приложение 1) m - арифметик, замечаем, что:
-
делителями нуля являются числа, не взаимно простые с m (т.е. имеющие с m общие делители отличные от единицы). Например, в 4 - арифметике: ; в 10 - арифметике: ,
-
среди ненулевых остатков по модулю m, взаимно простых с m нет делителей нуля.
Доказательство.
Предположим, что найдутся два остатка a и b по модулю m, такие, что , и НОД(a, m)1, НОД(b, m)1, но ab0 в m - арифметике.
Это значит, что число ab делится на m, поскольку НОД(a, m)1, то , следовательно, . Пришли к противоречию, следовательно, среди ненулевых остатков по модулю m, взаимно простых с m нет делителей нуля.
Что и требовалось доказать.
Из свойства 3.10 следует, что если a - взаимно просто с m, и , то Но тогда все элементы вида a, 2a,…,(m1)a различны и, следовательно, среди них есть только один элемент равный единице. Это значит, что:
-
если и a - взаимно просто с m, то существует такой остаток b, для которого ab1 (например, в 3 - арифметике: ; в 4 - арифметике: ; в 5 - арифметике: ; и т.д.). Такой остаток обозначают или и называют обратным к a. Если же , то остатка обратному к a не существует (делители нуля не имеют обратных элементов).
Очевидно, что если для некоторых двух остатков a и b верно равенство a1b1, то ab.
Когда числа маленькие, то для нахождения обратных чисел можно применить простой приём: добавлять к числителю (или вычитать из числителя) величину модуля m, пока числитель не поделится нацело. Частное и будет искомым обратным. Например, найдем 21 в 13 - арифметике: . Эта запись не является верной, с точки зрения m - арифметики, однако ее удобно использовать при вычислениях. Описанный выше прием для нахождения обратных чисел основывается на Свойстве 2.4. (если , то ) и Свойстве 2.9.(обе части сравнения можно разделить на их общий делитель, если он взаимно прост с модулем).
В Таблице 3.2. приведены обратные числа в 13 - арифметике.
Таблица 3.2. Обратные числа в 13 - арифметике.
a
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
a-1
1
7
9
10
8
11
2
5
3
4
6
12
Таблицы обратных чисел для 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 - арифметик приведены в Приложении 1.
Обратные числа в m - арифметике обладают следующими свойствами:
-
(a1)1=a;
-
(a)1a1;
-
(ab)1a1b1.
Используя свойство 3.11, определим операцию деления в m - арифметике: , где и b не является делителем нуля (b взаимно просто с m). В m - арифметике нельзя делить на 0 и на делители нуля, поскольку в последнем случае получим не однозначный результат.
При вычислении частного в m - арифметике можно для малых чисел использовать тот же прием, что и при нахождении обратного: добавлять к числителю (или вычитать из числителя) величину модуля m, пока числитель не поделится нацело. Полученное частное и будет искомым. Например, найдем в 13 - арифметике: . Эта запись не является верной, с точки зрения m - арифметики, однако ее удобно использовать при вычислениях. Этот способ нахождения частного в m - арифметике основывается на Свойстве 2.4 (если , то ) и Свойстве 2.9 (обе части сравнения можно разделить на их общий делитель, если он взаимно прост с модулем).
При выполнении деления в m - арифметике можно использовать следующее полезное равенство: , где n - взаимно просто с m.
Очевидно, что если модуль - простое число, то в такой арифметике делителей нуля нет (все остатки взаимно просты с модулем), в этом случае деление на любой не равный нулю остаток всегда выполнимо. Такую арифметику принято называть p - арифметикой. Примеры p - арифметик: 2, 3, 5, 7, 11, 13, и т.д. арифметики.
Деление в p - арифметике обладают свойствами, подобными свойствам деления в обычной арифметике.
Арифметику вычетов точно так же, как и сравнения по модулю, можно использовать для решения задач на делимость. Для этого нужно все данные числа заменить остатками и выполнять над ними арифметические действия, по правилам m - арифметики.
Пример 3.1. Вычислим 3100 в 7 - арифметике:
Следовательно,
. Остаток от деления 3100 на 7 равен 4.
Пример 3.2. Найдем остаток от деления 21000 на 5. Вычислим 21000 в 5 - арифметике: Следовательно, Поэтому остаток от деления 21000 на 5 равен 1.
Пример 3.3. Делится ли на 2014?
поэтому в 2014 - арифметике число 2013 будет записываться как 1, тогда . Следовательно, делится на 2014.
Пример 3.4. Доказать, что при любом натуральном n число 37n216n123n делится на 7.
Рассмотрим данное выражение в 7 - арифметике. ; , следовательно, данное выражение в 7 - арифметике будет записано так: . Тогда .
Поэтому 37n216n123n делится на 7.
-
Решение линейных диофантовых уравнений
m - арифметику можно использовать для решения уравнений с целыми коэффициентами в целых числах. Эти уравнения называют диофантовыми, по имени древнегреческого математика Диофанта Александрийского, который впервые рассмотрел уравнения такого типа и методы их решения в своей работе «Арифметика».
Определение 4.2. Уравнение вида axbyc, где a, b, c - целые, x, y - неизвестные называют линейным диофантовым уравнением с двумя неизвестными. Если НОД(a, b, c)=1 (коэффициенты уравнения взаимно просты), то уравнение называют приведенным. Решить диофантово уравнение, значит найти все целые значения x и y, при которых уравнение обращается в верное равенство, или доказать, что решений нет.
Теорема 4.2. Если в приведенном линейном диофантовом уравнении axbyc (1), (a и b не взаимно простые), то уравнение (1) не имеет решений.
Доказательство.
Пусть , тогда , , тогда, подставив в уравнение (1) получим: . Следовательно, , или .
- целое. Так как уравнение (1) приведенное, то НОД(a, b, c)=1, следовательно - не может быть целым. Пришли к противоречию, поэтому если в приведенном линейном диофантовом уравнении axbyc, a и b не взаимно простые, то уравнение не имеет решений.
Что и требовалось доказать.
Рассмотрим решение линейных диофантовых уравнений с двумя неизвестными в m - арифметике.
Пусть axbyc - приведенное уравнение, , тогда, перейдя к вычетам по модулю b, получим: где - остаток от деления a на b, - остаток от деления c на b, - решение уравнения в арифметике вычетов по модулю b. Согласно определению операции деления в m - арифметике, - всегда существует и, причем только одно, равное частному от деления на , в арифметике вычетов по модулю b, т.е. .
Пусть найдено, тогда (3) (Свойство 1.1), где . Выразим из исходного уравнения y: . Подставив в последнее равенство выражение для x (3), получим: ,
Пример 4.1. Решить уравнение 14x10y6 в целых числах.
Разделим обе части данного уравнения на 2: 7x−5y3 (1).
Запишем полученное уравнение в m - арифметике: в качестве m возьмём один из коэффициентов при переменных, например, 5. Тогда: , или .
Переменные записываем с чертой вверху, поскольку это не переменная, значение которой нужно найти, а ее вычет по модулю 5.
Следовательно, . Поэтому
Выразим из уравнения (1) y: и, подставив в него найденное выражение для x (2), получим:
Ответ: .
Пример 4.2. Решить уравнение 39x 22y 10 в целых числах.
Поступим так же, как и в Примере 4.4. Запишем данное уравнение в m - арифметике: в качестве m возьмём один из коэффициентов при переменных, например 22:
, или .
Следовательно, .
Найдем 171 в 22 - арифметике:
913 Следовательно, 17113.
Тогда, .
Выразим из исходного уравнения y и подставим в полученное равенство найденное значение x:
Ответ: .
Пример 4.3. Решить уравнение 26x 34y 13 в целых числах.
Данное уравнение приведенное НОД(26, 34, 13)=1. Так как , то оно не имеет решений в целых числах (Теорема 4.2).
Ответ: решений нет.
Пример 4.4. Решить уравнение 43x 37y 21 в целых числах.
Запишем данное уравнение в m - арифметике: в качестве m возьмём один из коэффициентов при переменных, например 43: , или . Тогда, , .
Выразим из исходного уравнения x, и подставим в полученное равенство найденное значение y:
Ответ:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Арифметика вычетов - один из тех разделов математики, которые зарождались как некоторые формальные рассуждения, и только спустя годы нашли свое практическое применение.
В моей работе рассмотрены методы решения задач, связанных с делением целых чисел и решением уравнений в целых числах с помощью арифметики вычетов.
Материалы данной работы могут быть использованы при подготовке к олимпиадам по математике и ЕГЭ, при проведении внеклассных мероприятий с целью развития и расширения познавательного кругозора, развития логического мышления.
Были решены поставленные задачи: построена система аксиом, необходимая для доказательства свойств вычетов, изучены и доказаны свойства вычетов, решены задачи на доказательство делимости целых чисел и получены общие методы решения линейных диофантовых уравнения с двумя неизвестными. Результаты работы оформлены в виде текста проекта и презентации.
Была достигнута цель исследования: рассмотрены методы решения задач, связанных с делением целых чисел и решением уравнений в целых числах в аспекте их реализации при подготовке к олимпиадам разного уровня.
Гипотеза: изучение свойств арифметики вычетов позволит определить общие методы решения олимпиадных задач, связанных с делением целых чисел и решением уравнений в целых числах - подтвердилась.
Работа над этим проектом позволила занять мне второе место в районном этапе Всероссийской олимпиады школьников и стать призером отборочного этапа международной олимпиады «Покори Воробьевы горы!» (Приложение 2).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Дынкин Е. Б., Успенский В. А. Математические беседы. - М., Л: Государственное издательство технико - теоретической литературы, 1952.
-
Виленкин Н. Сравнения и классы вычетов // Квант - 1978. - №10. С. - 4 - 9.
-
Геронимус А. Сравнения по простому модулю // Квант - 1978. - №11. С. - 6 - 11.
-
Геронимус А. Диофантовы уравнения по простому модулю // Квант - 1978. - №12. С. - 2 - 7.
-
Спивак А. В. Арифметика. - М.: Бюро Квантум, 2007.
-
Спивак А. В. Арифметика - 2. - М.: Бюро Квантум, 2008.
-
Воробьев Н. Н. Признаки делимости. - М., Наука. Гл. ред. физ. - мат. лит., 1988.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблицы сложения и умножения в 2-арифметике
+
0
1
x
0
1
0
0
1
0
0
0
1
1
0
1
0
1
Таблицы противоположных и обратных чисел в 2-арифметике
a
0
1
a
0
1
a
0
1
a1
-
1
Таблицы сложения и умножения в 3-арифметике
+
0
1
2
x
0
1
2
0
0
1
2
0
0
0
0
1
1
2
0
1
0
1
2
2
2
0
1
2
0
2
1
Таблицы противоположных и обратных чисел в 3-арифметике
a
0
1
2
a
0
1
2
a
0
2
1
a1
-
1
2
Таблицы сложения и умножения в 4-арифметике
+
0
1
2
3
x
0
1
2
3
0
0
1
2
3
0
0
0
0
0
1
1
2
3
0
1
0
1
2
3
2
2
3
0
1
2
0
2
0
2
3
3
0
1
2
3
0
3
2
1
Таблицы противоположных и обратных чисел в 4-арифметике
a
0
1
2
3
a
0
1
2
3
a
0
3
2
1
a1
-
1
-
3
Таблицы сложения и умножения в 5-арифметике
+
0
1
2
3
4
x
0
1
2
3
4
0
0
1
2
3
4
0
0
0
0
0
0
1
1
2
3
4
0
1
0
1
2
3
4
2
2
3
4
0
1
2
0
2
4
1
3
3
3
4
0
1
2
3
0
3
1
4
2
4
4
0
1
2
3
4
0
4
3
2
1
Таблицы противоположных и обратных чисел в 5-арифметике
a
0
1
2
3
4
a
0
1
2
3
4
a
0
4
3
2
1
a1
-
1
3
2
4
Таблицы сложения и умножения в 6-арифметике
+
0
1
2
3
4
5
x
0
1
2
3
4
5
0
0
1
2
3
4
5
0
0
0
0
0
0
0
1
1
2
3
4
5
0
1
0
1
2
3
4
5
2
2
3
4
5
0
1
2
0
2
4
0
2
4
3
3
4
5
0
1
2
3
0
3
0
3
0
3
4
4
5
0
1
2
3
4
0
4
2
0
4
2
5
5
0
1
2
3
4
5
0
5
4
3
2
1
Таблицы противоположных и обратных чисел в 6-арифметике
a
0
1
2
3
4
5
a
0
1
2
3
4
5
a
0
5
4
3
2
1
a1
-
1
-
-
-
5
Таблицы сложения и умножения в 7-арифметике
+
0
1
2
3
4
5
6
x
0
1
2
3
4
5
6
0
0
1
2
3
4
5
6
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
2
3
4
5
6
0
1
0
1
2
3
4
5
6
2
2
3
4
5
6
0
1
2
0
2
4
6
1
3
5
3
3
4
5
6
0
1
2
3
0
3
6
2
5
1
4
4
4
5
6
0
1
2
3
4
0
4
1
5
2
6
3
5
5
6
0
1
2
3
4
5
0
5
3
1
6
4
2
6
6
0
1
2
3
4
5
6
0
6
5
4
3
2
1
Таблицы противоположных и обратных чисел в 7-арифметике
a
0
1
2
3
4
5
6
a
0
1
2
3
4
5
6
a
0
6
5
4
3
2
1
a1
-
1
4
5
2
3
6
Таблицы сложения и умножения в 8-арифметике
+
0
1
2
3
4
5
6
7
x
0
1
2
3
4
5
6
7
0
0
1
2
3
4
5
6
7
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
2
3
4
5
6
7
0
1
0
1
2
3
4
5
6
7
2
2
3
4
5
6
7
0
1
2
0
2
4
6
0
2
4
6
3
3
4
5
6
7
0
1
2
3
0
3
6
1
4
7
2
5
4
4
5
6
7
0
1
2
3
4
0
4
0
4
0
4
0
4
5
5
6
7
0
1
2
3
4
5
0
5
2
7
4
1
6
3
6
6
7
0
1
2
3
4
5
6
0
6
4
2
0
6
4
2
7
7
0
1
2
3
4
5
6
7
0
7
6
5
4
3
2
1
Таблицы противоположных и обратных чисел в 8-арифметике
a
0
1
2
3
4
5
6
7
a
0
1
2
3
4
5
6
7
a
0
7
6
5
4
3
2
1
a1
-
1
-
3
-
5
-
7
Таблицы сложения и умножения в 9-арифметике
+
0
1
2
3
4
5
6
7
8
x
0
1
2
3
4
5
6
7
8
0
0
1
2
3
4
5
6
7
8
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
2
3
4
5
6
7
8
0
1
0
1
2
3
4
5
6
7
8
2
2
3
4
5
6
7
8
0
1
2
0
2
4
6
8
1
3
5
7
3
3
4
5
6
7
8
0
1
2
3
0
3
6
0
3
6
0
3
6
4
4
5
6
7
8
0
1
2
3
4
0
4
8
3
7
2
6
1
5
5
5
6
7
8
0
1
2
3
4
5
0
5
1
6
2
7
3
8
4
6
6
7
8
0
1
2
3
4
5
6
0
6
3
0
6
3
0
6
3
7
7
8
0
1
2
3
4
5
6
7
0
7
5
3
1
8
6
4
2
8
8
0
1
2
3
4
5
6
7
8
0
8
7
6
5
4
3
2
1
Таблицы противоположных и обратных чисел в 9-арифметике
a
0
1
2
3
4
5
6
7
8
a
0
1
2
3
4
5
6
7
8
a
0
8
7
6
5
4
3
2
1
a1
-
1
5
-
7
2
-
4
8
Таблицы сложения и умножения в 10-арифметике
+
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
x
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
1
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2
2
3
4
5
6
7
8
9
0
1
2
0
2
4
6
8
0
2
4
6
8
3
3
4
5
6
7
8
9
0
1
2
3
0
3
6
9
2
5
8
1
4
7
4
4
5
6
7
8
9
0
1
2
3
4
0
4
8
2
6
0
4
8
2
6
5
5
6
7
8
9
0
1
2
3
4
5
0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
6
6
7
8
9
0
1
2
3
4
5
6
0
6
2
8
4
0
6
2
8
4
7
7
8
9
0
1
2
3
4
5
6
7
0
7
4
1
8
5
2
9
6
3
8
8
9
0
1
2
3
4
5
6
7
8
0
8
6
4
2
0
8
6
4
2
9
9
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Таблицы противоположных и обратных чисел в 10-арифметике
a
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
a
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
a
0
9
8
7
6
5
4
3
2
1
a1
-
1
-
7
-
-
-
3
-
9
Таблица сложения в 11-арифметике
+
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
0
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
0
2
2
3
4
5
6
7
8
9
10
0
1
3
3
4
5
6
7
8
9
10
0
1
2
4
4
5
6
7
8
9
10
0
1
2
3
5
5
6
7
8
9
10
0
1
2
3
4
6
6
7
8
9
10
0
1
2
3
4
5
7
7
8
9
10
0
1
2
3
4
5
6
8
8
9
10
0
1
2
3
4
5
6
7
9
9
10
0
1
2
3
4
5
6
7
8
10
10
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Таблица умножения в 11-арифметике
x
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
0
2
4
6
8
10
1
3
5
7
9
3
0
3
6
9
1
4
7
10
2
5
8
4
0
4
8
1
5
9
2
6
10
3
7
5
0
5
10
4
9
3
8
2
7
1
6
6
0
6
1
7
2
8
3
9
4
10
5
7
0
7
3
10
6
2
9
5
1
8
4
8
0
8
5
2
10
7
4
1
9
6
3
9
0
9
7
5
3
1
10
8
6
4
2
10
0
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Таблицы противоположных и обратных чисел в 11-арифметике
a
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
a
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
a
0
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
a1
-
1
6
4
3
9
2
8
7
5
10