Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач

ВВЕДЕНИЕ Задания, связанные с делением целых чисел и решением уравнений в целых числах присутствуют в качестве заданий практически на каждой олимпиаде по математике. Существует много методов их решения, которые не входят в школьную программу по математике, однако их полезно знать участникам олимпиад.Делимость чисел и решение управней в целых числах рассматривается в рамках одного из разделов математики – теории чисел. Основы теории чисел зародились еще в Древнем Египте и Вавилоне. Вавилонские кл...
Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРОСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. БЕЛОЯРСКИЙ»

Проект в номинации №7. «Нерешенные задачи и как их решать - теоретические исследования сформулированных проблем в различных отраслях знания»

Тема проекта:

«Использование арифметики вычетов для решения олимпиадных задач»








Автор:


Матусевич Кирилл Викторович


Класс: 8 б


Научный руководитель проекта:


Товстоног Елена Анатольевна


«Общеобразовательная средняя


(полная) школа № 3


г. Белоярский»


учитель математики










Белоярский

2015

Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач

Содержание


ПЛАН РАБОТЫ 3

ВВЕДЕНИЕ 5

1.Сравнения по модулю. Свойства сравнений 6

2.Арифметика сравнений 10

3.Арифметика вычетов по модулю m 13

4.Решение линейных диофантовых уравнений 20



ПЛАН РАБОТЫ

Методы работы:

  • изучение литературы;

  • построение системы аксиом, необходимых для доказательства свойств арифметики вычетов;

  • доказательство свойств арифметики вычетов и решение на их основе олимпиадных задач.

Сроки проведения работы: с сентября по февраль 2014-2015 учебного года.

Этапы работы:

  • 1 этап - изучение проблемы (сентябрь);

  • 2 этап - сбор информации по проблеме (октябрь);

  • 3 этап - обработка и анализ информации (ноябрь);

  • 4 этап - оформление документации (декабрь, январь);

  • 5 этап - презентация учебного проекта (февраль).

Предмет исследования: методы решения задач, связанных с делением целых чисел и решением уравнений в целых числах.

Цель исследования: рассмотрение основных методов решения задач, связанных с делением целых чисел и решением уравнений в целых числах в аспекте их реализации при подготовке к олимпиадам разного уровня.

Гипотеза - изучение свойств арифметики вычетов позволит определить общие методы решения олимпиадных задач, связанных с делением целых чисел и решением уравнений в целых числах.

Задачи исследования:

  • построить систему аксиом, необходимых для доказательства свойств вычетов;

  • изучить свойства вычетов;

  • научиться решать задачи на доказательство делимости целых чисел;

  • научиться решать линейные диофантовы уравнения с двумя неизвестными;

  • оформить результаты исследования.

Предполагаемые результаты: научиться решать задачи на доказательство делимости целых чисел; научится решать линейные диофантовы уравнения с двумя неизвестными, с помощью арифметики вычетов.

ВВЕДЕНИЕ

Задания, связанные с делением целых чисел и решением уравнений в целых числах присутствуют в качестве заданий практически на каждой олимпиаде по математике. Существует много методов их решения, которые не входят в школьную программу по математике, однако их полезно знать участникам олимпиад.

Делимость чисел и решение управней в целых числах рассматривается в рамках одного из разделов математики - теории чисел. Основы теории чисел зародились еще в Древнем Египте и Вавилоне. Вавилонские клинописные математические тексты включают таблицы умножения и обратных чисел, квадратов и кубов чисел натурального ряда. Самой древней археологической находкой в истории арифметики является обломок глиняной таблички, датируемый 1800 годами до нашей эры. Он содержит список Пифагоровых троек. Весомый вклад в становление теории чисел внесли Евклид, Диофант и пифагорейцы. Пифагорейцы рассматривали только целые положительные числа и полагали число собранием единиц. Единицы были неделимы и располагались в виде правильных геометрических тел. Пифагорейцам характерно определение «фигурных чисел» («треугольных», «квадратных» и других). Изучая свойства чисел, они разбили их на чётные и нечётные, простые и составные. Пифагорейцы нашли бесконечное множество целых решений уравнения a2+b2=c2, так называемых пифагоровых троек, и вывели для них общую формулу. Евклид посвятил несколько книг «Начал» теории делимости, в основе этой теории лежит алгоритм Евклида для нахождения общего наибольшего делителя двух чисел. Следствием алгоритма является возможность разложения любого числа на простые сомножители, а также единственность такого разложения. Диофант в своем труде «Арифметика» перечислил задачи по нахождению целочисленных решений для уравнений (называемых сейчас диофантовыми).

Целью моего проекта является рассмотрение основных методов решения задач, связанных с делением целых чисел в аспекте их реализации при подготовке к олимпиадам разного уровня.

Любая научная теория, в том числе и математическая, строится на основе определенной системы аксиом (исходных положений, принимаемых в рамках данной теории истинными без требования доказательства и используемых в основе доказательства других ее положений). Поскольку моя работа затрагивает достаточно узкий круг вопросов, я постарался минимизировать понятийный аппарат, используемый в работе, стараясь сохранить целостность логики теоретического изложения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ



  1. Сравнения по модулю. Свойства сравнений

Первая глава является теоретической, в ней рассмотрены понятия, связанные с делимостью целых чисел, которые изучаются в математике младшей и средней школы на интуитивном уровне.

В дальнейшем будем считать известными основные свойства арифметических действий над целыми числами, а также простейшие свойства равенств и неравенств. Под «числом» всегда, если не оговорено противное, далее будет пониматься целое число.

При изучении обстоятельств, связанных с делением целых чисел, одним из первых встает вопрос о выполнимости этого действия для данных двух чисел, т.е. о делимости этих чисел. При рассмотрении остальных арифметических действий над целыми числами подобный вопрос, очевидно, не возникает.

Определение 1.1. Число a делится на число Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач (или, что то же самое, число Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач делит число Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач ), если существует такое число x, что Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач . Например: 6 делится на 3, так как Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач ; 15 делится на 5, так как Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Этот факт называется делимостью числа а на число Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач и обозначается как Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач . Запись Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач означает не какое-то действие, которое надлежит произвести над числами а и b, а некоторое утверждение, касающееся этих чисел. Например: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач

Деление целых чисел выполнимо не всегда. Поэтому целесообразно наряду с действием деления рассматривать и другое, более общее действие, которое всегда выполнимо, а в случае выполнимости действия деления, по существу, совпадает с ним. Таким действием является деление с остатком.

Определение 1.2. Разделить число а на число b (b>0) с остатком - значит представить число а в виде Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач Число Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач при этом называется неполным частным, а число Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач - остатком от деления a на Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач . Очевидно, Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач тогда и только тогда, когда Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач . В этом случае x равно частному от деления а на b. Например, разделим 17 на 3: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , здесь 5 - неполное частное, 2 - остаток от деления 17 на 3.

Можно доказать, что для произвольных чисел a и b (b0) справедлива теорема о делении с остатком.

Теорема 1.1. (о делении с остатком). Для произвольных чисел a и b (b0) существуют и единственны такие числа r и x что Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , причем Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

В связи с ограничениями, по количеству страниц доказательство теоремы о делении с остатком не привожу.

В частности из этой теоремы следует, что если b1, то должно быть r0, откуда xa, если b1, то xa.

Всякое число, делящее одновременно числа a и b, называется общим делителем этих чисел. Наибольший из общих делителей чисел a и b называется их наибольшим общим делителем и обозначают НОД(a, b).

Если наибольший общий делитель чисел а и b равен единице, то эти числа называются взаимно простыми. Иначе говоря, числа a и b называются взаимно простыми, если они одновременно не делятся ни на какое число кроме единицы.

Мы будем рассматривать целые числа в связи с остатками от деления их на данное целое положительное m, которое назовем модулем. Каждому целому числу отвечает определенный остаток от деления его на m.

Определение 1.3. Если двум целым а и b отвечает один и тот же остаток r, то они называются равноостаточными по модулю m или сравнимыми по модулю m. Например: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач поэтому 17 и 14 сравнимы по модулю 3.

Сравнимость чисел a и b по модулю m записывается так: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , что читается: a сравнимо с b по модулю m.

Очевидно, что запись Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , не имеет смысла, так как нельзя рассматривать остатки от деления числа b на 0 (делить на 0 нельзя).

Из определения сравнимых по модулю чисел следует, что:

  1. Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач, для любого числа а, так как любое число делится на 1 без остатка (или остаток от деления a на 1 равен 0);

  2. если Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач Верно и обратное, если Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

  3. Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач для любого k (остаток от деления km на m равен 0);

  4. если r - остаток от деления a на m, то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач (любое число сравнимо со своим остатком);

  5. если Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач (свойство симметричности);

  6. Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач (свойство рефлективности);

  7. еслиПроект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач и Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач (свойство транзитивности).

Сравнения обладают и другими свойствами. Рассмотрим только некоторые из них, необходимые для понимания дальнейшего изложения, не нарушая целостности теории.

Свойство 1.1. Если число а можно представить в видеПроект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач, где t - целое, то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач Верно и обратное утверждение: если Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то a можно представить в виде Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , где t - целое.

Доказательство.

Число b можно представить в виде Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , тогда r - остаток от деления b на m (Определение 1.2.). Так, как Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то подставив в это равенство выражение для b, получим Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Следовательно, двум целым а и b отвечает один и тот же остаток r от деления на m. Значит Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Докажем обратное утверждение: если Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , где t - целое.

Так, как Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач и Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , (Определение 1.3). Из второго равенства выразим r: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач . Подставив в первое равенство, получим: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , где Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач - целое. Следовательно, если Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , где t - целое.

Что и требовалось доказать.

Пример: так как Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач Так как Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач где t - целое (в данном случае t2).

Выражение «верно и обратное утверждение» буду заменять общепринятым «тогда и только тогда», что обозначается "Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач".

Свойство 1.2. Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Доказательство.

Так, как Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач (Свойство 1.1), то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , следовательно Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач (Определение 1.1).

Что и требовалось доказать.



  1. Арифметика сравнений

Сравнения обладают свойствами, подобными свойствам уравнений и неравенств, позволяющими выполнять над ними арифметические операции.

Свойство 2.1. Сравнения можно почленно складывать. Если Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач и Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Доказательство.

Так как Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , где Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , а так как Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач где Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач . Поэтому Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , где Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач . Следовательно, Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Что и требовалось доказать.

Свойство 2.2. Слагаемое, стоящее в какой-либо части сравнения, можно переносить в другую часть, изменив его знак на обратный.

Доказательство.

Пусть Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач . Сложим его с очевидным сравнением Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач (Свойство 2.1), тогда Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Что и требовалось доказать.

Остальные свойства сравнений доказываются аналогично, поэтому, чтобы не перегружать работу, приведу их без доказательства.

Свойство 2.3. Сравнения можно почленно вычитать. ЕслиПроект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач и Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Свойство 2.4. К любой части сравнения можно прибавить любое число, кратное модулю. Если Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач

Свойство 2.5. Сравнения можно почленно перемножать. Если Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач и Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Свойство 2.6. Обе части сравнения можно умножить на одно и то же число. Если Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Свойство 2.7. Обе части сравнения можно возвести в одну и ту же степень. ЕслиПроект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач, то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Свойство 2.8 (следствие Свойств 2.1 - 2.7). Если в выражении многочлена с целыми коэффициентами Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач заменим Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач числами Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач сравнимыми с прежними по модулю m, то новое выражение Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач будет сравнимо с прежним по модулю m.

Свойство 2.9. Обе части сравнения можно разделить на их общий делитель, если он взаимно прост с модулем. Если Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , НОД(a, b)k и НОД(k, m)1, то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач
Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Доказательство.

Пусть Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , НОД(a, b)k, НОД(k, m)1, тогда Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , поэтому:
Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач (Свойство 1.2). Так, как НОД(k, m)1, то
Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач только в том случае, если Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , следовательно, Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , или Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Что и требовалось доказать.

Свойство 2.10. Если сравнение a с b имеет место по нескольким разным модулям, то оно имеет место и по модулю, равному наименьшему общему кратному этих модулей. Если Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , где mНОК(m1, m2).

Доказательство.

Если Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач делится на m1 и m2. Значит Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач делится на mНОК(m1, m2). Следовательно Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Что и требовалось доказать.

Поскольку сравнения по модулю m тесно связаны с остатками от деления на m, почти все задачи, в которых речь идет о делимости чисел, можно решать с помощью сравнений.

Пример 2.1. Найдем признаки делимости на 4.

Пусть дано произвольное натуральное число a, десятичная запись которого Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , где an, an1,…,a1, a0 - цифры числа a.

Запишем a в развернутой форме: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Так как Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , если Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач . Следовательно, целое число при делении на 4 «ведет себя» так же, как и число, составленное из его двух последних цифр. Поэтому, если число, составленное из двух последних цифр данного числа, делится на 4, то и само число делится на 4.

Так как Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач Поэтому, если сумма удвоенной предпоследней и последней цифр данного числа делится на 4, то и само число делится на 4.


  1. Арифметика вычетов по модулю m

Пусть m1 - произвольное натуральное число. При делении на m могут получиться m различных остатков: 0, 1, 2, ....m1.

Пусть r - остаток от деления a на m, тогда amxr (Определение 1.2), следовательно, armx, поэтому Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач (Определение 1.1), значит, Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач (Свойство 1.2).

В связи с этим возникает идея рассматривать сравнения не на всем бесконечном множестве целых чисел, а на конечном множестве остатков от деления на m. Тогда любому целому числу a будет соответствовать определенный остаток r из конечного множества остатков, который будем называть вычетом по модулю m, или просто вычетом.

Очевидно, что каждому вычету r соответствует бесконечно много целых чисел, которые при делении на m дают остаток равный r.

Определение 3.1. Введем на множестве остатков от деления на m действия сложения и умножения. Суммой (соответственно, произведением) двух остатков a и b назовем остаток от деления на m обычной суммы (произведения) чисел a и b.

Для любых остатков а, b и c очевидно верны следующие свойства:

  1. Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач+Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач;

  2. Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач+(Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач+Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач)=(Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач+Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач)+Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач;

  3. Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач+0=Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач;

  4. Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач=Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач;

  5. Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач(Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач)=(Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач)Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач;

  6. Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач;

  7. a(b+c)=ab+ac.

Справедливость этих свойств следует из аналогичных свойств действий над целыми числами и свойств сравнений.

Арифметику остатков от деления на m (арифметику вычетов по модулю m) принято называть m - арифметикой. Таким образом, в m - арифметике, мы ограничили значения чисел, сравнимых по модулю m только возможными остатками от деления этих чисел на m. Следовательно, все теоремы, выполняющиеся для арифметики сравнений, будут выполняться и в m - арифметике. m - арифметика отличается от обычной арифметики, изучаемой в школе, но во многом похожа на нее. Эта новая арифметика оказывается очень полезной при решении многих задач из обычной арифметики и алгебры. Поскольку в m - арифметики все действия выполняются над m - числами, то в дальнейшем будем m - число (вычет по модулю m) обозначать, как a (как в обычной арифметике), во всех случаях, когда это не приведет к путанице.

Используя определение 3.1, можно составить таблицы сложения и умножения для любой m - арифметики. Таблицы сложения и умножения для 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 - арифметик приведены в Приложении 1.

Рассмотрев таблицы сложения в m - арифметиках, замечаем, что:

  1. для каждого числа a существует число (a), такое, что a(a)0 (например, в 7 - арифметике: 34, так как 340; 52, так как 520; в 10 - арифметике: 82, 73). Число (a) называют противоположным числу a. Следовательно, в m - арифметике любое число можно записывать в двух разных формах со знаком минус и без него.

Найти число, противоположное числу а в m - арифметике просто: нужно из m вычесть a. Например, найдем число противоположное 7 в 13 - арифметике: 71376. Эта запись не является верной с точки зрения m - арифметики, однако ее удобно использовать при вычислениях. Описанный выше метод нахождения противоположного числа в m - арифметике основывается на Свойстве 2.4. (если Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач
Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач ).

В Таблице 3.1. приведены противоположные числа в 13 - арифметике.

Таблица 3.1. Противоположные числа в 13 - арифметике

a

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

a

0

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Таблицы противоположных чисел для 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 - арифметик приведены в Приложении 1.

Противоположные числа в m - арифметике обладают свойствами, подобными свойствам отрицательных чисел в обычной арифметике:

  1. Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач;

  2. Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач.

Например, в 7 - арифметике: 34, 52, Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач и Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач ; в 10 - арифметике: 82, 73, Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач и Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач ).

Используя свойство 3.8, определим операцию вычитания в m - арифметике:
aba(b).

При вычислении разности в m - арифметике можно использовать следующий прием: из уменьшаемого вычесть вычитаемое и, если результат получился отрицательный, прибавить m. Этот прием основан на Свойстве 2.4. (если Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач
Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач ). Например, вычислим 719 в 23 - арифметике: 719Эта запись не является верной, с точки зрения m - арифметики, однако ее удобно использовать при вычислениях.

m - арифметика обладает очень важным свойством: если в любом верном числовом равенстве из обыкновенной арифметики, содержащем, кроме чисел, только знаки сложения, вычитания, умножения и скобки, заменить каждое число его остатком от деления на m, то получим равенство, верное в смысле m - арифметики. (Это утверждение следует из Свойства 2.8). Само собой разумеется, что показатель степени не следует заменять остатком от деления на m. Показатель степени играет в формуле другую роль, нежели числа, не являющиеся показателями: он есть просто сокращенное обозначение того, сколько раз надо взять сомножителем основание степени. Пример: из верных равенств: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач ; Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач мы получаем этим способом верные 10 - арифметические равенства: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач ; Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Рассматривая таблицы умножения (Приложение 1), замечаем, что для некоторых m - арифметик произведение не нулевых чисел может быть равно нулю (например, в 4 - арифметике: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач ; в 6 - арифметике: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач ; в 10 - арифметике: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач
Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач ; и т.д.). В таких случаях говорят, что в m - арифметике имеются делители нуля, т.е. такие числа Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач и Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , что ab0.

Анализируя таблицы умножения (Приложение 1) m - арифметик, замечаем, что:

  1. делителями нуля являются числа, не взаимно простые с m (т.е. имеющие с m общие делители отличные от единицы). Например, в 4 - арифметике: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач ; в 10 - арифметике: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач

  2. среди ненулевых остатков по модулю m, взаимно простых с m нет делителей нуля.

Доказательство.

Предположим, что найдутся два остатка a и b по модулю m, такие, что Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач и НОД(a, m)1, НОД(b, m)1, но ab0 в m - арифметике.

Это значит, что число ab делится на m, поскольку НОД(a, m)1, то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , следовательно, Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач . Пришли к противоречию, следовательно, среди ненулевых остатков по модулю m, взаимно простых с m нет делителей нуля.

Что и требовалось доказать.

Из свойства 3.10 следует, что если a - взаимно просто с m, Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач и Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач Но тогда все элементы вида a, 2a,…,(m1)a различны и, следовательно, среди них есть только один элемент равный единице. Это значит, что:

  1. если Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач и a - взаимно просто с m, то существует такой остаток b, для которого ab1 (например, в 3 - арифметике: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач ; в 4 - арифметике: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач ; в 5 - арифметике: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач ; и т.д.). Такой остаток обозначают Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач или Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач и называют обратным к a. Если же Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то остатка обратному к a не существует (делители нуля не имеют обратных элементов).

Очевидно, что если для некоторых двух остатков a и b верно равенство a1b1, то ab.

Когда числа маленькие, то для нахождения обратных чисел можно применить простой приём: добавлять к числителю (или вычитать из числителя) величину модуля m, пока числитель не поделится нацело. Частное и будет искомым обратным. Например, найдем 21 в 13 - арифметике: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач . Эта запись не является верной, с точки зрения m - арифметики, однако ее удобно использовать при вычислениях. Описанный выше прием для нахождения обратных чисел основывается на Свойстве 2.4. (если Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач ) и Свойстве 2.9.(обе части сравнения можно разделить на их общий делитель, если он взаимно прост с модулем).

В Таблице 3.2. приведены обратные числа в 13 - арифметике.

Таблица 3.2. Обратные числа в 13 - арифметике.

a

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

a-1

1

7

9

10

8

11

2

5

3

4

6

12

Таблицы обратных чисел для 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 - арифметик приведены в Приложении 1.

Обратные числа в m - арифметике обладают следующими свойствами:

  1. (a1)1=a;

  2. (a)1a1;

  3. (ab)1a1b1.

Используя свойство 3.11, определим операцию деления в m - арифметике: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , где Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач и b не является делителем нуля (b взаимно просто с m). В m - арифметике нельзя делить на 0 и на делители нуля, поскольку в последнем случае получим не однозначный результат.

При вычислении частного в m - арифметике можно для малых чисел использовать тот же прием, что и при нахождении обратного: добавлять к числителю (или вычитать из числителя) величину модуля m, пока числитель не поделится нацело. Полученное частное и будет искомым. Например, найдем Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач в 13 - арифметике: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач . Эта запись не является верной, с точки зрения m - арифметики, однако ее удобно использовать при вычислениях. Этот способ нахождения частного в m - арифметике основывается на Свойстве 2.4 (если Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач ) и Свойстве 2.9 (обе части сравнения можно разделить на их общий делитель, если он взаимно прост с модулем).

При выполнении деления в m - арифметике можно использовать следующее полезное равенство: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , где n - взаимно просто с m.

Очевидно, что если модуль - простое число, то в такой арифметике делителей нуля нет (все остатки взаимно просты с модулем), в этом случае деление на любой не равный нулю остаток всегда выполнимо. Такую арифметику принято называть p - арифметикой. Примеры p - арифметик: 2, 3, 5, 7, 11, 13, и т.д. арифметики.

Деление в p - арифметике обладают свойствами, подобными свойствам деления в обычной арифметике.

Арифметику вычетов точно так же, как и сравнения по модулю, можно использовать для решения задач на делимость. Для этого нужно все данные числа заменить остатками и выполнять над ними арифметические действия, по правилам m - арифметики.

Пример 3.1. Вычислим 3100 в 7 - арифметике: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач

Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач Следовательно, Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач
Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач . Остаток от деления 3100 на 7 равен 4.

Пример 3.2. Найдем остаток от деления 21000 на 5. Вычислим 21000 в 5 - арифметике: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач Следовательно, Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач Поэтому остаток от деления 21000 на 5 равен 1.

Пример 3.3. Делится ли Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач на 2014?

Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задачпоэтому в 2014 - арифметике число 2013 будет записываться как 1, тогда Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач . Следовательно, Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач делится на 2014.

Пример 3.4. Доказать, что при любом натуральном n число 37n216n123n делится на 7.

Рассмотрим данное выражение в 7 - арифметике. Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач ; Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , следовательно, данное выражение в 7 - арифметике будет записано так: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач . Тогда Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Поэтому 37n216n123n делится на 7.

  1. Решение линейных диофантовых уравнений

m - арифметику можно использовать для решения уравнений с целыми коэффициентами в целых числах. Эти уравнения называют диофантовыми, по имени древнегреческого математика Диофанта Александрийского, который впервые рассмотрел уравнения такого типа и методы их решения в своей работе «Арифметика».

Определение 4.2. Уравнение вида axbyc, где a, b, c - целые, x, y - неизвестные называют линейным диофантовым уравнением с двумя неизвестными. Если НОД(a, b, c)=1 (коэффициенты уравнения взаимно просты), то уравнение называют приведенным. Решить диофантово уравнение, значит найти все целые значения x и y, при которых уравнение обращается в верное равенство, или доказать, что решений нет.

Теорема 4.2. Если в приведенном линейном диофантовом уравнении axbyc (1), Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач (a и b не взаимно простые), то уравнение (1) не имеет решений.

Доказательство.

Пусть Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , тогда Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , тогда, подставив в уравнение (1) получим: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач . Следовательно, Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , или Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач - целое. Так как уравнение (1) приведенное, то НОД(a, b, c)=1, следовательно Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач - не может быть целым. Пришли к противоречию, поэтому если в приведенном линейном диофантовом уравнении axbyc, a и b не взаимно простые, то уравнение не имеет решений.

Что и требовалось доказать.

Рассмотрим решение линейных диофантовых уравнений с двумя неизвестными в m - арифметике.

Пусть axbyc - приведенное уравнение, Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , тогда, перейдя к вычетам по модулю b, получим: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач где Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач - остаток от деления a на b, Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач - остаток от деления c на b, Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач - решение уравнения в арифметике вычетов по модулю b. Согласно определению операции деления в m - арифметике, Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач - всегда существует и, причем только одно, равное частному от деления Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач на Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , в арифметике вычетов по модулю b, т.е. Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Пусть Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач найдено, тогда Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач (3) (Свойство 1.1), где Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач . Выразим из исходного уравнения y: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач . Подставив в последнее равенство выражение для x (3), получим: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач

Пример 4.1. Решить уравнение 14x10y6 в целых числах.

Разделим обе части данного уравнения на 2: 7x−5y3 (1).

Запишем полученное уравнение в m - арифметике: в качестве m возьмём один из коэффициентов при переменных, например, 5. Тогда: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , или Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Переменные записываем с чертой вверху, поскольку это не переменная, значение которой нужно найти, а ее вычет по модулю 5.

Следовательно, Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач . Поэтому Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач

Выразим из уравнения (1) y: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач и, подставив в него найденное выражение для x (2), получим: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач

Ответ: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Пример 4.2. Решить уравнение 39x 22y 10 в целых числах.

Поступим так же, как и в Примере 4.4. Запишем данное уравнение в m - арифметике: в качестве m возьмём один из коэффициентов при переменных, например 22:
Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , или Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Следовательно, Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Найдем 171 в 22 - арифметике: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач
Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач 913 Следовательно, 17113.

Тогда, Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Выразим из исходного уравнения y и подставим в полученное равенство найденное значение x: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач

Ответ: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Пример 4.3. Решить уравнение 26x 34y 13 в целых числах.

Данное уравнение приведенное НОД(26, 34, 13)=1. Так как Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , то оно не имеет решений в целых числах (Теорема 4.2).

Ответ: решений нет.

Пример 4.4. Решить уравнение 43x 37y 21 в целых числах.

Запишем данное уравнение в m - арифметике: в качестве m возьмём один из коэффициентов при переменных, например 43: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , или Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач . Тогда, Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач , Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач .

Выразим из исходного уравнения x, и подставим в полученное равенство найденное значение y: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач

Ответ: Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Арифметика вычетов - один из тех разделов математики, которые зарождались как некоторые формальные рассуждения, и только спустя годы нашли свое практическое применение.

В моей работе рассмотрены методы решения задач, связанных с делением целых чисел и решением уравнений в целых числах с помощью арифметики вычетов.

Материалы данной работы могут быть использованы при подготовке к олимпиадам по математике и ЕГЭ, при проведении внеклассных мероприятий с целью развития и расширения познавательного кругозора, развития логического мышления.

Были решены поставленные задачи: построена система аксиом, необходимая для доказательства свойств вычетов, изучены и доказаны свойства вычетов, решены задачи на доказательство делимости целых чисел и получены общие методы решения линейных диофантовых уравнения с двумя неизвестными. Результаты работы оформлены в виде текста проекта и презентации.

Была достигнута цель исследования: рассмотрены методы решения задач, связанных с делением целых чисел и решением уравнений в целых числах в аспекте их реализации при подготовке к олимпиадам разного уровня.

Гипотеза: изучение свойств арифметики вычетов позволит определить общие методы решения олимпиадных задач, связанных с делением целых чисел и решением уравнений в целых числах - подтвердилась.

Работа над этим проектом позволила занять мне второе место в районном этапе Всероссийской олимпиады школьников и стать призером отборочного этапа международной олимпиады «Покори Воробьевы горы!» (Приложение 2).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Дынкин Е. Б., Успенский В. А. Математические беседы. - М., Л: Государственное издательство технико - теоретической литературы, 1952.

  2. Виленкин Н. Сравнения и классы вычетов // Квант - 1978. - №10. С. - 4 - 9.

  3. Геронимус А. Сравнения по простому модулю // Квант - 1978. - №11. С. - 6 - 11.

  4. Геронимус А. Диофантовы уравнения по простому модулю // Квант - 1978. - №12. С. - 2 - 7.

  5. Спивак А. В. Арифметика. - М.: Бюро Квантум, 2007.

  6. Спивак А. В. Арифметика - 2. - М.: Бюро Квантум, 2008.

  7. Воробьев Н. Н. Признаки делимости. - М., Наука. Гл. ред. физ. - мат. лит., 1988.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Таблицы сложения и умножения в 2-арифметике

+

0

1










x

0

1

0

0

1










0

0

0

1

1

0










1

0

1



Таблицы противоположных и обратных чисел в 2-арифметике

a

0

1


















a

0

1

a

0

1


















a1

-

1



Таблицы сложения и умножения в 3-арифметике

+

0

1

2










x

0

1

2

0

0

1

2










0

0

0

0

1

1

2

0










1

0

1

2

2

2

0

1










2

0

2

1



Таблицы противоположных и обратных чисел в 3-арифметике

a

0

1

2
















a

0

1

2

a

0

2

1
















a1

-

1

2



Таблицы сложения и умножения в 4-арифметике

+

0

1

2

3









x

0

1

2

3

0

0

1

2

3









0

0

0

0

0

1

1

2

3

0









1

0

1

2

3

2

2

3

0

1









2

0

2

0

2

3

3

0

1

2









3

0

3

2

1



Таблицы противоположных и обратных чисел в 4-арифметике

a

0

1

2

3














a

0

1

2

3

a

0

3

2

1














a1

-

1

-

3



Таблицы сложения и умножения в 5-арифметике

+

0

1

2

3

4






x

0

1

2

3

4

0

0

1

2

3

4






0

0

0

0

0

0

1

1

2

3

4

0






1

0

1

2

3

4

2

2

3

4

0

1






2

0

2

4

1

3

3

3

4

0

1

2






3

0

3

1

4

2

4

4

0

1

2

3






4

0

4

3

2

1



Таблицы противоположных и обратных чисел в 5-арифметике

a

0

1

2

3

4












a

0

1

2

3

4

a

0

4

3

2

1












a1

-

1

3

2

4



Таблицы сложения и умножения в 6-арифметике

+

0

1

2

3

4

5




x

0

1

2

3

4

5

0

0

1

2

3

4

5




0

0

0

0

0

0

0

1

1

2

3

4

5

0




1

0

1

2

3

4

5

2

2

3

4

5

0

1




2

0

2

4

0

2

4

3

3

4

5

0

1

2




3

0

3

0

3

0

3

4

4

5

0

1

2

3




4

0

4

2

0

4

2

5

5

0

1

2

3

4




5

0

5

4

3

2

1



Таблицы противоположных и обратных чисел в 6-арифметике

a

0

1

2

3

4

5










a

0

1

2

3

4

5

a

0

5

4

3

2

1










a1

-

1

-

-

-

5



Таблицы сложения и умножения в 7-арифметике

+

0

1

2

3

4

5

6



x

0

1

2

3

4

5

6

0

0

1

2

3

4

5

6



0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

2

3

4

5

6

0



1

0

1

2

3

4

5

6

2

2

3

4

5

6

0

1



2

0

2

4

6

1

3

5

3

3

4

5

6

0

1

2



3

0

3

6

2

5

1

4

4

4

5

6

0

1

2

3



4

0

4

1

5

2

6

3

5

5

6

0

1

2

3

4



5

0

5

3

1

6

4

2

6

6

0

1

2

3

4

5



6

0

6

5

4

3

2

1



Таблицы противоположных и обратных чисел в 7-арифметике

a

0

1

2

3

4

5

6








a

0

1

2

3

4

5

6

a

0

6

5

4

3

2

1








a1

-

1

4

5

2

3

6



Таблицы сложения и умножения в 8-арифметике

+

0

1

2

3

4

5

6

7



x

0

1

2

3

4

5

6

7

0

0

1

2

3

4

5

6

7



0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

2

3

4

5

6

7

0



1

0

1

2

3

4

5

6

7

2

2

3

4

5

6

7

0

1



2

0

2

4

6

0

2

4

6

3

3

4

5

6

7

0

1

2



3

0

3

6

1

4

7

2

5

4

4

5

6

7

0

1

2

3



4

0

4

0

4

0

4

0

4

5

5

6

7

0

1

2

3

4



5

0

5

2

7

4

1

6

3

6

6

7

0

1

2

3

4

5



6

0

6

4

2

0

6

4

2

7

7

0

1

2

3

4

5

6



7

0

7

6

5

4

3

2

1



Таблицы противоположных и обратных чисел в 8-арифметике

a

0

1

2

3

4

5

6

7






a

0

1

2

3

4

5

6

7

a

0

7

6

5

4

3

2

1






a1

-

1

-

3

-

5

-

7



Таблицы сложения и умножения в 9-арифметике

+

0

1

2

3

4

5

6

7

8



x

0

1

2

3

4

5

6

7

8

0

0

1

2

3

4

5

6

7

8



0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

2

3

4

5

6

7

8

0



1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

2

2

3

4

5

6

7

8

0

1



2

0

2

4

6

8

1

3

5

7

3

3

4

5

6

7

8

0

1

2



3

0

3

6

0

3

6

0

3

6

4

4

5

6

7

8

0

1

2

3



4

0

4

8

3

7

2

6

1

5

5

5

6

7

8

0

1

2

3

4



5

0

5

1

6

2

7

3

8

4

6

6

7

8

0

1

2

3

4

5



6

0

6

3

0

6

3

0

6

3

7

7

8

0

1

2

3

4

5

6



7

0

7

5

3

1

8

6

4

2

8

8

0

1

2

3

4

5

6

7



8

0

8

7

6

5

4

3

2

1



Таблицы противоположных и обратных чисел в 9-арифметике

a

0

1

2

3

4

5

6

7

8




a

0

1

2

3

4

5

6

7

8

a

0

8

7

6

5

4

3

2

1




a1

-

1

5

-

7

2

-

4

8



Таблицы сложения и умножения в 10-арифметике

+

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9



x

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9



0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0



1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1



2

0

2

4

6

8

0

2

4

6

8

3

3

4

5

6

7

8

9

0

1

2



3

0

3

6

9

2

5

8

1

4

7

4

4

5

6

7

8

9

0

1

2

3



4

0

4

8

2

6

0

4

8

2

6

5

5

6

7

8

9

0

1

2

3

4



5

0

5

0

5

0

5

0

5

0

5

6

6

7

8

9

0

1

2

3

4

5



6

0

6

2

8

4

0

6

2

8

4

7

7

8

9

0

1

2

3

4

5

6



7

0

7

4

1

8

5

2

9

6

3

8

8

9

0

1

2

3

4

5

6

7



8

0

8

6

4

2

0

8

6

4

2

9

9

0

1

2

3

4

5

6

7

8



9

0

9

8

7

6

5

4

3

2

1



Таблицы противоположных и обратных чисел в 10-арифметике

a

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9


a

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

a

0

9

8

7

6

5

4

3

2

1


a1

-

1

-

7

-

-

-

3

-

9



Таблица сложения в 11-арифметике

+

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0

2

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0

1

3

3

4

5

6

7

8

9

10

0

1

2

4

4

5

6

7

8

9

10

0

1

2

3

5

5

6

7

8

9

10

0

1

2

3

4

6

6

7

8

9

10

0

1

2

3

4

5

7

7

8

9

10

0

1

2

3

4

5

6

8

8

9

10

0

1

2

3

4

5

6

7

9

9

10

0

1

2

3

4

5

6

7

8

10

10

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9



Таблица умножения в 11-арифметике

x

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

0

2

4

6

8

10

1

3

5

7

9

3

0

3

6

9

1

4

7

10

2

5

8

4

0

4

8

1

5

9

2

6

10

3

7

5

0

5

10

4

9

3

8

2

7

1

6

6

0

6

1

7

2

8

3

9

4

10

5

7

0

7

3

10

6

2

9

5

1

8

4

8

0

8

5

2

10

7

4

1

9

6

3

9

0

9

7

5

3

1

10

8

6

4

2

10

0

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1



Таблицы противоположных и обратных чисел в 11-арифметике

a

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


a

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

a

0

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1


a1

-

1

6

4

3

9

2

8

7

5

10

Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач

Проект Использование теории вычетов для решения олимпиадных задач


© 2010-2022