Критериальное оценивание и его роли в математике

Критериальное оценивание определяется как «характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условиий и организации образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям (учащихся, родителей, работадателей, педагогического общества)». В управлении качеством образования нужно подходить, учитывая индивидуальные особенности учащихся и развитие вариативной образовательной среды. включая в себя все многобразие современных технологий и индивидульных траекторий, где вариативность нацелена на максимальную индивидуализацию и доступность образования, на гибкость образовательного процесса, основанного на взаимосвязанной работе его участников по реализации целей и выбору содержания. В преподавании урока использую элементы и  внедряею  в...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ И ЕГО РОЛИ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СОШ №33, Республика Казахстан, г. Семей


Надежным инструментом повышения эффективности учебной деятельности учащихся является система оценки качества образования. Вокруг понятия «качества образования» в последнее время развернулась широкая педагогичсекая и общественная дискуссия, что естественно, поскольку современные культурные и экономические условия жизни требуют не только ряда изменений в сфере образования, но и перехода всего рынка образовательных услуг на качественно иной уровень. В этой связи понятия «качество образования» широко используется при разработке новых концепций образования, построении образовательных программ, проведения реформирования образования на розличных уровнях.

Для оценки школьного образования важно ответить на вопрос о том, к решению каких проблем готовит учащихся общеообразовательная школа. Данное определение, в наибольшей мере соответсвующее задачам нашего исследования, предполагает не просто хорошо знакомый учителям «контроль качества знаний, умений и навыков учащихся», а систематический внутренный и внешный мониторинг функционирования и развития образовательного учреждения, направленный на формирование ключевых компетенциий учащихся.

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образвания. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся. Современный подход к оценке рузультатов в общем образования является более критичным. Сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более тщательным. В то же время более осторожно начали подходить к возможности использования результатов оценки в целях педагогической или селективной диагностики.

Чтобы быть использованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь три качества:

  • они должны быть «валидными» (четко соответствовать прогарммам преподавания),

  • объективными и стабильными (т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего),

  • доступными (т.е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны данному государству).

Постепенно формируется убеждение, что образовательная система должна корректно поставить дидактичсекую задачу и с помощью педагогичсеких технологий быть способной решить ее. При этом интерпретации должны подвергаться не единичные оценки и тем более не средний балл учащегося, а величины, отражающие динамику изменения некоторого измеряемого качества, например, овладение учащимся учебным материалом.

В практике традиционного обучения обнаруживается существенные отрицательные стороны системы оценок. Анализ традицинонных методов проверки показал, что система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому «качество» трактуется сегодня достаточно произвольно, каждым педагогом разрабатывается своя система проверочных заданий. Цель измерения в педагогике ­­­­- это получение численных эквивалентов уровней знаний. Измерителями являются средства и способы выявления по заранее заданным параметрам качественных и количественных характеристик достижения учащимися уровня учебной подготовки.

Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения и соответственно, способов оценки достижений обучающихся. Другими словами сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.

Критериальная система оценки знаний расматривается как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам.

Данная система позволяет получить:

  • возможность определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;

  • возможность получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;

  • дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и др. виды работ);

  • отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;

  • повысить обекътивность оценки знаний.

Критериальная система оценки знаний особенно хорошо работает в средних и старших классах средней школы, когда учебу школьники начинают рассматривать как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание.

Такая система оценки позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности, уменьшает субъективизм педагога при оценке знаний, стимулирует соревновательность в учебном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию.

Критериальное оценивание - это процесс, основанной на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Критерии оценивания разрабатывается по каждому предмету. При грамотном составлении критериальной шкалы учащиийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что стимулирует достижение более высого результата образования и формирования учебной самодеятельности.

Критериальное оценивание снижает субъективность выставления отметки, обеспечивает учителя и учеников механизмами, одинаково эффективно работающими как при оценивании, так и при самооценивании решает проблему обекътивности оценки. Это достигается посредством заранее известных и четко выработанных критериев, их равнозначностью для всех участников образовательного процесса.

Таким образом, единой целью технологии критериального оценивания является определение и повышение успешности учебной деятельности учащихся посредством использования определенных параметров (критериев), позволяющих связать систему оценивания с целевыми установками как отдельного учебного курса, так и формирования компетентностей учащихся на соответствующей ступени школьного образования.

В соответствии с этой целью система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования; родителям отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка; учителям выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том

  • происходит ли развитие образовательных запросов учащихся стремятся ли они более к более глубоким и основательным знаниям,

  • начинают ли учащиеся осознавать, что реальные проблемы требуют интеграции знаний из разных предметных областей,

  • совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки, наращивают ли свои знания с тем, чтобы более успешно продвигаться в обучении, находоить решения учебных задач,

  • обнаруживают ли дети как умение работать индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности.

Перечень задач, которые выполняет технология критериального оценивания (рис. 1):

  • повысить учебную мотивацию учащихся, снять эмоциональный негатив с оценки, активность в обучении, в обсуждении и анализе ответов;

  • системативизировать, углублять, закреплять знания учащихся;

  • управлять процессом усвоения знаний учащихся в процессе обучения, полно, точно и оперативно получать обратную информацию посредством: обеспечение надежной обратной связи; определение качества усвоения материала; выявления трудностей, ошибок и их причин; предупреждение пробелов знаний.

Критериальное оценивание и его роли в математике

Задачи технологии

критериального оценивания




Рис. 1. Задачи технологии критериального оценивания

  • обеспечить надежную обратную связь, определять качество усвоения материала;

  • обеспечить прочность запоминания, тренировать учащихся в выдержке и самообладании;

  • выявлять трудности, ошибки их причины, предупреждать пробелы знаний.

Технология критериального оценивания обладает рядом функций: контролирующей, обучающей, воспитывающей, диагностической, развивающей и мотивационной. Рассмотрим функции контроля учебных достижений учащихся и проанализируем их роль в учебном процессе (рис. 2).

Критериальное оценивание и его роли в математике

Критериальное оценивание и его роли в математикеКритериальное оценивание и его роли в математикеКритериальное оценивание и его роли в математике

Критериальное оценивание и его роли в математикеКритериальное оценивание и его роли в математикеКритериальное оценивание и его роли в математике



Критериальное оценивание и его роли в математикеКритериальное оценивание и его роли в математикеКритериальное оценивание и его роли в математикеКритериальное оценивание и его роли в математике

Критериальное оценивание и его роли в математике

Критериальное оценивание и его роли в математике


Рис. 2. Функции технологии критериального оценивания

Представляется необходимым рассмотреть и основополагающие принципы организации критериального оценивания учебных достижений учащихся:

  1. принцип критериальности и дескриптивности;

  2. принцип единства формуирующего и констатирущего оценивания;

  3. принцип осознанности;

  4. принцип диагностической основы.

Использование критериального оценивания способствует развитию индивидуальных способностей каждого ученика, его свобод и прав; формированию у учащихся критического мышления, отзывчивости и состардания; воспитанию у учеников стремления и способности к непрерывному образованию в течение всей жизни; формированию у учащихся личной системы ценностей, выражающей в их реальных поступках; продуктивному взаимодействию детей друг с другом, развитию их индвидуальности, способностей к творчеству и самоорганизации; установлению прочных связей между учебной деятельностью и реальной жизнью детей. Использование критериального подхода позволяет также привлекать к процессу оценивания самих учащихся, то есть проводить самооценивание, являющееся важнейшим компонентом образовательного процесса, так как только рефлексивная деятельность учашихся позволяет им извлекать опыт из своей деятельности, мобилизовать внутренние русурсы на решение поставленной задачи, лучше понимать себя.

Деятельность учителя, связанная с развитием оценочных умений школьников, заклюзается в создании условий для их продвижения в направлении зоны высокоразвитых умений. Положительное изменение в развитии оценочных умений происходит за счет усложнения оценочной деятельности учащихся, повышения активности и самостоятельности в ее осуществлении. Продвижение по степеням развития оценочных умений в границах каждого из трех уровней (репродуктивного, продуктивного и творческого) осуществляется с помощью следующих этапов:

  • обсуждение (зачастую разработка) с учащимися критериев и норм оценивания;

  • демонстрация учителем проведения действий контроля и оценки заданий определенных уровней сложности;

  • организация отработки контрольно-оценочных умений в упрошенных условиях;

  • организация самостоятельной практики оценочных действий учащихся с непрерывной обратной связью и положительным подкреплением со стороны учителя;

  • проведение рефлексии учащимися.

Оценка, основанная на критериях, позволяет предоставлять учащимся возможности показывать свою компетентность; более точно определять объем содержания для усвоения учащимися; учитывать процессуальный, концептуальный и поведенческий аспекты обучения; оценивать обучение как целостный процесс, как совокупность содержания или взаимосвязанных компетенций; реализовать индивидуальную или групповую оценку ориентировать процесс обучения на непрерывную форму оценивания.






© 2010-2022