- Преподавателю
- Математика
- «Единица измерения объёма жидкости – литр»
«Единица измерения объёма жидкости – литр»
Раздел | Математика |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузьмина Т.М. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок математики в 1 классе
Тема: «Единица измерения объёма жидкости - литр»
Цель : сформировать представление о литре как единице измерения вместимости (объёма).
Задачи:
-
исследование ситуаций, требующих введения новой мерки;
-
совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 10;
-
способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;
-
прививать навыки аккуратности, терпения, преодоления трудностей.
Формировать УУД:
Личностные:
- сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
- понимать и следовать в деятельности нормам эстетики;
- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;
- развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям;
- следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении;
- способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;
- следовать в поведении моральным и этическим требованиям;
- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;
- работать над осознанием ответственности за общее дело.
Регулятивные:
- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- способствовать выполнению пробного учебного действия;
- создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания: вносить необходимые корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя: проговаривать последовательность действий на уроке: работать по коллективно составленному плану: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Коммуникативные:
- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте (совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им);
- помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других).
Познавательные:
- развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
- помочь выделить и сформулировать учебную задачу;
- развивать умение работать с разными видами информации;
- продолжать работать над формированием умений выполнения действий по образцу;
- работать над использованием знаково-символичных средств;
- способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке;
- умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты:
-
Предметные:
Знает понятие объем и единицу измерения объема - литр;
Умеет сравнивать предметы по объему с помощью переливания.
Понимает отношения между числами (больше, меньше, равно).
Правильно употребляет в речи математические понятия.
Умеет правильно обозначать величину - литр.
-
Личностные:
Умеет проводить самооценку и рефлексию учебной деятельности.
-
Метапредметные:
-
Регулятивные:
- определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя; проговаривает последовательность действий на уроке; оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; работает по коллективно составленному плану; планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывает свое предположение.
-
Коммуникативные:
Умеет оформлять свои мысли в устной форме;
Слушает и понимает речь других; умеет совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные:
Умеет ориентироваться в своей системе знаний; отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания; находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности. Игра «Здравствуй, друг!»
(Все дети стоят возле своих парт и здороваются по очереди со своими
«соседями по лицу» и «соседями по плечу»)
-Здравствуй, друг! (пожимают друг другу руки)
- Как ты тут? (похлопывают по плечу друг друга)
- Где ты был? (берут друг друга за ухо)
- Я скучал! ( прижимают свои руки к сердцу)
- Ты пришёл? (Разводят руки в стороны)
- Хорошо! (Обнимают друг друга)
Мальчики отодвиньте стулья и помогите девочкам присесть. Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое. Итак, за работу.
II. Актуализация знаний.
-Сегодня у нас урок математики. Как вы думаете, надо нам продолжать заниматься математикой или мы уже всё знаем? А хотите узнать что-то новое?
1) Игра «Весёлый мяч»
-Я кидаю мяч и говорю какое-то высказывание, тот кто поймает мяч, его заканчивает.
-Если карандаш короче ручки, то ручка… (длиннее карандаша)
-Если арбуз тяжелее дыни, то дыня… (легче арбуза)
-Если бабушка младше дедушки, то дедушка… (старше бабушки)
- Если ведро больше стакана, то стакан… (меньше ведра)
2) Устный счёт (Структура «Микс - пэа - шэа»).
Встали все, задвиньте стулья. Вы под музыку перемешиваетесь в классе. Когда я остановлю музыку, скажу «В пары!», вы должны встать в пары с ближайшим к вам партнером, поприветствовать друг друга. Я задам вопрос и дам время подумать. Вы по очереди будете отвечать (по 30 сек). После чего должны поблагодарить партнера.
Вопрос: Что вы знаете о числе 9? Подумайте.
(отвечают на вопрос по очереди)
(оно однозначное, его «соседи» 8 и 10, предыдущее число 8, последующее за ним число 10, состав числа: 1 и 8, 8 и 1, 2 и 7, 7 и 2, 3 и 6, 6 и 3, 4 и 5, 5 и 4.)
(дети садятся за парты)
- Какой праздник в году наша страна отмечает 9 числа? (…)
- В этом году 9 мая исполняется 70 лет с того момента как наш народ совершил настоящий подвиг. Он победил немецких захватчиков и отстоял мир на земле. Великая Отечественная война длилась почти 4 года. Много бойцов не вернулось с фронта живыми, другие прошли все невзгоды и дожили до самой победы. Многие из них живы и сейчас. Мы, ребята, должны быть благодарны им за то, что они прогнали с нашей земли ненавистного врага, подарили нам мир и свободу.
III. Формулирование проблемы. Самоопределение к деятельности.
На столе у каждой группы таблички со словами: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объем.
- Разделите эти слова на группы. Объясните свой выбор.
Весы длина
Масса сантиметр
Килограмм линейка
(Длина измеряется линейкой, единица измерения - сантиметр.
Масса измеряется с помощью весов, единица измерения - килограмм.)
-Что такое масса и длина? (Это величины.)
-Почему массу и длину мы можем назвать величиной? (Потому что их можно сравнить и измерить.)
- Почему слово «объём» вы не отнесли ни к одной группе? (Мы не знакомы с этим словом, не знаем что оно означает.)
- Как вы думаете, что же сегодня на уроке нам предстоит выяснить?
На ватмане, прикреплённом на доске, формулируем план
( 1) Что такое объем?
2) Является ли объём величиной? Можно ли сравнить объём?
3) Как измерить объём? Каковы единицы измерения объема? )
-Попробуйте сформулировать цель нашего урока, используйте для этого слова, записанные на доске:
-
Познакомимся…
-
Узнаем…
-
Научимся…
-Что мы сейчас с вами сделали? (Спланировали свою дальнейшую деятельность.)
IV. Открытие нового знания.
(Беру в руки стакан с водой.)
- Что у меня в стакане? (вода)
- Какая она? (жидкая)
(Выливаю часть воды на стол или на пол)
- Что произошло с водой? (Она растеклась, потому что жидкая.)
- Как вы думаете, что необходимо для жидкости, чтобы она не растекалась? (Ёмкости - предметы, в которые можно налить любую жидкость)
Структура «Релли Робин»
-Повернитесь лицом к «соседу по плечу» и назовите, какие ёмкости вам известны, отвечайте по очереди, называя по 1 слову, начинает тот, у кого волосы темнее.
(стакан, банка, чашка, кастрюля, ведро, бочка и пр.)
- Поделимся своими знаниями и послушаем, какие мнения звучали за вашими столами. Слушаем друг друга внимательно, чтобы не повторяться. Начинает стол № 1, третий ученик.
(слушаем мнения всех столов, не повторяясь)
- Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо знакомы: это стакан, банка, бокал.
-Для чего мы используем эти предметы в жизни. (Чтобы наливать в них разные жидкости - чай, молоко, воду.)
-Проверим, во все ли эти ёмкости помещается одинаковое количество жидкости. Как это сделать? (Переливанием)
-Возьмем стакан с водой и посмотрим, такое ли количество жидкости помещается в банке. Для этого воду из стакана перельем в банку. Видно, что вода из стакана поместилась в банке вся, и при этом в банке еще осталось место. Значит, можно сделать вывод… (Что воды в стакане меньше, чем в банке.)
- Проверим, одинаковое ли количество воды помещается в стакане и в бокале. Перельем воду из стакана в бокал. Видим, что вода поместилась вся и ее ровно столько же, сколько в стакане. Можно сделать вывод… (Что в стакане и в кружке помещается воды одинаково.)
-Сейчас при переливании нас интересовал цвет сосудов? (Нет.)
-А их форма? (Нет.)
- Имел ли для нас значение материал, из которого сделаны сосуды? (Нет.)
- А их масса? (Нет.)
- А что же было для нас важным? (Больше или меньше поместится в них воды.)
-По другому можно сказать, при решении данной задачи нас интересовала вместимость сосудов, или в математике говорят «объем».
Над каким пунктом нашего плана мы сейчас работали? (1.Что такое объём?)
- Итак, мы сравнивали объемы ёмкостей: стакана, бокала, банки. Наши сравнения можно записать с помощью знаков: >, <, =.
(на каждом столе картинки и знаки)
На слайде
Стакан ? банка
Стакан ? кружка
Расположите картинки с ёмкостями парами и поставьте между ними знак, какой вы считаете нужным: <,>, =,
Стакан < банка
Стакан = кружка
-Раз мы смогли сравнить объемы этих ёмкостей и воспользовались знаками <,>, =, значит можно сказать, что объем-это величина.
На какой пункт плана мы сейчас дали ответ? (2. Является ли объём величиной. Можно ли сравнить объём?)
Физкультминутка (Структура «Фолоу зе лидер)
Дети группами встают в затылок друг другу («паровозиком»). Звучит музыка. Первый ученик начинает показывать какое-то движение, вся его группа двигается также. Музыка останавливается, первый ученик уходит в конец «паровозика», лидером становится другой.
Практическая работа.
-Я вам предлагаю провести эксперимент. Знаете, что такое эксперимент? (……….)
Мы на уроке сейчас превратимся в маленьких «учёных» и попробуем провести свой эксперимент. Хотите попробовать? У каждой группы на столе есть предметы, необходимые для эксперимента. Посмотрите, у вас там стоит банка ( на всех столах одинаковые), ёмкость с водой и мерка (на всех столах разные: стакан, чашка, бокал, миска).
-Подсчитайте, сколько мерок вмещает в себя банка. А для это нужно вашей меркой наливать воду в банку, пока она не наполнится. Воду наливает ученик № 2, остальные участники группы считают, сколько мерок у вас поместится в банку.
(эксперимент)
- Скажите, сколько мерок воды поместилось в вашу банку?
(спрашиваю у каждого стола)
- Посмотрите внимательно, банки у нас одинаковые, а почему-то количество мерок воды, которое в них поместилось разное. Почему? (мерки разные)
-Как же быть?
(Подвожу к выводу о том, что вместимость (объем)
определяется одной меркой, а не разными.)
- Может быть, кто-то уже знает, какой единицей мы пользуемся для измерения объёма? (…)
(На доске картинки: ведро, блюдце, кастрюля, кружка)
-Назовите ёмкость с самой маленькой вместимостью? (блюдце)
-Назовите ёмкость с самой большой вместимостью? (ведро)
-Расставьте сосуды в порядке возрастания их вместимости.
На доске один ученик выполняет задание: блюдце - кружка - кастрюля - ведро
-Если вы правильно выполнили задание, то, перевернув эти изображения, мы найдём ответ на третий пункт нашего плана.
(картинки переворачиваются - получается слово «ЛИТР»)
- Банки на ваших столах вмещают ровно 1 литр жидкости.
Историческая справка.
-В древние времена мерами для измерения объема были бочка, кадка, но эти меры были неудобны, т.к. в разных местностях они были разные и значительно различались друг от друга. Поэтому стала нужна одинаковая мерка для измерения объема. Такая мерка называется - литр.
-Слово литр сокращенно пишут так: л (на слайде появляется запись: литр - л).
-Где вы в жизни встречались с этой единицей измерения вместимости?
(В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров.)
- Над каким пунктом плана мы сейчас работали?
(3. Как измерить объем и каковы единицы измерения объема?)
V. Применение нового знания.
1) Работа с учебником (устно решаем задачу)
Прочитайте задачу № 2 на с. 38. (В ведро входит 10 литров воды. Сколько литров воды можно долить в ведро, если в нём 6 л? 9 л? 7 л?)
2) Игра «Верю - не верю»
- Сейчас поиграем в игру "Верю - не верю". Если вы согласны с моим утверждением, то хлопаете в ладоши, если не согласны - топаете ногами.
- Объём конфет можно измерить в литрах? -
- Печенье? -
-Молоко? +
- Квас? +
- Яблоки? -
- Бензин? +
- Макароны? -
-Сок? +
- Лимонад? +
VI. Рефлексия учебной деятельности
-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
- На все вопросы удалось найти ответы?
- Какие выводы нам удалось сделать?
-Какое открытие сегодня на уроке сделал каждый из вас?
- Как знания, полученные сегодня могут пригодиться вам в жизни?
-Перед вами три ёмкости с надписями:
Я понял,
но у меня
остались
вопросы
Я
всё
понял
Я
ничего
не понял
на уроке
- Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретённые умения на сегодняшнем уроке. Бейджик со своим именем положите в ту ёмкость, которая соответствует вашей самооценке.