Презентация СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Системно - деятельностный подход в обучении математики.                                                                                                                                                                                                    Карнаухова Наталья Юрьевна                                                                                  Учитель математики МБОУ «Солянская СОШ» Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением псих... 1ряд. 2ряд. 3 ряд 1.0,6х2-3,6х=0 2. 5х2+125=0 3. 4. х2-7х+20=0 1. 2.3х2+27=0 3. 4.2,4х-0,4х2=0 1.2х2=8=0 2. 3.х2-2х-35=0 4. Первый ученик, верно выполнивший все задания своего ряда, записывает на доске буквы алфавита, соответствующие полученным ответам, а затем помогает ученикам своего ряда в выполнении этих заданий III. Анализ полученного результата и создание слов, поговорки на английском языке и перевод на русский язык. (слайд 8) 1.tomorrow , today IV. Озвучивание полученного результата( поговорки на английском языке и перевод на русский язык). 2.Never put off till tomorrow what you can do today/ 3. Не откладывай ... 1 вариант 2 вариант Критерии оценок 1.х=3,х=-3 2.(х+4) Часть 2. 1.х(х-1)(у-1) 1.х=2,х=-2 2.(х-0,5) Часть 2. 1.с(с-1)(у-1) Часть 1.-0,5 балла Часть 2.-2 балла Оценка «3» от 1,5 б Оценка «4» от3,5 б Оценка «5»-7,5 б   Полученный результат выполненной работы и является итогом урока. Он показывает насколько хорошо ученик усвоил материал. VII. Итог урока. Рефлексия. (слайд 11) 1.Ваша оценка урока 2.Каково для вас значение урока в подготовке к экзамену. 3.Чтобы вы хотели изменить или дополнить в проведении урока.     ( слайд 12) Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику  приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Системно - деятельностный подход в обучении математики.


Карнаухова Наталья Юрьевна

Учитель математики МБОУ «Солянская СОШ»

Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь-это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека - только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.

Технологизация общества, ускорение в сфере информатизации отрицательно сказалась на отношении некоторых учащихся к обучению в школе. Часть из них считает зазорным учиться вообще. Другая часть хочет быть успешной, но не хочет при этом прикладывать усилия. Сейчас век - компьютеров, говорят они, пусть компьютеры работают. В результате для значительного количества обучающихся в классе создается ситуация «неуспеха», а это неминуемо приводит к тому, что успешность такие дети приобретают где угодно на стороне, но только не в школе.

Кризис образования - это обнищание души при обогащении информацией.

Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний, а на стимулирование поиска знаний и системно -деятельностный подход этому способствует.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.



Что значит "деятельность"? Сказать "деятельность" - это указать на следующие моменты.

Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат



Второе понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Н.А.Бернштейн называл ее "коррекцией", П.К.Анохин -"обратной ориентацией". А мы сегодня ее называем так: аттестация, аккредитация, лицензирование, тестирование. Только в этой системе существуют эти понятия.



Чему должен научиться ребенок? Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их.

Модель обучения можно представить в виде следующей схемы: (слайд 2)



При деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями.

а) восприятие информации;
б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
в) запоминание (создание образа);
г) самооценка.

(слайд 3)

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача - задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или е совпадать.
Учебная деятельность - управляемый учебный процесс.
Учебное действие - действие по созданию образа.
Образ - слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие - я умею! У меня получится!
Эмоционально - ценностная оценка - Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

Конечно, у этого метода есть недостатки и самый главный из них: все новое требует много времени и сил. Гораздо легче вести урок по уже привычному плану, но если вдуматься, то мы довольно часто применяем на своих уроках системно-деятельностный подход даже не задумываясь об этом, и весьма эффективно

Приведу пример.

На уроке геометрии в 7 классе можно дать ребятам определение прямоугольника, можно предложить учащимся самим прочитать в учебнике, вдумываясь в определение, «Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется прямоугольником». Призыв «вдумайтесь!» для большинства бесполезен. Чтобы в действительности побуждать учащихся к вдумчивому чтению, лучше дать конкретное задание, в котором указать, что и как должны сделать учащиеся.

Создадим проблемную ситуацию. Прочитайте в учебнике определение прямоугольника и установите, можно ли его видоизменить таким образом: «Параллелограмм, у которого есть прямой угол, называется прямоугольником». Ясно, что такое задание учащиеся не могут выполнить без вдумчивого чтения, без анализа сопоставления обеих формулировок.

В таком случае учащиеся лучше запомнят определение, чем при его чтении без конкретного задания.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.

Еще один пример, на этот раз из алгебры:


8 класс (слайд 4)

Тема: Разложение квадратного трехчлена на множители.

Цели:

1. Организовать деятельность учащихся по развитию знаний о разложении квадратного трехчлена на линейные множители, сокращение дробей.

2. Содействовать воспитанию: уважительного отношения к себе ( я могу) и к товарищам ( как у тебя получилось и почему?), признавать право быть уникальным и право на ошибку.

3. Развивать логику, способность проводить анализ.

(слайд 5)

I. Устный счет (актуализация прежних знаний для решения учебной задачи).

1. Назвать формулу разложения квадратного трехчлена на линейные множители; а(х-х1)(х-х2)

2. Разложить на множители; х2-9х+14

3. При каком значении р квадратный трехчлен х2+рх+10 будет иметь корень , равный 2?

4. Какие еще способы разложения на множители вы знаете?

Разложить на множители 4х32; у2-169х2

(слайд 6)

II. Учебная задача: развивать у учащихся навыки разложения на множители квадратного трёхчлена, применять полученные знания при решении примеров с целью подготовки к успешной сдаче экзамена по математике.

Ученик ставится в положение исследователя - творца. Ведь для того, чтобы он мог овладеть принципом, открыть его, надо провести исследование. Все правила и законы выстраиваются ребенком собственноручно.

Решить уравнения

Самостоятельная работа-шифровка.(слайд 7)

Проанализировать результат.

Буквы английского алфавита; a d m o r t y w

1ряд.

2ряд.

3 ряд

1.0,6х2-3,6х=0

2. 5х2+125=0

3.

4. х2-7х+20=0

1.

2.3х2+27=0

3.

4.2,4х-0,4х2=0

1.2х2=8=0

2.

3.х2-2х-35=0

4.

Первый ученик, верно выполнивший все задания своего ряда, записывает на доске буквы алфавита, соответствующие полученным ответам, а затем помогает ученикам своего ряда в выполнении этих заданий

III. Анализ полученного результата и создание слов, поговорки на английском языке и перевод на русский язык. (слайд 8)

1.tomorrow , today

IV. Озвучивание полученного результата( поговорки на английском языке и перевод на русский язык).

2.Never put off till tomorrow what you can do today/

3. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.



(Каждый ученик ставится в положение либо субъекта, либо источника идеи, либо оппонента, действуя в рамках коллективного обсуждения проблемы. Проблемные вопросы вызывают у ученика определенные творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы и поверять их в диалоге с оппонентами. Такая "коллективно-распределительская мыследеятельность" дает двойной результат: помогает решить учебную задачу и существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, рефлексировать свои действия , а так же способствует деловому общению и развитию межпредметных связей.)

V. Работа с учебником.

- Сборник заданий к экзамену стр.147 №178

VI. Закрепление. (работа по тестам) (слайд 9)

Вариант №1

Часть 1.

1.Решить уравнение: 3х2-27=0

2.Какой многочлен надо подставить вместо многоточия, чтобы было верным равенство:2х2-9х-5=2(х-5)(…..)

Часть 2.

1.Разложите на множители: х2у-ху-х2

Вариант №2

Часть 1.

1.Решите уравнение:2х2-8=0

2.Какой многочлен надо подставить вместо многоточия, чтобы было верным равенство: 2х2+5х-3=29х+3)(….)

Часть 2.

1.Разложите на множители: ас22-ас+с

VII. Самооценка.

В данный момент самооценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.

Каждый ученик получает оценочный лист с ответами и критериями оценок: (слайд 10)

1 вариант

2 вариант

Критерии оценок

1.х=3,х=-3

2.(х+4)

Часть 2.

1.х(х-1)(у-1)

1.х=2,х=-2

2.(х-0,5)

Часть 2.

1.с(с-1)(у-1)

Часть 1.-0,5 балла

Часть 2.-2 балла

Оценка «3» от 1,5 б

Оценка «4» от3,5 б

Оценка «5»-7,5 б


Полученный результат выполненной работы и является итогом урока. Он показывает насколько хорошо ученик усвоил материал.

VII. Итог урока.

Рефлексия. (слайд 11)

1.Ваша оценка урока

2.Каково для вас значение урока в подготовке к экзамену.

3.Чтобы вы хотели изменить или дополнить в проведении урока.



( слайд 12) Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.







© 2010-2022