Конспект по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода Лызлова Е..А, учитель математики МАОУ «Большеченчерской» СОШ Казанского  района Тюменской областиУчебник «Математика, 5» Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурдт. – 25-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2009. Аннотация к уроку    Урок математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» в 5 классе является первым из четырёх, отведенных на данную тему. Урок построен в соответствии с системно-деятельно...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода

Лызлова Е..А,

учитель математики

МАОУ «Большеченчерской» СОШ Казанского района Тюменской области»


Учебник «Математика, 5» Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурдт. - 25-е изд., стер. - М. : Мнемозина, 2009.

Аннотация к уроку

Урок математики по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» в 5 классе является первым из четырёх, отведенных на данную тему. Урок построен в соответствии с системно-деятельностным методом обучения, урок по типу ОНЗ (открытие новых знаний).

Цель урока: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию.

Для активизации познавательной деятельности и развития универсальных учебных действий на уроке использованы элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии групповой деятельности, игровая технология, ИКТ, здоровьесберегающая. Вместе с учителем учащиеся самостоятельно формулируют тему урока определяют задачи урока и решают поставленные задачи.

Тема: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Цель: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Познавательные:

формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.

Коммуникативные:

воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Методы обучения:

  • Репродуктивный (стимулирование учебной деятельности)

  • Наглядный

  • Проблемно - поисковый

  • Эвристическая беседа

Формы работы учащихся:

  • Фронтальная

  • Парная

  • Индивидуальная

Оборудование:

Мультимедийный проектор, презентация, карточки для работы в группе,индивидуальные карточки - смайлики.

Ход урока.

I. Организационный момент 2 мин (слайд 1)

- Здравствуйте ребята!

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!"

Будем мы считать, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.

Выучим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: "Это всё умею я".

I I. Мотивация к учебной деятельности

Формируемые УУД:

Личностные: смыслообразование

Познавательные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями)

Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение 15 мин

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

Цель:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть дроби с одинаковыми знаменателями.

(Слайд 2)

- Ребята, а вы знаете этих героев? Догадались к кому они пришли в гости? (к Кролику) (Слайд 3)

-Кролик у нас ученый, всем кто к нему приходит в гости, он задаёт умные вопросы.

Чтобы Вини - Пух и Пятачок вошли в дом к Кролику нужно поработать. Поможем им, ребята? (да)

- Дверь у Кролика волшебная. Ответим верно, значит откроется.

Вопросы: Конспект по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

  • Прочитайте дроби.

  • Назовите правильные дроби.

  • Назовите неправильные дроби.

  • Назовите дроби с одинаковыми знаменателями.

  • Назовите дроби с одинаковыми числителями.

(слайд 4)

Какая часть фигуры закрашена?

- Молодцы! Хорошо справились с заданием! Помогли открыть дверь.

(Слайд 5)

- Кролик знает, что Винни - Пух очень любит мёд! Вот он и приготовил два горшочка с мёдом. Поможем Винни - Пуху определить какое количество мёда находится в горшочках.

(Слайд 6)

В первом - Конспект по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями от 700г, (200г), во втором - Конспект по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями то 800г (600г).Молодцы!

- Винни - Пух съел весь мёд за 7 минут. Какую часть часа он затратил? (Конспект по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателямич)

- Кролик приглашает друзей пить чай с тортом.

(слайд 7)

Пятачок съел Конспект по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями торта, Винни - Пух - Конспект по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями , а сам Кролик съел Конспект по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями торта.

- Ребята, ещё один гость! Кролик у нас воспитанный, он заботится о друзьях, волнуется, сможет ли он угостить Дракона тортом?

- Как узнать? (надо посчитать сколько кусочков торта осталось)

- Что для этого нужно сделать?(сложить дроби, вычесть)

- Что мы должны научиться делать?(складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)

- Значит перед нами стоят задачи: научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и применять эти знания при решении задач.

- Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? (Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.)

- Запишите число и тему урока. (Слайд 8)

(На доске учитель записывает тему урока)

I II. Изучение темы

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

(Слайд 9)

-Ребята, на сколько частей разрезан торт? Как выполнить сложение дробей Конспект по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями Вспомним что показывает числитель? Значит Пятачок съел 2 кусочка торта, Винни-Пух - 5, а Кролик - 1. Всего сколько кусочков торта съедено? (8). Выполним сложение. А сколько осталось? Как можно узнать? Выполним вычитание.

- Ну что, ребята, Кролик сможет угостить Дракона? (да)

- А теперь давайте сформулируем правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями. (говорят).

- Давайте откроем учебник на странице 155 и прочтём правила. Так ли мы их сформулировали? Замечательно! Эти правила надо знать!

(слайд 10)

(слайд, на котором буквенная запись сложения и вычитания)

- Ребята, запишите буквенную запись сложения и вычитания в тетрадь.

А чтобы о нас говорили, что мы культурные и воспитанные, мы должны говорить правильно. Этому нас тоже учат. (с.157 прочесть вслух, сделать акцент на то, что склонение числительных будем изучать в 6 классе).

(Прописать на доске два примера - образцы на сложение и вычитание).

Конспект по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателямиКонспект по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

IV. Первичное закрепление во внешней речи 4 мин

(стр. 157, № 1011) - устно

Физминутка 1 мин

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три - прижмем к плечам, на 4 - к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем - добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

(слайд 11)

  1. Графический диктант. 4 мин

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Цель: проверить своё умение применять правило сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

- Сейчас мы напишем графический диктант. А помогать нам будут наши друзья.

Запишите в тетради в строчку свои ответы.

Ответу «да» соответствует «+», ответу «нет» - «-».

(Два ученика у доски на обратной стороне)

1) Я думаю, что сумма одной пятой и трёх пятых равна четырём пятым.

2) Я думаю, что разность одиннадцати тринадцатых и двух тринадцатых равна девяти тринадцатым.

3) Я думаю, что сумма пятнадцати двадцать вторых и пяти двадцать вторых больше единицы.

4) Верно ли, что Конспект по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями = Конспект по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями .

5) Верно ли, что Конспект по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями > Конспект по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями .

6) Я думаю, что если поменять местами числитель и знаменатель правильной дроби, то полученная дробь окажется меньше исходной.

7) Верно ли, что дробь Конспект по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями < 1.

8) Верно ли, что чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями надо из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого.

(слайд 12)

Ключ: ++ -++-++

Проверяют правильность выполнения, самооценка. Открываем доски. (Выставить оценки работавшим у доски)

Поставьте сами себе оценки карандашом на полях тетради («5»-верно все, «4»-1-2 ошибки, «3»-3-4 ошибки, «2»- 5 и более ошибок).

2. Работа по вариантам. 5 мин

Вызываю к доске двух ребят, они работают на скрытой доске, а остальные работают самостоятельно по вариантам.

1.Стр. 156, №1005 - 1 вариант

- Прочитайте ответ. (Масса салата Конспект по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями кг.)

(вопросы задаются учителем в случае затруднения)

2. Стр. 156, №1009 - 2 вариант

- Прочитайте ответ. (Во второй день засеяли Конспект по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями поля.)

(вопросы задаются учителем в случае затруднения)

-Закончили? Проверяем. Открываем доски и сравниваем. (слайд 13,14)

- Кто справился с первым заданием? Где допущена ошибка?

- Кто справился со вторым заданием? Где допущена ошибка?

- Повторим ещё раз правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Молодцы! Справились.

(Заслушать решения, прокомментировать действия, проговорить провила сложения и вычитания дробей. Выставить оценки).

3. Работа в парах 5 мин

№ 1014, стр.158.

Рассмотреть оба способа. (слайд 15)

1 способ:

Конспект по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателямизанято елью и сосной вместе.

300:10*7=210 (га)

Ответ: 210 га занято елью и занято вместе.

2 способ:

300:10*3=90 (га) занято елью

300:10*4=120 (га) занято сосной

120+90=210 (га)

Ответ: 210 га занято елью и занято вместе.

Проверка и коррекция. (Оценки за работу у доски)

V. Работа в парах. 5 мин

Формируемые УУД:

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие

Коммуникативные: выражение своих мыслей, достижение договорённости и согласование общего решения.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

-Ребята, сейчас мы обобщим знания о дробях, выполним тест. (слайд 16)

Конспект по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Конспект по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

-Какая группа справилась первой? Молодцы! Давайте проверим. Заслушиваем одну группу. Используем перекрёстное оценивание, другая группа оценивает.

- А вы согласны? Выскажите своё мнение. (высвечиваем слайд)

- Проверяем тест, слово третьей группе, и т.д.

Сравниваем с эталоном. (Производим коррекцию) (слайд 17)

(слайд 18) работа по учебнику № 2015, 2016

VI. Рефлексия деятельности на уроке 3 мин

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества

Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: правило сложения и вычитания дробей;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

4) обсудить и записать домашнее задание.

1. Подведем итог урока:

- Какую тему мы сегодня вместе с нашими друзьями изучали? (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)

- А какие задачи мы для этого ставили? (научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)

- Наши задачи выполнены? (да)

-Выставление оценок индивидуально, в группах, выставление общей оценки за урок

- Возьмите смайлики и нарисуйте свое настроение.

2. Постановка домашнего задания с комментированием: 1 мин (слайд 19)

Стр. 155 - 156 (выучить правила), № 1039, 1041,

написать сказку про приключения дробей - по желанию.

- Мы здорово потрудились! Всем большое спасибо за интересный урок! Возьмите смайлики с вашим настроением и прикрепите на доску.

© 2010-2022