- Преподавателю
- Математика
- Пояснительная записка и тематическое планирование, Алгебра 7 класс к учебнику Макарычева Ю. Н
Пояснительная записка и тематическое планирование, Алгебра 7 класс к учебнику Макарычева Ю. Н
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Данилова А.М. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
г.Хабаровск
Алгебра 7 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В ходе преподавания алгебры в 7 классе, работы над формированием у учащихся универсальных учебных действий следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт :
-
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
-
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
-
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
-
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей :
1.В направлении личностного развития :
-
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
-
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
-
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
-
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
2. В предметном направлении :
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
-
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
3. В метапредметном направлении :
-
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
-
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
-
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития :
-
В направлении личностного развития :
-
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
-
критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
-
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
-
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
-
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
-
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
2.В метапредметном направлении :
-
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
-
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
-
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
-
умение применять индуктивныеи дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
-
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
-
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
-
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
-
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
3.В предметном направлении :
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
Предметная область «Арифметика»
-
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную - в виде десятичной, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
-
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; находить значения числовых выражений;
-
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
-
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
-
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
-
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
-
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
-
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»
-
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-
решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
-
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-
изображать числа точками на координатной прямой;
-
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
-
выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций.
Предметная область «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей».
-
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
-
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
-
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
-
вычислять средние значения результатов измерений;
-
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статические данные;
-
находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
-
выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
-
распознавания логически некорректных рассуждений;
-
записи математических утверждений, доказательств;
-
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
-
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
-
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
-
сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
-
понимания статистических утверждений.
Содержание обучения.
Выражения. Тождества. Уравнения.
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений.
Элементы логики, комбинаторики, статистики.
Простейшие статистические характеристики: среднее арифметическое, мода, медиана, размах.
Функции.
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.
Степень с натуральным показателем.
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у =х² , у = х³ и их графики.
Многочлены.
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Формулы сокращенного умножения.
( а ± в )² = а² ± 2ав + в² ; ( а ± в )³ = а³ ± 3а²в + 3ав² ± в³ ; ( а ± в ) ( а² + ав + в² ) = а³ ± в³. применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.
Системы линейных уравнений.
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и ее геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Обобщающее повторение.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 102 часов из расчета 3 часа в неделю.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ параграфа/пункта учебника
тема
количество часов
Глава 1. Выражения. Тождества. Уравнения ( 23 ч. )
1
Выражения
5
1
Числовые выражения
2
2
Выражения с переменными
2
3
Сравнение значений выражений
1
2
Преобразование выражений
5
4
Свойства действий над числами
2
5
Тождества. Тождественные преобразования выражений
2
Контрольная работа №1 по теме «Выражения и тождества»
1
3
Уравнения с одной переменной
7
6
Уравнение и его корни
2
7
Линейное уравнение с одной переменной
2
8
Решение задач с помощью уравнений
3
4
Статистические характеристики
5
9
Среднее арифметическое, размах и мода
2
10
Медиана как статистическая характеристика
2
Контрольная работа №2 по теме «Уравнения»
1
Резерв . Срезовая контрольная работа.
1
Глава 2. Функции (11 ч. )
5
Функции и их графики
5
12
Что такое функция
1
13
Вычисление значений функции по формуле
2
14
График функции
2
6
Линейная функция
6
15
Прямая пропорциональность и ее график
2
16
Линейная функция и ее график
3
Контрольная работа №3 по теме «Функции»
1
Глава 3. Степень с натуральным показателем ( 11 ч.)
7
Степень и ее свойства
5
18
Определение степени с натуральным показателем
1
19
Умножение и деление степеней
2
20
Возведение в степень произведения и степени
2
8
Одночлены
6
21
Одночлен и его стандартный вид
2
22
Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень
2
23
Функции у = х² и у = х³ и их графики
1
Контрольная работа №4 по теме «Степень с натуральным показателем»
1
Глава 4. Многочлены ( 17 ч.)
9
Сумма и разность многочленов
3
25
Многочлен и его стандартный вид
1
26
Сложение и вычитание многочленов
2
10
Произведение одночлена и многочлена
7
27
Умножение одночлена на многочлен
3
28
Вынесение общего множителя за скобки
3
Контрольная работа №5 по теме «Сумма и разность многочленов. Многочлены и одночлены»
1
11
Произведение многочленов
7
29
Умножение многочлена на многочлен
3
30
Разложение многочлена на множители способом группировки
3
Контрольная работа №6 по теме «Произведение многочленов»
1
Глава 5. Формулы сокращенного умножения (19 ч.)
12
Квадрат суммы и квадрат разности
5
32
Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений
2
33
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности
3
13
Разность квадратов. Сумма и разность кубов.
7
34
Умножение разности двух выражений на их сумму
2
35
Разложение разности квадратов на множители
2
36
Разложение на множители суммы и разности кубов
2
Контрольная работа №7 по теме «Формулы сокращенного умножения»
1
14
Преобразование целых выражений
7
37
Преобразование целого выражения в многочлен
3
38
Применение различных способов для разложения на множители
3
Контрольная работа №8 по теме «Преобразование целых выражений»
1
Глава 6. Системы линейных уравнений (16 ч.)
15
Линейные уравнения с двумя переменными и их системы
4
40
Линейное уравнение с двумя переменными
1
41
График линейного уравнения с двумя переменными
1
42
Системы линейных уравнений с двумя переменными
2
16
Решение систем линейных уравнений
12
43
Способ подстановки
3
44
Способ сложения
3
45
Решение задач с помощью систем уравнения
5
Контрольная работа №9 по теме «Системы линейных уравнений и их решения»
1
Повторение (5 ч.)
Функции
1
Одночлены. Многочлены
1
Формулы сокращенного умножения. Системы линейных уравнений.
1
Контрольная работа №10 (итоговая)
1
Итоговый зачет
1
Всего
102 ч.
Используемый учебно - методический комплекс :
1)Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др.
Алгебра. 7 класс : Учебник для образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009-2013
2)Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю.
Алгебра 7 класс. Задания для обучения и развития учащихся. Учебное пособие. - М.: Интеллект - Центр, 2013 - 152 с.
3)Звавич Л.И., Дьяконова Н.В.
Дидактические материалы по алгебре : 7 класс : к учебнику Макарычева Ю.Н. и др. «Алгебра . 7 класс» - М. : Издательство «Экзамен», 2013. - 190с.
4)Гусева И.Л.
Тестовые материалы для оценки качества обучения. Алгебра. 7 класс : - М.: «Интеллект - Центр», 2013. - 104 с.
5)Мартышова Л.И.
Контрольно-измерительные материалы. Алгебра. 7 класс. : М.: ВАКО, 2013. - 96 с.
6)Глазков Ю.А.
Контрольно-измерительные материалы. Алгебра. 7 класс. : М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 94 с.
7)Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» : ( Электронный документ). Режим доступа : http : // window.edu.ru