Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Решение задач как одно из средств повторения геометрии основной школы.

Учитель, который хочет принести пользу всем своим учащимся и тем, которые будут, и тем, которые не будут после школы пользоваться математикой, должен обучать решению задач так, чтобы это е обучение на одну треть было математикой, а на две трети здравым смыслом.

Д. Пойя

В курсе изучения математики особое место занимает систематизация и обобщение учебного материала.

Чтобы обеспечить прочность знаний и навыков, приобретаемых учащимися в процессе изучения математики, нужно правильно организовать повторение, т. е. возвращение к уже пройденному материалу, преследуя две цели, а именно: окончательную доработку программного материала, его, так сказать, отшлифовку, и вместе с тем его закрепление в памяти учащихся.

Поэтому задачи повторения и методика его проведения могут быть выражены в трех следующих вопросах, по существу исчерпывающих смысл повторения:

Что повторять? Как повторять? Когда повторять?

Первый из этих вопросов касается выбора материала для повторения, второй имеет в виду систему и методы повторения, и третий - наиболее важное значение это играет при подготовке к экзаменам по математике.

Различают два вида повторения математического материала:

- частичное повторение (осуществляется через "вкрапливание" повторяемого материала в урок);

- полное повторение (через выделение отдельных часов по программе для подготовки к экзаменам).

В ходе повторения учитель должен:

- помочь учащимся выделить главное и второстепенное в учебном материале;

- научить работать с учебной и дополнительной литературой (конспектирование, цитирование, реферирование, анализ и синтез, выделение смысловых связей, "сворачивание" и "разворачивание" текста и т.д.);

- выработать умение у учащихся пользоваться формулами, теоремами в различных нестандартных ситуациях;

- сформировать готовность ответить на любой дополнительный вопрос, научить прогнозировать вопросы;

- научить самостоятельно добывать знания;

- научить пользоваться справочниками различного вида и т. д.

Статистические данные анализа результатов проведения ЕГЭ говорят том, что наименьший процент верных ответов традиционно дается учащимися на геометрические задачи. Планиметрия, как известно, не изучается в 10-11 классах, и для того, чтобы успешно справиться с задачами, включенными в ЕГЭ, нужно выделить достаточное время на повторение курса планиметрии, которое не предусмотрено действующей программой, в11 классе для обобщающего повторения и систематизации знаний и умений учащихся по математике всего 30 уроков. Весьма важно решать планиметрические задачи в течение всего учебного года. При этом необходимым условием эффективности повторения является связь решаемых планиметрических задач с текущим, изучаемым геометрическим материалом.

Известно, что геометрические задачи включены как в группу В по планиметрии и по стереометрии и в группу С задача на комбинацию тел.

Задачи по планиметрии, включаемые в КИМы ЕГЭ, можно сгруппировать по следующим основным темам:

  1. Треугольники

  2. Четырехугольники (параллелограмм и трапеция)

  3. Окружности, вписанные в треугольник и описанные около

треугольника.

  1. Окружности, вписанные в четырехугольник и описанные около четырехугольника.

В КИМы включены 2 задачи по стереометрии. Разумеется, для успешного решения стереометрических задач учащиеся должны хорошо решать планиметрические задачи.

Заключительное повторение курса планиметрии преследует цель систематизировать и обобщить ранее изученные свойства плоских фигур. Как правило, при организации повторения я выделяю несколько этапов:

  1. повторение свойств основных фигур геометрии -где повторяются теоремы о свойствах различных фигур, в результате чего систематизируются и обобщаются умения обучающихся проводить доказательства, умения анализировать и рассуждать;

  2. решение устных задач, задач с пропусками в решениях;

  3. решение задач практического характера;

  4. решение задач по текстам ЕГЭ

Простейший из многоугольников - треугольник играет в геометрии особую роль. Без преувеличения можно сказать, что вся геометрия со времен «Начал» Евклида покоится на «трёх китах» - трёх признаках равенства треугольников. За несколько тысячелетий геометры столь подробно изучили треугольник, что иногда говорят о «геометрии треугольника» как о самостоятельном разделе элементарной геометрии.

Вопросы, связанные с определениями, свойствами и признаками треугольников и четырехугольников повторяю при изучении тем «Теорема о трех перпендикулярах» затем в 11 классе при изучении тем «Призма и пирамида», «Тела вращения» Повторение тем «Окружность, круг и углов, связанных с ней» осуществляем при изучении темы «Тела вращения». Ранее пройденный материал должен служить фундаментом, на который опирается изучение нового материала, который в свою очередь, должен обогащать и расширять ранее изученные понятия.
"Старое должно подпирать новое, а новое обогащать старое".
Правильно организованное повторение помогает ученику увидеть в старом нечто новое; помогает установить логические связи между вновь изучаемым материалом и ранее изученным; обогащает память ученика; расширяет его кругозор; приводит знания ученика в систему; дисциплинирует ученика; приучает в нем уменье находить необходимого для ответа на поставленный вопрос материал; воспитывает в ученике чувство ответственности.
Вначале повторения провожу обзорную лекцию по выбранной теме При проведении лекции обращаю внимание учащихся на выполнение чертежей. В результате повторения теории, все фиксируется на классной доске в виде чертежей, рисунков.

Вот пример записей получающихся у обучающихся в тетрадях и на

классной доскe по теме «Треугольники»

Таблица 1

Виды углов

Название треугольника по углам

чертеж

острый

Остроугольный

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Тупой

Тупоугольный

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

прямой

прямоугольный

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Название треугольника по сторонам

Разносторонний

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задачВыступление на методическом объединении методика решения геометрических задачВыступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Равнобедренный

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задачВыступление на методическом объединении методика решения геометрических задачВыступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Равносторонний

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задачВыступление на методическом объединении методика решения геометрических задачВыступление на методическом объединении методика решения геометрических задачВыступление на методическом объединении методика решения геометрических задачВыступление на методическом объединении методика решения геометрических задачВыступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Элементы треугольника: высота, биссектриса, медиана.

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Таблица 2. Признаки равенства треугольников.

Таблица3. Признаки подобия треугольников.

Таблица4 Прямоугольный треугольник и его решение

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задачВыступление на методическом объединении методика решения геометрических задачВыступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задачВыступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Таблица5 Решение любого треугольника по трем его элементам

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задачпо двум сторонам и углу

По стороне и прилежащими к ней углам

По трем сторонам

Дано Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Найти Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Дано Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Найти :Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Дано:Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Найти:Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Угол между данными сторонами

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

I способ

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Пусть а наибольшая сторона

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Iспособ

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

II способ

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Одно решение

Одно решение

Одно решение

Дано: Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач ;

Найти :Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задачзначитВыступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Существуют два угла

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Нет решения

Одно решение

Одно решение

Два решения

Напоминаем схему работы с геометрической задачей:

Сначала мы отвечаем на вопросы:

Какая фигура? Что известно?

Что надо найти? Какая формула?

затем мы выбираем метод решения, поэтому отвечаем на вопрос:

Какой метод?

Геометрический метод используется тогда, когда в формуле, которую хотим применить, уже известны какие-то данные, а другие можем вычислить, важно только выделить, фигуры, из которых это можно сделать.

Алгебраический метод используем тогда, когда сразу из формулы не можем найти неизвестную величину, в этом случае вводят переменную.

Для того чтобы вспомнить решение задач я сделала подборку задач по геометрии, где условие сформулировано разнообразно

Представляю вашему вниманию некоторые из них

Реши задачу, заполняя пропуски.

(Презентация « Реши задачу заполняя пропуски»).

Далее, предлагаю решать задачи которые дают нам еще дополнительные сведения, решив которые я задаю вопрос, что можно взять для решения задач в последующем( Презентация «Важные задачи»).

После этого предлагаю задачи практической направленности (Презентация « Практико-ориентированные задачи».

При подготовке к ЕГЭ для обобщающего повторения в конце года должен быть отобран самый важный материал с точки зрения общеобразовательной ценности, упражнения комплексного характера. Наиболее целесообразным является распределение повторяемых вопросов по содержательно- методическим линиям курса, порядок следования которых позволяет эффективно реализовать связи между темами.

В соответствии с назначением и особенностями задач высокого уровня сложности и требованиями к математической подготовке учащихся, достижение которых проверяется этими заданиями, в решениях фиксируются следующие моменты, характеризующие полноту и правильность решения:

· Конечный результат, полученный при верном ходе решения,

· выполнение промежуточных преобразований, вычислений,

· обоснование выводов (шагов), приводящих к правильному ответу,

логика решения.

Задача считается выполненной верно, когда получен правильный ответ при достаточно полном объеме обоснований, которые потребовались при переходе от исходных данных к конечному ответу.Выступление на методическом объединении методика решения геометрических задач

Первое требование к организации повторения, исходящее из его целей, это определение времени: Когда повторять? Самый общий ответ на поставленный вопрос таков: повторение следует проводить в течение всего учебного года. Оно должно осуществляться по принципу:

«Учить новое, повторяя, и повторять, изучая новое».

ЗАПОВЕДИ для решения геометрических задач

  1. Сразу же начинай чертить по заданным условиям - размышлять будешь потом!

  2. Хороший чертеж - хороший помощник, с ним идея решения «придет сама». Плохой же чертеж не только затруднит решение, но еще и заведет тебя в тупик при попытке «доказать» то, чего нет в действительности. Делай четкий чертеж в середине листа - линейка, треугольник, циркуль, транспортир помогут тебе и в «задачах на построение». Если условия позволяют - черти (хотя бы примерно) в масштабе!

  3. Избегай чертить частные случаи (прямоугольный, равнобедренный, равносторонние треугольники, равные окружности и т.п.), если они не предусмотрены условием задачи - глядя на такой чертеж, ты скоро «поверишь», что так будет всегда, и твоя мысль будет направлена на ложный след!

  4. В стереометрии делай большой чертеж на всю страницу с пунктирными невидимыми линиями! Так ты не погрязнешь в наслоениях линий и обозначений, и будет где «раскинуть мозгами» - формулы и очевидные зависимости ты сможешь писать на самом чертеже (рядом с отрезками) без лишних буквенных обозначений!

  5. Наноси на чертеж все данные! Что-то забудешь - решить задачу не сможешь!

  6. В условии задачи введи упрощения - в разумных, конечно, пределах.

  7. Вспомни и выпиши рядом с рисунком все геометрические определения, аксиомы, теоремы, свойства и следствия по данному вопросу - это тоже необходимая информация для твоих мозговых ячеек к моменту, когда они начнут логическое конструирование решения задачи!

  8. Если задача сложная - найди «логику» решения задачи, напиши план решения задачи. В запутанной и особо «неподдающейся» задаче план решения обязателен.

  9. Не волнуйся!

  10. Дай полную волю своей интуиции! - кто-то сказал, что интуиция - это разрыв в логике, но разрыв плодотворный; что это возможность к неожиданному шагу в непредсказуемом направлении; что это мерило таланта! Зачем же его подавлять? Интуиция поможет тебе наметить кратчайший путь к решению задачи.

  11. Мысль способна незаметно «уйти в сторону» - следи за ней (а, точнее, за собой) !

  12. Удачное вспомогательное построение подчас сразу же раскрывает «секреты « условия задачи. Если проведенная вспомогательная линия все же окажется ненужной, то сразу же сотри ее - все лишнее мешает мыслительному процессу.

  13. Если не сможешь найти геометрическое выражение длины «искомого» отрезка, то попытайся сделать это для его отдельных частей и просуммируй их!

  14. Подобные треугольники можно построить переносом параллельных линий с помощью линейки и треугольника.

  15. Искаженное в объемном рисунке сечение построй рядом в натуральном виде - прямой угол станет действительно прямым, подобие треугольников станет явным и т.п.

  16. Если не сможешь найти геометрическое выражение длины «искомого» отрезка, то попытайся сделать это для его отдельных частей и просуммируй их!

  17. Подобные треугольники можно построить переносом параллельных линий с помощью линейки и треугольника.

  18. Искаженное в объемном рисунке сечение построй рядом в натуральном виде - прямой угол станет действительно прямым, подобие треугольников станет явным и т.п.

  19. Если твой рисунок «безмолвствует», то поверни его и посмотри снова - при новом ракурсе могут появиться новые мысли, а затем и правильное решение!

  20. Не забывай, что тригонометрия служит для облегчения решения геометрических задач. Однако не увлекайся и не переходи границы ее разумного сочетания с планиметрией. В 11 классе ты уже подзабыл планиметрию, но подменять ее тригонометрией не всегда разумно - это может привести к очень громоздким решениям. При косоугольных треугольниках большую помощь тебе окажет теорема косинусов.

  21. Рациональный выбор неизвестного при решении задач - дело тонкое и деликатное!

  22. При составлении системы уравнений необходимо, чтобы были использованы все соотношения, вытекающие из условия геометрической задачи.

  23. Не бойся применять в геометрии системы уравнений с тремя и более неизвестными - алгебра хорошо поможет!

  24. Из-за возможных упрощений не торопись заменять буквенные обозначения числами из условия, однако эти числа так «подобраны», что именно они определяют кратчайший путь к решению, а некоторые подобные задачи в общем виде вообще не имеют однозначного решения.

  25. Не делай «в уме» одновременно несколько сложных алгебраических преобразований - сделай их последовательно в «лишней строчке»! Ход твоего великолепного решения может быть «сведен на нет» из-за одного только забытого знака минус …

  26. Уважай проверяющего твою работу: пиши чисто, аккуратно, все формулы - столбиком, не экономь бумагу! Умей и зачеркнуть аккуратно, тогда не придется тратить много времени на оформление чистовика! В конце после слова ОТВЕТ четко напиши итог решения задачи. Все это - лучшая гарантия того, что проверяющий твою работу разберется в твоих записях и не поставит низкий бал «не найдя» решения задачи!

Рекомендации по решению нестандартных задач

Если тебе трудно решить задачу, то попробуй:

  1. Сделать к задаче рисунок или чертеж; подумай, может быть, нужно сделать на них дополнительные построения или изменить чертеж в процессе решения задачи.

  2. Ввести вспомогательный элемент (часть).

  3. Сделай выносной чертеж.

  4. Использовать для решения задачи способ подбора.

  5. Переформулировать задачу другими словами, чтобы она стала более понятной и знакомой.

  6. Разделить условие или вопрос задачи на части и решить ее по частям.

  7. Начать решение задачи «с конца».



© 2010-2022