«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»Пояснительная записка

ФИО (полностью)

Андреенко Светлана Сергеевна

Должность

Учитель математики

Предмет

Алгебра

Класс

8-9

Тема

«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

Базовый учебник

Алгебра. 8,9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - 18-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-271 с



  1. Цель: обучение умению решать квадратные уравнения, с параметрами алгебраическим и функционально - графическим методом при подготовке к ГИА.

  2. Задачи:

- обучающие: анализировать и осмысливать текст задачи, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, переформулировать условие, строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективного способа решения задач, постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование, смысловое чтение;

  1. -развивающие: целеполагание, планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, саморегуляция, через решение задач, развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, интеллектуальные качества: способность к "видению" проблемы, оценочным действиям, самостоятельности, гибкости мышления;

-воспитательные: смыслообразование, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.

Формируемые УУД в рамках ФГОС при решении задач с параметрами:

Этапы решения задач

Формируемые УУД

Анализ условия (введение буквенных обозначений)

  • целеполагание;

  • выделение существенной информации;

  • формулирование задачи и прогнозирование способов решения;

  • абстрагирование;

  • аналогия;

  • классификация (типологизация);

  • знакосимволические действия.

    Схематическая запись условия задачи в виде таблицы, схемы, графа с введенными буквенными обозначениями

    • планирование;

    • систематизация;

    • знакосимволические действия;

    • моделирование.

      Составление модели (поиск аналога, привлечение из математики или физики известного закона)

      • создание способа решения задачи;

      • корректировка условия;

      • моделирование в графическом виде.

        Решение уравнения, системы и т.д. (поиск неизвестного)

        • анализ и выявление существенной информации;

        • выведение следствий;

        • построение цепи рассуждений;

        • выдвижение и проверка гипотез;

        • преобразование модели.

          Интерпретация модели (проверка и оценка решений, корней)

          • анализ;

          • выведение следствий;

          • конкретизация;

          • знакосимволическое действие (интерпретация).

            Исследование (обобщение задачи или способа её решения для видоизмененных условий, другие подходы к решению)

            • анализ;

            • синтез;

            • поиск аналогов;

            • построение цепи рассуждений;

            • умение сжато передать содержание;

            • умение схемы, символы, модели;

            • создание способов решения проблем поискового, творческого характера.

              Рефлексия

              • смыслообразование;

              • планирование;

              • контроль;

              • коррекция;

              • оценка;

              • волевая саморегуляция;

              • готовность к саморазвитию, к самообразованию;

              • умение самостоятельно определять цели своего обучения;

              • ставить и формулировать для себя новые задачи;

              • развивать мотивы и интересы своей образовательной деятельности.

              1.Базовые задачи по квадратичной функции

              Рассмотрим следующие методы: метод сведения задачи к равносильной, перебор различных значений параметра, замена переменной, выявление необходимых и достаточных условий или необходимых условий.

              • Функция y = a«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»+bx+c (a≠0) задает параболу с вершиной в точке С(xB;yB).

              • Функция y = a(x-m)2+n(a≠0) задает параболу с вершиной в точке

              С(m; n).

              Пустьf(x) = a«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»+bx+c (a≠0).

              1. Квадратное уравнение ax2+bx+c=0 (a≠0) (1)

              не имеет решений тогда и только тогда, когда D<0.

              1. Квадратное уравнение (1) имеет два различных корня тогда и только тогда, когда D>0.

              2. Квадратное уравнение (1) имеет два (может быть кратных) корня тогда и только тогда, когда D≥0.

              3. Квадратное уравнение (1) имеет два различных положительных корня тогда и только тогда, когда

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»или «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              1. Квадратное уравнение (1) имеет два различных отрицательных корня тогда и только тогда, когда

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»или «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              1. Квадратное уравнение (1) имеет корни разных знаков тогда и только тогда, когда «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» <0 «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              2. Квадратное уравнение (1) имеет корень, равный нулю тогда и только тогда, когда «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» с=0.

              3. Квадратное уравнение (1) имеет два разных корня x1, x2 <«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» тогда и только тогда, когда «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»



              1. Квадратное уравнение (1) имеет два корня x1<«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»<x2 тогда и только тогда, когда «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»



              1. Квадратное уравнение (1) имеет два разных корня x1, x2 >x0 тогда и только тогда, когда «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              1. Квадратное уравнение (1) имеет различные корни, принадлежащие интервалу

              (M;A), где М<Aтогда и только тогда, когда

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              12. Квадратное уравнение (1) имеет различные корни x1<M<x2<Aтогда и только тогда, когда «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              1. Квадратное уравнение (1) имеет различные корни M<x1<A<x2 тогда и только тогда, когда «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              1. Квадратное уравнение (1) имеет различные корни x1<M<A<x2 тогда и только тогда, когда «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              Рис. 7

              1. Квадратное уравнение (1) имеет один корень внутри интервала (M;A), а другой вне этого интервала тогда и только тогда, когда f(M)∙f(A)<0.

              1.1. Примеры решений уравнений с параметром

              1. Базовые задачи

              Задачи этого блока решаются либо для любого значения параметра, либо для значения параметра, принадлежащих заранее оговоренному множеству.

              Пример 1. При каких значениях параметра а уравнение

              x2+x+«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»=0

              не имеет решений?

              Решение.(Базовая задача 1).

              При а=-5 уравнение не имеет смысла.

              1. D= b2-4ac=1-4«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»=«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»=«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС».

              Квадратное уравнение не имеет корней при D<0«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»<0«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»>0«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»-7а+9=0;а=«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»;

              а«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»;+∞).

              Ответ:«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»;+∞).

              Пример 2. При каких значениях параметра а уравнение

              (3а-1)x2+2аx +3а-2=0

              имеет два действительных различных корня?

              Решение. (Базовая задача 2).

              1. Если 3а-1=0, т. е. 3а=1; а=«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС», то уравнение «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» х+1-2=0; «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» х-1=0имеет единственный корень.

              1. При а≠«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»=k2-ac=a2-(3a-1)(3a-2)= a2- 9a2+3a+6a-2=-8a2+9a-2,

              квадратное уравнение имеет два различных корня, если «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» >0,

              -8а2+9а-2>0«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»2-9а+2<0, а1,2=«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»=«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС».

              Ответ:( «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» ;«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»)«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»).

              Пример 3. Найти все значения a, при которых уравнение

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              имеет два различных действительных корня, из которых только один принадлежит интервалу (1;7).

              Решение: (Базовая задача 15).

              Квадратное уравнение имеет один корень внутри интервала (M;A), а другой вне этого интервала тогда и только тогда, когда f(M)∙f(A)<0.

              f(M)=f(1)=a-5, f(A)=f(7)=7+a,получим неравенство(a-5)(a+7)<0,решая его методом интервалов, получим: -7<a<5.

              Ответ:-7<a<5.

              Пример 4. При каких а уравнение «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» имеет единственное решение?

              Решение: естественно начать решение со случая, а = 0. Итак, если а = 0, то очевидно, что данное уравнение имеет единственное решение. Если же а  0, то имеем дело с квадратным уравнением. Его дискриминант 1 - 2а принимает значение, равное нулю, при а = «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» .

              Ответ: а = 0 или а = «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» .

              Пример 5. При каких а уравнение «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» имеет более одного корня?

              Решение: при а = 0 уравнение имеет единственный корень, что не удовлетворяет условию. При а  0 исходное уравнение, будучи квадратным, имеет два корня, если его дискриминант «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» - положительный. Отсюда получаем: «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» . Однако в полученный промежуток (- 4; 1) входит число 0, которое, как мы уже проверили, неприемлемо.

              Ответ: «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» или «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» .

              Пример 6. При каких значениях параметра b уравнение «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» имеет:

              а) два положительных корня;

              б) два отрицательных корня;

              в) единственный корень?

              Решение:

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              если b  1, то «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              а) согласно теореме Виета «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» , b  (- ; - 1)  ( - 1; + )

              б) «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» , решений нет

              в) если b = 1, то -2х + 2 = 0

              х = 1

              b  1; «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» .

              Ответ: а) b  (- ; - 1)  ( - 1; + );

              б) таких b не существует;

              в) х = 1.

              Пример 7. Решить уравнение x2 - bx + 4 = 0

              Решение: D = b2 - 16.

              а) если |b|> 4, т.е. b < - 4 и b > 4, то D >0 и уравнение имеет 2 корня

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              б) если |b|= 4, т.е. b = ± 4, то D = 0, уравнение имеет один корень x = b/2

              в) если |b|< 4, т.е. - 4 < b < 4, то D < 0 и уравнение корней не имеет.

              Ответ: если b < - 4 и b > 4, то 2 корня «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              если b = ± 4, то 1 корень x = b/2.

              если - 4 < b < 4, то корней нет.

              2. Модифицированные задачи

              В задачах этого блока требуется определить количество решений в зависимости от значения параметра. Они видоизменены за счёт:

              1. Увеличения технической сложности и трудности

              2. Переформулирование условия задачи и создания способов её решения

              3. Необычной формы представления условия задачи

              Пример 1. Каким условиям должны удовлетворять коэффициенты a, b , c уравнения

              ax4+bx2+c=0

              чтобы уравнение имело четыре различных действительных корня?

              Решение. (Модифицированная задача 4)

              Данное уравнение имеет четыре различных действительных корня тогда и только тогда, когда уравнение «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» имеет два различных положительных корня. Это выполняется в том и только в том случае, когда выполняются условия b2-4ac>0, «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» <0, «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» >0.

              Последние два условия равносильны следующим ab<0, ac>0.

              Ответ:«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              Пример 2. Найти все значения параметра а, при каждом из которых среди корней уравнения

              ах2+x(а+4)+а+1=0

              имеется ровно один отрицательный.

              Решение. (Модифицированная задача 6).

              1. При а=0 уравнение линейное 4х+1=0«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»х=-«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» - удовлетворяет условию задачи.

              2. При а≠0 D=b2-4ac=(a+4)2-4a(a+1)=a2+8a+16-4a2-4a=-3a2+4a+16;

              а) D=0-3a2+4a+16=0;3a2-4a-16=0;

              a=«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»=«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»=«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС».

              Пусть а=«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС», тогда х=«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              Пусть a=«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС», тогда х=«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» - удовлетворяет условию задачи.

              б) Уравнение имеет корни разных знаков тогда и только тогда, когда ас<0, т.е. «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» <0, a«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(-1;0).

              в) Один из корней равен нулю, если c=0«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»a+1=0,a=-1, тогда

              -x2+3x=0, x2-3x=0, x(x-3)=0.

              x2=3-не удовлетворяет условию задачи.

              Ответ:(-1;0)«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС».

              Пример 3. Найти все значения параметра а, при каждом из которых уравнение

              х2-(|а+5|-|а-5|)х+(а-12)(а+12)=0

              имеет два различных отрицательных корня.

              Решение. (Модифицированная задача 5).

              Квадратное уравнение имеет два разных отрицательных корня, если «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              Рассмотрим систему из второго и третьего условий:

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              1.(a-12)(a+12)>0приa«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(-∞;-12)«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(12;+∞).

              2. |a+5|-|a-5|<0.

              Решив второе неравенство методом интервалов, получимa<0, решение системы неравенств: a«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(-∞;-12).

              Решим систему:

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              (a+5)2-2|a-5||a+5| +(a-5)2-4a2+576>0;

              a2+50-4a2+576-2(a2-25)=2a2-2a2-4a2+676=-4a2+676;

              -4a2+676>0;a2-169<0; (a-13)(a+13)<0, отсюдаa«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(-13;-12)

              Ответ:-13«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»а<-12.

              Пример 4.Найти все значения a , при которых уравнение«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              имеет два действительных корня «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» и «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» такие, что«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС».

              Решение.(Модифицированные задачи 6 и 11).

              Квадратное уравнение имеет корни разных знаков, принадлежащие интервалу (-4; 4), тогда и только тогда, когда выполняются условия:

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              Решая систему, получаем «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» .

              Ответ:«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              Пример 5.Найти все значения a, при которых уравнение

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»имеет только целые корни.

              Решение:

              Пусть «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» , тогда уравнение линейное: 3x+3=0, x=-1. Поэтому «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» удовлетворяет условию задачи.

              Пусть «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» , тогда уравнение равносильно уравнению «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» .

              Если x1, x2- целые корни уравнения, то, по теореме Виета, их сумма -4-«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              их произведение 2a+4+3/a - целые числа, откуда следует, что их сумма, т.е. «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» -целое число.

              Пусть «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» , где «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» , тогда «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» , причем «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» - целое число. Отсюда следует, что n- делитель числа 6, т.е. n может принимать значения из множества чисел «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» .

              Проверка. При n=1 a=«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»,уравнение x2+10x+11=0,корни иррациональные;

              приn= - 1 a= - «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» , уравнение x2 - 2x - 3=0, x1=-1, x2=3 - целые корни;

              при n=2 a=1, x2+7x+9=0, корни иррациональные; при n=-2 a=-1, x2+x-1=0, корни иррациональные; при n=3 a=«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС», x2+6x+9=0, x=-3-целый; при n=-3

              a= - «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» x2+2x -1=0- корни иррациональные.

              Проверка показывает, что только при n=-1 и n=3 все корни являются целыми числами. Ответ:«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС».

              Пример 6. При каком значении m сумма квадратов корней уравнения «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» минимальна?

              Решение.

              По условию задачи уравнение имеет корни, значит «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» .

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС».

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС». Это неравенство выполняется при любом значении m,

              т. е. исходное уравнение при любом значении m имеет корни.

              Если х1 и х2 - корни уравнения «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» , то по теореме Виета «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» , «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» .

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС».

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС».

              Из условия задачи следует, что нам необходимо узнать, при каком значении m квадратный трехчлен принимает наименьшее значение. Т. к. графиком функции «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» является парабола, ветви которой направлены вверх, то наименьшее значение она принимает в вершине. Найдем абсциссу вершины параболы: «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» .

              Итак, сумма квадратов корней уравнения «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» минимальна при «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» .

              Ответ: при «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» .

              Пример 7. При каком значении q один корень уравнения «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» равен квадрату второго?

              Решение: Если корни «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» уравнения связаны соотношением «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» , то по теореме Виета «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС».

              Тогда «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» , «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» ,

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»;

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»; «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» .

              Ответ: «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» ; «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» .

              Пример 8. При каких значениях параметра а корни квадратного уравнения

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»лежат по разные стороны числа от числа 3?

              Решение. Рассмотрим квадратный трехчлен «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» . Графиком является парабола, ветви направлены вверх (первый коэффициент равен 1).

              Изобразим геометрическую модель задачи.

              y

              х1 3 x2 x

              у(3)

              Перейдем от геометрической модели к аналитической.

              1. Замечаем, что у(3)<0, а ветви параболы направлены вверх. При этих условиях D>0 автоматически.

              Поэтому система неравенств будет содержать одно неравенство: у(3)<0, т.е. 9-6а-3+4-а<0, -7а<-10, а>«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС».

              Ответ: «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              3. Нестандартные задачи

              Задачи для которых требуется найти все те значения параметра при которых указанная задача имеет заданное число решений. Они носят исследовательский характер. Их решение основывается на :

              1.Методе выдвижения гипотез

              2. Видения нового ракурса решения

              3.Подключения новых идей и новых комбинаций

              Пример 1. При каких значениях параметра а только больший корень квадратного уравнения «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» принадлежит промежутку [-1;0).

              Решение. Рассмотрим квадратный трехчлен«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»Графиком является парабола. Ветви направлены вверх. Изобразим геометрическую модель задачи. Пусть х2 - больший корень уравнения. По условию задачи только больший корень принадлежит промежутку.

              y(х)

              y(0)

              x1 -1 х2 0 х

              y(-1)

              Замечаем, что у(0)>0, а у(-1)<0. Кроме этого ветви параболы направлены вверх, значит, при этих условиях D>0.

              Составим систему неравенств и решим ее.

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              Ответ: «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» .

              Пример 2. При каких значениях а число 1 находится между корнями квадратного трёхчлена «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» ?

              Решение. Чтобы число 1 находилось между корнями квадратного трёхчлена, необходимо и достаточно, чтобы выполнялось неравенство

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС».

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»,

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»,

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС».

              + - +

              -1 2

              -1 2 а

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС».

              При «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» число 1 находится между корнями квадратного трёхчлена «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» .

              Ответ: при «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» .

              Пример 3. Определите количество разных корней уравнения |х2-4х+3|=3а-2а2 в зависимости от параметра а.

              Решение. В одной системе координат построим графики функций

              f(x)=| х2-4х+3|; g(x)=3a-2a2=A-прямая; f(x)=«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»2-4х+3≥0«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»х2-4х+3<0;х2-4х+3=( х2-4х+4) -1=(x-2)2-1;(2;-1)

              у=| х2-4х+3|«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              у=A

              у=A

              При А<0 корней нет;

              При А=0 и при А>1 два корня;

              При А«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(0;1)«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»0<А<1 четыре корня;

              При А=1 три корня.

              1 случай. 3a-2a2<0 «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» а(3-2а)<0; (-∞;0)«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(1,5;+∞)

              2 случай. 3a-2a2=0;а=0 или а=1,5; 3a-2a2>1«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»2-3а+1<0

              Это неравенство второй степени, решим его графически

              2-3а+1=0; а1=1 или а2=0,5 (0,5;1).

              3 случай. 0<3a-2a2<1

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              1)3a-2a2>0 2) 3a-2a2<1;

              а(3-2а)>0 2а2-3а+1>0;

              а1=0 или а2=1,5 а1=1 или а2=0,5;

              (0;1,5) (-∞;0,5)«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(1;+∞)

              (0;0,5)«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(1;+∞).

              4 случай. 3а-2а2=1;а1=1 или а2=0,5

              Ответ: если (-∞;0)«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(1,5;+∞) уравнение корней не имеет;

              если (0;1)«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»уравнение имеет два корня;

              если а=1, а=0,5 уравнение имеет три корня;

              Если а«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(0;0,5)«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(1;1,5) уравнение имеет четыре корня.

              Пример 4. Определить значения параметра а, при которых уравнение

              |(x+а)2-9|+2|х|-х2-2ах-а2+5=0 будет иметь наибольшее число корней.

              Решение. Приведем уравнение к следующему виду:

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»2-9)=4-2«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» (*).

              Рассмотрим два случая:

              |(x+а)2-9|=«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              1 случай.

              (x+а)2-9«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»0«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»2|х|-4=0«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»|х|=2«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»х=±2. Для того, чтобы найденные значения x являлись решениями уравнения (*) должны выполняться условия:

              если х=2, (2+а)2-9≥0 «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» (2+а)2≥9«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» |а+2|≥3«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»ри а«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(-∞;-«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»;+∞).

              если х=-2,(а-2)2-9≥0 «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» (а-2)2≥9 «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» |а-2|≥3«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(-∞;-«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»;+∞).

              2 случай.(x+а)2-9<0;то уравнение (*) будет иметь вид:

              9-(x+a)2-(x+a)2+9=4-2«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(x+а)2=|х|+7;

              у=|х|+7«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              у=(x+а)2

              у=(x+а)2 у=(x+а)2

              т.к. должно выполняться условие (x+а)2<9,то для существования корней должно быть и |х|+7<9,т.е. парабола y=(x-a)2 должна пересечь «угол»-y=«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»2«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»х«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС». Это возможно только при а«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС», причем решение при этих значениях a будет одно. При a=-1и a=5 получим x=-2; при a=-5иa=1получим x=2; при а«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(-5;-1)«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(1;5) решением будет некоторое число x«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(-2;2).

              Сравнивая полученные решения в первом и втором случаях, имеем

              при а«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(-1;1)-уравнение не имеет корней;

              при а=-1 и а=1-уравнение имеет одно корень;

              при а«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(-∞;-1)«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(1;+∞)-два корня;

              Проиллюстрирую полученные выводы графически.

              1.Пусть а«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(-1;1), например, a=0, уравнение (*) примет вид

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»



              y=|x2-9|-(x2-9)

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              y=-2|x|+4

              Рисунок наглядно показывает, что при а«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(-1;1) корней нет.

              2.Пусть а=-1, уравнение принимает вид «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» 2-9)=4-2«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              y=│(x+1)2│-((x+1)2-9)

              y=-2│x│+4

              Уравнение имеет один корень x=-2.

              3.Пусть а«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(-∞;-1),например, a=-2, получим уравнение

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»2-9)=4-2«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              y=│(x-2)2│-((x-2)2-9)

              y=-2│x│+4

              Уравнение имеет два корня: x1=-2, x2«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(-2;2)

              Пусть а«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(1;+∞),например, a=5,получим уравнение

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»2-9)=4-2«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              y=│(x+5)2│-((x+5)2-9)

              y=-2│x│+4

              Из рисунка видно, уравнение имеет два корня:x1=-2,x2=2

              Ответ: при а«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(-∞;-1)«Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»(1;+∞)-уравнение имеет два корня.

              Пример 5. При каких значениях параметра а отрезок [-1;3] целиком находится между корнями квадратного уравнения «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» ?

              Решение. Рассмотрим квадратный трехчлен «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» Графиком является парабола. Геометрическая модель данной задачи представлена на рисунке.

              х1 -1 0 3 x2 x

              у(-1)

              у(3)

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              При этих условиях D>0, так как ветви параболы направлены вверх.

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              Ответ: а «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» .

              Пример 6. При «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» не равно «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» . Найти а.

              Решим двумя способами.

              Решение.

              Способ 1:

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              Пусть «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» тогда «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              Корни имеют разные знаки, так как «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              Уравнение имеет корень, если «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»



              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»условие, когда «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              Ответ: «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» .

              Способ 2:

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              Пусть «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»функция возрастает, значит «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» если имеет корень «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» , то он единственный

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              При «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» имеет решения, значит при «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС»

              Не имеет корней.

              Ответ: «Решение квадратных уравнений с параметром в соответствии с требованиями ФГОС» .

              .

              Литература

              1. Родионов Е.М. Справочник для поступающих в вузы. Решение задач с параметрами.

              2. Мордкович А.Г. «Алгебра 9 класс».

              3. Семёнов А.В, Ященко И.В. ГИА - 2013; ГИА - 2014 «Математика».

              4. Кузнецова Л.В. «Алгебра 9 класс» сборник заданий.

              5. Лысенко Ф.Ф. Математика. Подготовка к ГИА - 2013

              6. Макарычев Ю.Н. «Алгебра, учебник для 9 класса с углубленным изучением математики».



              © 2010-2022