Методическая разработка учебного занятия по математике «Логарифмы и их свойства»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Гремячевская средняя общеобразовательная школа








«Логарифмы и их свойства»







Краюшкина Татьяна Николаевна

учитель математики
































Методическая разработка учебного занятия по математике

«Логарифмы и их свойства»


Цель урока:

Образовательная - ввести понятие логарифма, изучить основные свойства логарифмов и способствовать формированию умения применять свойства логарифмов при решении заданий.

Развивающая - развивать математическое мышление; технику вычисления; умение логически мыслить и рационально работать; способствовать развитию у обучающихся навыков самоконтроля.

Воспитательная - содействовать воспитанию интереса к теме, воспитывать чувство самоконтроля, ответственности.

Задачи урока:

Развить у учащихся умения сравнить, сопоставлять, анализировать, делать самостоятельные выводы.

Ключевые компетенции: способность самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию; способность самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация "Логарифмы и их свойства", раздаточный материал.

Ключевые слова: логарифм; свойства логарифма.

Программное обеспечение: MS Power Point.

Межпредметные связи: история.

Внутрипредметные связи: «Корень n-ой степени и их свойства».

План урока

Организационный момент.

  1. Повторение пройденного материала.

  2. Объяснение нового материала.

  3. Закрепление.

  4. Самостоятельная работа.

  5. Домашнее задание. Подведение итогов урока.



Ход урока:

1. Оргмомент: проверка готовности учащихся к уроку.

- Этот урок я хочу начать со слов А.Н. Крылова: «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».

2. Повторение пройденного материала.

- Учащимся предлагается вспомнить:

  • Что такое степень, основание и показатель.

  • Корень n-ой степени из числа а называется такое число, n-я степень которого равна а. 34 = 81.

  • Основные свойства степеней.

3. Сообщение новой темы.

- А теперь перейдем к новой теме. Тема сегодняшнего урока - Логарифмы и их свойства.

- На этом уроке мы познакомимся с понятием «логарифм», также рассмотрим свойства логарифмов. Тема эта актуальна, т.к. логарифм всегда встречается на итоговой аттестации по математике.

Зададим вопрос:

1) В какую степень нужно возвести 3, чтобы получить 9? Очевидно, во вторую. Показатель степени, в которую нужно возвести число 3, чтобы получить 9, равен 2.

2) В какую степень нужно возвести 2, чтобы получить 8? Очевидно, в третью.

Показатель степени, в которую нужно возвести число 2, чтобы получить 8, равен 3.

Во всех случаях мы искали показатель степени, в которую нужно что-то возвести, чтобы что-то получить. Показатель степени, в которую нужно что-то возвести называется логарифмом и обозначается log.

Число, которое мы возводим в степень, т.е. основание степени, называется основанием логарифма и записывается в нижнем индексе. Затем пишется число, которое мы получаем, т.е. число, которое мы ищем: log3 9=2

Эта запись читается так: «Логарифм числа 9 по основанию 3». Логарифм числа 9 по основанию 3 это показатель степени, в которую нужно возвести 3, чтобы получить 9. Этот показатель равен 2.

Аналогично второй пример.

Дадим определение логарифма.

Определение. Логарифмом числа b>0 по основанию a>0, a ≠ 1 называется показатель степени, в которую надо возвести число a, чтобы получить число b.

Логарифмом числа b по основанию a обозначается loga b.

История возникновения логарифма:

Логарифмы были введены шотландским математиком Джоном Непером (1550-1617) и математиком Иостом Бюрги (1552-1632).

Бюрги пришел к логарифмам раньше, но опубликовал свои таблицы с опозданием (в 1620г.), а первой в 1614г. появилась работа Непера «Описание удивительной таблицы логарифмов».

С точки зрения вычислительной практики, изобретение логарифмов по возможности можно смело поставить рядом с другими, более древним великим изобретением индусов - нашей десятичной системы нумерации.

Через десяток лет после появления логарифмов Непера английский ученый Гунтер изобрел очень популярный прежде счетный прибор - логарифмическую линейку.

Она помогала астрономам и инженерам при вычислениях, она позволяла быстро получать ответ с достаточной точностью в три значащие цифры. Теперь ее вытеснили калькуляторы, но без логарифмической линейки не были бы построены ни первые компьютеры, ни микрокалькуляторы.

Рассмотрим примеры:

log327=3; log525=2; log255=1/2; log5 1/125=-3; log-2-8- не существует; log51=0; log44=1

Рассмотрим такие примеры:

10. loga1=0, а>0, a ≠ 1;

20. logaа=1, а>0, a ≠ 1.

Эти две формулы являются свойствами логарифма. Запишите свойства и их необходимо запомнить.

В математике принято следующее сокращение:

log10а= lg а- десятичный логарифм числа а (буква «о» пропускается, а основание 10 не ставят).

logеа= ln а - натуральный логарифм числа а. «е» - это такое иррациональное число, равное 2,7 (буква «о» пропускается, а основание «е» не ставят).

Рассмотрим примеры:

lg 10=1; lg 1=0

ln e=1 ; ln 1=0 .

Как перейти из логарифмического равенства к показательному: logаb=с, с - это логарифм, показатель степени, в которую нужно возвести а, чтобы получить b. Следовательно, а в степени с равен b: а с= b.

Рассмотрим пять логарифмических равенств. Задание: проверить их правильность. Среди этих примеров есть ошибки. Для проверки воспользуемся данной схемой.

  • lg 1 = 2 (10 2=100)- это равенство не верное.

  • log1/2 4 = 2- это равенство не верное.

  • log31=1 - это равенство не верное.

  • log1/3 9 = -2 - это равенство верное.

  • log416 = -2- это равенство не верное.

Выведем основное логарифмическое тождество: а log a b = b

Рассмотрим пример.

5 log 5 13 =13

Свойства логарифмов:

3°. logа ху = logах + logау.

4°. logа х/у = logах - logау.

5°. logах p = p · logах, для любого действительного p.

Рассмотрим пример на проверку 3 свойства:

log28 + log232= log2 8∙32= log2 256=8

3 +5 = 8

Рассмотрим пример на проверку 5 свойства:

3∙ log28= log283= log2512 =9

3∙3 = 9

Формула перехода от одного основания логарифма к другому основанию:

Методическая разработка учебного занятия по математике «Логарифмы и их свойства»


Эта формула потребуется при вычислении логарифма по калькулятору.

Возьмем пример: log3 7 = lg7 / lg3. В калькуляторе можно вычислить только десятичный и натуральный логарифм. Вводим цифру 7 и нажмем кнопку «лог», также вводим цифру 3 и нажмем кнопку «лог», делим верхнее значение на нижнее и получаем ответ.

4. Закрепление.

Для закрепления новой темы решим примеры.

Пример 1. Назовите свойство, которое применяется при вычислении следующих логарифмов, и вычислите (устно):

  • log66

  • log 0,51

  • log63+ log62

  • log36- log32

  • log448

Пример 2.
Перед вами 8 решённых примеров, среди которых есть правильные, остальные с ошибкой. Определите верное равенство (назовите его номер), в остальных исправьте ошибки.

  1. log232+ log22= log264=6

  2. log553 = 2;

  3. log345 - log35 = log340

  4. 3∙log24 = log2 (4∙3)

  5. log315 + log33 = log345;

  6. 2∙log56 = log512

  7. 3∙log23 = log227

  8. log2162 = 8.

Проверка ЗУН - самостоятельная работа по карточкам.

Вариант 1.

Вычислите:

  1. log416

  2. log25125

  3. log82

  4. log66

Вариант 2.

Вычислите:

  1. log327

  2. log4 8

  3. log49 7

  4. log55

5. Подведение итогов. Домашнее задание. Выставление оценок.


© 2010-2022