- Преподавателю
- Математика
- Дидактические средства борьбы с неудачами обучающихся в учебе
Дидактические средства борьбы с неудачами обучающихся в учебе
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Егорова Л.Б. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА БОРЬБЫ С НЕУДАЧАМИ В УЧЁБЕ
Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такие средства: 1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация. 2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализа результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю. К . Бабинский предложил педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников. 3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учёбе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе группы выравнивания. Их преимущества заключаются в том, что занятия в них проводятся по результатам серьёзной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно. 4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учёбе связаны прежде всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьёй школьника. Конечно, неуспеваемость - это комплексная проблема, имеющая дидактический, методический, психологический, медицинский и социально - педагогический аспекты. Комплексным должно быть и её решение.
& ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Как и во всякой другой профилактической работе, первым звеном в предупреждении неуспеваемости является обнаружение её признаков, то есть диагностика. Чтобы не дать возникшему отрицательному явлению укорениться , незамедлительно должна следовать оперативная помощь учащемуся. Одновременно надо анализировать процесс обучения, индивидуальные обстоятельства личности, чтобы найти причины, породившие отставание, и воздействовать на них. Надо также постоянно проверять эффективность принятых мер, корректировать их.
Анализ лучшей педагогической практики показывает, что хороший учитель, реализуя указанные звенья предупреждения неуспеваемости, опирается на:
1) знание признаков возникающей неуспеваемости и умение их
обнаруживать;
-
знание того, какую помощь оказать учащимся в зависимости от обнаруженных признаков неуспеваемости, и умение организовать нужную помощь;
-
знание типичных для современной школы причин, вызывающих неуспеваемость, и умение применять это знание в конкретных условиях;
-
знание путей устранения причин, порождающих неуспеваемость;
-
знание способов проверки эффективности своей деятельности и умение ими пользоваться.