• Преподавателю
  • Математика
  • Выступление на педагогическом совете школы Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Выступление на педагогическом совете школы Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление

на педагогическом совете ШГ №2 им. Г.Каирбекова

8 января 2016 года

учителя математики, руководителя МО естественно-математического цикла

Величко Е.Д.

по теме « Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики».


Современное содержание математического образования направлено, главным образом, на интеллектуальное развитие учащихся, формирование культуры и самостоятельности мышления, умения применять знания в различных областях.

Развитие личности учащегося предполагает гармоничное сочетание учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью самостоятельно решать задачи, умения применять полученные знания на практике.

«Математика - гимнастика для ума», - эта фраза была сказана не случайно. Именно на уроке математики ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, догадываться, опровергать.

Одним из способов развития математической грамотности является повышение самостоятельного (преобразующего) мышления у учащихся через элементы развивающего обучения , например при работе над текстовой задачей, умение работать с учебным текстом и организация процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий.

1). Последовательность этапов формирования математической функциональной грамотности в 5-6-х классах определяется задачами адаптации выпускников начальной школы к новым информационно-технологическим и коммуникативным условиям, а решение задач преемственности и непрерывности образовательного процесса требует продолжения работы над совершенствованием приемов и способов учебно-исследовательской и математической деятельности, к которым следует отнести умение работать с учебным текстом (краткая информация о уроке на тему «Шкала и координаты» 5 класс):

- Читают текст учебника. Предлагают для обсуждения свои гипотезы - отрывки текста, которые наилучшим, по их мнению, образом соответствуют поставленной задаче.

-Сюжетно-ролевая игра:

- Представьте себе, что вы учитель и хотите познакомить учащихся с данной темой. Предложите свой план изучения этой темы

Составляют план изучения темы:

1. Название темы («Шкалы»).

2. Как построить шкалу:

(- построить луч; - обозначить начало луча; - выбрать единичный отрезок на луче).

3. Выполнить упражнения на построение шкал

-тест по теме (обучающий)

- Выполняют проверку результатов теста, адекватности самооценки, контроль целереализации.

-анализ задач из учебника при решении

-организация рефлексии и оценки достижений запланированных результатов.

2). Существуют два способа обучения решению текстовых задач:

- традиционный: формирование умения решать определённого вида задачи

( решать задачи на содержание процентов, производительность труда …)

- нестандартный: выполнение математического анализа текстовых задач (выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, между данными и искомыми, представлять эти связи в виде различных интерпретационных моделей).

При работе над текстовой задачей можно применять следующие формы:

- Задания на выполнение математического анализа задач: цель - развитие самостоятельности мышления.

- Работа по преобразованию задач: цель - формирование умения устанавливать связь

в задаче между данными и искомыми, навыков исследовательской деятельности,

например, установить как изменение данных на результат.

- Решение взаимно - обратных задач: цель - развитие логического мышления, творческих способностей.

- Задания творческого характера: цель- формирование применения знаний на практике.

При использовании различных приёмов развития математической грамотности у учащихся развивается речь, которая позволяет выразить свою мысль логично, точно, с аргументами и выводами.

Используемые формы развития математической грамотности, приводят к росту познавательной и исследовательской деятельности учащихся , самостоятельности мышления, навыков применения своих знаний в различных областях жизнедеятельности.

3).Использование ИКТ на уроке позволяет представить изучаемый материал школьникам наглядно, красочно, информативно, интерактивно, одновременно, экономит время учителя и ученика. Кроме того, создаются условия для ученика, позволяющие ему работать в своем темпе, а учителю - общаться по необходимости с учениками дифференцированно и индивидуально. На таком уроке появляется возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Работу по внедрению ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) осуществляю по следующим направлениям: во-первых, создаю презентации и флипчарты к урокам, во-вторых, большую работу веду с ресурсами Интернет, используя различные обучающие программы, в-третьих, разрабатываю собственные программы и апробирую на уроках математики 5 и 9, 10 классов.

Кроме того, важной частью исследования является составление и конструирование медиауроков.

Перспективой является создание творческой лаборатории, которая состоит из медиатеки, аудиотеки, видеотеки, Интернет-коллекциями по математике для 5 класса, а также разработками индивидуальных заданий, обучающими программами и тестами, электронными диагностическими заданиями.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики и информатики возможно через формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.

В эпоху цифровых технологий компьютерная грамотность, как компонент функциональной грамотности, способствует достижению школьниками ключевых и предметных компетенций на уроках математики и информатики. Необходимым условием успешности является деятельностный характер обучения, развитие самостоятельности и ответственности учеников за результаты своей деятельности на основе ИКТ.

Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.

© 2010-2022