Конспект урока по математике по теме Двугранный угол

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект урока по теме: Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.




Выполнила:

Преподаватель математики

Федурина М.А



2015г


Тема урока: «Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей».

Тип урока: урок - лекция.

Учебная задача:

- ввести и отработать совместно с учениками определение двугранного угла и его характеристику (линейный угол), по аналогии с плоским углом;

- на основе понятия двугранного угла ввести определение перпендикулярных плоскостей по аналогии с перпендикулярными прямыми и «открыть» и доказать совместно с учащимися признак и свойства перпендикулярных плоскостей.

Диагностируемые цели:

Ученик:

- знает:

- определения двугранного угла и перпендикулярных плоскостей;

- формулировки теорем: признака и свойств перпендикулярных плоскостей;

- о существовании двух способов доказательства перпендикулярных плоскостей (по определению и по признаку перпендикулярных плоскостей);

- умеет:

- строить линейный угол двугранного угла;

- воспроизводит доказательство признака и свойств перпендикулярных плоскостей из краткой записи таблицы.

Метод обучения: метод проблемного изложения.

Формы обучения: фронтальная и индивидуальная.

Средства обучения: канва - таблица, модели.




Урок - лекция

Ход урока:

I Мотивационно - ориентировочная часть


- Какую фигуру на плоскости мы называем углом, Ира?

(фигуру, образованную двумя лучами, исходящими из одной точки)

- Какое ещё понятие угла вы знаете?

( угол - это фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки, а также часть плоскости, ограниченная этими лучами)

- Прочитайте плоский угол.

(<O, <COD)

- Какие виды углов на плоскости мы изучили?

(острый, прямой, тупой)

- Переходим к рисунку с пересекающимися прямыми. Обозначьте на рисунке угол между пересекающимися прямыми за Конспект урока по математике по теме Двугранный угол. Катя, какой ты из углов обозначила?

(наименьший из этих углов)

- Чему будут равны остальные три угла?

Ребята обозначают другие углы: Конспект урока по математике по теме Двугранный угол

- Какова же может быть градусная мера угла между пересекающимися прямыми?

(Конспект урока по математике по теме Двугранный угол)

- Какой особый случай пересекающихся прямых мы выделяли?

(перпендикулярные прямые)

- Какие прямые называются перпендикулярными?

(две пересекающиеся прямые называются перпендикулярными, если угол между ними равен Конспект урока по математике по теме Двугранный угол)

- С каких фигур мы начали изучение планиметрии?

(точка, прямая)

Учитель изображает на доске:

.

Конспект урока по математике по теме Двугранный угол

- Что будет являться аналогом точки в пространстве?

( либо точка, либо прямая)

Учитель изображает на доске:

.Конспект урока по математике по теме Двугранный угол

.

Конспект урока по математике по теме Двугранный уголКонспект урока по математике по теме Двугранный угол

- Что будет являться аналогом прямой в пространстве?

(прямая или плоскость)

Учитель изображает на доске:

Конспект урока по математике по теме Двугранный уголКонспект урока по математике по теме Двугранный уголКонспект урока по математике по теме Двугранный угол

Конспект урока по математике по теме Двугранный угол

Конспект урока по математике по теме Двугранный угол

- Что будет являться аналогом луча в пространстве?

(луч)

- Кто с этим не согласен?

(луч или полуплоскость)

Учитель изображает на доске:

Конспект урока по математике по теме Двугранный угол

.Конспект урока по математике по теме Двугранный угол

Конспект урока по математике по теме Двугранный угол

Конспект урока по математике по теме Двугранный угол

Конспект урока по математике по теме Двугранный угол

- Что будет являться аналогом плоского угла в пространстве?

(угол)

II Содержательная часть:

- Если два луча плоского угла переходят в лучи, то в пространстве получим угол, а если один из лучей плоского угла переходит в луч, а другой в полуплоскость, то что мы получим?

(угол между прямой и плоскостью)

- Какой ещё возможен вариант перехода плоского угла в пространство?

( когда лучи плоского угла перейдут в две полуплоскости)

Учитель изображает на доске:

Конспект урока по математике по теме Двугранный угол

Конспект урока по математике по теме Двугранный уголКонспект урока по математике по теме Двугранный угола

Конспект урока по математике по теме Двугранный угол

- При этом, во что переходит вершина плоского угла?

(в общую прямую двух этих полуплоскостей)

- Какой мы тогда получим объект?

(две полуплоскости, с общей границей)

- Мы с вами получили новый математический объект. Какая же цель сегодняшнего урока?

( дать определение, изучить его свойства)

- Обозначим общую прямую двух полуплоскостей за AB

- Полученную фигуру будем называть двугранным углом

- Сформулируем определение двугранного угла.

Двугранным углом называется фигура, образованная прямой а и двумя полуплоскостями с общей границей AB, не принадлежащими одной плоскости.

- Данный двугранный угол будем обозначать так: <(AB) или <αABβ

- Итак, мы получили, что одним из аналогов плоского угла является двугранный угол, если аналогами сторон плоского угла являются полуплоскости, которые мы будем называть гранями. А аналогом вершины плоского угла является общая граница двух граней, которую будем называть ребром двугранного угла.

Учитель изображает на доске:

Конспект урока по математике по теме Двугранный уголКонспект урока по математике по теме Двугранный угол

Конспект урока по математике по теме Двугранный угол

Конспект урока по математике по теме Двугранный уголКонспект урока по математике по теме Двугранный угол

Конспект урока по математике по теме Двугранный угол

Конспект урока по математике по теме Двугранный уголКонспект урока по математике по теме Двугранный угол

Конспект урока по математике по теме Двугранный уголКонспект урока по математике по теме Двугранный угол

Конспект урока по математике по теме Двугранный уголКонспект урока по математике по теме Двугранный угол

(по ходу ребята заполняют таблицу)

- В жизни мы часто встречаемся с предметами, имеющими форму двугранного угла. Приведите примеры.

( )

- Посмотрим, как измерить двугранный угол?

- Вспомним, как мы находили угол между скрещивающимися прямыми?

( сводили задачу к задаче о нахождении угла между пересекающимися прямыми, находили угол между пересекающимися прямыми)

- Как находили угол между прямой и плоскостью?

(как угол между прямой и проекцией этой прямой на данную плоскость)

- Значит, данную задачу нужно попытаться свести к задаче о нахождении плоского угла. Это делается следующим образом:

Отметим на ребре двугранного угла какую- нибудь точку О и в каждой грани из этой точки проведём луч, перпендикулярный к ребру. Полученный угол будем называть линейным углом двугранного угла. Постройте линейный угол двугранного угла у себя в таблице?

Учитель проводит построение на доске.

Конспект урока по математике по теме Двугранный угол

- Так как двугранный угол- это не только фигура в пространстве, образованная двумя полуплоскостями с общей границей, не принадлежащими одной плоскости, но и часть пространства, ограниченная этими полуплоскостями. Следовательно, линейный угол- это и часть пространства, ограниченная лучами OC и OD. Покажем это в таблице.

Учитель демонстрирует на моделях и изображает на доске.

-От чего зависит величина двугранного угла?

(От линейного угла)

-А точнее?

(От величины линейного угла, от его градусной меры)

- Итак, чтобы найти угол между плоскостями нужно выделить двугранный угол, затем построить линейный угол двугранного угла, найти его градусную меру.

- Какие же могут быть виды двугранного угла, Лена?

(острый, прямой, тупой)

- Мы видим, что виды плоского и двугранного углов аналогичны. Зафиксируем это в таблице.

- Является ли построенный нами линейный угол единственным для двугранного угла?

(нет)

- Сколько можно построить линейных углов?

(бесконечно много)

- Почему?

(т.к. точку О мы выбирали произвольно, а таких точек на ребре двугранного угла бесконечно много)

- Постройте ещё один линейный угол.

- Катя, как ты строила данный угол?

(на ребре выбрала точку Конспект урока по математике по теме Двугранный угол, отличную от точки О. И в каждой грани из этой точки провела лучи, перпендикулярные к ребру. Получила угол <Конспект урока по математике по теме Двугранный угол).

- Сравните углы <COD и <Конспект урока по математике по теме Двугранный угол.

(Они равны)

- Почему?

Если у учеников возникает затруднение, то задаём следующие вопросы:

- Какими общими свойствами обладают лучи OC и Конспект урока по математике по теме Двугранный угол?

(они лежат в одной полуплоскости и перпендикулярны к прямой AB)

- Что следует из этого?

(что луч ОА параллелен лучу Конспект урока по математике по теме Двугранный угол)

- Каково направление этих лучей?

(они являются саноправленными)

- Каково направление лучей OD и Конспект урока по математике по теме Двугранный угол?

(они санопрвленые)

- Почему, Миша?

Спросить слабого ученика.

(данные лучи лежат в одной полуплоскости с границей АВ и они параллельны между собой)

- Мы получили, что стороны углов < COD и <Конспект урока по математике по теме Двугранный угол соответственно соноправлены. Что из этого следует?

(< COD = <Конспект урока по математике по теме Двугранный угол)

- Почему?

(т.к. стороны углов < COD и <Конспект урока по математике по теме Двугранный угол соответственно соноправлены значит угол < COD = <Конспект урока по математике по теме Двугранный угол)

- Каким теоретическим положением вы воспользовались при доказательстве равенства углов?

(терема о углах с саноправленными сторонами)

- Мы с вами показали, что линейных углов двугранного угла бесконечно много и все они равны между собой.

- Решим следующую задачу : две плоскости α и β пересекаются по прямой MN, в плоскости β лежит точка A, в плоскости α лежит проекция этой точки. Обозначим её за С. И дана прямая СВ, перпендикулярная MN. Докажите, что угол АВС- линейный угол двугранного угла AMNC.

Конспект урока по математике по теме Двугранный уголКонспект урока по математике по теме Двугранный угол

Конспект урока по математике по теме Двугранный угол

AКонспект урока по математике по теме Двугранный уголКонспект урока по математике по теме Двугранный угол

M

Конспект урока по математике по теме Двугранный уголКонспект урока по математике по теме Двугранный уголКонспект урока по математике по теме Двугранный угол

CКонспект урока по математике по теме Двугранный угол

Конспект урока по математике по теме Двугранный угол

N

- Как мы можем доказать, что данный угол является линейным?

( докажем, что стороны АВ и ВС перпендикулярны MN)

- Из условия задачи мы знаем, что ВC перпендикулярна MN. Значит надо доказать, что АВ перпендикулярна MN.

- Посмотрим на рисунок. АВ - наклонная, ВС- её проекция на плоскость α., прямая СВ, перпендикулярная MN. Тогда по теореме о трёх перпендикулярах ВС перпендикулярна MN. Т.е. получили, что <ABC- линейный угол двугранного угла.

- Мы с вами получили два способа построения линейного угла двугранного угла. Первый способ заключается в том, что нужно выбрать на ребре двугранного угла точку с этой точки восстановить перпендикуляры в обеих гранях. В чём же заключается второй способ? Он заключается в том, что если нам дана точка в одной грани двугранного угла, тогда сначала нужно найти или построить проекцию этой точки в другой грани двугранного угла, из полученной (найденной) точки провести перпендикуляр к ребру. Из точки пересечения построенного перпендикуляра с ребром двугранного угла строить перпендикуляр в другой грани.

- Посмотрим на третью строки таблицы. Что изображено на рисунке с права?

(две плоскости)

- Каково их взаимное расположение?

(они пересекаются)

- Обозначим их через α и β. Найдите угол между плоскостями α и β.

У ребят возникнет затруднение.

- Что является аналогом двух пересекающихся плоскостей на плоскости?

(пересекающиеся прямые)

- (спросить слабого ученика) Сколько плоских углов образуют две пересекающиеся прямые?

(четыре)

- Какой из этих углов будет являться углом между пересекающимися прямыми?

( наименьший из этих углов)

- Две пересекающиеся плоскости образуют четыре двугранных угла.

- Углом между пересекающимися плоскостями будем считать наименьшим из этих углов.

- Какова же может быть градусная мера угла между пересекающимися плоскостями?

(Конспект урока по математике по теме Двугранный угол)

- Отметьте этот угол на рисунке. Сначала построим линейный угол.

Ребята выполняют построение в таблице и записывают следующее:

Углом между пересекающимися плоскостями считают угол,

величина которого не превосходит величин любых из трех осталь­ных углов.


© 2010-2022