Статья Роль межпредметных и внутрипредметных связей при обучении математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль межпредметных и внутрипредметных связей при обучении математике

Работа представлена студенткой 2 курса магистратуры Индустриально - педагогического факультета специальности «Допрофессиональное образование» Мальцевой Анной Юрьевной.

Аннотация

Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, поэтому, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных и внутрипредметных связей в процессе преподавания. Они способствуют систематизации и углублению знаний обучающихся, формированию у них навыков и умений самостоятельной познавательной деятельности.

Именно поэтому межпредметные и внутрипредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Ключевые слова: образование, межпредметные и внутрипредметные связи, межпредметные понятия, функции обучения.

В настоящее время нужны такие программы и учебники по математике, которые позволили бы эффективно дифференцировать процесс усвоения материала обучающимися на обязательном и углубленном уровнях. Это возможно за счёт реализации в учебных курсах межпредметных и внутрипредметных связей. Усиление роли межпредметных и внутрипредметных связей следует рассматривать как одно из важнейших направлений совершенствования школьного курса математики.

Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей при обучении способствует систематизации и углублению знаний обучающихся, формированию у них навыков и умений самостоятельной познавательной деятельности.

Межпредметные связи играют существенную роль в обеспечении единства обучения и воспитания. Они способствую лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий1.

Осуществление межпредметных связей помогает формированию у обучающихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и делает знания более значимыми и применимыми. А это, в свою очередь, помогает обучающимся использовать данные знания и умения при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении конкретных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни.

Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель математики осуществляет всё их многообразие2.

Различают связи внутрицикловые (связи математики с физикой, химией) и межцикловые (связи математики с историей, трудовым обучением). Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации): содержательно-информационные и организационно-методические.3

Внутрипредметные связи математики - это взаимосвязь и взаимообусловленность математических понятий, разделённых временем их изучения. Учёт внутрипредметных связей означает целесообразную организацию изучения взаимосвязанных понятий на определённых этапах изучения.

Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания.

Внутрипредметные связи характеризуются двумя основными направлениями в осуществлении: первое направление - это направление от исходных понятий к конечным; второе направление - это направление от конечных понятий к тем начальным понятиям, через которые реализуются конечные: активное влияние конечных понятий, идей, методов на исходные понятия, идеи, методы.

Роль внутрипредметных связей в учебном курсе велика, они непосредственно влияют на достижение обучающей, развивающей и воспитывающей целей обучения. При этом внутрипредметные связи формируют у обучающихся научное мировоззрение, помогают видеть мир в движении и развитии, способствуют установлению логических связей между понятиями, выступают средством предупреждения и ликвидации формализма в знаниях школьников, позволяют сформировать такую систему знаний, которая предстаёт перед обучающимися не как застывшая, а как динамичная, качественно изменяющаяся, сокращают затраты учебного времени, способствуют устранению перегрузки школьников4.

Обучение в современной школе реализуется как целостный учебно-воспитательный процесс, имеющий общую структуру и функции, которые отражают взаимодействие, преподавания и учения.

В свою очередь, функции обучения - это качественная характеристика учебно-воспитательного процесса, в которой выражена его целенаправленность и результативность в формировании личности ученика. Таким образом, межпредметные и внутрипредметные связи способствуют реализации всех функций обучения: образовательной, развивающей и воспитывающей. Эти функции осуществляются во взаимосвязи и взаимно дополняют друг друга. Единство функций есть результат целенаправленного построения процесса обучения как учебно - воспитательной системы.

1 URL: vevivi.ru/best/Mezhpredmetnye-svyazi-v-shkolnom-obuchenii-ref156093.html

2 Далингер В.А. «Геометрия помогает алгебре». //Математика в школе// №4, 1996. с 59-68

3 URL: referat-kursovaya.repetitor.info/Планирование_межпредметных_связей?lang=ru

4 Гоголашвили О.В. Психолого-педагогические аспекты реализации межпредметных связей / Актуальные проблемы естественно-математического образования. Сборник материалов VIII региональной научно-практической конференции. - Липецк: ЛИРО, 2006, с. 100 - 101


© 2010-2022