- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по алгебре по теме: Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена (9 класс)
Конспект урока по алгебре по теме: Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена (9 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Домрачева Е.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний учащимися.
Цели урока:
-
Образовательные: повторить основные определения и формулы по предыдущей теме; формирование опорной системы знаний по теме: ввести определение геометрической прогрессии; вывести формулу n-го члена; познакомить учащихся с характеристическим свойством, которым обладают члены геометрической прогрессии; выработать общие рекомендации по выполнению заданий.
-
Развивающие: развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий; развитие логического мышления при анализе нового материала; формирование вычислительных навыков, умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии.
-
Воспитательные: воспитывать умение учиться - способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач; содействовать воспитанию интереса к математике, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.
Оборудование: раздаточный материал с заданиями, граф-схемы: "Последовательности", "Арифметическая прогрессия", шаблон граф-схемы: "Геометрическая прогрессия".
Метод обучения: учебно-познавательная работа учащихся по самостоятельному приобретению новых знаний.
Этапы урока:
-
Организационный этап.
-
Этап актуализация опорных знаний и умений учащихся.
-
Этап усвоения новых знаний.
-
Этап закрепления новых знаний.
-
Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению
-
Этап подведения итогов урока.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Проверяется подготовленность классного помещения и готовность учащихся к уроку.
-
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Устная работа [7, 16].
1. Решите уравнение: b2 = ; b2 = 5; b2 = - 25.
2. Найдите среднее геометрическое чисел 16 и 25; 9 и 36; 49 и 81.
3. Упростите выражение
; ; ; ; .
В ходе фронтального опроса, используя граф-схемы (Приложение 1, Приложение 2), учащиеся повторяют:
1. Что такое числовая последовательность? Привести пример.
2. Определение арифметической прогрессии.
3. Что такое разность арифметической прогрессии?
4. Формула n-ого члена арифметической прогрессии.
5. Характеристическое свойство арифметической прогрессии.
6. В первый день после нарушения автомобилистом правил дорожного движения штраф составляет 200 р., а в каждый последующий день штраф увеличивается на 10 руб. по сравнению с предыдущим. Какой штраф придется заплатить автомобилисту на n-й день после нарушения правил?
А. 190 + 10n. Б. 200 + 10n. В. 210 + 10n . Г. 10n. [2, с. 37]
7. Какое из следующих чисел является членом арифметической прогрессии 6; 12; 18;…?
А. 303. Б. 109. В. 106. Г. 96. [2, с. 21]
-
Объяснение нового материала.
По условию задачи составьте последовательность:
-
Имеется радиоактивное вещество массой 256г, вес которого за сутки уменьшается вдвое. Какова станет масса вещества на вторые сутки? На третьи сутки? На 8-ые сутки?
Как получается второй член последовательности? Третий? Восьмой?
-
В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на три. Укажите количество бактерий, рожденных одной бактерией за 6 минут.
-
В АВС провели среднюю линию А1С1. В А1ВС1 также провели среднюю линию А2С2. В А2ВС2 также провели среднюю линию А3С3. Найдите среднюю линию А6С6, если АС = 88 см.
Каким образом образовывались члены данных последовательностей?
Выписанные последовательности называются геометрическими прогрессиями.
Работа с шаблоном граф-схемы (Приложение 1).
-
Дайте определение геометрической прогрессии.
-
Задайте каждую последовательность рекуррентным способом.
-
Как найти знаменатель геометрической прогрессии?
-
Найдите знаменатель геометрической прогрессии:
а) 512; 256; 128; 64; …
б) ; 3; 3; 9; …
в) 5; -5; 5; -5; …
г) -2; -6; -18; -54; …
д)
-
Чему равен 10-й член прогрессии?
По аналогии с арифметической прогрессии выведем формулу n-го члена геометрической прогрессии:
b2 = b1q;
b3 = b2q = b1q2;
b4 = b3q = b1q3;
b5 = b4q = b1q4 и т.д.
bn = b1qn - 1формула n-го члена геометрической прогрессии
Пример: В геометрической прогрессии (bn) известны b1 = - 3 и q = 2.
Найдите b3, b4, bk, bk+1.
ЦОР. school-collection.edu.ru/catalog/rubr/73bc8240-49f3-44c6-8991-a547d457a20f/112772/?interface=pupil&class=51&subject=17
-
Осмысление и применение изученного:
-
№ 387 (б, г), 388, 389 (в, г), 391 (б, г).
-
Почему геометрическая прогрессия получила такое название?
-
Проведем аналогию с арифметической прогрессией.
-
-
Найдите среднее геометрическое чисел 4 и 9.
= 2 3 = 6.
-
Запишите в порядке возрастания найденное число с данными. 4; 6; 9;…
-
Образует ли данная тройка геометрическую прогрессию?
-
Найдите четвертый, пятый, шестой члены этой последовательности?
-
Проверьте выполняется ли данная закономерность для этой тройки чисел последовательности?
-
Сформулируйте свойство членов геометрической прогрессии.
-
Докажите, что если (bn) - геометрическая прогрессия, то bn2 = bn+1 bn-1.
-
Сформулируйте обратное утверждение и докажите его.
-
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: п. 18 № 387 (а, в), 390, 391 (а, в), 407.
Приложение 1.