Организация работы в группах в свете ФГОС

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ярославцева Алеся Александровна,

учитель математики и информатики

МКОУ Мохнатологовская СОШ

НСО Краснозерский район с. Мохнатый Лог


«Организация работы в группах на уроках в свете ФГОС».

«Собраться вместе - это начало.

Держаться вместе - это прогресс,

работать вместе - это успех»

Генри Форд

На сегодняшний день российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения.

Практика показывает, что ученики лучше усваивают то, что обсуждают друг с другом, а лучше всего помнят то, что сами объясняют другим. Потребность в том, чтобы ученика выслушали, очень велика, но не всегда это получается: нехватка времени на уроке, индивидуальные особенности некоторых детей (не каждый ученик готов к открытому общению с учителем). На своих уроках я часто наблюдаю желание ребенка поговорить с соседом по парте, попробовать решить поставленную задачу совместно, высказав свое мнение и выслушав окружающих. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.

Групповая работа - процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.

Принимая во внимание то, что потребности учащихся в общении различны (присутствует как позитивное, так и негативное отношение к процессу), групповую работу я разбиваю на пять этапов:

  1. Выбор формы работы.

  2. Комплектация групп.

  3. Работа в группах.

  4. Формирование конечного продукта.

  5. Выводы и предложения.

Первый этап (выбор формы работы). Этот этап, определяю сама, согласно поставленной цели и возможностям ее реализации. Использую следующие формы: 1) Работа в группах (по два ученика, по три ученика, формирование массовых групп); 2) Группы одиночек; 3) Организация взаимной проверки заданий разными способами;4) Учебная групповая эстафета; 5) Учебные игры, соревнования.

1. Работа в группах:

- по два человека - стараюсь организовать работу по алгоритму «помоги другу»: (первый ученик у доски выполняет задание, другой строго следит за выполнение и в любой момент по просьбе учителя может заменить друга). Считаю, что в ходе такой работы вырабатывается внимание, командное сотрудничество, сопереживание.

- по три человека - использую эту форму в устных ответах: первый ученик отвечает на поставленный теоретический вопрос, второй дополняет, если есть что дополнить, а третий оценивает правильность ответов.

- формирование массовых групп по желанию - использую разные задания (групповая контрольная работа, обсуждение ситуации из жизни, разработка плана действий по полученному заданию, инсценировка реальных событий). Результатами такого учебного сотрудничества являются: сплочение коллектива, правильное распределение обязанностей, взаимоуважение.

- формирование массовых групп путем жеребьевки или учителем - задания использую те же, но результаты получаются другие: может возникнуть разрозненность участников из - за случайного формирования групп, перекладывается ответственность на более сильных учеников, поэтому выполнение задания протекает по - разному.

2. Группы одиночек: формирую группу из трех-четырех человек, даю задание у доски по пройденной теме: «Составь задание для своего друга». После того, как ученики составят задание, я меняю их местами в произвольном порядке и прошу выполнить задание

3. Организация взаимной проверки заданий разными способами.

Практикую проверку заданий самими учениками:

- работа в парах (каждый выполняет свое задание, меняются и проверяют);

- назначение старшего (обычно работают у доски две команды, и каждой команде прикрепляется проверяющий);

- групповая проверка (группы выполняют задания и обмениваются ими для проверки).

4. Учебная групповая эстафета: использую в начале уроков как разминку (пускаю по командам эстафетную «ленту» или «паровозик»), оценивается скорость и качество выполненной работы.

5. Учебные игры, соревнования: КВН, брейн - ринг, «Своя игра»- использую на уроках математики, наглядной геометрии.

Второй этап (комплектация групп). Как показывает практика, для ученика вопрос «в какую группу он попадет» очень волнительный и важный (сможет ли ученик сработаться в группе, как ему справиться с поставленными перед ним задачами за короткий промежуток времени, как не подвести товарищей и быть участником общей победы?).

Использую следующие варианты комплектации групп:

- по желанию

- по уровням

- по жребию

- лидер набирает группу

- учитель формирует группу

Третий этап (работа в группе). После того как группы сформированы, им раздаются задания. Работа начинается по следующему плану: постановка цели, разработка плана, распределение ролей в группах, назначение ответственных лиц, работа над заданиями, подведение итогов, оценка результатов.

В ходе организации работы важно учитывать следующие условия:

1.Каждый ребёнок в группе должен быть обеспечен возможностью активного участия в работе группы.

2.Отношения в группе равноправные, каждый имеет право на своё мнение.

3.Общие правила общения для каждой группы. Например:

-работать не очень громко, не мешать другим группам;

-когда говорит один - другие слушают;

-выступает от группы кто-то один из учащихся, заранее выбранный её

участниками.

-проводится итог совместной работы.

Четвертый этап (формирование конечного продукта). На данном этапе ученикам разрешается работать творчески, выполненную работу они могут оформить в виде какого - либо небольшого продукта («математический поезд», «новогодняя елка», «карта острова сокровищ», «ромашка» и т.д.)

Пятый этап (выводы и предложения). Заключительный этап несет в себе все плюсы и минусы проработанного материала - обсуждается, насколько была усвоена тема, по которой работали; все ли было выполнено; над чем еще нужно поработать; оцениваются результаты; оглашаются предложения.

Анализируя свою работу, могу сказать, что групповая работа имеет свои положительные и отрицательные стороны:

положительные моменты

Во-первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата, а в классе - развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

отрицательные моменты

Часто учащихся объединяют в группы по принципу "сильный - слабый». Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ними задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации - надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики, либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой "участок работы" и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания. Ещё один способ максимально активизировать всех учеников в группе: вначале предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение, не вынося критических оценок, и в заключении выработать одно решение от группы.

Несмотря на отмеченные трудности, проведенная работа показывает, что применение групповой работы при обучении эффективно. Групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Также при совместной работе учащиеся учатся сотрудничать друг с другом, формируются положительные нравственные качества личности. Наблюдения показали, что данная форма обучения имеет большое будущее, поэтому я собираюсь продолжить работу в этом направлении.


© 2010-2022