План-конспект урока на тему Иррациональные уравнения

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

15.10.Конспект урока по теме "Иррациональные уравнения»

Тема: «Иррациональные уравнения»

Цели урока:

  • Образовательные - ввести понятие «иррациональное уравнение», разобрать правила и основные ошибки при решении простейших иррациональных уравнений;

  • Развивающие - выработать умение мыслить, делать выводы, применять теоретические знания для решения задач; развивать монологическую, диалогическую речь учащихся;

  • Воспитательные - продолжить воспитание у школьников устойчивого интереса к математике; воспитание математической культуры.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

2

Ребята, у всех ли получилось домашнее задание?

Приложение 1. Слайд 1. Подумайте и скажите, равносильны ли следующие уравнения:

2х - 1 = 4 - 1,5х и 3,5х - 5 = 0

23х + 1 = 2- 3 и 3х + 1 = -3

Установите, какое из двух уравнений является следствием другого: х - 3 = 0 и х2 - 5х + 6 = 0

Отвечают.

Отвечают:

2х - 1 = 4 - 1,5х 3,5х - 5 = 0
3,5 х = 5 3,5 х = 5
х = 10/7 х = 10/7
Да, равносильны.
23х + 1 = 2- 3 3х + 1 = -3
3х + 1 = -3 3х + 1 = -3
х = -4/3 х = -4/3
Да, равносильны.
х - 3 = 0 х2 - 5х + 6 = 0
х = 3 х1 = 3,х2 = 2
Второе уравнение - следствие первого.

3

Молодцы. А теперь скажите мне, что мы называем арифметическим квадратным корнем?

Давайте посмотрим, правильно ли вы сказали?
Приложение 1. Слайд 2.
А сейчас внимательно посмотрите на экран.
Приложение 1. Слайд 3. Что общего в этих уравнениях?
Правильно. А как называются такие уравнения?

Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число b, квадрат которого равен а.
План-конспект урока на тему Иррациональные уравнения, где b > 0, если а =b2

- неизвестное находится под знаком корня.
- иррациональными.

4

Итак, тема сегодняшнего урока: «Иррациональные уравнения», запишете ее в тетрадь.
Приложение 1. Слайд 4.
Так что же такое иррациональное уравнение. Попытайтесь сформулировать определение самостоятельно.
Хорошо, смотрим на экран.
Приложение 1. Слайд 5.
Подумайте, каким свойством мы должны воспользоваться, чтобы решить иррациональное уравнение? Что мы делаем при решении иррационального уравнения? (Возводим в степень). А что получаем в результате этого? (Уравнение - следствие данного).
Приложение 1. Слайд 6.
Теперь перейдем к рассмотрению различных видов иррациональных уравнений.
Приложение 1. Слайд 7.

I. Решение уравнений вида План-конспект урока на тему Иррациональные уравнения = a

В этом случае мы должны воспользоваться определением квадратного корня. Из него следует, что
1) а > 0, тогда
2) (План-конспект урока на тему Иррациональные уравнения)2 = а
Для нашего случая получим
(План-конспект урока на тему Иррациональные уравнения)2 = а2 или f(x) = a2
Слайд 8. Рассмотрим пример. Запишите его в тетрадь.
План-конспект урока на тему Иррациональные уравнения = 2
х = 22, х = 4
Приложение 1. Слайд 9.

II. Решение уравнений вида План-конспект урока на тему Иррациональные уравнения + План-конспект урока на тему Иррациональные уравнения = a

Рассмотрим решение на примере
План-конспект урока на тему Иррациональные уравнения
Решение: Сумма положительных чисел равна 0 тогда и только тогда, когда каждое из слагаемых равно 0.
План-конспект урока на тему Иррациональные уравнения,
План-конспект урока на тему Иррациональные уравнения
нет решений.
Ответ: нет решений
Приложение 1. Слайд 10.

III. Решение уравнений вида План-конспект урока на тему Иррациональные уравнения = План-конспект урока на тему Иррациональные уравнения.

По определению квадратного корня f(x) > 0. Таким образом, чтобы найти такие значения неизвестной, при которых выполняются следующие условия:
План-конспект урока на тему Иррациональные уравнения
Приложение 1. Слайд 11. Рассмотрим пример.
План-конспект урока на тему Иррациональные уравнения = План-конспект урока на тему Иррациональные уравнения.
Это уравнений можно решить с помощью ООФ и применив проверку.
Решение (I способ):
ООФ:
План-конспект урока на тему Иррациональные уравнения,
План-конспект урока на тему Иррациональные уравнения
х - 5 = 2х - 3
х = -2 не принадлежит ООФ.
Ответ: нет решений.
Приложение 1. Слайд 12.
Решение (II способ):
х - 5 = 2х - 3
х = -2
Проверка:
План-конспект урока на тему Иррациональные уравнения, - 7 < 0
План-конспект урока на тему Иррациональные уравнения, - 7 < 0
Значит, х = -2 - посторонний корень.
Ответ: нет решений
Приложение 1. Слайд 13. А как будем решать уравнения, если в уравнении есть корень третьей или четвертой степени?
Приложение 1. Слайд 14. Уравнение четвертой степени.

Записывают тему урока.

Иррациональное уравнение- это уравнения, в которых неизвестное находится под знаком корня.

Свойство: при возведении обеих частей уравнения в натуральную степень получается уравнение - следствие данного.

Записывают содержание слайдов в тетрадь.

- Возводить в третью, четвертую степень.

Решают уравнения в тетради.

5

Решаем №152(1,3), №153(3), №156(1,3).

Решают задачи.

6

Приложение 1. Слайд 15. Проверь себя.

7

Приложение 1. Слайд 16.
Домашнее задание: §9, № 152(2), №153(2), №154(2,4), №156(2,4).
Приложение 1. Слайд 17.



© 2010-2022