- Преподавателю
- Математика
- Урок математики на тему «Прием письменного деления многозначных чисел на однозначное число»
Урок математики на тему «Прием письменного деления многозначных чисел на однозначное число»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Калинина Н.В. |
Дата | 29.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок математики.
Тема урока: Прием письменного деления многозначных чисел на однозначное число.
Класс: 4 Б
Автор УМК: М. И. Моро, «Школа России».
Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.
Цель урока: совершенствовать умение делить многозначное число на однозначное, построить алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное и сформировать первичное умение его применять.
Задачи:
1) уточнить знания, умения и навыки учащихся по приемам письменного деления, устных вычислений внетабличного умножения и деления, умения анализировать и решать математическую задачу.
2) Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь.
3) Формировать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез, обобщение, развивать умение делать выводы.
4) Совершенствовать умение самооценки, взаимооценки деятельности.
Дидактический материал к уроку: учебник М. И. Моро, карточки для индивидуальной работы, карточки с примерами для групповой работы.
Этапы
урока
Действия учителя
Действия учеников
1.Мотивация
к учебной деятельности
Девиз нашего урока:
« Где есть желание, найдётся путь!»
- Почему сегодня у нас такой девиз?
-Пожелайте друг другу удачи.
Мы отправляемся в путь по океану математики к новому острову под названием «Деление».
2.Актуализа-ция знаний
А чтобы путешествие наше было успешным, мы сначала вспомним тот материал, который нам поможет в работе. Выполним задания.
Одновременно с нами несколько ребят будут выполнять индивидуальные задания на карточках и за доской.
1)Прочитайте числа в порядке возрастания. Определите, сколько всего десятков, сотен, тысяч в числе, которое подчеркнуто.
111, 63250, 4362, 67823000, 503, 1678.
2) Найдите лишнее число в ряду и объясните свой выбор.
99, 135, 9, 23, 81, 18.
3)Определите количество цифр в частном:
324:3, 285:5, 482:2
4) Найдите значения выражений и назовите компоненты действия деления:
650:5, 77:11
5) выполните деление с остатком. О чем нужно помнить при делении с остатком?
50:7, 49:3
5)Решите задачу:
Петя сгоряча поспорил с друзьями, что выпьет целую бочку кваса. В бочке 700 литров, а Петя может выпить 2 литра кваса в день. Сколько недель ему нужно, чтобы выиграть пари?
6) Геометрическое задание. Рассмотрите чертеж. Сколько на нем треугольников и четырехугольников?
Итак, мы сейчас вспомнили много нужного для предстоящей нам сегодня работы. Мы повторяли устные приемы деления.
111, 503, 1678, 4362, 63250, 67823000.
Всего десятков: 6325, сотен: 632, тысяч: 63.
23, потому что все остальные числа делятся на 9, а это - нет.
3, 2, 3.
650:5=130, 77:11=7
Делимое, делитель, частное.
Остаток всегда меньше делителя.
1)700:2=350 (д.)-понадобится дней.
2) 350:7=50 (н.)
Ответ: 50 недель.
12 треугольников и 3 четырехугольника.
Целеполага-ние
Систематизация знаний
А сейчас предлагаю одному из вас роль учителя. Объясните ребятам, как выполнено письменное деление:
_ 972 !4___
8_ 243
_ 17 . . .
16_
_12
12_
0
Теперь нам предстоит решить такой пример: 7395:3
Что изменилось по сравнению с предыдущим примером?
Как вы думаете, изменится ли алгоритм деления многозначных чисел на однозначное? Сейчас нам предстоит это проверить.
Поставьте для себя цель на урок.
Сформулируйте тему урока?
Поработаем в группах. Каждая группа будет решать пример на деление, составлять и записывать алгоритм деления на листок.
7395:3, 49368:4, 6524:7
Группы рассказывают свой алгоритм.
Какой вывод можно сделать?
Ученик у доски объясняет:
-Сначала определим количество цифр в частном, выделим неполное делимое;
-Будем делить 9 сотен: делим, в частное пишем 2, умножаем, пишем под сотнями 8.Столько сотен разделили;
- Вычитаем, находим остаток, сравниваем его с делителем…
Делимое четырехзначное. Делитель так и остался однозначным числом.
Нет (Да).
Составить алгоритм деления многозначного числа на однозначное, решать примеры с применением алгоритма.
Письменные приемы деления многозначного числа на однозначное.
Дети решают примеры, обсуждают и записывают алгоритм.
Алгоритм деления:
1) Выделяем неполное делимое.
2) Делением находим цифру частного.
3) Умножаем - узнаем, сколько разделили.
4) Вычитаем - находим остаток.
5) Остаток сравниваем с делителем.
Алгоритм письменного деления трехзначных чисел подходит и для четырехзначных чисел и для пятизначных, т. е. он одинаковый для всех многозначных чисел.
Физкультми-нутка
Первичное
закрепление
с проговарива-нием.
Применим алгоритм при решении примеров № 389, с 78.
Один пример на доске с комментированием, 2 пример - 1 вариант, 3 пример - 2 вариант, 2 человека за доску.
Взаимопроверка, проверка по эталону.
Дети решают примеры, сверяют решение с доской.
Включение в систему знаний и повторение
- Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа на однозначные?
Решим задачу №391: « В магазине было 280 кг пшена. За день продали две седьмых его части. Поставь вопрос и реши задачу».
-Какое дано задание?
-О чем говорится в условии задачи?
-Что известно?
-Какой вопрос можно поставить к этому условию?
-Запишем краткое условие задачи.
Составим план решения задачи.
Решите задачу с вопросами.
Фермер собрал 9548 пшеницы. Это в 7 раз больше, чем ржи. Придумайте вопросы к этому условию и решите задачу.
Чтобы решать задачи.
Дети читают задачу
Было - 280 кг
Продали - ? 2/7 части
Осталось - ?
1) 280:7*2=80 (кг) - продали
2) 280-80=200 (кг)
Ответ:200 кг пшена осталось.
Сколько кг ржи собрал фермер?
Или Сколько всего килограммов пшеницы и ржи собрал фермер?
Рефлексия
Какую цель вы сегодня перед собой ставили?
Вы достигли цели?
Что было самым трудным? Интересным?
Оцените свою работу на уроке.
Д/з: записать алгоритм в справочники, на выбор с.78 №391 или №392.
Составить алгоритм деления многозначного числа на однозначное, использовать алгоритм при решении примеров и задач.