Доклад на тему Дидактические игры на уроках математики в коррекционной школе VIII вида

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

" Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат,

ту атмосферу молодой жизни,

без которой эта пора ее была бы бесполезной для человечества."

С.Т.Шацкий.



Использование дидактических игр на уроках математики.



Школа - это самое важное звено в образовании и воспитании молодого поколения.

Задача учителя не только обеспечить на уроке восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, выработку умений, его применять, но и научить детей учиться.

Изучение математического материала для учащихся с интеллектуальным недоразвитием представляет большие трудности, причины которых в первую очередь объясняются особенностями развития познавательной и эмоционально - волевой сферы умственно отсталых школьников.

Неоднородность состава учащихся коррекционной школы, разные возможности усвоения математических знаний в зависимости от тяжести и степени дефекта, требуют дифференцированного, индивидуального подхода на уроках математики. Главная общеобразовательная задача обучения математике в коррекционной школе - это добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь. Поэтому, задачи преподавания математики по вспомогательной школе состоят в том, чтобы:

  • дать учащимся такие доступные качественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

  • использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспо­собность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки конт­роля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Выработка любых умений и навыков у умственно отсталых школьников требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память. В игре ребенок незаметно для себя выполняет большое число арифметических действий, тренируется в счете, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур.

Дидактические игры, созданные специально в обучающих целях, способствуют и общему развитию ребенка, расширению его кругозора, обогащению словаря, развитию речи, учат использовать математические знания в измененных условиях, в новой ситуации. Все это свидетельствует о большом корригирующем значении дидактических игр. Поэтому, я на своих уроках математики и на внеклассных мероприятиях широко использую дидактические игры.

Создано большое количество игр, развивающих количественные, пространственные, временные представления, например игры: "Веселый счет", "Живые цифры", "Арифметическое лото" (домино), "Круговые примеры", "Лесенка", "Молчанка", "Магазин" и другие. (М.Н.Перова "Дидактические игры по математике").

Еще одна из основных задач обучению математики - это активизация познавательной деятельности учащихся. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес я формирую средствами занимательности. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например, "Кто верней?", "Кто быстрей?", "Отвечай сразу!". При закреплении с учащимися знаний таблицы умножения часто использую игру "Теремок".

На доске висит таблица, на которой изображен Теремок. Окошечки в нем закрыты карточками с примерами. Если ребенок правильно решил пример, то окошечко открывается и дети видят, кто в Тереме живет.

В каждый этап урока я стараюсь включать занимательные задания, которые способствуют развитию математического мышления детей. Вот некоторые из них :

1. Миша, Лена и Катя катались на велосипедах. У них были двухколесные и трехколесные велосипеды, а всего было 8 колес. Сколько велосипедов было трехколесных ? ( 2 )

  1. Сколько цифр использовано для записи числа 22, 122, 1222 ? Что обозначает каждая из цифр в записи данных чисел ?

  2. Расположи карточки так, чтобы произведения, записанные на них, возрастали. Прочитай текст.

8*6 7*6

6*3

9*7

9*6

8*7

7*7

л о

м

Ц

д

е

о

Решение:


6*3 7*6

8*6

7*7

9*6

8*7

9*7

м о

л

о

д

е

Ц



Доклад на тему Дидактические игры на уроках математики в коррекционной школе VIII вида



100 : 100 72 : 12 75 : 15

51 : 17 100 : 50 105 : 15

96 : 12 100 : 25 270 : 30

Ответы:

  1. 3 8 6 2 4 5 7 9

ч е б у р а ш к а

5."Поработаем на ЭВМ". На доске изображена "ЭВМ", которая выполняет все четыре арифметических действия. На табло появилось число 40. Какое число введено в машину?

Доклад на тему Дидактические игры на уроках математики в коррекционной школе VIII видаДоклад на тему Дидактические игры на уроках математики в коррекционной школе VIII видаДоклад на тему Дидактические игры на уроках математики в коррекционной школе VIII видаДоклад на тему Дидактические игры на уроках математики в коррекционной школе VIII видаДоклад на тему Дидактические игры на уроках математики в коррекционной школе VIII вида

Доклад на тему Дидактические игры на уроках математики в коррекционной школе VIII видаДоклад на тему Дидактические игры на уроках математики в коррекционной школе VIII видаДоклад на тему Дидактические игры на уроках математики в коррекционной школе VIII видаДоклад на тему Дидактические игры на уроках математики в коррекционной школе VIII вида

Каждому арифметическому действию соответствует обратное: умножению - деление, сложению - вычитание.

Для более прочного усвоения геометрического материала я использую следующие задания:

- Из каких фигур состоит рисунок кошки? Какой фигурой представлено туловище? Измерить и найти площадь этой фигуры, сумму длин ее сторон.

Доклад на тему Дидактические игры на уроках математики в коррекционной школе VIII вида

Задания на развитие и совершенствование внимания : его объем, устойчивости, умений переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

Это могут быть задания на отыскание ходов в обычных лабиринтах, например:

" Числовой лабиринт "

Степень трудности таких лабиринтов достаточно велика, так как в них имеется разветвленная сеть дорожек, продвигаясь по которым необходимо выполнить определенные задания вычислительного характера, например: Пройди путь от вершины пирамиды к ее основанию, переходя из каждой клетки в одну из двух, расположенных под ней, и набери по дороге сумму 35.

Это задание дети выполняют методом подбора, взяв простой карандаш, прокладывают первый путь и так далее, пока не найдут верную дорожку. Игру "Числовой лабиринт" можно проводить и с детьми старшего возраста, поменяв числа на двузначные, трехзначные.

Игра "Умножить или разделить ? "

Проведение этой игры преследует две важные цели : совершенствовать умение переключать и правильно распределять внимание на разные цвета, числа и арифметические действия и закреплять знания по программному материалу , в данном случае - по таблице умножения и соответствующим случаям деления. Игра может проводиться с разными числами. Допустим, мы выбрали число 4 , умножение и деление на которое мы закрепляем. У учителя в руках картонный круг, который с одной стороны голубого цвета, а с другой - розового. На обеих сторонах круга написано число 4. Учитель поясняет, что, когда он покажет круг голубой стороной и назовет некоторое число, например 6, дети должны его умножить на 4, если же учитель покажет круг розовой стороной, то названное им число дети должны разделить на 4. Круг показывается достаточно быстро то одной, то другой стороной, а иногда два - три раза подряд одной и той же стороной. Дети записывают ответы в тетради. Примеры могут быть такими : 4 * 4, 20 : 4, 4 * 9, 4 * 7, 12 : 4, 4 * 8, 16 : 4, 4 * 2, 36 : 4, 24 : 4, 4 * 6, 32 : 4 и т.д.

По окончании проводится проверка правильности выполнения, выясняется не только уровень усвоения детьми табличных случаев умножения четырех и деления на 4, но и уровень развития внимания, о чем говорят ошибки такого характера : во втором примере вместо ответа 5 получен ответ 80, а в восьмом примере вместо 8 получили 2, в шестом примере вместо 32 получили 4 и т. д.

Задания на развитие памяти.

На своих уроках я провожу большую работу по развитию зрительной, слуховой, наглядно - образной, словесно - логической памяти детей. Для этого использую дидактическую игру, например: "Запомни изученные слова" математических терминов и слов: тысяча, трехзначное, разряд, километр, грамм, уравнение и другие.

В игру "Цепочка слов" включается уже не менее восьми троек слов, объединенных в эти тройки по смыслу и охватывающих новый материал. Так, для воспроизведения ученикам могут быть предложены такие тройки слов : "внетабличное умножение чисел", "деление с остатком", "единицы, десятки, сотни", "остаток меньше делителя", "измерить длину ломанной", "порядок выполнения действия"и другие.

Очень интересными и увлекательными проходят уроки, на которых осуществляются межпредметные связи.

Некоторые математические понятия и представления сформированы при общении с природой. Природоведческий материал на уроках математики помогает расширить кругозор школьника, понять особенности окружающей действительности, приблизить к ней понятия изучаемые на уроках математики. Сведения природоведческого характера могут быть включены в различные этапы урока при изучении основных тем ( "Нумерация", "Арифметические действия над натуральными числами", "Величины" и др.) На таких уроках математики, где используется природоведческий материал, можно рассказать детям о вреде браконьерства, об исчезающих растениях и животных, о необходимости их охраны, о заповедниках, о том, что в природе нет абсолютно вредных животных. Такими беседами решаются образовательные задачи уроков природоведения и математики, задачи развития мыслительных операций, творческих способностей и речи детей.

При обучении математики особое место отводится текстовым задачам. Решая эти задачи, дети изучают признаки живых и неживых объектов окружающей нас природы. При решении задач учитель решает различные цели: проверка усвоенного материала, формирование вычислительных навыков, умения решать задачу и так далее.

Я предлагаю некоторые примеры таких задач и заданий.

  1. В саду посадили 3 яблони и 4 груши. Сколько всего . . . деревьев посадили ? Заполни пропуск. Реши задачу.

  2. Под березой росли 3 подберезовика и 2 мухомора. Сколько всего грибов росло под березой ? Сколько съедобных грибов можно сорвать?

  1. На лугу паслись 5 коров, 4 лошади, 7 овец, 2 козы. Сколько всего домашних животных паслось на лугу? Какой вопрос нужно поставить, чтобы решением задачи было выражение 7 - 5? Нужны ли все данные для такой задачи?

  2. В парке у школы росли 10 елей, 15 берез, 20 тополей, 3 сосны. Сколько всего деревьев росло у школы? Сколько лиственных деревьев? Скольких хвойных?

  3. На ветке сидело 3 синицы, 5 воробьев, 4 зяблика. Сколько всего птиц сидело на ветке? Сколько из них зимующих?

  4. На опытной грядке росло 54 морковки, 27 луковиц, 2 лебеды, 6 одуванчиков. Сколько растений росло на грядке? Сколько из них сорных? Как называются остальные растения?

  5. В корзине лежало 5 огурцов, 15 помидоров, 10 яблок, 20 слив. Сколько плодов лежало в корзине ? Сколько фруктов лежало в ней ? Сколько овощей лежало в корзине ?

  6. У кормушки сидело 3 синицы, 3 воробья, 5 снегирей. Сколько птиц сидело у кормушки ? Какие их них прилетают к нам на зиму ? Сколько птиц зимует у нас ?

  7. На дачном участке посадили 2 яблони, 3 сливы, 4 куста смородины, 5 кустов крыжовника, 20 тюльпанов, 30 гвоздик. Сколько всего растений посадили на участке ? Составь и реши задачу с вопросами:

Сколько деревьев посадили в саду ? Сколько кустарников посадили в саду ? Сколько трав посадили в саду ? Задания 1 - 9 можно предложить детям на этапе предварительного знакомства с некоторыми понятиями природоведческого характера.

  1. Жизненная емкость легких пловца 4900 см , занимающихся греблей 5450 см , конторского служащего 3350 см ,. Сравни эти характеристики.

  2. Частота дыхания в минуту у человека равна 17, у лошади - 20, у кролика - 24. Кто из них чаще дышит и насколько ?

  3. Количество детенышей в приплоде у медведя на два меньше, чем у белки, а у белки на 4 меньше, чем у кролика. На сколько детенышей меньше в приплоде у медведя, чем в приплоде у кролика ? На какой вопрос можно ответить, не изменив условия этой задачи ?

Задачи 10-12 могут быть предложены при изучении и повторении нумерации и арифметических действий над натуральными числами.

13.За сутки в среднем у собаки выделяется 200 см5 желчи, у овцы 400 см-5 , у
коровы 4 л., у лошади - 5 л.

На сколько (во сколько раз) больше желчи выделяет : а) овца, чем собака; б) корова, чем овца; в) лошадь, чем собака ?

14.За сутки в среднем кожа человека выделяет 800 г воды, почки - 1600 г, легкие - 400 г. Какие вопросы нужно поставить, чтобы решением задач были следующие выражения :

а) 800 + 1600 + 400; г) 1600 : 800 ;

б) 1600 - 400 ; д) 1600 - (800 + 400) ?

в) 1600 : 400 ;

  1. Черепаха делает 20 дыханий в минуту, собака - 300, голубь - 60. На какие вопросы можно ответить, выполнив только действие деления ? А на какие , - сделав действие вычитание ?

  2. Подумай, в каком веке могла родиться встреченная тобой черепаха, если продолжительность ее жизни 150 лет ?

  3. Журавль живет на 10 лет меньше филина, а филин на - на 40 лет дольше скворца. На сколько лет продолжительность жизни журавля больше, чем скворца ? Сделай схему для решения задачи.

  4. Продолжительность жизни бурого медведя 50 лет, белого медведя - 30 лет, дикого кабана - 20 лет. Как одним словом назвать продолжительность жизни всех трех животных вместе ?

Задачи 13 - 18 могут быть рассмотрены при изучении соответствующих величин.

  1. Две пустельги за день изловили для птенцов 9 сусликов, 5 полевых мышей, 2 полевки, 1 мышовку. Сколько грызунов съедят эти птенцы за неделю ?

  2. Чтобы собрать 1 кг меда, пчела должна проделать путь, равный длине экватора. Сколько меда соберут 5 пчел, если каждая сделает над экватором 5 кругов?

  3. За сутки семиточечная коровка поедает 100 тлей. Одна самка коровки за лето может отложить 1000 яиц. Сколько тлей могут съесть коровки, выросшие из этих яиц ?

22. За сутки семья одного муравейника ловит 15 000 насекомых. Сколько
насекомых оказались не съеденными, если в лесу были разорены три муравейника ?

23. За лето только одна сова съедает 1000 полевок и мышей, каждая из которых уничтожает за летний сезон 1 кг зерна. Сколько зерна спасут за лето 5 сов ?

Задачи 19 - 23 могут быть использованы при изучении умножения в соответствующем концентре .

  1. Высота самой высокой горы в мире Джомолунгмы - 8848 м над уровнем моря. Наибольшая глубина в океане - 11.022 м. Каково расстояние между самой высокой и самой низкой точкой на Земле ?

  2. На Луне происходят очень резкие колебания температуры поверхности пород : от ПО градусов жары днем, до 180 градусов мороза ночью. На сколько градусов может измениться температура, если днем она была 100 градусов ?

  3. При движении Земли вокруг своей оси муха, сидящая в районе экватора, движется со скоростью 464 м/с, а муха, сидящая на широте нашей местности, движется со скоростью в 2 раза меньшей. Какое расстояние проделает каждая из них за время полного оборота Земли вокруг своей оси? Выразить расстояние в километрах.

Задачи 24 - 26 позволяют расширить представления ребенка о числе. Количественную характеристику объектов окружающего мира можно использовать при составлении текстов математических диктантов. В концентре "Многозначные числа" он может быть следующим :

  • Запишите числа цифрами :

  • Длина великой русской реки Волги три тысячи пятьсот тридцать один километр.

- Расстояние от Земли до Луны в километрах содержит 384 единиц второго класса, 400 единиц первого класса.

- Рыба лещ мечет четыре сотни тысяч икринок.

- Количество семян подорожника (с одного растения) равно 14 единицам второго класса, а лебеды одной сотне тысяч.

- Африканская антилопа делает прыжок длиной до семидесяти дециметров. Вырази это расстояние в сантиметрах.

Считаю, что познавательное содержание предложенных и аналогичных задач и заданий положительно повлияет на результаты обучения математике и природоведению.

На внеклассных занятиях по математике стремлюсь познакомить школьников с историей России, ее архитектурными и культурными памятниками.

Некоторые материалы с небольшими изменениями и сокращениями беру из книги С.С.Перли и Б.С.Перли "Страницы русской истории на уроках математики".

Занятия и уроки, на которых учащиеся знакомятся с историческим материалом и одновременно решают математические задачи на данную тему, не только развивают воображение, логическое мышление, способствуют формированию вычислительных навыков, но и пробуждают интерес к отечественной истории, воспитывают уважение к достижениям предков.

Итак, дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально - волевая сфера, способности и умения.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его , так как игровая деятельность привычна ребенку, особенно в нашей школе - коррекции. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №1

Внеклассное занятие по математике.

«А я шагаю по Москве. . .»


Тема: Действия сложения и вычитания с многозначными

числами.

Цель: Закрепить умения выполнять вычисления действий

сложения и вычитания с многозначными числами в

пределах 1.000.000.

Задачи: знакомство с историческим материалом о столице

нашей Родины, решение математических задач на

данную тему,

развитие воображения, мышления,

формирование вычислительных навыков,

пробуждение интереса к отечественной истории,

воспитание уважения к достижениям предков.

Ход занятия:

- Кто из вас, ребята, знает, какой большой праздник, связанный с Москвой, приближается ? Решим пример : 2 610 - 705 - 1 050 = 855. Его ответ напомнит о дате этого праздника. Правильно, скоро столице нашей Родины Москве исполнится 855 лет.

- А кто знает, что находится в самом центре Москвы ? В центре Москвы, на живописном холме над Москвой - рекой, возвышается Кремль. Многие из вас видели Красную площадь в кино или в книгах, журналах - это главная площадь нашей столицы. Чтобы узнать, в каком году она появилась, нужно решить пример: 935 + 783 - 225 = 1 493. Красная площадь появилась в 1493 году.

- На ней возвышается самая красивая и стройная башня Кремля - Спасская. Высота этой башни 71 м вместе с пятиконечной рубиновой звездой. Давайте узнаем, в каком году она была построена: 550 + 1 100 - 159 = 1 491. Она была построена в 1491 г.

- На этой башне располагаются кремлевские куранты. Высота цифр на часах - 72 см, а общая масса часов - 25 т = 25 000 кг.

- Самая высокая башня Кремля - Троицкая. Высота ее 80 м.

- В самом центре Кремля находится многоэтажная колокольня Ивана Великого. Эта колокольня являлась главной сторожевой и сигнальной башней Кремля. Найдите ее высоту, решив пример : 1 580 - 1499 = 81. Высота колокольни Ивана Великого 81 м. - У подножья колокольни стоит знаменитый Царь - колокол. Этот колокол был отлит из бронзы в 1733 - 1735 гг. отцом и сыном Моториными. Высота колокола - 6м14см. А его масса зашифрована в этом примере: 1 600 + 800 - 2 200 = 200 (тонн). - Во время пожара колокол треснул и от него откололся кусок в 11 т 500 кг. Какова масса колокола, который сейчас стоит в Кремле ? Для этого сначала вспомним, сколько килограммов в 1 т (1 000 кг). Сколько килограммов в 200 т ? (200 000 кг.) Сколько килограммов в 11 т и 500 кг ? (11 500 кг - это масса осколка колокола).

- Какова масса колокола после пожара ? (200 000 - 11 500 = 188 500 кг) Полученный результат переведите в тонны. (188 500 кг = 188 т 500 кг.) Значит, какова масса колокола ? (188 т 500 кг.) Молодцы!

- Еще поговорим об одном историческом памятнике, стоящем в Кремле - Царь -Пушке. В каком году была отлита Царь - Пушка ? Ответ зашифрован в данном примере : 3600 - 2 550 + 536 = 1 586 - и будет годом ее рождения. Итак, Царь - Пушка была отлита в 1586 году на Московском Пушечном дворе мастером Андреем Чеховым. Пушку отлили для защиты Кремля от врагов. Но так случилось, что из этой пушки так ни разу и не выстрелили.

- Масса Царь - Пушки 40 т, а длина ее ствола равна 5 м 34 см. На сколько масса Царь - колокола больше, чем Царь - Пушки ? Масса Царь - колокола 188 т 500 кг или 188 500 кг. Чему равна масса Царь -Пушки ? (40 т.) 40 т - это сколько килограммов ? (40 000 кг,)

Теперь можно ответить на вопрос ? Выполните вычисления.

188500

- 40000

148500

- Значит, на сколько масса Царь - колокола больше Царь - Пушки ? (На 148 500 кг, или 148 т 500 кг.) Да, Царь - колокол тяжелее Царь - Пушки на 148 т 500 кг.

Мы с вами немного прошли по Красной площади и Кремлю и с помощью действий сложения и вычитания с многозначными числами узнали некоторые интересные даты из их истории.




Приложение №2

Тема: Решение простых задач с величинами.

Цель: закрепление умений решать простые задачи с

величинами.

Задачи: знакомство с историческим материалом о столице

нашей Родины, решение математических задач на

данную тему,

развитие воображения, мышления,

формирование вычислительных навыков,

пробуждение интереса к отечественной истории,

воспитание уважения к достижениям предков.

Ход занятия:

- Современная Москва - большой, красивый и многолюдный город. И трудно представить, что когда - то Москва была маленьким поселком.

Впервые поселение Москва упоминается в летописи 1147 г. В связи с именем суздальского князя Юрия, прозванного Долгоруким. Его археологические раскопки показали, что уже в XI в. вместе впадения реки Неглинной в Москву - реку стояло селение с небольшим укреплением. Размещалось оно на высоком Боровицком холме. Подступы к крепости, этому первому, еще деревянному Кремлю, с двух сторон преграждали воды Москвы - реки и Неглинной, а с третьей - ров. Ров был, вероятно, сухим, без воды. Из земли, вынутой при строительстве рва, был насыпан вал и на нем врыт частокол.

Задача 1. Рое первого деревянного Кремля имел глубину 5 м, а ширину - в 3 раза больше, чем глубина. Вычисли ширину рва.

Из безызвестного поселения Москва к XII в. выросла в пограничный городок Владимирского княжества. В Кремле стояли дружины, охранявшие подступы к Владимирщине. За стенами крепости укрывались горожане при появлении врага. Маленькая крепость не могла вместить всех жителей быстро растущего города, и князь Юрий приказал построить новый Кремль больших размеров, чем прежний.

Задача 2. Московский Кремль XI в. Занимал площадь 15 ООО кв. м. Площадь Кремля, построенного при Юрии Долгоруком ,была на 75000 кв. м больше, чем в XI в. Вычисли площадь нового Кремля.

Как и предыдущий, новый Кремль со стороны поля был защищен валом, рвом и деревянными стенами.

Задача 3. Глубина рва нового Кремля -9 м, что на 29 м меньше его ширины. Вычисли ширину рва.

Оборонная мощь Кремля постоянно поддерживалась москвичами, потому что XII в. был труден для страны. Русские княжества вели между собой бесконечные войны, при которых горели города и поселки, гибли жители. Несколько раз сражения шли и в самой Москве. При этом дотла сгорали дома, церкви, Кремль. Но самые страшные испытания обрушились на Москву в 1238 г., когда под ее стены пришли полчища хана Батыя. Москвичи укрылись за стенами Кремля и самоотверженно защищали город, но отстоять его не сумели. Осталась от Москвы лишь груда пепла.

Шли годы, и Москва, уничтоженная Батыем, вновь отстроилась и выросла. При Иване I (1325 - 1341), по прозвищу Калита ("мешок с деньгами"), увеличились размеры Московского княжества. Чтобы Москва соответствовала новой роли -столицы обширного княжества, Иван Калита стал ее украшать. Он повелел поставить на Боровицком холме каменные храмы, церковь - колокольницу Ивана Лествичника, а вокруг них возвести новые крепостные стены. Всего за несколько зимних месяцев 1339 / 40 гг. Опытные рубленники (плотники) поставили красивую и прочную дубовую крепость.

Задача 4. Кремль Юрия Долгорукова имел стены длиной 1 200 м, а Кремль Ивана Калиты имел стены на 470 м длиннее. Вычисли длину стен Кремля, возведенного при Иване Калите.

30 лет дубовые стены защищали москвичей. Ситуация изменилась с появлением у татар мощных камнеметов, метавших большие камни на участок стены. Как только в стене появлялись разрушения, нападавшие бросались туда под прикрытием тучи стрел.

Время деревянных крепостей прошло : новая осадная техника привела московского князя Дмитрия Ивановича, прозванного в последствии Донским, к необходимости "ставить город Москов камен". В 1367 году на Боровицком холме поднялись белые стены первого каменного Московского Кремля. Площадь его опять выросла. Из этого нового Кремля русские воины отправились в 1380 г. На битву с татарами и одержали победу на поле Куликовом.

Задача 5. Кремль построенный при Иване Калите, имел стены длиной 1 км 670 м, а длинна стен первого каменного Кремля была на 309 м больше. Вычисли длину стен первого каменного Кремля.

Почти век белокаменные стены оставались непреступными, но постепенно обветшали. И повелел Иван III (1462 - 1505) строить новый Кремль. За 10 лет усилиями русских и итальянских зодчих поднялась грозная крепость, выдающееся сооружение своего времени. Она хорошо сохранилась и уже более 500 лет украшает Москву.

Задача 6. Белокаменный Кремль, воздвигнутый при Дмитрии Донском, имел стены длиной 1 км 979 м. Стены современного Кремля на 256 м длиннее. Какова длина стен современного Кремля ?

Мы с вами немного прошли по столице нашей Родины Москве и с помощью действий сложения и вычитания с многозначными числами узнали некоторые интересные даты из их истории, а также закрепили умения решать простые задачи.

Приложение №3


Математические игры для нач.школы.

" Цветик - семицветик "

На магнитной доске выставлен рисунок " цветика - семицветика". Учитель читает :

- Лети, лети лепесток,

через запад на восток,

через север, через юг . . .

возвращайся сделав круг

Дети хором :

- Лишь коснешься ты земли, Быть по моему вели !

Ученики один за другим выходят к доске, отрывают лепесток и выполняют задание.

Класс следит за отвечающим :

если ученик верно вычислил, класс хлопает в ладоши, ученик берет лепесток на парту. У кого в конце недели окажется 7 лепестков - 7 правильных ответов, может нарисовать "цветик - семицветик" и вместе с учителем написать на его лепестках новые задания.

"Почтальон ".

Учитель читает :

- Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне ?

Дети хором отвечают:

- Это он, это он Ленинградский почтальон.

Выбираем почтальона и вручаем ему почту : телеграммы, письма, открытки. На корреспонденции, кроме нескольких добрых слов адресату, задание - вычислить выражение, решить задачу. На партах номера домов. Почтальон берет любое письмо любую открытку), выполняет записанное на нем задание и доставляет его в соответствующий дом (ответ решенного примера (задачи) указывает номер дома, в который следует доставить письмо).Получивший письмо быстро проверяет правильность ответа. Если ответ не верный, ученики меняются ролями.

" Помоги птичке спрятаться от орла ".

Стихотворение читает учитель, а ученики хором произносят последнее слово :

" Пой - ка, подпевай - ка !

10 птичек - стайка ,

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка,

сонная головушка.

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель,

Эта птичка - скворушка,

серенькое перышко,

Это - зяблик,

Это - стриж,

Это - развеселый чиж.

Ну , а это - злой орлан.

Птички, птички по домам ! " Каждую нарисованную птичку, на обороте которой записано задание, учитель достает из конверта и прикрепляет к магнитной доске. Выходят несколько учеников ( 5 - 10, по усмотрению учителя), выполняют вычисления и прячут птичек в их домики.

" Спрячем от лисы ".

Учитель читает :

Лиса близко притаилась, Лиса кустиком прикрылась, Лиса носом повела -Разбегайтесь кто куда ! На зеленой лужайке (на наборном полотне) - рисунки курицы с цыплятами, утки с утятами, козленка, зайчика и хищницы - лисы.

На обороте рисунков - задания. Ребята, вызванные к доске, стараются быстрее выполнить задание, и спрятать птиц и животных от лисы - кого в норку, кого под куст, кого в сарай.

Если ученик не справится с заданием или допустит в вычислении ошибку, то животное съест лиса, а это нежелательно. Дети очень переживают, поэтому особенно стараются правильно выполнить задание.

Игра проводится по рядам. От каждого ряда выходят по очереди по одному ученику.

" Кто первый ? "

На доске в три столбика записаны примеры. Дети по очереди выходят к доске и решают по одному примеру до тех пор, пока у какой - ни будь команды не будут решены все примеры. Затем все вместе проверяем решение и называем команду победительницу, у которой нет ошибок.


" Угадайка ".

Вызванному к доске ученику завязывают глаза. Он берет с наборного полотна цифру. Остальным предлагают такие задания : счет от данного числа в прямом и обратном направлении; счет через 1, 2 от заданного числа, не называя этого числа больше, меньше того числа, которое в руках ученика. Отвечающий у доски должен отгадать число.








Приложение №4

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

ТЕМА : Проверка умножения

ЦЕЛИ и задачи:

1. Ознакомить с проверкой умножения.

  1. Закрепит знание связи между компонентами и результатами действия умножения.

  2. Закреплять умение решать задачи (простые) на умножение и деление.

ОБОРУДОВАНИЕ : Незнайка, грузовая машина, индивидуальные карточки ( 5 шт), карточки с примерами (12 шт), наглядное по­собие "Проверка действия умножения и деления".

ХОД УРОКА : I. Орг.момент.

- Здравствуйте, ребята ! Прозвенел звонок, начинаем наш урок ! Садитесь. Откройте тетради и запишите число.

Ребята, сегодня к нам на урок приехал Незнайка. Он будет смотреть и учиться у вас тому, как вы решаете задачи, примеры, как вы знаете таблицу умножения, кто из вас самый внимательный.

П. Минутка чистописания.

- Посмотрите, на каком грузовике приехал сегодня наш друг. Попробуем его сегодня нарисовать в своих тетрадях.

( Дети выполняют целую строчку ).

- Ребята, машина Незнайки состоит из множества углов, давайте посчитаем, сколько их ? ( 9 ). Правильно.

Из каких геометрических фигур состоит машина ? (Прямоугольник, круг, пятиугольник, отрезок)

Сколько прямых углов вы видите ? ( 7 ) Покажите, пожалуйста. Целую строчку напишем красиво цифру 7.

- Ребята, Незнайка в своем грузовике что - то привез. Посмотрим ? ( карточки для устного счета и индивидуальные карточки)

III. Индивидуальная работа (5 учащихся):

Карточка № 1. На каждый велосипед нужно поставить по 2 колеса.

Сколько колес потребуется, чтобы собрать 6 таких велосипедов ?

Карточка № 2. В каждой банке по 3 кг соленых огурцов. Сколько ки­лограммов огурцов в 3-х таких же банках ?

Карточка № 3, № 4, № 5. (такого вида).

Решить примеры на деление, пользуясь примерами на ум­ножение:

8*6= 7 * 9 = 13 * 2 =

(Вовремя индивидуальной работы с остальными учащимися проводится устный счет , который привез Незнайка).

Устный счет.

№ 1. В бочке было 12 ведер воды. Сколько яблонь можно полить этой водой, если под каждую яблоню вылить по 2 ведра воды ?

(Ответ: 12 : 2 = 6 (ябл.))

№ 2 . Катя рассадила 18 астр на 2 (3) клумбы поровну. Сколько астр на каждой клумбе ?

( Ответ : 18 : 2 = 9 (астр)

18 : 3 = 6 (астр))

№ 3. На доске разбросаны 12 карточек с примерами. Нужно расположить их в 3 одинаковых столбика. Сколько примеров будет в каждом столбике?

( Ответ : по 4 примера)

(Трое учащихся расставляют у доски примеры, каждый свой столбик и решают их, остальные в тетрадях)

2*9 5*4 5*8

10 * 3 4*7 9*7

14 * 2 3*3 6*9

8*3 11*4 18 * 3

Устный счет и индивидуальную работу по карточкам закончили. А сейчас встали.

IV. Физкульт-минутка.

Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел Ключик видно не нашел. Чтобы ключик нам достать Надо на носочки встать. Работа с учебником. ( стр. 162 ).

V. Новая тема.

( Учитель решает на доске пример , дети называют ответ)

4 * 12 =

- Каким действием можно проверить умножение ? Умножение можно проверить умножением.

Если 4 * 12 = 48

проверка 12 * 4 = 48



  • Прочитаем правило на стр. 162. (Чтение вслух). Выполняем у доски № 762 ( 2 ) - 1 столбик.

  • Каким действием еще можно проверить умножение ?

( Ответ : умножение можно проверить делением) Если 12 * 4 = 48 проверка 48 : 4 =12 Читаем правило на стр. 163. Выполняем у доски № 763 ( 2 ) - 1 столбик.

- Вы, наверное , все устали и Незнайке тоже много работы выполнил. Давайте отдохнем и встанем.

Физкультминутка.

Раз- подняться, потянуться, Два- согнуться, разогнуться, Три- в ладоши 3 хлопка, Головою 3 кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - за парты тихо сели, Семь и восемь - лень отбросим.

VI. Самостоятельная

рабоа.



  1. * 213 8 * 111

  2. * 32

321 * 3 342 * 2 411 * 2

Решить примеры и проверить умножением и делением. Образец: 2 * 213 = 426

213 * 2 = 426

426 : 2 = 213

VII. Итог урока.

- Подведем итог нашего урока. С чем мы сегодня познакомились ? Что было трудно ?

Как вы оцениваете свою работу ? Поднимите руку, кто оценивает себя на - 5 ? на 4 ? . ..

Я думаю, что Незнайка тоже остался доволен вами.

VIII. Домашнее задание : № 762 ( 2 ) - 3,; столбики по данному образцу.

- Давайте скажем спасибо Незнайке за интересные задания и пригласим его еще к нам в гости.

Урок окончен, всем спасибо.








© 2010-2022