- Преподавателю
- Математика
- СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ (математика и информатика))
СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ (математика и информатика))
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Васильева О.В. |
Дата | 16.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
Хочу поделиться своими наработками в изучении учащимися темы «Системы счисления». Мною предлагается учебно-методический комплекс по данной теме. В процессе подготовки и разработки комплекса на первом этапе была разработана карта , в которой отражены основные понятия и определения предлагаемой темы. На следующем этапе дано алгоритмическое описание всех видов действий. Разработана итоговая трехуровневая контрольная работа с учетом требований подготовки к ЕГЭ. Составлен комплект из 6 срезовых работ, дифференцированных по 3 уровням сложности. Создана система уроков , ориентированная на достижение прогнозируемых результатов.
Основные обобщенные прогнозируемые результаты изучения темы:
-
Учащиеся должны знать основные понятия и определения темы.
-
Учащиеся должны уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.
-
Учащиеся должны уметь производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления Учащиеся должны уметь производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления.
Алгоритмы
Алгоритм перевода из десятичной системы счисления в любую другую.
Десятичное число в свернутом виде представлено следующим образом:
А10= аn an-1 an-2….a1 a0, a-1…. am-1 am
В развернутом виде данное число представлено в виде:
А10= аn* 10n+an-1*10n-1+ an-2*10n-2…+a1*101 +a0 +a-1*10-1…. +a-m*10-m
Алгоритм перевода целого десятичного числа в другую систему счисления основан на том, что любое десятичное число можно представить в виде ряда с другим основанием q:
А10= bn* qn+bn-1* qn-1+ bn-2* qn-2…+b1* q 1 +b0
1) при первом делении А10 на основание q получим bn* qn-1+bn-1* qn-2+ bn-2* qn-3…+b1 и остаток b0 ;
2) при втором делении А10 на основание q получим bn* qn-2+bn-1* qn-3+ bn-2* qn-4…+b2 и остаток b1 .
При каждом следующем делении А10 на основание q получим последовательно остатки деления b2 , b3 ….. bn-2, bn-1, bn. .
Таким образом получим последовательность цифр в числе А10 по основанию q и число в свернутом виде :
А10 = bn bn-1 bn-2 …… b3 b2 b1 b0
.
Алгоритм перевода десятичной дроби в другую систему счисления основан на том, что десятичную дробь можно представить в виде ряда с основанием q:
А10= b-1* q -1+ b-2* q -2…+b-m* q -m
1) при первом умножении А10 на основание q получим = b-1+ b-2* q -1…+b-m* q -m+1
Таким образом , b-1 является значением первого дробного разряда числа с основанием q
2) при втором умножении А10 на основание q получим = b-2…+b-m* q -m+2
Таким образом , b-2 является значением второго дробного разряда числа с основанием q
При каждом следующем умножении А10 на основание q получим последовательно остатки умножении b-3…. b-m. .
Таким образом получим последовательность цифр в числе А10 по основанию q
и число в свернутом виде :
А10 = b-1 b-2 …… b-m
Алгоритм перевода двоичного числа в восьмеричную и шестнадцатиричную системы счисления основан на следующем:
для записи двоичного используются цифры 0 и 1 , любой разряд двоичного числа содержит один бит информации(21=2);
для записи восьмеричного числа используются цифры от 0 до 7 , любой разряд двоичного числа содержит три бита информации(23=8);
для записи шестнадцатеричного числа используются цифры от 0 до 9 и латинские буквы от A до F , любой разряд двоичного числа содержит четыре бита информации(24=16).
Таким образом, для перевода в восьмеричную систему счисления целое двоичное число надо разбить на триады справа налево (при нехватке слева дополняем нулями) и преобразовать в восьмеричное согласно таблице 1:
Для перевода в восьмеричную систему счисления дробное двоичное число надо разбить на триады слева направо (при нехватке справа дополняем нулями) и преобразовать в восьмеричное согласно таблице 1:
Таблица 1
Двоичная триада
000
001
010
011
100
101
110
111
Восьмеричная цифра
0
1
2
3
4
5
6
7
Для перевода в шестнадцатеричную систему счисления целое двоичное число надо разбить на тетрады справа налево (при нехватке слева дополняем нулями) и преобразовать в восьмеричное согласно таблице 2:
Для перевода в шестнадцатеричную систему счисления дробное двоичное число надо разбить на тетрады слева направо (при нехватке справа дополняем нулями) и преобразовать в восьмеричное согласно таблице 2:
Таблица 2
Двоичная триада
0000
0001
0010
0011
0100
0101
0110
0111
Шестнадцатеричная цифра
0
1
2
3
4
5
6
7
Двоичная триада
1000
1001
1010
1011
1100
1101
1110
1111
Шестнадцатеричная цифра
8
9
A
B
C
D
E
F
Для перевода из восьмеричной системы счисления в двоичную надо цифры восьмеричного числа надо преобразовать в триады двоичных чисел согласно таблице 1.
Для перевода из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную надо цифры шестнадцатеричного числа надо преобразовать в тетрады двоичных чисел согласно таблице 2.
Двоичная арифметика
В двоичной арифметике справедливы все законы позиционных систем счисления:
-справедливы ассоциативный, коммутативный и дистрибутивный законы;
-справедливы правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком.
Правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения, вычитания и умножения:
Таблица сложения Таблица вычитания Таблица умножения
0
1
0
0
0
1
0
1
+
0
1
0
0
1
1
1
10
-
0
1
0
0
11
1
1
0
В таблице вычитания дополнительная 1 означает заем из старшего разряда.
При делении столбиком в качестве промежуточных операций выполняются действия умножения и вычитания на основании приведенных таблиц.
Итоговая работа
Задания первого уровня
Задания второго уровня
Задания третьего уровня, творческого
-
Сколько единиц в двоичной записи числа 195?
-
Запишите в развернутом виде числа: А8=143511 А16=1435,11 А10=143,511
-
Выполните
арифметические
действия в двоичной системе счисления:
а) 1110+1001
б) 1110-1001
в) 1110*1001
г) 1010/10
-
Когда 2*2=100?
-
Чему равно значение выражения 1016+108*102?
-
Вычислить сумму чисел
X и Y при X= 1D16 Y=728 Результат представить в двоичной системе счисления.
-
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 24 оканчивается на 3.
Урок № 1
Тема: Системы счисления. Непозиционные системы счисления.
Прогнозируемые результаты урока.
Знать:
1 определение понятий: цифра, число, система счисления, непозиционная система счисления
2 запись числа в непозиционных системах счисления
этапы
Упражнения первого уровня
Упражнения второго уровня
Упражнения третьего уровня
1
2
Какое число записано с помощью римских цифр MMIX
Запишите число 555 в римской системе счисления.
Исправьте неверные равенства, переложив одну палочку:
1) VII-V=XI
2) VI-I=III
3) IX-V=VI
Выполните действия:
-
MMMD+LX
-
DI-S
Домашняя работа
Запишите в римской системе счисления дату своего рождения
Напишите свою биографию, используя для записи дат римскую систему счисления
Придумайте свою непозиционную систему счисления
Урок № 2
Тема : Позиционные системы счисления.
Прогнозируемые результаты урока.
Знать:
1 примеры чисел различных позиционных систем счисления.
2 определения основных систем счисления.
3 запись числа в развернутой форме.
этапы
Упражнения первого уровня
Упражнения второго уровня
Упражнения третьего уровня
1
2
Записать в развернутом виде число:
А10=4718,63
А8=7764,1
Запишите первые пятнадцать чисел в:
троичной,
пятеричной,
шестнадцатеричной
системах.
Сравните числа:
-
и 58
Запишите в развернутом виде следующее число:
ACF3,B16
Решите задачу:
В саду 100q плодовых кустарников, из них 33 куста малины, 22 куста красной смородины, 16 кустов черной смородины, 17 кустов крыжовника. В какой системе счисления посчитаны деревья.
Домашняя работа
Выучить основные определения
Знать развернутую запись числа
Решите задачу:
Было 53q груши, после того, как каждую разрезали пополам, получили 136 половинок. В системе счисления с каким основанием посчитаны груши.
Урок № 3
Тема: Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную.
Прогнозируемые результаты урока.
1 знать: развернутую форму записи числа.
2 уметь: переводить числа из любой системы счисления в десятичную
этапы
Упражнения первого уровня
Упражнения второго уровня
Упражнения третьего уровня
1
Перевести число в десятичную систему счисления:
11012
0,1255
16,48
Представить в десятичной системе счисления число:
101,12
101,13
101,14
101,15
101,16
101,17
101,12
101,19
В коробке лежат 318 шаров. Среди них 128 красных и 178 желтых. Докажите, что здесь нет ошибки.
Домашняя работа
Выучить правила перевода чисел из любой системы счисления в десятичную.
Перевести число в десятичную систему счисления:
1100112
345
1АВС16
В классе 11112
девочек и 10102
мальчиков. Сколько учеников в классе.
Сформулируйте критерий четности в двоичной системе счисления.
Урок № 4
Тема: Перевод чисел из десятичной в любую другую систему счисления.
Прогнозируемые результаты урока.
Знать:
1 целочисленное деление в системах счисления;
2 алгоритм перевода числа из десятичной в любую другую систему счисления.
этапы
Упражнения первого уровня
Упражнения второго уровня
Упражнения третьего уровня
1
Перевести число:
9710 в двоичную систему счисления;
12610 в восьмеричную систему счисления;
18010 в шестнадцатеричную систему счисления.
Перевести число:
0,62510 в двоичную систему счисления;
0,6562510 в восьмеричную систему счисления;
Перевести число:
18,3410 в двоичную систему счисления;
Кол-во значащих нулей в двоичной заприси десятичного числа132 равно?
А) 1;
Б) 2;
В) 3;
Г) 0;
Домашняя работа
Знать алгоритм перевода числа из десятичной в любую другую систему счисления.
Заполните таблицу
А2
А8
А10
А16
110101
217
261
4АС
Как представлено число 7510 в двоичной системе счисления:
1) 10010112
2) 1001012
3) 11010012
4) 1111012
Урок № 5
Тема: Системы счисления, используемые в ЭВМ (с основанием 2ⁿ).
Прогнозируемые результаты урока.
Знать:
1 алгоритм перевода числа из двоичной в систему счисления с основанием 2ⁿ и обратно. 2 использование понятия триады и тетрады .
этапы
Упражнения первого уровня
Упражнения второго уровня
Упражнения третьего уровня
1
Перевести число:
1) 3616 в А2 ;
2) 34,58 в А2 ;
3) 1010,00111012 в А16 ;
4) 1010,00111012 в А8 .
Перевести число из восьмеричной в шестнадцатиричную:
1) 7778
2) 0,12348
Вычислить сумму чисел
X и Y при X= А716 Y=588 . Результат представить в двоичной системе счисления.
Домашняя работа
Выучить алгоритм перевода числа из двоичной в систему счисления с основанием 8 и 16 и обратно, используя триады и тетрады.
Перевести число:
1) EF16 в А8 ;
2) 4778 в А16 ;
3) 204 в А2 ;
4) 12,34 в А2 .
Урок № 6
Тема: Двоичная арифметика.
Прогнозируемые результаты урока.
Знать:
1 причины использования двоичной системы счисления в вычислительной технике;
2 алгоритм выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления.
этапы
Упражнения первого уровня
Упражнения второго уровня
Упражнения третьего уровня
1
Выполните
арифметические
действия в двоичной системе счисления:
а) 1001+1010
б) 1111+1
в) 1011-111
г) 1100-10
д) 1011*111
е) 11110/110
Выполните
арифметические
действия:
а) 12345+12345
б) 1023+2223
В классе 110002 учеников. Из них 110010% учатся на хорошо и отлично. Сколько учеников учатся на хорошо и отлично?
Домашняя работа
Выучить правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления.
Выполните
арифметические
действия:
а) 110010+111,01
б) 11110001111-110110001
в) 10101,101*111
г) 1010111/101
Оценка результативности изучения темы
Итоговые результаты можно оценить используя следующую таблицу:
Класс
число учащихся
Результаты процесса изучения темы и итоговые результаты
Средние баллы по срезовым работам
Итоговая работа
(практика)
Число уч-ся.
Усвоение на уровне:
0 (2) m=0
I (3) n=2
II(4) k=2
III(5) l=4
Общий средний балл
Общий средний балл
Качество усвоения
по формуле
Качество усвоения
по формуле