- Преподавателю
- Математика
- Интегрированный урок химии и математики Засолка Огурцов
Интегрированный урок химии и математики Засолка Огурцов
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лазепная Е.В. |
Дата | 09.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект интегрированного урока математики и химии, проведенного в 6 классе МБОУ «СОШ№6» г Перми.
Учитель математики: Лазепная Елена Витальевна
Учитель химии: Есюнина Татьяна Геннадьевна
Тема урока: Засолка огурцов. (6 класс)
урок проводят совместно учитель математики и химии
На столах учащихся:
-банки с крышками объемом 200мл;
-огурцы, нарезанные кружками;
-лавровый лист;
-перец горошком;
-соль;
-мерные стаканы;
-весы с разновесами;
-стаканы с водой
-шпатели.
-стикеры цветные
На учительском столе: книги по кулинарии, сосуд с водой, пакет с солью, мерные стаканы объемом 1000 мл и 200 мл, ложка.
Предметная цель:
Математика - закрепить умение решать задачи на пропорции и проценты.
Химия (пропедевтика) - знакомство с лабораторным оборудованием и приемами обращения с ним. Формирование умений приготовления растворов с заданной процентной концентрацией.
Метапредметная цель:
-
Применение метода пропорций и вычисления процентов при решении практических задач.
-
Установление учащимися связи между учебной деятельностью и тем ради чего она осуществляется, например, для решения бытовых проблем.
-
Отработка универсальных учебных действий
б) коммуникативных
- участие в коллективном обсуждении
-работа в парах
а) регулятивных
- создание алгоритма действий
- оценка своей деятельности
- коррекция своей деятельности
б) познавательная
- постановка и решение проблемы
Учитель математики:
- объявляет тему урока, уч-ся записывают в тетради число и тему
- Ставит вопрос «Дети, а хотите ли вы научиться солить огурцы? А зачем вам это надо?»
- После обсуждения ответов, обращает внимание на рецепты, которые лежат на столах и проецируются на экран, предлагает их внимательно прочесть.
Рецепт: Огурцы тщательно помыть, замочить на 5-6часов в холодной воде. Уложить в трехлитровую банку слоями, чередуя со специями. Специи положить по вкусу. Залить холодным рассолом, состоящим из 1,2 л фильтрованной воды и 3-х столовых ложек соли. Закрыть крышкой. Поставить на брожение на 3-4дня. Затем убрать на хранение в темное, прохладное место.
Учитель математики:
- какие слова в рецепте не понятны?
Учащиеся:
- рассол;
-брожение
Учитель математики
- За разъяснениями по брожению обратимся к учителю химии
Учитель химии; рассказывает
-про брожение (презентация по брожению)
Брожение происходит при квашении овощей. Это является особенным видом домашних заготовок, при котором продукты не только сохраняются, но и приобретают лекарственные свойства. Брожение осуществляют молочно - кислые бактерии. При этом расщепляются сахара, и образуется молочная кислота, которая не дает возможности развиваться гнилостным бактериям, поэтому овощи сохраняются. Квашеные овощи называют живой пищей, сопоставимой по своим полезным свойствам со свежими овощами, зеленью и травами. В них вырабатываются вещества, необходимые нашему организму и сохраняются все витамины. Квашеные овощи содержат живые микроорганизмы, улучшают пищеварение и нормализуют микрофлору кишечника.
- про рассол - это раствор соли в воде, а раствор сахара в воде - это сироп.
Учитель математики
- вернемся к рецепту
Работа в парах: Прочитайте текст и составьте алгоритм ваших действий (2-3 минуты). По мере обсуждения, предлагаемого учащимися алгоритма, он последовательно появляется на экране.
Алгоритм действий при засолке огурцов:
1. Помыть огурцы
2.Замочить огурцы
3.Уложить огурцы и специи
4.Приготовить рассол
5.Залить огурцы рассолом
6.Закрыть банку крышкой
7. Поставить на брожение
8. Поставить в темное место на хранение.
Обсуждаем алгоритм и действуем по нему
- пункт 1 и 2 сделали предварительно учителя (помогли, сэкономили время)
-пункт 3 выполняют учащиеся (укладывают овощи в банки)
-дошли до пункта 4. Нужно сделать рассол.
Учителя химии и математики предлагают учащимся помощь в приготовлении рассола
- Мы сделаем раствор один на всех и разольем по вашим банкам.
Создается проблемная ситуация. Нет трехлитровой банки, но есть мерные стаканы на 1000мл и 200мл. Нет большого сосуда. Как быть не входит весь раствор???
-Помогите, что делать, мы не подготовили трехлитровую банку.
Вопрос: если нет 3-хлитровой банки, что делать?
Учащиеся предполагают:
- найти банку
-взять ведро
-приготовить меньший объем рассола и т.д.
Обсуждаются предложенные варианты.
Выбирается наиболее приемлемый
-приготовить меньший объем рассола
Учитель математики
-Как уменьшить объем, не нарушив пропорции воды и соли? Что для этого надо вычислить? (процент соли в растворе)
Что для этого надо знать? (массу воды и массу соли)
1,2 л воды =1,2 кг = 1200г, (на экране)
Учитель химии поясняет, что это равенство справедливо только для воды, т.к. ее плотность равна 1 (с этим понятием учащиеся познакомятся на уроках физики и химии подробнее)
3ст. ложки =96 г (на экране)
Учитель математики:
-Вернитесь к рецепту, составьте условие задачи(2 минуты).
Учащиеся предлагают свои условия. После обсуждения, условие задачи появляется на экране.
Задача
В 1200г воды растворили 96г соли. Найти процент соли в данном растворе.
Учащиеся решают в тетрадях задачу. У первого ученика, решившего задачу, тетрадь демонстрируем всему классу (с его разрешения), если есть необходимость, совместно исправляем ошибки. Правильное решение проецируем на экран:
1200 + 96 =1296 (г) - количество раствора
1296г - 100% 1296 : 96 = 100 : х
96г - х% х = 96100 :1296
х = 7,4
Ответ: Соли в растворе 7,4%
Учащиеся корректируют свои решения в тетрадях. Делают вывод.
Учитель математики, если потребуется, помогает учащимся сделать вывод
Вывод: Для засолки огурцов в любом объеме рассола должно быть 7,4% соли. Вот теперь мы можем приготовить любую массу раствора, в котором пропорции соли и воды будут соблюдаться.
Учитель: Какую массу раствора будем готовить? Посмотрите на свои банки с огурцами.
Учащиеся: Предлагают приготовить 200г рассола.
Учитель: Составьте условие следующей задачи (2-3минуты).
После предложенных условий задачи и их обсуждения, создаем лучший.
Проецируется на экран условие задачи.
Для приготовления 200г рассола, содержащего 7,4% соли, сколько нужно взять соли и воды?
Учитель: А теперь решите эту задачу.
Учащиеся решают в тетрадях задачу. У первого ученика, решившего задачу, тетрадь демонстрируем всему классу (с его разрешения), если есть необходимость, совместно исправляем ошибки. Правильное решение проецируем на экран:
200г -100% 200:х=100:7,4
х - 7,4% х=2007,4 : 100
х=14,8≈15
200-15=185г воды
Ответ: Для приготовления 200г рассола нужно взять соли 15г , а воды 185г.
Учитель химии поясняет как с помощью весов и разновесов взвесить соль, а мерным стаканчиком отмерить 185г = 185мл воды
Деятельность учащиеся в парах.
Они отмеряют воду, взвешивают соль, растворяют соль в воде, получают 200г раствора с содержанием соли 7,4%.
Приготовленным рассолом заливают огурцы.
Закрывают крышки. На крышках подписывают свои фамилии.
Дети ставят свои банки на брожение в стол в конце класса.
Домашнее задание:
1) №754,755
2) Составить условие и решить задачу по предложенному рецепту
3)По желанию: Приготовить компот по предложенному рецепту вместе с родителями.
Рецепт компота из свежих яблок:
3 литра воды довести до кипения. В кипящую воду положить 6 столовых ложек сахара (1ст. ложка ≈ 25г) и 6 стаканов нарезанных яблок. Варить 5 минут. Дать настояться 5-8 часов.
Рефлексия
Что мы делали сегодня на уроке?
Солили огурцы; составляли задачи; решали задачи; готовили растворы
Чему научились?
солить огурцы; готовить растворы; взвешивать
Что нового узнали?
Узнали о брожении; что такое разновесы, рассол.
А на каком уроке, по какому учебному предмету вы были???
Выберите соответствующие стикеры и прикрепите их на тетрадь.
На экране демонстрируем
на математике - синий;
на химии - красный;
на технологии (труды) - зеленый;
на биологии - желтый;
на физике - оранжевый
Учителя
Почему мы солили огурцы на уроке математики, химии .биологии…?
Дети предлагают свои ответы.
- учились жизни
-на математике нас учили считать
-на химии учили растворять и т.д.
Учителя подводят к выводу:
-Вывод: Мы собрали знания по нескольким школьным предметам, которые нам помогли сегодня засолить огурцы. Мы решали бытовые задачи и справились. Молодцы! Но жизнь будет ставить перед нами задачи все более сложные, и школьные знания должны нам помочь их правильно решить.