Интегрированный урок химии и математики Засолка Огурцов

Проценты.Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала.Оборудование: карточки-задания, мультимедийная установка, костюмы участников. Формы организации деятельности учащихся:индивидуальная,коллективная.Цели урока:Обучающие:формирование у учащихсяпонятия « процент», обозначение процента,умений находить проценты некоторых единиц измерения,умений перевода процентов в дроби и обратно,умений  нахождения несколько процентов от числаРазвивающие:развитие умений и навыков сравнения;разви...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект интегрированного урока математики и химии, проведенного в 6 классе МБОУ «СОШ№6» г Перми.

Учитель математики: Лазепная Елена Витальевна

Учитель химии: Есюнина Татьяна Геннадьевна

Тема урока: Засолка огурцов. (6 класс)

урок проводят совместно учитель математики и химии

На столах учащихся:

-банки с крышками объемом 200мл;

-огурцы, нарезанные кружками;

-лавровый лист;

-перец горошком;

-соль;

-мерные стаканы;

-весы с разновесами;

-стаканы с водой

-шпатели.

-стикеры цветные

На учительском столе: книги по кулинарии, сосуд с водой, пакет с солью, мерные стаканы объемом 1000 мл и 200 мл, ложка.

Предметная цель:

Математика - закрепить умение решать задачи на пропорции и проценты.

Химия (пропедевтика) - знакомство с лабораторным оборудованием и приемами обращения с ним. Формирование умений приготовления растворов с заданной процентной концентрацией.

Метапредметная цель:

  1. Применение метода пропорций и вычисления процентов при решении практических задач.

  2. Установление учащимися связи между учебной деятельностью и тем ради чего она осуществляется, например, для решения бытовых проблем.

  3. Отработка универсальных учебных действий

б) коммуникативных

- участие в коллективном обсуждении

-работа в парах

а) регулятивных

- создание алгоритма действий

- оценка своей деятельности

- коррекция своей деятельности

б) познавательная

- постановка и решение проблемы

Учитель математики:

- объявляет тему урока, уч-ся записывают в тетради число и тему

- Ставит вопрос «Дети, а хотите ли вы научиться солить огурцы? А зачем вам это надо?»

- После обсуждения ответов, обращает внимание на рецепты, которые лежат на столах и проецируются на экран, предлагает их внимательно прочесть.

Рецепт: Огурцы тщательно помыть, замочить на 5-6часов в холодной воде. Уложить в трехлитровую банку слоями, чередуя со специями. Специи положить по вкусу. Залить холодным рассолом, состоящим из 1,2 л фильтрованной воды и 3-х столовых ложек соли. Закрыть крышкой. Поставить на брожение на 3-4дня. Затем убрать на хранение в темное, прохладное место.

Учитель математики:

- какие слова в рецепте не понятны?

Учащиеся:

- рассол;

-брожение

Учитель математики

- За разъяснениями по брожению обратимся к учителю химии

Учитель химии; рассказывает

-про брожение (презентация по брожению)

Брожение происходит при квашении овощей. Это является особенным видом домашних заготовок, при котором продукты не только сохраняются, но и приобретают лекарственные свойства. Брожение осуществляют молочно - кислые бактерии. При этом расщепляются сахара, и образуется молочная кислота, которая не дает возможности развиваться гнилостным бактериям, поэтому овощи сохраняются. Квашеные овощи называют живой пищей, сопоставимой по своим полезным свойствам со свежими овощами, зеленью и травами. В них вырабатываются вещества, необходимые нашему организму и сохраняются все витамины. Квашеные овощи содержат живые микроорганизмы, улучшают пищеварение и нормализуют микрофлору кишечника.

- про рассол - это раствор соли в воде, а раствор сахара в воде - это сироп.

Учитель математики

- вернемся к рецепту

Работа в парах: Прочитайте текст и составьте алгоритм ваших действий (2-3 минуты). По мере обсуждения, предлагаемого учащимися алгоритма, он последовательно появляется на экране.

Алгоритм действий при засолке огурцов:

1. Помыть огурцы

2.Замочить огурцы

3.Уложить огурцы и специи

4.Приготовить рассол

5.Залить огурцы рассолом

6.Закрыть банку крышкой

7. Поставить на брожение

8. Поставить в темное место на хранение.

Обсуждаем алгоритм и действуем по нему

- пункт 1 и 2 сделали предварительно учителя (помогли, сэкономили время)

-пункт 3 выполняют учащиеся (укладывают овощи в банки)

-дошли до пункта 4. Нужно сделать рассол.

Учителя химии и математики предлагают учащимся помощь в приготовлении рассола

- Мы сделаем раствор один на всех и разольем по вашим банкам.

Создается проблемная ситуация. Нет трехлитровой банки, но есть мерные стаканы на 1000мл и 200мл. Нет большого сосуда. Как быть не входит весь раствор???

-Помогите, что делать, мы не подготовили трехлитровую банку.

Вопрос: если нет 3-хлитровой банки, что делать?

Учащиеся предполагают:

- найти банку

-взять ведро

-приготовить меньший объем рассола и т.д.

Обсуждаются предложенные варианты.

Выбирается наиболее приемлемый

-приготовить меньший объем рассола

Учитель математики

-Как уменьшить объем, не нарушив пропорции воды и соли? Что для этого надо вычислить? (процент соли в растворе)

Что для этого надо знать? (массу воды и массу соли)

1,2 л воды =1,2 кг = 1200г, (на экране)

Учитель химии поясняет, что это равенство справедливо только для воды, т.к. ее плотность равна 1 (с этим понятием учащиеся познакомятся на уроках физики и химии подробнее)

3ст. ложки =96 г (на экране)

Учитель математики:

-Вернитесь к рецепту, составьте условие задачи(2 минуты).

Учащиеся предлагают свои условия. После обсуждения, условие задачи появляется на экране.

Задача

В 1200г воды растворили 96г соли. Найти процент соли в данном растворе.

Учащиеся решают в тетрадях задачу. У первого ученика, решившего задачу, тетрадь демонстрируем всему классу (с его разрешения), если есть необходимость, совместно исправляем ошибки. Правильное решение проецируем на экран:

1200 + 96 =1296 (г) - количество раствора

1296г - 100% 1296 : 96 = 100 : х

96г - х% х = 96Интегрированный урок химии и математики Засолка Огурцов100 :1296

х = 7,4

Ответ: Соли в растворе 7,4%

Учащиеся корректируют свои решения в тетрадях. Делают вывод.

Учитель математики, если потребуется, помогает учащимся сделать вывод

Вывод: Для засолки огурцов в любом объеме рассола должно быть 7,4% соли. Вот теперь мы можем приготовить любую массу раствора, в котором пропорции соли и воды будут соблюдаться.

Учитель: Какую массу раствора будем готовить? Посмотрите на свои банки с огурцами.

Учащиеся: Предлагают приготовить 200г рассола.

Учитель: Составьте условие следующей задачи (2-3минуты).

После предложенных условий задачи и их обсуждения, создаем лучший.

Проецируется на экран условие задачи.

Для приготовления 200г рассола, содержащего 7,4% соли, сколько нужно взять соли и воды?

Учитель: А теперь решите эту задачу.

Учащиеся решают в тетрадях задачу. У первого ученика, решившего задачу, тетрадь демонстрируем всему классу (с его разрешения), если есть необходимость, совместно исправляем ошибки. Правильное решение проецируем на экран:

200г -100% 200:х=100:7,4

х - 7,4% х=200Интегрированный урок химии и математики Засолка Огурцов7,4 : 100

х=14,8≈15

200-15=185г воды

Ответ: Для приготовления 200г рассола нужно взять соли 15г , а воды 185г.

Учитель химии поясняет как с помощью весов и разновесов взвесить соль, а мерным стаканчиком отмерить 185г = 185мл воды

Деятельность учащиеся в парах.

Они отмеряют воду, взвешивают соль, растворяют соль в воде, получают 200г раствора с содержанием соли 7,4%.

Приготовленным рассолом заливают огурцы.

Закрывают крышки. На крышках подписывают свои фамилии.

Дети ставят свои банки на брожение в стол в конце класса.

Домашнее задание:

1) №754,755

2) Составить условие и решить задачу по предложенному рецепту

3)По желанию: Приготовить компот по предложенному рецепту вместе с родителями.

Рецепт компота из свежих яблок:

3 литра воды довести до кипения. В кипящую воду положить 6 столовых ложек сахара (1ст. ложка ≈ 25г) и 6 стаканов нарезанных яблок. Варить 5 минут. Дать настояться 5-8 часов.

Рефлексия

Что мы делали сегодня на уроке?

Солили огурцы; составляли задачи; решали задачи; готовили растворы

Чему научились?

солить огурцы; готовить растворы; взвешивать

Что нового узнали?

Узнали о брожении; что такое разновесы, рассол.

А на каком уроке, по какому учебному предмету вы были???

Выберите соответствующие стикеры и прикрепите их на тетрадь.

На экране демонстрируем

на математике - синий;

на химии - красный;

на технологии (труды) - зеленый;

на биологии - желтый;

на физике - оранжевый

Учителя

Почему мы солили огурцы на уроке математики, химии .биологии…?

Дети предлагают свои ответы.

- учились жизни

-на математике нас учили считать

-на химии учили растворять и т.д.

Учителя подводят к выводу:

-Вывод: Мы собрали знания по нескольким школьным предметам, которые нам помогли сегодня засолить огурцы. Мы решали бытовые задачи и справились. Молодцы! Но жизнь будет ставить перед нами задачи все более сложные, и школьные знания должны нам помочь их правильно решить.


© 2010-2022