- Преподавателю
- Математика
- Выступление по теме критического мышления Кейс - технология
Выступление по теме критического мышления Кейс - технология
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Милёва И.В. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Кейс - технология
Историческая справка Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. Casus (лат.)- запутанный необычный случай; case (анг.) - портфель, чемоданчик.
Возможности кейс - технологии:
-
видеть проблемы;
-
понимать и использовать концепции;
-
анализировать профессиональные ситуации;
-
оценивать альтернативы возможных решений;
-
выбирать оптимальный вариант решения;
-
составлять план его осуществления;
-
развивать мотивацию;
-
развивать коммуникационные навыки и умения.
Методы кейс - технологии: Метод инцидентов, Метод разбора деловой корреспонденции, Игровое проектирование, Ситуационно-ролевая игра, Метод дискуссии, Кейс - стади.
Метод инцидентов: В центре внимания находится процесс получения информации. Цель метода - поиск информации самим студентом, и - как следствие - обучение его работе с необходимой информацией, её сбором, систематизацией и анализом.
Метод разбора деловой корреспонденции: Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме. Студенты получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета. Цель студента - занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
Игровое проектирование: Цель - процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Ситуационно-ролевая игра: Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки - ролевая игра.
Метод дискуссии: Дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Кейс - стадии: Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться студенты. Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений. Цель метода кейс - стади - совместными усилиями группы студентов проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Виды кейсов: Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения учебного заведения). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра ® искажение информации и ошибки).
Кейс дает возможность преподавателю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей, таких как …
Кейс - метод возможно использовать и в качестве экзаменов или зачётов. Перед зачётом студент может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести отчёт с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачёте, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведённое время.
Этапы создания кейсов:
1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки студентов.
2. Определение проблемной ситуации.
3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
4. Сбор информации.
5. Построение или выбор модели ситуации, проверка её соответствия реальности.
6. Написание текста кейса.
7. Диагностика правильности и эффективности кейса.
8. Подготовка окончательного варианта кейса.
9. Внедрение кейса в практику обучения.
10. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для студентов и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.
Кейс должен:
- быть написан интересно, простым и доходчивым языком;
- отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы;
- показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
- соответствовать потребностям выбранного контингента студентов, содержать необходимое и достаточное количество информации.
Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:
Первый этап - знакомство с ситуацией, ее особенностями.
Второй этап - выделение основной проблемы.
Третий этап - предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
Четвертый этап - анализ последствий принятия того или иного решения.
Пятый этап - решение кейса - последовательности действий, указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.
3