- Преподавателю
- Математика
- Разработка урока по теме «Геометрические тела в архитектуре»
Разработка урока по теме «Геометрические тела в архитектуре»
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ефремова С.С. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение Сибайский колледж строительства и сервиса
Разработка урока по теме «Геометрические тела в архитектуре»
Разработала Ефремова Светлана Сергеевна, учитель математики.
Цели урока:
Показать обучающимся, что геометрия в пространстве - это наша жизнь, всё, что нас окружает.
Образовательные:
-
показать, как можно применить знание свойств геометрических объёмных тел в одной из областей творческой деятельности человека - архитектуре;
-
проверить знание видов призм и их свойств, видов круглых тел и их свойств;
-
формировать познавательные творческие умения;
-
актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по пройденным темам по геометрии.
Развивающие:
-
развивать коммуникативные, речевые, творческие, общепредметные умения;
-
развивать познавательный интерес к предмету, самообразованию и самосовершенствованию.
Воспитательные:
-
воспитание уважения к культуре разных народов и эпох;
-
воспитание взаимоуважения в ходе сотрудничества на уроке;
-
воспитание чувства прекрасного.
Форма и тип урока: комбинированный урок повторения пройденного материала.
Оборудование: доска, экран, проектор, презентация, модели объёмных геометрических фигур.
Ход урока
-
Организационный момент. Вступление.
Учитель: геометрия в пространстве - это наша жизнь, это всё, что нас окружает. И мы с вами часть этой геометрии. Но мы сегодня поговорим о применении геометрии в пространстве в одной из самых удивительных областей человеческой деятельности - архитектуре, о том, какие геометрические тела служат элементами архитектурных конструкций.
Эпиграфом к нашему уроку я подобрала слова известного французского архитектора Ле Корбюзье: «Окружающий нас мир - это мир геометрии. Всё вокруг геометрия. И дух геометрического порядка станет властителем архитектурных судеб».
Для того, чтобы убедиться в справедливости этих слов, совершим небольшую экскурсию по памятникам архитектуры (на экране собор Парижской богоматери, Парфенон, собор Василия Блаженного, собор Петра и Павла в Риме и т.д.).
-
Рассмотрим репродукции (на экране).
Ответьте на вопросы:
-
Какие объёмные тела вы видите?
-
Какие объёмные тела являются составными частями, элементами конструкций зданий.
Учитель: если вы обратили внимание, то все эти здания имеют колонны, которые служат вертикальными опорами, поддерживающими несущие конструкции зданий. Вот об этих элементах - колоннах - мы сегодня подробно поговорим.
Предлагаю обучающимся рассказать сведения из истории происхождения названия колонн и их видов (обучающиеся заранее готовят сообщения).
-
Внимание на экран. На рисунках обучающиеся рассматривают изображения разных колонн.
Предлагается ответить на вопросы по рисункам:
-
Назовите номера рисунков, где колонны являются моделями различных призм?
-
Назовите, моделью какой фигуры является колонна под №1?
-
Какие геометрические тела не знакомы?
-
Показ моделей геометрических объёмных фигур. (Учитель поочерёдно берёт в руки заранее приготовленные модели геометрических фигур, показывает и задаёт вопросы). Ребята сначала узнают фигуру, представляют, что это модели колонн.
Вопросы:
-
Какая фигура называется цилиндром?
-
Назовите вид призмы, дайте определение призмы.
-
Куб, прямоугольный параллелепипед - это призмы?
-
Почему призма называется наклонной?
-
Какие модели не подходят для колонн, почему?
Обучающиеся делают вывод: в качестве колонн можно использовать прямые призмы и прямые круговые цилиндры, но не наклонные, так как колонна должна быть устойчивой. А для чего? Для прочности зданий.
Возвращаемся к репродукции, рассматриваем на экране виды колонн (пилоны, пилястры, кариатиды, атлантов).
-
Учитель: если в будущем вы захотите стать архитектором, то вы должны знатьне только определение и свойство объёмных фигур, но и уметь их изображать.
Открываем тетради и рисуем:
-
пятиугольную прямую призму;
-
прямой круговой цилиндр.
(два человека рисуют на доске)
Учитель: могут ли использованы в качестве колонн эти фигуры? Чтобы колонна была устойчивее, как должны у призмы располагаться боковые грани по отношению к основаниям, а прямого кругового цилиндра ось по отношению к основанию.
-
Сегодня мы произносим много геометрических терминов. Сейчас мы вспомним, какие символы можно использовать для записи многих геометрических утверждений (проводится геометрический диктант). Обучающиеся меняются тетрадями. Выставляют оценки. Подводят итоги диктанта.
-
Учитель: мы уже говорили, что одним из основных условий зодчества является прочность. Как вы думаете что является вторым условием?
Красота. Здание красиво. И стоят века. Выдержали время, погоду, наводнения. Почему?
Обучающиеся делаю вывод: зодчие хорошо знали свойства объёмных тел.
-
Обратимся к выставке моделей объёмных тел, которые изготовлены вами. Модели красивы. Молодцы. Берём листочки.
Задание: дать точное название объёмным фигурам в том порядке, к каком их будет показывать учитель (листочки сдают на проверку).
-
Рефлексия: обучающиеся отвечают на вопросы, анализируя знания, полученные на уроке.
-
С какими названиями колонн сегодня познакомились?
-
В виде каких объёмных могут быть выполнены колонны?
-
Зависит ли судьба здания от знания архитекторами свойств объёмных геометрических фигур?
Учитель просит обучающихся выставить себе оценки за урок в листы для самооценки.
-
Заключение: мы сегодня убедились, что всё, что нас окружает - это геометрия в пространстве. А судьбы тех архитектурных сооружений, которые мы рассматривали, зависят от того, насколько хорошо архитектор знает свойства объёмных тел, потому что от этого зависит, насколько прочным будет здание и как долго оно будет радовать нас своей красотой.
-
Подведение итогов. Учитель выставляет оценки, обучающиеся сравнивают свои оценки с оценкой учителя.
Домашнее задание: изготовить модель прямого кругового цилиндра, прямой призмы, пирамиды (по выбору обучающегося).