Кружковое занятие по математике и географии «Лермонтовский путь в математике и географии»

Кружковое занятие по математике и географии «Лермонтовский  путь в математике  и географии»   Цели : познавательные: создать условия: для  закрепления знаний по темам «Масштаб», «Действия с дробями», «Решение уравнений», «Площадь», «Географическая карта», «Европейский Юг России»  на основе жизненного  и творческого пути русского поэта М.Ю. Лермонтова; развивающие: совершенствовать навыки мыслительных операций,  логического мышления; воспитательные: формирование интереса к изучению литературы, географии  и математики, воспитание нравственных и гражданско-патриотических качеств учащихся. Оборудование: литературная выставка «Произведения Лермонтова», карта «Восточно-Европейская равнина», компьютерная презентация (PowerРоint);компьютер; мультимедиапроектор.
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель математики Абозина О.П., учитель географии Тлеубаева Н.А.

Кружковое занятие по математике и географии

«Лермонтовский путь в математике и географии»

Цели :

познавательные:

создать условия: для закрепления знаний по темам «Масштаб», «Действия с дробями», «Решение уравнений», «Площадь», «Географическая карта», «Европейский Юг России» на основе жизненного и творческого пути русского поэта М.Ю. Лермонтова;

развивающие:

совершенствовать навыки мыслительных операций, логического мышления;

воспитательные:

формирование интереса к изучению литературы, географии и математики,

воспитание нравственных и гражданско-патриотических качеств учащихся.

Оборудование:

литературная выставка «Произведения Лермонтова», карта «Восточно-Европейская равнина», компьютерная презентация (PowerРоint);компьютер; мультимедиапроектор.

Подготовительная работа:

Учитель. Дорогие любители приключений! Сегодня мы с вами проведем совместное заседание математического и географического кружков и совершим заочную экскурсию по местам жизни и творчества великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. В 2014 году наша страна будет отмечать 200-летие со дня его рождения. На этом занятии мы проследим связь литературы, истории, географии на задачах в стихах собственного сочинения наших учащихся.

Ученик. М.Ю. Лермонтов родился в Москве в ночь на 15 октября 1814 года, но из-за ранней смерти матери свое детство он провел с бабушкой.

Итак, мы отправляемся в Пензенскую область. На северо-западе Пензенской области среди бескрайних полей и лесов, тенистых рощ и извилистых речушек раскинулось старинное село "Тарханы", в настоящее время именуемое "Лермонтово". Именно здесь, в усадьбе Е.А.Арсеньевой, прошли детские годы Михаила Юрьевича Лермонтова. И где бы Лермонтов ни оказывался по воле судьбы, в его душе всегда жил образ дорогих и милых его сердцу мест, где он провел почти половину своей жизни.

Учитель. О живописных местах этого периода жизни поэта мы узнаем из задачи ученика 1 класса Шипилова Андрея «Милые сердцу места» (ученик читает задачу, идет обсуждение и решение)

Задача 1.

Смотрю на дом, где Лермонтов родился,

И дом, где детские годы провел.

Он духом бескрайних полей здесь напился,

И образ поэта меня в рощу повел.

Гуляю по лесу, деревьев не счесть:

Ольха, тополя и вязы здесь есть

Немного, немало десяточка два.

Двенадцать дубов величавых стена,

Десяток березок, семнадцать осин.

Пять лип вековых, не достанешь вершин.

У речки с кувшинками ива шумит

И чудится: кто-то со мной говорит.

С другой стороны как солдаты стоят

Зеленые сосны, по четыре на ряд.

Я посчитал - рядов было пять,

И елочек столько же, только по две на ряд.

С большим удовольствием я погулял.

Так сколько ж деревьев я насчитал?

(Ответ: 95 деревьев)

В Тарханах Лермонтов получил серьезное домашнее образование, которое продолжил в Москве. Ныне Тарханы - это государственный Лермонтовский музей, который был открыт в 1939 году. В 1969 он был преобразован в Государственный музей-заповедник "Тарханы". В 1997 году по указу президента России "Тарханы" включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов страны. В фондах музея-заповедника более 28 тысяч единиц реликвий. Музей находится в селе Лермонтово Пензенской области, это в 100 км от города Пенза, на автодороге Пенза - Тамбов.

Учитель географии. Давайте найдем Пензу. Какие карты будем использовать? (Федеративное устройство России).

-Найдите на карте г. Пензу. Давайте определим географические координаты г. Пенза.

- Обозначим город на контурной карте. (Один ученик на настенной карте «Российская Федерация» прикрепляет флажок, остальные ученики обозначают на контурной карте России).

Усадьба находилась в излучине оврага, образуемого речкой Марарайкой. Был создан каскад прудов: Верхний, или Барский пруд, Нижний и Средний. По плотине Среднего пруда, выходя на высокий холм, открывается особенное зрелище - место военных игр будущего поэта: "траншеи". Дубовая роща, соединяясь с Круглым садом, образует единый зеленый массив. Дальний сад представляет собой квадрат, где восемь аллей из лип и вязов сходятся в центре, где расположена деревянная беседка. По западному склону от барского дома террасами пролегают аллеи парка. Рощи, пруды и поле обрамляют небольшой ухоженный парк, подчеркивая его красоту и величие. О Дальнем саде свою задачу «Поле для лапты» представляет ученица 6 класса Алиева Римма.

Задача 2.

Очередной юбилей отмечает страна.

Промчались стрелой не года, а века.

Уже двести лет бы отметил поэт ,

Однако прожил он совсем мало лет.

Я вновь возвращаюсь в Тарханы - туда,

Где ранняя юность поэта прошла.

За Дубовой рощей виден Дальний сад,

Деревья в квадрате стоят строго в ряд.

Четыре аллеи от центра к углам,

Четыре - от центра к его сторонам.

Эти все аллеи разделили сад

На равные части для забавы ребят.

Три таких участка служат для лапты,
Остальное поле заняли цветы.

Садик занимает две сотых двора,

Бабушка поэта хозяйкой здесь была.

Две сотни гектаров ее двор занимал

Единственный внук никогда не скучал.

Маленький Миша любил по утрам

Тайные мысли доверять цветам.

А вечером с мальчишками он играл в лапту.
Вычисли в гектарах площадь под игру.

(решение задачи в презентации PowerPoint)

М.Ю. Лермонтов закончил в Москве Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Здесь он принимал участие в составлении рукописного журнала "Школьная заря", в котором были помещены его юнкерские поэмы и стихи . В феврале 1837 года за стихотворение "Смерть поэта" (отклик на смерть А.С. Пушкина) был переведен в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.

В начале 1838 года М.Ю. Лермонтов возвратился из ссылки. 18 февраля 1840 года за дуэль с сыном французского посланника Э. де Барантом был арестован и снова выслан на Кавказ.

Перед отъездом Лермонтова во вторую ссылку на Кавказ друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..». Послушаем романс «Тучки небесные» на стихи Лермонтова, музыка Матюхина А.Б. (Звучит романс «Тучки небесные»).

О жизни в столице мы узнаем, решив задачу «Жизнь Лермонтова» ученицы 6 класса Протасовой Алины.

Задача 3.

Из всех неполных лет поэта

Девятая лишь часть была

Любимой мамою согрета.

Остатка жизни третью часть

Родная бабушка растила

И для ученья, не страшась,

В столицу внука привозила.

Здесь юный гений все 5 лет

Военным ремеслам учился.

Служил два года наш поэт

И в высший свет войти добился.

Осталось третью часть прожить

Всей жизни, гордым и свободным,

И чудо в мире совершить,

Став после Пушкина народным.

О, юный отрок, дай ответ,

Так сколько же неполных лет

Судьба отмерила поэту?

На Кавказе поэт участвовал во всех военных операциях, "удивляя своей удалью старых кавказских джигитов".

Он был одарен удивительной музыкальностью - играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. В 1840 году он положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню». Были даже и ноты, но пропали и до нас не дошли. Однако, если бы мы даже не знали об этом, мы догадались бы о его музыкальности, читая стихи и прозу его.

И по сохранившимся воспоминаниям, поэт написал его в станице Червленной, на реке Терек. Под эту мелодию засыпал малютка у молодой казачки. Лермонтов написанную песню сам же и напел. В дальнейшем около 50 композиторов переложили эти стихи на музыку. Это практически единственная колыбельная песня, которую очень любят исполнять мужчины.

А сейчас послушаем один из вариантов этой песни. (Звучит песня «Казачья колыбельная»)

15 июля 1841 года на дуэли с Н. Мартыновым М.Ю. Лермонтов был убит. Похоронен был в Пятигорске. В апреле 1842 года гроб с его телом М.Ю. Лермонтова был перевезен и перезахоронен в Тарханах на фамильном кладбище.

Хронологию всей жизни представлена в задаче «Первый сборник стихов Лермонтова» ученицы 6 класса Гордя Карины.

Задача 4.

Наверное, так суждено судьбой, наверно, запланировано где-то:

Чтобы короткий полный путь земной сравнить

с числом стихов, вошедших в первый сборник,

еще при жизни русского поэта.

Полжизни детство и отрочество займут

А дальше Москва на пять лет позовет.

Затем в Петербурге найдет он приют,

И на год поменьше он здесь проживет.

За резкий свой стих, за правду, за пыл

На год на Кавказ выслан срочно он был.

А после нес службу в гусарском полку

По времени тем же, что в ссыльном кругу.

И вновь Петербург на два года позвал.

Здесь слава, успех и пустой карнавал.

На душном балу он столкнулся с французом,

Который солдата посмел оскорбить.

А после дуэли вновь встреча с Кавказом,

И срок все такой же нужно прожить.

Под пулями в дыму сражений

Спешил он жить, боялся не успеть свершить свой подвиг.

Новая дуэль остановила ряд всех поражений

Оставив нам с тобой тот первый сборник.

Осталось сделать несколько шагов, лишь подсчитать количество стихов.

И мы снова вернемся в государственный музей-заповедник "Тарханы". Здесь традиционно проходят научные конференции, фольклорные праздники, литературно-музыкальные вечера, театрализованные экскурсии, поздравительные программы для молодоженов, викторины, дни последнего звонка и дни знаний. Возрождены в "Тарханах" и местные промыслы (ткачество, вязание, гончарное искусство, лапте- и лозоплетение). Также проходят мастер-классы народных ремесел.

Ежегодно в Тарханы - страну детства, страну поэзии Лермонтова, приезжают тысячи посетителей. Стремятся сюда, чтобы насладиться источником его поэзии, тем волнующим, трогающим душу чувством прикосновения к чуду. Ведь именно жизнь в Тарханах дала будущему поэту ощущение свободы, причастности традициям предков, единения с природой. Мы проследили жизненный маршрут великого поэта М.Ю. Лермонтова со стороны математики, географии, литературы, истории и увидели, что по силе чувств и энергии, силе действительности, выразительности слова, по смелости мысли поэзия М.Ю.Лермонтова уникальна и неповторима не только в России, но и во всем мире.

И завершает нашу экскурсию по лермонтовским местам задача «Площадь жизненного пути поэта» ученицы 10 класса Синицыной Татьяны.

Задача 5.

Мы Лермонтова учим наизусть.

Каким разносторонним он ребенком рос.

И все же иногда находит грусть,

И пелена стоит в глазах от слез.

Кривая жизни - параллелограмм:

Москва - Кавказ, Тарханы - Петербург.

И не подвластно никаким годам

Предельно замкнутый расширить этот круг.

Три градуса всего лишь угол дан,

А от Москвы до первой ссылки тыща верст.

И был бы ромбом параллелограмм,

Коль в семь раз сторону меньшую увеличить.

Как отыскать ту маленькую площадь,

Где рос и жил, и где творил поэт?

Растет с веками как воздушный шар,

Предела площади той в целом мире нет.

Мы увидели на лучших произведениях Лермонтова, что поэт предстает перед читателем не только в обычном для него одиноком, горьком и протестующем противостоянии окружающему миру, но также человеком, «любить готовым, с душой, открытой для добра».

Рефлексия.

Итак, подведем итоги, обсудим, что узнали, как работали - т.е. оценим свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность нашего занятия. (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы)

Продолжи фразу.

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

Используемые ресурсы:

vlivkor.com

ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/

sbornik-stihov.ru/lermontov171.html

all-lermontov.ru/lermontov_stihotvorenia_1837_1841.

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%8B

ru.wikipedia.org/wiki/

© 2010-2022