Прямоугольный параллелепипед. 5 класс

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Адамян Т.В. ,учитель математики высшей категории

ГДОУ СОШ № 23 г.Севастополь

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 5-ом классе на тему «Прямоугольный параллелепипед»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема

Прямоугольный параллелепипед. (Урок №72; первый из четырех)

Цели темы:

Дидактическая цель: сформировать наглядное представление о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед и куб, их развертках; выработать первичное умение выполнять изображения пространственных фигур.

Цели по содержанию:

- Обучающие: ввести понятие прямоугольного параллелепипеда, его элементов; научить распознавать прямоугольный параллелепипед среди окружающих нас предметов, учить изображать прямоугольный параллелепипед.

- Развивающие: способствовать развитию логического, аналитического, критического мышления; интереса к математике; развивать грамотную математическую речь; развивать визуальные каналы восприятия информации.

- Воспитательные: воспитывать культуру математических записей, воспитывать активность, аккуратность, прививать умение выслушивать других.

Основное содержание темы, термины и понятия

Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед. Изображение пространственных фигур. Примеры разверток многогранников

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемый результат:

Предметный: совершенствовать вычислительные навыки, изучить элементы прямоугольного параллелепипеда;

Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний;

Познавательные УУД: формировать вычислительные навыки; самостоятельно сформулировать правило нахождения площади боковой поверхности; применить правило при решении упражнений.

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;

Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, учить планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками, распределять роли при парной работе; формировать умение выражать свои мысли, умение слушать, коллективизм, уважение друг к другу, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Организация пространства

Учебный кабинет

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

1.УМК учебник Никольский, С. М. Математика:

  • учеб. для 5 - 6 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н.Н. Решетников, А. В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2010. - 271 с.: ил. - (МГУ - школе.);

  • компьютер, медиапроектор, интерактивная доска

  • диск к учебнику Никольского;

  • карточки-задания,

  • модели геометрических тел: куб, прямоугольный параллелепипед.

2. Презентация к уроку.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Название использу

емых ЭОР, гипер

ссылка


УУД


1

2


3

4

5

6

1

Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

(ИКТ, здоровьесберегающаятехнологии)

Включение учащихся в учебную деятельность

  • Здравствуйте, ребята!

  • Я рада приветствовать Вас на уроке математики.

  • Сегодня мы с вами отправимся в путь за знаниями.

  • В дорогу мы возьмем только самое необходимое: хорошее настроение и наши знания.

  • Прочитайте известное высказывание которое и будет девизом нашего урока. Как Вы понимаете эти слова?

  • Мы будем мыслить, рассуждать, исследовать и, думаю, с удовольствием получать новые знания по математике.

  • А какую тему мы изучаем, какую область математики мы «осиливаем» сейчас?

  • Кто же так удачно сказал о переваривании знаний?


  • А начнем мы с устного счета.

Приветствие.



Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.

(А. Франц).

Выслушиваются ответы учеников.


Слайд №1


Слайд №2


Слайд №3

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: самоорганизация, мотивация учения.

2

Актуализация знаний и проверка д/з

(ИКТ, здоровьесберегающие технологии)

Актуализация знаний, фиксирование индивидуаль

ных затруднений, организация коммуникатив

ного взаимодействия

Устный счет

  • Мы будем решать примеры, вы будете мне называть ответ и букву, которая ей соответствует исходя из таблицы. Я буду записывать эти буквы на доске. В конце мы получим слово.

  • Какое слово мы получили?

  • А. Франс.- французский писатель,

лауреат Нобелевской премии

по литературе (1921), деньги которой он пожертвовал в пользу голодающих России.

Включаются в деловой ритм урока.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Слайд № 4

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

(проблемно-диалогического обучения, ИКТ, здоровьесберегающая технологии)


  • Кто уже догадался и может мне сформулировать тему нашего урока?

  • Тема нашего урока «Прямоугольный параллелепипед».

  • Это слово очень сложное, поэтому запишите его без ошибок, проговаривая его про себя. Здесь у нас две буквы Л.


  • Сегодня на уроке вы узнаете:…

Ученики формулируют тему урока, записывают её в тетрадь:

Прямоугольный параллелепипед

Читают задачи урока по слайду:

  1. Что такое прямоугольный параллелепипед?

  2. Сколько ребер, вершин и граней у параллелепипеда? Их свойства.

  3. Как найти площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда?

Слайд № 5


Слайд №6

Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

4

Открытие нового знания.


  • Где на слайде изображены предметы в виде прямоугольного параллелепипеда?

  • Все рисунки - это параллелепипеды?

  • Пока это не понятно. Мы сегодня с вами узнаем, что это за многогранник такой.

  • Давайте вспомним, что такое многогранник?

  • У многогранников поверхность состоит из плоских многоугольников.

Лабораторная работа - исследование

Давайте поработаем с моделями многоугольных параллелепипедов, которые лежат у вас на столах - вы заготовили их дома.

Задание № 1.

  • Возьмите простой карандаш и отметьте на вашей модели многогранника все вершины.

  • Чтобы вам было не сложно давайте посмотрим подсказку.

  • Сколько вершин получилось?

  • Правильно.

Задание № 2.

  • Возьмите цветной карандаш. Обведите одним и тем же цветом равные ребра вашего многогранника.

  • Кому трудно - посмотрите на экран

  • Вы так начали делать?

  • Поднимите руку у кого так?

  • Посчитайте сколько таких ребер у вас получилось?

  • 8


  • Правильно.


  • Берем другой цвет и находим еще равные ребра.

  • Кому сложно - смотрим на слайд. Кто может - делает сам.


  • Помогайте друг другу. Посмотрите на соседа по парте - если у него не получается - помогите ему.


  • Сколько еще равных ребер нашли?

  • Хорошо.


  • Есть ли еще равные ребра, не отмеченные нами?

  • Берем еще другой цвет. Сколько таких ребер получилось?


  • Молодцы!

  • А сколько было вершин?

  • Хорошо! Приготовьте опять цветные карандаши.

  • Следующее задание.

Задание № 3.

  • Закрасьте равные грани одним цветом.

  • Сколько граней вы закрасили?

  • Кому трудно - посмотрите на экран.


  • Берем карандаш другого цвета и закрашиваем еще другие равные грани. Сколько будет их?

  • При затруднении можете взглянуть на экран.


  • Хорошо. Сколько граней у нас осталось не закрашено?


  • Молодцы! У нас с вами был целый цех по определению граней многогранника. А теперь уберите карандашики!


  • Посмотрите на экран. Принято грани еще называть:

    • Красные - верхние и нижние

    • Зеленые - передние и задние

    • Желтые - боковые или левая и правая.

  • Сколько всего граней у нас получилось?


  • А теперь Маша Веселова расскажет теорему Эйлера, которую она подготовила к нашему уроку:

Теорема Эйлера. Пусть В --- число вершин выпуклого многогранника, Р --- число его рёбер и Г --- число граней. Тогда верно равенство В + Г - Р =2

Число В +Г - Р называется эйлеровой характеристикой многогранника. Согласно теореме Эйлера, для выпуклого многогранника эта характеристика равна 2.

  • А как вы думаете, если взять другой многогранник, то получится такой же ответ?

  • Например, если взять пирамиду?

ВЫВОД: Какой бы мы многогранник не взяли - результат не изменится!

  • Вы можете это проверить дома. Например, взять изображение многогранника из Интернета - посчитать количество граней, вершин и ребер и попробовать найти значение выражения по выражению Г+В-Р.

Отвечают на вопросы.





- 8

- 4



Работа в парах

- 4

- 4

- 8

- 2

- 2

-2



Г - грани, В - вершины, Р - ребра

6+12-8=2



  • Необязательно…

  • Не изменится…

Слайд №5







Слайд №6



Слайд №7-9







Слайд

№10-12







Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

5

Первичное закрепление

Применение полученных знаний в процессе работы

  • Возьмите карточки, которые лежат на ваших столах.

№1. Алгоритм построения прямоугольного параллелепипеда.

Выполняем задания по учебнику № 497

  • Прочитайте данный алгоритм.


  • Почему добавлено слово видимая грань?

  • Что мы ей изображаем?

  • Выполняем задание в рабочих тетрадях. Вам потребуется простой карандаш и линейка.

  • Изобразите видимую (переднюю) грань. Какую форму она имеет?


  • Проводим. Как мы проводим видимые грани?

  • А невидимые?

  • Правильно говорят - штриховой линией.


  • Итак, вам нужно скопировать картинку себе в тетрадь. Что это значит?

  • У вас должна получиться такая картинка как на слайде.

  • У кого так - поднимите руку.

  • У кого почти так - поднимите руку.

  • Если разрезать коробку , имеющую форму прямоугольного параллелепипеда, то получим РАЗВЕРТКУ.

Для чего нам нужна развертка?


  • Вы тоже можете дома попробовать склеить прямоугольный параллелепипед, используя для этого развертку. Это довольно интересная работа.


  • Давайте познакомимся с еще одним многогранником, о котором сегодня не было еще сказано ни одного слова.


  • Что это за многогранник? Кто знает?

Давайте посмотрим ВИДЕО - развертка куба.


  • У кого на столе модель многогранника - куб. Покажите.

Для закрепления нашего нового правила нам нужно выполнить задания, решить примеры.

Читают алгоритм со слайда:

Начертите переднюю (видимую) грань параллелепипеда.

- Чтобы показать объем геометрического тела нужно использовать пунктирную линию.

- Невидимые грани.

- Форму прямоугольника.

Проведите видимые и невидимые ребра боковых граней.

- Сплошной линией.

- Пунктирной.

Начертите заднюю (невидимую) грань.

- Начертить точь-в-точь.


- Чтобы понять из каких фигур состоит прямоугольный параллелепипед.

- Чтобы склеить и собрать модель прямоугольного параллелепипеда.

- Куб.

Слайд №13


Слайд №14





Слайд №15





Видео с диска «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс (Е.А. Бунимович и др.)»

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные:

работа с учебными моделями; классификации, установления аналогий, подведения под понятия

6

Физкульт

минутка.

Снять мышечное статическое напряжение, закрепление знаний по пройденной теме.

  • Проверим умеете ли вы считать.

  • Сжать кисти рук столько раз, чему равна площадь прямоугольника со сторонами 3см и 2см.

  • Вращаем туловищем столько раз, чему равен периметр этого прямоугольника.

  • Приседаем столько, чему равна площадь квадрата со стороной 3см.


- 6 раз

- 10 раз

- 9 раз

Личностные: отдых, активизация деятельности на уроке.

7

Применение новых знаний

Применение полученных знаний в процессе работы

Выполняем задания № 506 (а) из учебника

Для закрепления нашего нового правила нам нужно выполнить задание из учебника № 506 (а)

Оно поможет высчитать площадь комнаты при ремонте квартиры, которую надо оклеить обоями.

Учебник

Познавательные:

формирование метапредметных результатов. работа с информацией использование общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения.

8

Итог урока (рефлексия)

(здоровьесберегающая технология)

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

  • Ребята оцените свою работу на уроке и продолжите фразу:

  • Какое открытие мы сегодня сделали….

  • Что понравилось на уроке…

  • В чём были затруднение…

  • С каким настроением работал…

  • Комфортно ли было работать в паре…

  • Не бойтесь говорить, как есть. У вас ещё всё впереди, это первый урок по этой теме.

  • Спасибо ребята за урок!

Ученики отвечают на вопросы, задают вопросы, если они есть, анализируют свою работу на уроке.


Регулятивные: зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности

9

Подача домашнего задания

(здоровьесберегающая технология)

Закрепление знаний, умений, полученных на уроке;

Воспитание ответственного отношения к учебному труду.

Выставление оценок в оценочный лист.

Краткое пояснение домашнего задания.

Записывают домашнее задание, задают вопросы по выполнению домашнего задания.

п. 2.10 -читать, учить определения.;

№ 494, № 498, 506(б)

желающим № 508

Слайд №16



© 2010-2022