- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа Геометрия 7-9 класс
Рабочая программа Геометрия 7-9 класс
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Самойлова З.Д. |
Дата | 27.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов»
РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей математики, физики, информатики и ИКТ протокол от « »____2014 г. № ____ | СОГЛАСОВАНА заместитель директора МАОУ «СОШ № 33 с « »____2014 г ________ (Н.В. Литке) | РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета. протокол от « »__ __2014 г № ____ | УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ «СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов» « »__ __2014 г № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Геометрия»
7-9 классы
(базовый уровень)
Разработчик Самойлова Зинаида Дмитриевна
Учитель математики
Старый Оскол
2014
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по учебному предмету «Геометрия» для 7- 9 классы составлена на основе авторской программы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. «Геометрия. 7- 9 классы». Программы общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010 г.
Цель программы обучения - интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
Задачи программы обучения:
-
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений;
-
развитие пространственного воображения и интуиции, умения ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
-
воспитание культуры личности, эстетическое воспитание.
Авторская программа для 7 класса рассчитана на 50 часов. В данную рабочую программу внесены изменения. В разделе «Повторение» количество часов увеличено на 2 часа (с 4-х часов до 6-ти часов) в связи с увеличением количества учебных недель с 34 до 35-ти. Рабочая программа рассчитана на 52 часа, в том числе на контрольные работы отводится 6 часов.
Авторская программа для 8 класса рассчитана на 68 часов. В данную рабочую программу внесены изменения. В разделе «Повторение» количество часов увеличено на 2 часа (с 4-х часов до 6-ти часов) в связи с увеличением количества учебных недель с 34 до 35-ти. Рабочая программа рассчитана на 70 часа, в том числе на контрольные работы отводится 6 часов.
Авторская программа для 9 класса рассчитана на 68 часов, на контрольные работы отводится 6 часов.
Учебно-методический комплект:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. \\Составитель: Бурмистрова Т.А. - М.: «Просвещение», 2010 г.
2. Геометрия, 7 - 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2010.
3. «Дидактические материалы по геометрии для 7 класса»/./ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2012.
4. «Дидактические материалы по геометрии для 8 класса»/./ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2012.
5. «Дидактические материалы по геометрии для 9 класса»/./ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2012.
Формы организации учебного процесса:
урок изложения нового материала, комбинированный урок, урок решения задач, урок-исследование, урок-игра.
Виды текущего контроля:
-
устные (устный ответ на поставленный вопро и др.);
-
письменные (письменное выполнение тренировочных упражнений, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, тестов и др.);
-
выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников, выполнение интерактивных заданий).
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения геометрии ученик должен
знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
-
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения курса геометрии 8-го класса учащиеся должны знать / уметь:
Четырёхугольники
Объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; показывать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулировать и доказывать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника; объяснять, какие стороны ( вершины ) четырёхугольника называются противоположными; формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата; изображать и распознавать эти четырёхугольники; формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников; объяснять, какие две точки называются симметричными относительно прямой ( точки ) и что такое ось ( центр ) симметрии фигуры; приводить примеры фигур, обладающих осевой ( центральной ) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрий в окружающей нас обстановке.
Площадь
Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников; формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей; выводить формулу Герона для площади треугольника; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора.
Подобные треугольники
Объяснять понятия пропорциональности отрезков; формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия; формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия подобных треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; объяснять, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводить примеры использования этого метода; объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности; объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур; формулировать определение и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30 , 45 , 60; решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы.
Окружность
Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружности; формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых из одной точки; формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружности; формулировать и доказывать теоремы: о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд; формулировать и доказывать теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и , как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника; формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника; формулировать и доказывать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёхугольника; о свойстве углов вписанного четырёхугольника; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками; исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ.
В результате изучения геометрии ученик должен
знать/понимать:
-
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Знать:
-значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в тоже время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
Уметь:
-
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение.
-
изображать геометрические фигуры.
-
выполнять чертежи по условию задач.
-
доказывать теоремы с использованием соответствующих признаков.
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей).
-
решать задачи на построение.
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними.
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Векторы.
Уметь:
-
изображать и обозначать вектор;
-
откладывать вектор, равный данному;
-
строить сумму двух и нескольких векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника;
-
умножать вектор на число;
-
применять векторы к решению задач.
Метод координат
Уметь:
-
находить координаты вектора по координатам его начала и конца;
-
вычислять сумму и разность двух векторов по их координатам,
-
строить окружности и прямые, заданные уравнениями.
Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
Уметь:
-
воспроизводить доказательства теорем косинусов и синусов, применять в решении задач;
-
находить скалярное произведение векторов в координатах, угол между векторами;
Длина окружности и площадь круга.
Уметь:
-
вычислять стороны, площади и периметры правильных многоугольников;
-
находить длину окружности и длину дуги;
-
применять формулы площади круга, сектора при решении задач.
Движения.
Уметь:
-
решать задачи, используя определения видов движения;
-
с помощью инструментов выполнять параллельный перенос, поворот
-
строить образ точки и отрезка;
-
отображать треугольники с помощью симметрии, параллельного переноса, поворота.
Начальные сведения стереометрии.
Уметь:
-
изображать стереометрические тела;
-
находить площади боковой и полной поверхности геометрических тел
Об аксиомах планиметрии
Уметь:
- применять основные аксиомы планиметрии в решении задач
Учебно-тематический план
7 класс
№ п/п
Темы
Кол-во часов
Кол-во контрольных работ
1
Начальные геометрические сведения
7
1
2
Треугольники
14
1
3
Параллельные прямые
9
1
4
Соотношения между сторонами и углами треугольника
16
2
5
Повторение. Решение задач
6
1
6
ИТОГО
52
6
8 класс
№ п/п
Темы
Кол-во часов
Кол-во контрольных работ
1
Четырехугольники
14
1
2
Площадь
14
1
3
Подобные треугольники
19
2
4
Окружность
17
1
5
Повторение. Решение задач
6
1
6
ИТОГО
70
6
9 класс
№ п/п
Темы
Кол-во часов
Кол-во контрольных работ
1
Векторы
8
-
2
Метод координат
10
1
3
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
11
1
4
Длина окружности и площадь круга
12
1
5
Движения
8
1
6
Начальные сведения из стереометрии
8
-
7
Об аксиомах планиметрии
2
-
8
Повторение. Решение задач
9
-
9
ИТОГО
68
4
Формы и средства контроля
7 класс
Для проведения самостоятельных работ используется дидактический материал «Дидактические материалы по геометрии для 7 класса»./ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2013
8 класс
Для проведения контрольных и самостоятельных работ используется:
Изучение геометрии в 7,8,9 классах: Метод. Рекомендации к учебн.: Книга для учителя/Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. - М.: Просвещение, 2010.
9 класс
Для организации и проведения контрольных и самостоятельных работ используются дидактические материалы по геометрии для 9 класса /Б. Г. Зив. - М. : Просвещение, 2011.
-
7 класс
8 класс
9 класс
Контрольные работы
6
6
4
Самостоятельные работы
3
4
3
Тесты
2
3
2
Критерии оценивания письменной работы:
50 % - оценка «неудовлетворительно»
51-75 % - оценка «удовлетворительно»
76-90 % - оценка «хорошо»
91-100 % - оценка «отлично»
Критерии оценок по геометрии
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
-
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно
используя математическую терминологию и символику;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами,
применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность
и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности
при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по
замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, по показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
-
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; •S в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
-
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Оценка теста
«5» - 85% -100%
«4» - 51% - 84%
«3» -35% - 50%
«2» -0% - 34%
Основная литература
-
Геометрия, 7 - 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2012
-
Геометрия: дидактические материалы для 7 кл./ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2013
-
Геометрия: дидактические материалы для 8 кл./ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2013
-
Геометрия: дидактические материалы для 9 кл./ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2013
5. Изучение геометрии в 7,8,9 классах: Методические рекомендации к учебнику: Книга для учителя./Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и
др. - М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература
1. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика
2. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
3. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс./ Н.Ф. Гаврилова. - М.: ВАКО, 2011.
4. Рабочие программы по геометрии: 7-11 классы/ Сост. Н.Ф. Гаврилова. - М.: ВАКО, 2011.
5. А.П. Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. - М.: Илекса, 2013;
6. А.П. Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса. - М.: Илекса, 2013;
7. А.П. Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса. - М.: Илекса, 2013;
8. Е.М. Рабинович. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. - М.: Илекса, 2012
9. Геометрия. Тематические тесты к учебнику Л.С. Атанасяна и др. 9 класс / Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков . - М.: Просвещение, 2011
-
«Математика 9 класс. Подготовка к ГИА - 2014»: учебно-методическое пособие/ под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова.-Ростов-на-Дону: Легион,2013
Перечень оборудования, необходимого для реализации общеобразовательных программ
на базовом уровне по предмету «Геометрия 7-9»
№ п/п
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое количество
Приложение
Основная школа
1
2
3
6
1.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1
Стандарт основного общего образования по математике
Д
1
1.2
Примерная программа основного общего образования по математике
Д
1
1.3
Авторские программы по курсам математики
Д
1
1.4
Учебник по геометрии для 7-9 классов
К
100%
1.5
Дидактические материалы по геометрии для 7-9 классов
Ф
100%
1.6
Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.)
П
в наличии
1.7
Методические пособия для учителя
Д
в наличии
2.
Печатные пособия
2.1
Таблицы по геометрии
Д
1 комплект
2.2
Портреты выдающихся деятелей математики
Д
1 комплект
3.
информационно-коммуникативные средства
3.1
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики
Д/П
в наличии
4.
Технические средства обучения
4.1
Мультимедийный компьютер
Д
1
4.2
Сканер
Д
1
4.3
Принтер лазерный
Д
1
4.4
Мультимедиапроектор
Д
1
4.5
Диапроектор
Д
1
4.6
Экран
Д
1
5.
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
5.1
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц
Д
1
5.2
Доска магнитная с координатной сеткой
Д
1
5.3
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль
Д
1
5.4
Набор планиметрических фигур
Ф
6.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ
6.1
Компьютерный стол
Д
1
6.2
Шкаф секционный для хранения оборудования
Д
2
6.3
Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования (с остекленной средней частью)
Д
3
6.4
Стенд экспозиционный
Д
1
6.5
Ящики для хранения таблиц
Д
1