- Преподавателю
- Математика
- Сообщение на тему: Работа с одаренными детьми
Сообщение на тему: Работа с одаренными детьми
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гибатдинова Р.М. |
Дата | 28.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Работа с одаренными детьми по физике и математике
ГИБАТДИНОВА РИММА МАГДАНОВНА,
учитель математики и физики,
«Талант себя проявит…»
Народная мудрость
«Развитая память еще не есть образованность,
точная информация еще не есть знания»
У.Глессер
Психолого - педагогическая компетентность учителя, проявляющаяся в индивидуально-личностном отношении к ученику, и своевременная диагностика психолога позволяет «открыть» талантливых детей, правильно их «прочесть» и организовать взаимодействие с ними. Определение явно или потенциально одаренных детей и создание специальных педагогических технологии способствуют развитию успешного отношения к учебе, к себе самому и к окружающим.
Повышенное внимание к проблемам обучения и развития одаренных детей очевидно не только в учебной среде, но и в обществе в целом.
В школьном возрасте процент таких детей достаточно мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок - несформированная личность, будущее которого неопределенно, и способности должны открыться.
Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Если деятельность репродуктивная - ученик получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает, запоминает, а затем воспроизводит. Цель такой деятельности - формирование знаний, умений и навыков.
Если деятельность продуктивная - происходит активная работа мышления, связанная с логическими операциями анализа, синтеза, сравнения, аналогии, обобщения.
Проанализировав, имеющиеся в распоряжении педагогов пособия по работе с одаренными детьми по математике и физике и подготовке их к олимпиадам, мы сделали вывод, что обычно их содержание организовано следующим образом: это сборники заданий для учащихся повышенной сложности и на смекалку с прилагаемыми ответами или, в лучшем случае, коротким решением. При этом основным методом обучения детей остается репродуктивный: запоминание способа решения заданной конкретной задачи и тренинг (повторение способа решения при многократном выполнении однотипных заданий).При таком методе следующим этапом работы учителя является предложение детям карточек с набором заданий разных типов с целью идентификации ребенком по внешним признакам известных типов заданий и извлечения из памяти заученных способов их решения.
За счет усвоения готовых способов решения разнообразных частных задач невозможно получить развитие способности к самостоятельному нахождению способов решения. Поэтому учащиеся, часто при решении задач нового типа или более повышенной сложности, терпит неудачу: отказывается от решения задач сразу, так как он чувствует дефицит собственных знаний.
Отличительные черты одаренных детей:
-
Чрезвычайно любопытны, они способны следить за несколькими процессами одновременно;
-
Воспринимают связь между явлениями и предметами и делают соответствующие выводы;
-
Отличная память, могут накапливать большой объем информации ;
-
Не терпят, когда им навязывают готовый ответ;
-
Повышенная впечатлительность и особая эмоциональная чувстительность;
-
Обладают большим словарным запасом;
-
Обостренное чувство справедливости;
-
Обладают чувством юмора;
-
Предъявляют высокие требования к себе и окружающим;
-
Негативное самовосприятие, нередко возникают трудности в общении со сверстниками.
Три типа одаренных детей:
-
Необыкновенно высокий общий уровень умственного развития
-
Специальная одаренность
-
Потенциальная одаренность - неявная, но способная развиваться.
Виды одаренности:
-
Общая интеллектуальная- быстро запоминают и сохраняют информацию
-
Академическая одаренность - способны к логическому мышлению, успешно обучаются
Требования к учителям, работающим с одаренными детьми:
-
Иметь специальную послевузовскую подготовку;
-
Уметь возбуждать интерес к предметам;
-
Иметь высокий уровень интеллектуального развития;
-
Обладать хорошим здоровьем;
-
Иметь чувство юмора, живой и активный характер;
-
Разбираться в особенностях психологии одаренных детей;
-
Уметь работать по специальному учебному плану;
-
Уметь консультировать учащихся;
-
Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностики ребенка;
-
Иметь по возможности еще какое-либо образование
Рекомендации к учителям, работающим с одаренными детьми:
-
Создать благоприятную атмосферу для работы с детьми.
-
Стимулировать ученика, хвалить. Направлять процесс развития способностей учащихся.
-
Экспериментировать на уроке, позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы.
-
Внимание и терпимость со стороны педагогов к инициативе и самостоятельности ребенка.
Одной из форм эффективности и популярности в решении перечисленных задач с одаренными детьми являются олимпиады по физике, математике.
Наверное, почти каждый из нас, во всяком случае, большинство учителей, сталкивается с проблемой подготовки учащихся к олимпиадам. Если сравнивать уровень требований, предъявляемых к учащимся, то мы видим, что с каждым годом он все возрастает. Очень трудно дать какие - либо универсальные советы, как и к чему готовить учащихся.Но одно совершенно ясно, что использование только учебного материала недостаточно.
Сегодня перед учителями математики и физики стоят ряд неразрывно связанных задач: стимулировать интерес к предмету и выделить наиболее способных ребят, максимально активизировать уже проявленные способности и их познавательный интерес.
Но добиться победы в олимпиадах удается лишь тем, кто наряду с хорошим уровнем знаний обладает еще и высокой психологической устойчивостью, позволяющей успешно реализовать весь накопленный потенциал. Наряду с олимпиадами, необходимо искать и другие формы работы с одаренными детьми.
Как никакая из других естественных наук, физика нуждается в эксперименте, так как все ее основные положения, законы, теории и выводы опираются на факты. Предметом мышления учащихся в этом случае являются практические навыки и умения, сконструировать свои приборы и модели. При подготовке докладов учащиеся учатся наблюдать эксперимент и грамотно пользоваться физическим языком, приобретают столь необходимые в жизни навыки устных выступлений перед широкой аудиторией. Важным этапом в подготовке конференции является выбор тематики докладов.
Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала. Поэтому и внеклассная работа способствует творческому развитию учащихся.Особенно большую роль играют недели физики и математики, включающие различные формы работы: вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины и т.д., где творческие, талантливые дети смогут раскрыть свои способности в полной мере. А ведь именно на этом этапе следует предлагать как можно больше занимательного и интересного материала. Важна и самостоятельная работа ребенка.
Литература.
-
Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения.-М.:Просвещение,1983.
-
Кабардин О.Ф., Орлов В.А Международные физические олимпиады-М.: Наука, 1985.
-
Фридман Л.М., Турецкий Е.М.Как научиться решать задачи.- М.:Просвещение,1984
-
Слободецкий И.Ш., Орлов В.А. Всесоюзные олимпиады по физике.- М.: Наука, 1982.
-
Меледин Г.В. Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями.-М.:Наука,1985.
-
Алексеева М.Н. Физика-юным. Просвещение, 1980
-
Билимович Б.Ф. Законы Механики в технике .Просвещение, 1975
-
Глазунов А.Т. Техника в курсе физики в средней школе. Просвещение,1977
-
Ильичева Т. «Достижение молодых». Основы экономики: Казахстан в современном мире: Учебник для учащихся 9-10 классов общеобразовательных школ.