Тема: Измерение углов. Транспортир. Конспект урока по математики 5 класс

Тема: "Измерение углов. Транспортир". Цели: познакомить учащихся с единицей измерения углов, с прибором для измерения углов; научить пользоваться транспортиром. ХОД УРОКА I.                  Организационный момент. II. Вступительное слово учителя: Мы познакомимся с измерительным прибором (как он называется, вы узнаете немного позже), научимся с его помощью измерять, а затем и строить углы. Вы покажите свои знания, докажите насколько внимательны. III. Устная работа Какие из углов, изображенных н... О каком угле мы с вами еще не вспомнили? [О развернутом] Какой угол называется развернутым? Острым? Прямым? Тупым? Мы знаем, что два угла можно сравнивать друг с другом.  Какой способ для этого мы использовали? [Наложение] Но углы, также как и отрезки, можно сравнивать не только наложением, но и с помощью измерения. IV. Изучение нового материала Для построения и измерения углов используют специальный прибор – Для измерения углов применяют транспортир. Положите перед собой транспортиры. Вы видите... Объяснение учителя (с демонстрацией на доске), как с помощью транспортира можно измерить угол. Слайд 9. – Как измеряют углы с помощью транспортира? 1) Нужно вершину угла совместить с центром транспортира. 2) Одна сторона угла должна проходить через нулевую отметку (0° по шкале). 3) Вторая сторона угла должна пересекать шкалу. Нужно посмотреть, через какую   отметку проходит вторая сторона угла. Это и есть величина этого угла. Если у транспортира есть две шкалы, то надо смотреть на отметку той шк... – развернутый угол равен 180°; – прямой угол равен  90° (половина развернутого угла); – острый угол меньше  90°; – тупой угол больше  90°, но меньше  180°. Задание: Начертите в тетради угол любой величины. Предложите соседу по парте его измерить. VII. Работа по карточкам У всех учеников карточки с одинаковым заданием. Задание: Измерьте углы и запишите результаты измерений в тетрадях. Слайд11. Задание: Выполняется устно с использованием модели часов. Какой угол образуют часовая и минутная стрелки часов: а)  в 3 ч;                  в)  в 10 ч;                   д)  в 2 ч 30 мин; б)  в 5 ч;                  г)  в 6 ч;                     е)  в 5 ч 30 мин? Слайд 12. Задача  №1652 Луч  ОС  лежит внутри угла  АОВ, причем  АОС = 37°, ВОС = 19°?. Чему равен угол АОВ° Слайды 13, 14, 15. VIII. Итог урока IX. Задание на дом : п. 42,  №1651,  №1683,  №1672.    
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: "Измерение углов. Транспортир".

Цели: познакомить учащихся с единицей измерения углов, с прибором для измерения углов; научить пользоваться транспортиром.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя:

Мы познакомимся с измерительным прибором (как он называется, вы узнаете немного позже), научимся с его помощью измерять, а затем и строить углы. Вы покажите свои знания, докажите насколько внимательны.
III. Устная работа

Какие из углов, изображенных на рисунке, являются:

а) острыми;
б) тупыми;
в) есть ли среди этих углов прямые?

Слайд 3.

Тема: Измерение углов. Транспортир. Конспект урока по математики 5 класс

О каком угле мы с вами еще не вспомнили? [О развернутом]
Какой угол называется развернутым? Острым? Прямым? Тупым?

Мы знаем, что два угла можно сравнивать друг с другом.
Какой способ для этого мы использовали? [Наложение]

Но углы, также как и отрезки, можно сравнивать не только наложением, но и с помощью измерения.

IV. Изучение нового материала

Для построения и измерения углов используют специальный прибор

- Для измерения углов применяют транспортир. Положите перед собой транспортиры. Вы видите, какие они разные, но у всех есть нечто общее, о чем мы сейчас будем говорить.

Слайд 5. Итак, шкала транспортира. Она расположена на полуокружности и пронумерована
от 0 до 180. Бывают шкалы двойные: нумерация идет слева направо и справа налево.

Слайд 6. Также есть круглые транспортиры, шкала идет по кругу от 0 до 360, но она также разделена на две полуокружности.

Центр этой полуокружности отмечен на транспортире точкой или черточкой. Найдите на своем транспортире центр и покажите его.

Штрихи шкалы транспортира делят полуокружность на 180 равных частей. Лучи, проведенные из центра полуокружности через эти штрихи, образуют 180 углов, каждый из которых равен Тема: Измерение углов. Транспортир. Конспект урока по математики 5 класс доле развернутого угла. Такие углы называют градусами.

Слайд 7. Итак, градусом называют Тема: Измерение углов. Транспортир. Конспект урока по математики 5 класс долю развернутого угла. Градусы обозначают знаком °. Каждое деление шкалы транспортира равно 1°.

Слайд 8.

Историческая справка

Слово «градус» - латинское, означает «шаг», «ступень». Измерение углов в градусах появилось более 3 тыс. лет назад в Вавилоне. В расчетах там использовались шестидесятеричная система счисления, шестидесятеричные дроби.
С этим связано, что вавилонские математики и астрономы, а вслед за ними греческие и индийские, полный оборот (окружность) делили на 360 частей - градусов (шесть раз по шестьдесят), каждый градус - на 60 минут, а минуту - на 60 секунд:

Тема: Измерение углов. Транспортир. Конспект урока по математики 5 класс

Объяснение учителя (с демонстрацией на доске), как с помощью транспортира можно измерить угол.

Слайд 9.

- Как измеряют углы с помощью транспортира?

1) Нужно вершину угла совместить с центром транспортира.
2) Одна сторона угла должна проходить через нулевую отметку (0° по шкале).
3) Вторая сторона угла должна пересекать шкалу. Нужно посмотреть, через какую
отметку проходит вторая сторона угла. Это и есть величина этого угла.

Если у транспортира есть две шкалы, то надо смотреть на отметку той шкалы, через ноль которой проходит одна из сторон угла.

V. Практическая работа

Каждому ученику выдается набор углов: острый, прямой, тупой и развернутый.

Тема: Измерение углов. Транспортир. Конспект урока по математики 5 класс

Задания

  • Выберите из предложенных вам углов острый, тупой, прямой, развернутый.

  • Измерьте их градусную меру и запишите в тетрадях эти данные.

  • Сделайте вывод о градусной мере:

а) развернутого угла;
б) прямого угла;
в) острого угла;
г) тупого угла.

Вывод:

Слайд 10.

- развернутый угол равен 180°;
- прямой угол равен 90° (половина развернутого угла);
- острый угол меньше 90°;
- тупой угол больше 90°, но меньше 180°.

Задание: Начертите в тетради угол любой величины. Предложите соседу по парте его измерить.

VII. Работа по карточкам

У всех учеников карточки с одинаковым заданием.

Задание: Измерьте углы и запишите результаты измерений в тетрадях.

Тема: Измерение углов. Транспортир. Конспект урока по математики 5 класс

Слайд11.

Задание: Выполняется устно с использованием модели часов.

Какой угол образуют часовая и минутная стрелки часов:

а) в 3 ч; в) в 10 ч; д) в 2 ч 30 мин;
б) в 5 ч; г) в 6 ч; е) в 5 ч 30 мин?

Слайд 12.

Задача №1652

Луч ОС лежит внутри угла АОВ, причем Тема: Измерение углов. Транспортир. Конспект урока по математики 5 классАОС = 37°, Тема: Измерение углов. Транспортир. Конспект урока по математики 5 классВОС = 19°?.

Чему равен угол АОВ°

Тема: Измерение углов. Транспортир. Конспект урока по математики 5 класс

Слайды 13, 14, 15.

VIII. Итог урока

IX. Задание на дом : п. 42, №1651, №1683, №1672.



© 2010-2022