Технологическая карта урока математики в 5 классе, тема Сложение и вычитание десятичных дробей

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока математики в 5 классе.

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий

Тип урока и технология проведения

Деятельность учителя

Задание для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Универсальные учебные действия (УУД)

I.Мотивация к учебной деятельности.

Цели: актуализировать требования к ученикам с позиций учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности во включении в учебную деятельность; установить тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги к учебной деятельности.

Организует актуализацию требований к ученикам с позиций учебной деятельности. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Слайд 1.

Эпиграф: О дробь десятичная!

Удобная и практичная,

Место запятых знай,

Любую задачу решай!

Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок

Начинаем наш урок.

Слайд 2.

Закончите предложение:

Если в конце десятичной дроби приписать 6 нулей, то…

Из двух обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, …

Большая дробь на координатном луче лежит …

Из обыкновенной дроби в десятичную можно перевести только ту дробь, у которой…

Целую часть от дробной части в десятичной записи числа отделяют…

Слайд 3

Заполнить таблицу:

Слайд 4:

Сравните дроби:

6,37 * 6,299;

10,1 * 10, 099

9,18 * 9, 1798

7,01 *7, 018

9, 004 * 9,04

28,028 * 28,0209

Слайд 5.

Экологическая шифровка.

Задание: обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен.

Доброе дело - не сорить на улице, убирать за собой мусор в лесу.

Полиэтиленовые пакеты, выброшенные на улицу, удобряют почву.

Риск отравиться и отравить окружающую среду грозит, если сжигаешь пластиковые бутылки.

Лес большой, можно выкидывать мусор, места хватит.

Открытый кран в школе увидел - подойди выключи.

Украсить жизнь весной можно большим букетом подснежников.

Зеленая книга - книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений.

Береги свои леса: лес - богатство и краса.

Исчезающие виды растений и животных занесены в красную книгу.

Если вы правильно выполнили задание, то из заглавных букв вы получите название чисел, с которыми сегодня мы будем продолжать работать

Прочитайте вслух, с какими предложениями вы согласились (читают по цепочке)

-А какие дроби мы изучаем?

*Оцените свою работу в таблице успешности.


Читают эпиграф


Читают стихотворение.

Заканчвают предложения, вспоминая правила:

…получится дробь, равная данной

…у которой меньше числитель

…правее меньшей дроби

…знаменатель равен 10, 100, 1000 и т.д.

… запятой

Устно выполняют действия.

Сравнивают десятичные дроби, проговаривая правила.



Выполняют задания на карточках, определяя тему урока.



«Дроби»

Читают выбранные утверждения.

Десятичные.

Оценивают по трёхбалльной шкале свою работу на этом этапе урока.

Уметь читать обыкновенные и десятичные дроби, сравнивать дроби.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: ориентироваться на успех в учебной деятельности.

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения.

Цели: создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; организовать фиксирование индивидуального затруднения; выявить место (шаг, операцию) затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Создаёт условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; организует выявление места причины затруднения.

Давайте представим себя юными экологами и сегодня на уроке попробуем решить задачи не из учебника, а экологические задачи о нашем родном крае.

- Но сначала подготовительное задание (слайд 6): используя следующий набор цифр: 1,3,5 составьте наибольшую и наименьшую десятичную дробь так, чтобы целая часть содержала только одну из данных цифр, каждую цифру можно использовать один раз. (5,31 и 1,35).

*Оцените свою работу в таблице успешности.

Задача. (слайд 7) На берегу реки Терек отдыхает две группы туристов. Одна группа оставила после себя 5,31 кг мусора, а вторая группа оставила - на 1,35 кг мусора меньше.

1) Сколько кг мусора оставила после себя вторая группа туристов?

2) Сколько кг мусора оставили после себя обе группы туристов?

Чтобы ответить на первый вопрос задачи, что надо сделать?

А чтобы ответить на второй вопрос задачи, что надо сделать?

Сможете ли вы прямо сейчас решить задачу?

Почему?


Составляют десятичные дроби

Оценивают по трёхбалльной шкале свою работу на этом этапе урока.

Читают условие задачи.


Отвечают на вопросы учителя:

вычесть дроби.

сложить дроби.

Нет

Не умеем складывать и вычитать десятичные дроби.

Уметь составлять десятичные дроби, читать десятичные дроби

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний(отличать новое от уже известного), преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме;

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение.

III.Построение проекта выхода из затруднения.

Цели: организовать постановку цели урока; создать условия для составления совместного плана действий; определить средства достижения цели.

Чем же мы сегодня на уроке будем заниматься?

А что мы будем делать для того, чтобы учиться складывать и вычитать десятичные дроби?

Выясните в каком столбце верно записана десятичная дробь, обведите букву ему соответствующую и вы узнаете название одного растений, занесенного в красную книгу.

1 ) семь целых три десятых

7, 3

Р

7,03

У

7,003

П

2) ноль целых сорок пять сотых

0, 045

Л

0, 0045

Е

0,45

О

3) четыре целых двадцать восемь тысячных

4, 28

В

4, 028

Д

4, 0028

Ь

4) двенадцать целых девять сотых

12, 009

А

12, 9

Е

12,09

И

5) восемнадцать целых восемь десятых

18,08

Ш

18,8

О

18, 008

В

6) пять целых семнадцать десятитысячных

5, 0017

Л

5, 017

У

5, 17

И

7) тридцать шесть целых сто две тысячных

36, 0102

В

36, 1002

И

36,102

А

На слайде 11 представлены -длины рек Северной Осетии. Записать их в порядке возрастания:

Терек - 600 км, Урух - 104,23 км, Ардон - 101116 км, Камбилеевка -98,6 км, Гизельдон - 80,879 км

*Оцените свою работу в таблице успешности

А теперь вернемся к теме нашего урока, какую же проблему мы должны с вами решить?

Где можно найти ответ на вопрос сегодняшней темы?

Но мы постараемся найти ответ самостоятельно.

В таблицу впишите по разрядам десятичные дроби: 358,2 и 3,582.

Разряды целой части числа

Запятая

Разряды дробной части числа

Десятки тысяч

Тысячи

Сотни

Десятки

Единицы


,

Десятые

Сотые

Тысячные

Десятитысячные

Стотысячные

Миллионные

3

5

8

,

2

0

0


3

,

5

8

2





Вопросы-подсказки

  • Если не обращать внимания на запятую, то какие числа получились?

  • Мы умеем складывать натуральные числа?

  • А с какими числами сложить 2 и 8?

  • Вот мы и подошли к способу сложения десятичных дробей. В чем он заключается?

Будем учиться складывать и вычитать десятичные дроби

Дети сами планируют урок:

  1. Повторим , что мы знаем о десятичных дробях;

  2. Найдем способ сложения и вычитания десятичных дробей, сконструируем правило;

  3. Порешаем примеры;

  4. Проверим свои знания




как складывать и вычитать десятичные дроби

дети предлагают свои варианты решения


Дети выполняют на раздаточном материале

Натуральные. Умеем

с нулями

Дети выполняют задание в парах

( чётная пара находят сумму, нечётная пара -разность)

Уметь проговаривать правило и применять его при выполнении действий сложения и вычитания десятичных дробей.

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что предстоит узнать; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

IV.Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цели: реализовать построенный проект в соответствии с планом; закрепить новое знание в речи; зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, фиксирование нового знания в речи.

Значит, теперь каждый раз, чтобы сложить или вычесть дроби, мы будем чертить таблицу?

Тогда, чтобы сложить или вычесть десятичные дроби, что мы должны знать?

Для этого создадим алгоритм. Перед вами лежат фразы, а вы должны соединить их в одно правило.

  1. Записать десятичные дроби друг под другом в столбик, так чтобы запятая была под запятой;

  2. Уравнять количество цифр после запятой (если это необходимо);

  3. Выполнить сложение или вычитание дробей, не обращая внимания на запятую;

  4. В ответе поставить запятую под запятыми. (правило - на слайде 14).

(проверяем алгоритм - 4 ученика у доски распределяют порядок действий в правиле).

*Оцените свою работу в таблице успешности

Отвечают на вопросы.

Составляют алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей



Оценивают по трёхбалльной шкале свою работу на этом этапе урока.

Уметь складывать и вычитать десятичные дроби.

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану.

V.Закрепление полученных знаний с проговариванием во внешней речи.

Цели: организовать закрепление выполнения действий сложения и вычитания десятичных дробей.

Организует закрепление полученных знаний в ходе решения упражнений.

- Работа в парах: задание Рассказать правило друг другу, затем привести один пример сложения или вычитания, 1 вариант объясняет 2 варианту еще раз.(2мин.)

- Ребята, теперь мы можем вернуться к задаче, которая вызвала у вас затруднение?

Решают в парах, а один ученик на закрытой доске. Проверяем.

Решение в столбик:1) 5,31 - 1,35 = 3,96 (кг) - мусора после 2-ой группы.

2) 5,31 + 3,96 = 9,27(кг) - мусора после обеих групп.

(Дети делают вывод по экологической проблеме).

На слайде 16 числа:

25,4 0,9 2,04 14,6 100,9

Задания :

  • Сложите первое и четвертое числа и вы узнаете, какую площадь на планете занимают леса.(40млн км²)

  • Вычесть из первого с конца числа второе число с начала и вы узнаете, сколько лет разлагается в почве консервная банка.(100лет)

  • То число, которое у вас получилось, умножить на 5. Столько лет разлагается в почве пластиковая бутылка.(500лет)

  • Сумму всех чисел умножьте на 0. Стекло не переработается в почве никогда.

*Оцените свою работу в таблице успешности

4.Задачи-шутки (устно на слайде 17)

1. Коля свой дневник закопал на глубину 5,4м, а Толя закопал свой дневник на глубину 12,7м. На сколько метров глубже закопал свой дневник с двойками Толя?

2. Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8,2м и, пролетев 5,6м, передумал. Сколько метров тебе еще лететь поневоле?

*Оцените свою работу в таблице успешности

Рассказывают друг другу правило.

Работают в парах.



Выполняют самостоятельно в тетрадях.

Называют место своего затруднения и с помощью учителя исправляют ошибки.

Оценивают по трёхбалльной шкале свою работу на этом этапе урока.

Уметь складывать и вычитать десятичные дроби.

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

VI.Рефлексия учебной деятельности.

Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности

Урок сегодня завершён,
И каждый должен знать:

Кто поработал хорошо
Получит точно пять.

Оцените и подведите итог своей работы во время урока по таблице успешности.

"5" - 21-19 б; "4" - 18-15 б; "3" - 14-11 б; "2" - 10 и менее баллов.

Выскажите своё мнение: - Что удалось, что не удалось? Какие были трудности?

- Оцените свое эмоциональное состояние (настроение) на данный момент времени: возьмите в одну руку тучку, в другую - солнышко и поднимите вверх только ту фигурку, которая соответствует вашему настроению в конце урока.

Домашнее задание. п.32 № 1255(а-в), № 1256(а-г)

Отвечают на вопросы учителя.

Осуществляют самооценку.




Записывают домашнее задание

Уметь анализировать и оценивать свою деятельность.

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.



© 2010-2022