- Преподавателю
- Математика
- Разработка урока математики Неполные квадратные уравнения
Разработка урока математики Неполные квадратные уравнения
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Расторопова Л.И. |
Дата | 07.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Открытый урок
Учитель: Расторопова Л.И.
16.12.2014 г
БОУ СМР «Коробицынская ООШ»
Неполные квадратные уравнения.
алгебра 8 класс (открытый урок) 16.12.2014 г
Предмет: математика
Класс: 8
Тем урока: Неполные квадратные уравнения.
Цель урока: Знакомство с видами неполных квадратных уравнений, формирование умений решать неполные квадратные уравнения.
Задачи:
Образовательные: введение понятия неполного квадратного уравнения, знакомство с их видами, вывод алгоритмов их решения, развитие умений решать неполные квадратные уравнения.
Развивающие: развитие внимания, математического мышления, вычислительной культуры, умений самостоятельно строить и применять новые знания.
Воспитательные: воспитание умений оценивать свой труд и труд товарищей, умений выражать свои мысли, умений оценивать собственные достижения в учебной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: тетради, учебники, разноуровневые карточки, листы самооценки, мультимедийная презентация - флипчарт, интерактивная доска, раздаточный материал.
Ход урока.
-
Организационный момент. (слайд 1)
1) приветствие и настрой учащихся на урок (Здравствуйте. Сегодня у нас гости. И так как гостям принято показывать лучшее, их принято радовать и удивлять, то и мы постараемся не отступать от этого правила. )
2) проверка готовности к уроку
3) приготовить листы самооценки
4) раздать карточки (перед уроком)
2. Проверка домашнего задания.
1) Проверка письменного задания (слайд 2)
Задание 1. Из данных уравнений
5х - 2= 0 х2 - х + 1 = 0 2х2 - 5х - 8 = 0 3х2 - 6х + 9 = 0
х2 - 3х = 0 х2 - 8 = 0 х2 - 9х + 4 = 0 х3 -х = 0
8х + 6 - 4х2 = 0 6х2 = 0
-
выберите квадратные
-
из них выберите приведенные
-
приведите остальные уравнения
Решение:
-
х2 - х + 1 = 0 2х2 - 5х - 8 = 0 3х2 - 6х + 9 = 0 х2 - 3х = 0 х2 - 8 = 0 х2 - 9х + 4 = 0 8х + 6 - 4х2 = 0 6х2 = 0 (1 балл)
-
х2 - х + 1 = 0 х2 - 8 = 0 х2 - 3х = 0 х2 - 9х + 4 = 0 (1 балл)
-
2х2 - 5х - 8 = 0 3х2 - 6х + 9 = 0 8х + 6 - 4х2 = 0 6х2 = 0
х2 - 2,5х - 4 = 0 х2 - 2х + 3 = 0 2х + 1,5 - х2 = 0 х2 = 0 (1 балл)
Задание 2. Разложите на множители : 2х2 + 6х; 0,5х2 - 2х; - х2 - 3х
Решение: 2х2 + 6х = 2х( х + 3); 0,5х2 - 2х = х(0,5х - 2); - х2 - 3х = - х(х + 3) (1 балл)
Задание 3. Найдите корни уравнения, если они существуют: х2 = 16; х2 = 7; х2 = - 9
Решение: х2 = 16; х2 = 7; х2 = - 9
х = 4, х = - 4 х = √7, х = - √7 корней нет (1 балл)
-
Устный счет. (слайд 3)
-
Назовите коэффициенты (заполнить таблицу)
№
Уравнения
а
в
с
1
5х2 - 9х + 4 = 0
5
- 9
4
2
3х + х2 - 10 = 0
1
3
- 10
3
1 - х2 - 8х = 0
- 1
- 8
1
4
- 4х2 + 5х = 0
- 4
5
0
5
6х2 - 30 = 0
6
0
- 30
6
9х2 = 0
9
0
0
-
Составьте квадратные уравнения по его коэффициентам
№
а
в
с
Уравнение
1
4
- 3
5
4 х2 - 3х + 5= 0
2
- 20
1
- 1
- 20 х2 + х - 1 = 0
3
1
2
0
х2 + 2х = 0
4
- 0,4
0
- 3
- 0,4 х2 - 3 = 0
5
1
0
0,16
х2 + 0, 16 = 0
6
-1
4
0
- х2 + 4х = 0
7
1
- 2
0,5
х2 - 2х + 0, 5 = 0
(по 1 баллу)
-
Актуализация знаний. (слайд 4)
Посмотрите на данные уравнения и попробуйте разбить их на две группы по каким - либо признакам.
(уравнения взять из таблиц)
Мы получили такой результат:
5х2 - 9х + 4 = 0 9х2 = 0
- х2 - 8х + 1 = 0 6х2 - 30 = 0
х2 + 3х - 10 = 0 - 4х2 + 5х = 0
4 х2 - 3х + 5= 0 х2 + 2х = 0
- 20 х2 + х - 1 = 0 - 0,4 х2 - 3 = 0
х2 - 2х + 0, 5 = 0 х2 + 0, 16 = 0
- х2 + 4х = 0
По каким признакам разбили на группы все уравнения?
Ответ: В первой группе все коэффициенты в уравнениях не равны нулю, а во второй - некоторые равны нулю.
Как бы вы назвали вторую группу уравнений?
Ответ: Неполные квадратные уравнения.
Какова тема нашего урока?
Ответ: Неполные квадратные уравнения. (слайд 5)
-
Целеполагание.
Какова цель и задачи урока?
Ответ: дать определение неполных квадратных уравнений, научиться их распознавать, составить алгоритм их решения и вырабатывать умения их решать;
развивать вычислительную культуру;
развивать умение оценивать себя и товарищей;
развивать навыки самостоятельной работы.
-
Изучение нового материала.
Сейчас мы проведем небольшое исследование и составим алгоритм решения неполных квадратных уравнений. В результате исследования мы заполним таблицу-подсказку.
(одно уравнение исследуем все вместе, остальные по группам-парам)
Исследуем решение уравнения а х2 = 0. Отвечаем на вопросы:
Какие коэффициенты? Какой вид уравнения? С чего начнете решать такое уравнение? Что получим в результате? Как найти корень такого уравнения? Сколько будет корней? Какой корень? Приведите пример такого уравнения и решите его.
(все ответы заносим в таблицу)
(слайд 6) - таблица - подсказка - пустая
ТАБЛИЦА - ПОДСКАЗКА
№
Коэффи-циенты
Неполное уравнение
(вид)
Алгоритм решения и число корней уравнения
Пример
1
2
3
Для составления алгоритма решения других уравнений делим класс на группы.
1 группа составляет алгоритм решения уравнения ах² + с = 0
(Можно воспользоваться примерами 1 и 2 из учебника на стр 112)
2 группа составляет алгоритм решения уравнения ах² + вх = 0
(Можно воспользоваться примером 3 из учебника на стр 113)
На подготовку - 5 -7 минут. Затем группы рассказывают алгоритм и приводят примеры решения уравнений.
(слайд 7)
ТАБЛИЦА - ПОДСКАЗКА
№
Коэффи-циенты
Неполное уравнение
(вид)
Алгоритм решения и число корней уравнения
Пример
1
в=0, с=0
а х2 = 0
1. Делим обе части уравнения на а.
а х2 = 0
х2 = 0
2. Находим корень:
х = 0
Ответ: х = 0
(единственный корень)
-3,7х² = 0,
х2 = 0
х=0
2
с=0
ах² + вх = 0
1. Выносим х за скобки:
х(ах + b) = 0
2. Решаем два уравнения:
x= 0 или ах + b = 0
3. Получаем два корня:
х = 0 или х = - b/а
Ответ: х = 0 , х = - b/а
(всегда два корня)
6х² = -3х,
6х² + 3х =0,
3х(2х + 1)=0,
Зх = 0 или 2х + 1 =0
х=0; или 2х = - 1
х = - 0,5
3
в=0
ах² + с = 0
1. Переносим с в правую часть уравнения.
ах2 = - с
2. Делим обе части уравнения на а.
х2 = - с/а
3. Если -с/а > 0 - два корня:
х1 = и х2 =
Если - с/а < 0 - нет корней
(два корня или нет корней)
1) 2х² + 6 = 0
2х2 = - 6
Х2 = - 3
нет корней
2) 2х² - 6 = 0,
2х² = 6,
х² = 3,
х= √3, х= -√3.
-
Закрепление нового материала.
Решить квадратные уравнения
1) 2х2 = 0 2) 2х + 3х3= 0 3) 1,5х + 2 = 0
5х = 0 5х2 - 10х = 0 2 + 4х2 = 0
Решают учащиеся у доски: 3 человека одновременно Вяся - 1, Яна - , 2, Антон - 3. Данила - эксперт: проверяет все решения, ставит баллы: 1 балл за правильный выбор уравнения, второй - за верное решение.
-
Домашнее задание: (слайд 9)
Обязательное: П 21 (учить правила); таблица-подсказка (учить алгоритмы); № 518, 521(в,г);
Необязательное: подготовить сообщение на тему: «Когда и где появились первые упоминания о квадратных уравнениях?»
Историческая справка
Посмотрите на многообразие методов решения. Как, когда, сразу ли появилось такое многообразие? Как много вопросов…
Безусловно, человечество "додумалось" до всего не сразу и в одночасье. Для этого потребовались долгие годы и даже столетия.
Обратимся к историческому путеводителю.
Первые упоминания о способах решения уравнений, которые мы сейчас называем квадратными относятся во второму тысячелетию до н.э. Это эпоха расцвета Вавилонии и Древнего Египта.
Первое тысячелетие н.э. - Римские завоевательные войны. К этому периоду относится творчество Диофанта. Его трактат "Арифметика" содержит ряд задач, решаемых при помощи квадратных уравнений. В IX веке узбекский математик Аль-Хорезми в Трактате "Алгебра" классифицирует квадратные уравнения. Для нас это время знаковое тем, что приблизительно в это время образуется древнерусское государство Киевская Русь.
Все это время отличные по записи уравнения считались различными. Не было единого подхода к их решению.
И только в XVI веке французский юрист, тайный советник короля Франции и математик Франсуа Виет впервые вводит в обращение буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для данных, то есть коэффициентов уравнения. Тем самым заложил основы буквенной алгебры.
Более подробно с этапами развития методов решения квадратных уравнений, а так же личностью Виета и его вклада в развитие алгебры мы сможем познакомиться на конференции.
Древний Вавилон
Уже примерно за 2000 лет до нашей эры Вавилоняне знали, как решать квадратные уравнения. Решение их в Древнем Вавилоне было тесно связано с практическими задачами, в основном такими, как измерение площади земельных участков, земельные работы, связанные с военными нуждами; наличие этих познаний также обусловлено развитием математики и астрономии вообще. Были известны способы решения как полных, так и неполных квадратных уравнений. Приведём примеры квадратных уравнений, решавшихся в Древнем Вавилоне, используя современную алгебраическую запись:
Правила решения квадратных уравнений во многом аналогичны современным, однако в вавилонских текстах не зафиксированы рассуждения, путём которых эти правила были получены.
Индия
Задачи, решаемые с помощью квадратных уравнений, встречаются в трактате по астрономии «Ариабхаттиам», написанным индийским астрономом и математиком Ариабхатой в 499 году нашей эры. Другим индийским учёным, Брахмагуптой, было изложено универсальное правило решения квадратного уравнения, приведённого к каноническому виду: ; притом предполагалось, что в нём все коэффициенты, кроме могут быть отрицательными. Сформулированное учёным правило по своему существу совпадает с современным.
-
Самостоятельная работа.
-
Карточки на «3», на «4» и на «5» ( на карточке написано: 1 уровень, 2 уровень и 3 уровень)
1 уровень 2 уровень 3 уровень
1) 10х² = 0 1) -1,4х² = 0 1) (√7 +√3)х² = 0
2) х² - 3х = 0 2) 2х² + 6х = 0 2) 7х² = 0,7х
3) 2х - 50 = 0 3) 0,16х + 100 = 0 3) 2(х - 1) - 5х2(х + 1) = 0
4) 5х2 + 10 = 0 4) 5х² + 7х + 2 = 7(х + 1) 4) 5х(х + 2) = 10 (1 + х)
(слайд 8)
Проверка самостоятельной работы по слайду (самопроверка): За каждое правильное уравнение 1 уровня - 1 балл, 2 уровня - 2 балла, 3 уровня - 3 балла. За верный выбор неквадратного уравнения - 1 балл.
2) Дополнительное задание (для тех, кто быстрее справился с самостоятельной работой карточки с ответами на обратной стороне): Решите уравнения
1) -79х² = 0;
2) 7х² + 5х = 0;
3) -4х² + 100 = 0;
4) 15 - 2х = 8х² + 3(х + 5);
5) 3х(х - 1) = 12 - 3х.
-
Подведение итогов (слайд 10)
Подводим итоги урока. Считаем общее число баллов в листе самооценки. По критериям ставим оценки.
Повторим цели и задачи урока. Выполнили ли мы их?
Что было сложного и непонятного?
Что узнали нового?
Чему научились?
-
Рефлексия (слайд 11)
Какое у вас настроение? Довольны ли вы собой и своими товарищами? Посадите свое настроение в корзинку.
Слайд (смайлики).
Всем спасибо за урок.
Лист самооценки
Ф И О _______________________класс_________дата___________
-
Номер учебного элемента
Название учебного
элемента
Полученные
баллы
1
Проверка домашнего задания
2
Устная работа на уроке
3
Изучение нового материала
4
Решение упражнений
5
Самостоятельная работа
6
Доклады, сообщения
7
Индивидуальные задания
8
Работа на уроке (активная)
9
Практические задания
10
11
12
13
14
15
16
Всего баллов
17
Оценка за урок (своя)
18
Оценка за урок (учителя)
12