Рабочая программа факультативного курса по математике «Задачи повышенной сложности» для 8 класса

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



















Рабочая программа

факультативного курса по математике

«Задачи повышенной сложности»

для 8 класса











Учитель математики

В.В. Вострикова

(высшая категория)










г. Воронеж

Пояснительная записка

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний, умений, необходимых в повседневной и трудовой деятельности каждому члену общества. Овладение современными профессиями требует тех или иных знаний по математике. С математикой связана любая сторона жизни современного образованного человека, так как знания по математике необходимы для жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном мире. В современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. На уроках математики учащиеся вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивая логическое мышление.

Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по алгоритму и конструировать новые. При решении задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Изучение математики формирует общую культуру человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Математика является ведущим предметом на вступительных экзаменах в различные учебные заведения по многим специальностям. Чтобы удовлетворить потребности и запросы школьников, проявляющих интерес к математике, необходимо использовать дифференцированный подход в обучении.

Программа составлена для учащихся 8 класса. Программа разработана с учетом того, что в 7 классе велось преподавание по общеобразовательной программе.

Первоочередной задачей занятий являются углубление и расширение знаний по основному курсу математики, подготовка учащихся 8 класса к итоговой аттестации в новой форме.

Цели курса:

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;

  • формирование у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования;

  • приобретение опыта работы с заданиями более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности;

  • развитие логического мышления;

  • формирование математической культуры.

Задачи курса:

  • учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету;

  • обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики на практике;

  • приобщить учащихся к работе с математической литературой;

  • создать условия для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;

  • прививать школьникам интерес к самостоятельным занятиям математикой;

  • сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач.

Универсальные учебные действия, формируемые у учеников при изучении данного факультативного курса:

  • Сравнивать разные приемы действий;

  • выбирать удобные способы решения;

  • моделировать алгоритм решения в процессе совместного обсуждения и использовать его в ходе самостоятельной работы;

  • применять изученные способы и приёмы вычислений;

  • анализировать полученные результаты;

  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.

На занятиях могут использоваться разнообразные формы проведения занятий: небольшие лекции (изложение узловых теоретических вопросов учителем), дискуссии, решение задач, рефераты и доклады учащихся и т. д. При этом самостоятельная работа учащихся должна занять ведущее положение.

Лекция предназначена для подачи теоретического материала, необходимого для самостоятельного решения практических заданий. Слушая лекцию, учащиеся будут размышлять над поставленными задачами в свете этой лекции, будет развиваться механизм подсознательного мышления. Во время лекции непременно должна быть обратная связь: необходимо всячески поощрять учащихся, задающих вопросы, участвующих в размышлении над обсуждаемым вопросом.

На практических занятиях проводится целенаправленная работа по выработке у учащихся умений и навыков решения основных типов задач, формированию опыта творческой деятельности. На этих занятиях следует как можно чаще создавать проблемную ситуацию и предоставлять возможность самостоятельно её разрешить. Учащимся необходимы заинтересованность предметом, трудолюбие, владение навыками организации своей работы.

В ходе изучения материала проводятся краткие теоретические опросы по знанию формул и основных понятий. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения учащимися самостоятельных работ, тестов. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания.

На занятиях применяется безоценочный способ контроля знаний. Обучение осуществляется не ради отметки, у учеников высокая учебно-познавательная мотивация, обусловленная личным выбором, практической значимостью курса и индивидуальной потребностью.

Отметка отсутствует, но содержательная оценка работы каждого ученика обязательно озвучивается в конце каждого урока и строится на анализе мысленной и письменной деятельности, последовательности и эффективности выполненных действий.

Программа факультативного курса рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов в течение года.

Программа включает следующие разделы:

  1. «Числа и вычисления» (7 часов);

  2. «Выражения и их преобразование» (6 часов);

  3. «Функции» (6 часов);

  4. «Уравнения и неравенства» (8 часов);

  5. «Задачи» (7 часов);

  6. Итоговое тестирование. (1 час).

Содержание изучаемого курса

Раздел 1. «Числа и вычисления».

Рациональные числа. Действительные числа. Проценты. Отношение и пропорциональность. Степень с целым показателем.

Раздел 2. «Выражения и их преобразование».

Буквенные выражения. Многочлены. Алгебраические дроби. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

Раздел 3. «Функции».

Линейная функция. Квадратичная функция. Графики реальных зависимостей.

Раздел 4. «Уравнения и неравенства».

Линейные уравнения. Квадратные уравнения. Рациональные уравнения. Системы уравнений. Решение задач с помощью систем уравнений. Линейные неравенства и системы линейных неравенств.

Раздел 5. «Задачи».

Задачи на движение. Задачи на работу. Задачи на числа. Задачи на проценты. Задачи на концентрацию.

Учебный план факультативного курса

№ п/п

Название разделов и темы занятий.

Кол-во часов

1

Раздел 1. «Числа и вычисления».

7

2

Раздел 2. «Выражения и их преобразования».

6

3

Раздел 3. «Функции».

6

4

Раздел 4. «Уравнения и неравенства».

8

5

Раздел 5. «Задачи».

7

6

Итоговое тестирование

1


Всего

35

Календарно-тематическое планирование

№ п.п.

Название разделов и темы занятий.

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту


Раздел 1. «Числа и вычисления»

7



1

Рациональные числа

1

01/09


2

Действительные числа

1

08/09


3

Проценты

1

15/09


4

Отношение и пропорциональность

1

22/09


5

Степень с целым показателем

1

29/09


6

Решение заданий из ГИА

1

06/10


7

Решение заданий из ГИА

1

13/10



Раздел 2. «Выражения и их преобразование»

6


8

Буквенные выражения

1

20/10


9

Многочлены

1

27/10


10

Алгебраические дроби

1

03/11


11

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

1

17/11


12

Решение заданий из ГИА

1

24/11


13

Решение заданий из ГИА

1

01/12



Раздел 3. «Функции».

6



14

Линейная функция

1

01/12


15

Квадратичная функция

1

08/12


16

Графики реальных зависимостей

1

15/12


17

Графики реальных зависимостей

1

22/12


18

Решение заданий из ГИА

1

29/12


19

Решение заданий из ГИА

1

19/01



Раздел 4. «Уравнения и неравенства»

8



20

Линейные уравнения

1

26/01


21

Квадратные уравнения

1

02/02


22

Рациональные уравнения

1

09/02


23

Системы уравнений

1

16/02


24

Решение задач с помощью систем уравнений

1

23/02


25

Линейные неравенства и системы линейных неравенств

1

02/03


26

Решение заданий из ГИА

1

16/03


27

Решение заданий из ГИА

1

23/03



Раздел 5. «Задачи»

7



28

Задачи на движение.

1

06/04


29

Задачи на работу.

1

13/04


30

Задачи на числа.

1

20/04


31

Задачи на проценты

1

27/04


32

Задачи на концентрацию

1

04/05


33

Текстовые задачи из ГИА

1

11/05


34

Текстовые задачи из ГИА

1

18/05


35

Итоговое тестирование

1

25/05



Всего

35



Ожидаемые результаты

В результате проведения занятий учащиеся должны:

  • расширить и углубить знания, связанные с содержанием программы основного курса математики;

  • выработать умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развить логическое мышление и логику рассуждений;

  • иметь элементарные умения решать задачи обязательного и повышенного уровня сложности;

  • точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;

  • правильно пользоваться математической символикой и терминологией, применять рациональные приемы тождественных преобразований;

  • владеть навыками организации своей работы;

  • развить умения точно выражать свои мысли.

Список литературы

  1. А.В. Фарков. «Внеклассная работа по математике. 5-11 классы» Учебное издание. - М.: «Айрис-пресс», 2006 г.

  2. Математика 9 класс. Итоговая аттестация 2013. / Под ред. Д.А. Мальцева. . - М.: «Народное образование», 2013 г.

  3. Математика. Сборник заданий. ГИА-2013 / Под ред. В.В. Кочагин, М.Н.Кочагина. - М.: «Эксмо», 2012 г.

  4. Математика. Подготовка к ГИА-2013 / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. - Ростов-на-Дону: «Легион», 2012 г.

  5. Математика. Учебно-тренировочные тесты по новому плану ГИА. ГИА-2013 / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. - Ростов-на-Дону: «Легион», 2013 г.

  6. З.Н. Альхова, А.В.Макеева. «Внеклассная работа по математике». - Саратов: «Лицей», 2001 г.

Информационные интернет-ресурсы

Федеральный портал "Российское образование" - edu.ru

Естественнонаучный образовательный портал - en.edu.ru

Российский общеобразовательный портал - school.edu.ru

Российский портал открытого образования - openet.edu.ru

Портал ВОИПКиПРО - voipkro.vrn.ru

Портал информационной поддержки единого государственного экзамена - ege.edu.ru

Портал единой коллекции цифровых образовательных ресурсов - school-collection.edu.ru

Портал Федерального центра информационно-образовательных ресурсов - fcior.edu.ru

Портал работников системы образования «Педсовет» - pedsovet.org

Портал Сетевых образовательных сообществ «Открытый урок» - openclass.ru

Сайт дистанционного обучения и контроля знаний - uztest.ru

Интернет-журнал «Педагогический мир» - pedmir.ru

Сайт «Всем кто учится» - alleng.ru

Сайт «Математическое образование. Прошлое и настоящее» - mathedu.ru

Сайт «Математические этюды» - etudes.ru/ru/



© 2010-2022