Развитие воображения на уроках математики

Развитие произвольного воображения идёт на всех учебных предметах.  Изучение математики представляет собой большие возможности для развития воображения. Творчески работающий педагог не может строить процесс обучения без опоры на воображение. Учитель создаёт проблемные ситуации, организует поиск, а дети самостоятельно находят пути решения. Детям необходимо предлагать специальные задания на развитие воображения.  Наиболее подходящие для этого задания в игровой форме. Посредством игры можно развива...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие воображения на уроках математики

Развитие произвольного воображения идёт на всех учебных предметах.

Изучение математики представляет собой большие возможности для развития воображения. Творчески работающий педагог не может строить процесс обучения без опоры на воображение.

Учителю необходимо для учащихся подбирать специальные задания на развитие воображения.

Наиболее подходящие для этого- задания в игровой форме. Посредством игры можно развивать воображение даже у самых скованных детей. Игры на воображение хороши тем, что они имеют несколько вариантов решения и все они верны: «Геометрическая мозаика», «Танграм», «Весёлые художники», «Составь картинку», «На что похожи?», «Вообрази, что получилось» и т.п.

Использовать их можно на любом этапе урока.

Например:

Игра «Танграм»

«Танграм» часто называют «головоломкой из картона» или «геометрическим конструктором».

Игра очень проста в изготовлении. Квадрат 8х8 см из картона, пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезают на 7 частей. В результате получается: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их друг к другу, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Развитие воображения на уроках математики


Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию.

Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.

Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка….

Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

Элемент этой игры, но в данном варианте было название: Пифагорова головоломка, я применяла на уроках геометрии в 8 классе при изучении темы «Площади фигур».

Развитие воображения на уроках математики


Квадрат одного размера разрезался на 7 одинаковых частей, и ребятам давалось задание по группам: составить из этих частей квадрат, прямоугольник, равнобедренный треугольник, трапецию. Так как все части использовались в новой фигуре, ребята делали вывод, что площади фигур равны и знакомились с равновеликими фигурами.

Игра «Геометрическая мозаика»:

Элементы этой игры я применяла на уроках геометрии в 7 классах, при изучении темы «Треугольники». Ребятам было дано творческое домашнее задание: нарисовать рисунок или сделать аппликацию, используя только треугольники. Некоторые работы учащихся представлены здесь:

Развитие воображения на уроках математикиРазвитие воображения на уроках математики

Развитие воображения на уроках математикиРазвитие воображения на уроках математики

Когда учащиеся получают творческое домашнее задание, они имеют возможность проявить себя, раскрыть свои способности.

При изучении темы «Симметрия» я также даю учащимся творческое домашнее задание: принести модель (рисунок, поделку и т.д.), где видна симметрия относительно точки или симметрия относительно прямой. Даже слабые учащиеся проявляют интерес к работе, включают свою фантазию и воображение.

Развитие воображения на уроках математикиРазвитие воображения на уроках математики

Развитие воображения на уроках математикиРазвитие воображения на уроках математики

Очень полезны задания геометрического содержания по типу:

-задания на составление фигур (уберите 2 палочки на рисунке, чтобы получилось 4 квадрата или : из 5 палочек составь два одинаковых треугольника);

- простейшие задания по топологии (не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды, нарисовать данную фигуру);

И т.п.

Такого вида задания могут занять пару минут на уроке и будут своего рода «изюминкой» урока.

Еще один пример: в 6 классе при изучении темы «Координатная плоскость», ребята получают задание построить точки в системе координат и соединить их, чтобы получить рисунок.

В дальнейшем они сами выполняют творческое задание: составляют рисунок в системе координат и записывают координаты.

Развитие воображения на уроках математикиРазвитие воображения на уроках математики

Развитию воображения способствует составление учащимися примеров, задач, причём самых разных видов:

-Задачи, составленные по рисунку, краткой записи, схеме.

- Задачи, составленные по выражению. Иногда к одному и тому же выражению дети составляют задачи разных видов.

- Задачи на заданную тему, например: со сказочным содержанием, веселая задача, задача о технике, задача о здоровом образе жизни и т.п.

Задачи обязательно должны быть интересными, чтобы другим ребятам захотелось их решать.

Решение задач на уроках математики разными способами также направлено на развитие воображения и творческих способностей учащихся. Этому же способствует и широкое использование на уроках заданий «открытого типа», т.е. заданий имеющих несколько решений. Например: начерти прямоугольник с периметром 24 см (это задание имеет 6 решений) и др.

С интересом, творческие дети подходят к составлению кроссвордов, придумывают различные задания -шифровки.

Очень важно развитие пространственного воображения учащихся на уроках стереометрии в старших классах.

Пространственное воображение - это умение мысленно моделировать и «представлять» различные проекты или конструкции, видеть их внутренним зрением в цвете и деталях.

Без хорошо развитого пространственного воображения невозможно успешное изучение геометрического материала, особенно стереометрического, где постоянно требуется умение читать изображения фигур, мысленно представлять необходимую конфигурацию, удерживать в зрительном поле сразу несколько объектов и оперировать ими.

Как помочь ученикам усвоить такой сложный раздел математики, как стереометрия? Как развивать у них пространственное воображение? Как научить изображать многогранники на плоскости? И, в конечном итоге, как научить решать сложные задачи, включающие понятия стереометрии и планиметрии?

С этими вопросами сталкивается любой учитель, работающий в старших классах.

Дело в том, что геометрическое, пространственное воображение присуще только некоторым школьникам. Большинству же из них требуется помощь в развитии умения представлять и изображать стандартные стереометрические конфигурации.

Низкий уровень пространственного воображения учеников требует большей наглядности при решении геометрических задач.

Поэтому так необходимо использовать на уроках математики возможности трехмерных моделей.

На уроках математики при изучении раздела «Стереометрия», можно предложить ученикам выполнить практическую работу по склеиванию моделей многогранников из готовых разверток либо в классе, либо как домашнее задание. Это задание уже даётся учащимся 5-6 классов, когда изучаются элементы стереометрии.

Вторым этапом такой работы на уроке является изображение модели в тетради. Здесь можно помочь ученику выбрать наиболее удачный ракурс, обратив внимание на то, что одну и ту же модель можно изобразить разными рисунками.

Такие занятия очень эффективны. Они повышают мотивацию учащихся, у них идет активное формирование пространственных представлений.

Очень важно при выполнении заданий на развитие воображения с самого начала раскрыть перед ребёнком суть творческой деятельности, не следовать готовым образцам, а искать как можно больше своих собственных решений, направлять своё воображение на поиск нового, доводить задуманное до конца.

Развитие творческого воображения детей начинается с фантазии и воображения самого педагога. Педагог, способный придумывать, изобретать что-то новое, может организовать творческий процесс в самых стандартных условиях.

© 2010-2022