Рабочая программа по геометрии 7 класс

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа имени ученого-слависта, академика А.М. Селищева

с.Волово Воловского муниципального района Липецкой области



Рассмотрена

на Педагогическом совете.

Протокол № 1 от 31.08. 2015г.

Утверждена приказом № 133 от 31.9.2015г.

Директор МБОУ СОШ с. Волово

__________ Т.А. Подоприхина




Рабочая программа учебного предмета

«Геометрия»

7 класс

2015 - 2016 учебный год





Разработана

Власовым Юрием Ивановичем,

учителем математики

первой квалификационной категории






Пояснительная записка

Цели и задачи

Цель изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.


Задачи:

  • совершенствование практических навыков и вычислительной культуры; приобретение практических навыков, необходимых для повседневной жизни;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса геометрии; овладение навыками дедуктивных рассуждений;

  • развитие воображения, способностей к математическому творчеству;

  • формирование функциональной грамотности - умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты в простейших прикладных задачах.


Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа


  1. Конституция РФ.

  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ »

  3. Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (приказ Минобрнауки РФ № 1089 от 05.03. 2004г.)

  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования в 2015-2016 уч. году

  5. Локальные акты МБОУ СОШ им. А.М. Селищева с. Волово:

- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

- Устав МБОУ СОШ им. А.М. Селищева с. Волово .



Обоснование выбора примерных программ для разработки рабочей программы


Причиной выбора послужило следующее:

  • УМК по геометрии разработан на основе программы, которая полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по математике и реализует его основные идеи.

  • Программа реализует системно-деятельностный подход в обучении математике, идею дифференцированного подхода к обучению.

  • Программа реализует идею межпредметных связей при обучении геометрии, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы.

  • УМК оснащен разнообразными методическими рекомендациями, пособиями, дидактическим и раздаточным материалом, справочниками и книгами для учителя, сборниками тренировочных заданий, практикумов, справочной литературой по геометрии для обучающихся.


Информация о внесенных изменениях в примерную рабочую программу и их обоснование

Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной нет.

Срок реализации рабочей учебной программы - один учебный год.


Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами


Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.


Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.


Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов в год

Информация об учебнике

Геометрия: учеб, для 7-9 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2009.

Формы организации учебного процесса.

Основная форма организации образовательного процесса - классно-урочная система.

Технологии обучения

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, элементы проблемного обучения, игровые технологии, применение ИКТ, элементы проектной деятельности.


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся


Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

1.Рецензирование ответов, работа с учебником, учебная самостоятельная работа( познавательная компетенция).

2. Решение задач, примеров с комментированием; решение задач несколькими способами; создание презентации изучаемой темы (урока); разноуровневые задачи (формирование интеллектуальной компетентности).

3. Создание проектов (формирование поликультурной компетентности).

4.Лекция с использованием приобретенной учениками информации (формирование информационной компетентности).

5. Составление вопросов, задач и примеров по теме урока (формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию).

Виды и формы контроля

Виды контроля: текущий контроль, тематический контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль.


Формы контроля: устный (фронтальный опрос, развернутый ответ; решение тренировочных упражнений ), письменный (самостоятельные работы; математические диктанты; контрольные работы; тестовые задания; мини-исследования и мини-проекты).


Содержание программы

Начальные геометрические сведения

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Треугольники

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Параллельные прямые

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Повторение. Решение задач.

Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.













Учебно-тематический план.


ТЕМА

Кол-во часов

Контрольные работы

1.

Начальные геометрические сведения.

10

1

2.

Треугольники

20

1

3.

Параллельные прямые

13

1

4.

Соотношение между сторонами и углами треугольника

20

2

5.

Повторение.

5


6.

Резерв

2



Итого

70

5


Требования к уровню подготовки обучающихся.


В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.


В результате изучения курса геометрии 7 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие формулы;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).








Учебно-методическое обеспечение


Литература для учителя:

  1. Геометрия: учеб, для 7-9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2012.

  2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.- М.: Дрофа, 2000.

  3. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 - 2008.

  4. Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. - М.: Просвещение, 2008.

  5. Зив Б.Г. Геометрия: Дидакт. материалы для 7 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2008.

  6. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. М.: ВАКО, 2004 - (В помощь школьному учителю)



Календарно-тематический план.



№ урока

Наименование тем. Содержание уроков.

Сроки изучения

Кол-во часов

Виды и формы контроля

по плану

по факту


Глава 1

Первоначальные геометрические сведения



10


1

§ 1 П 1,2. Прямая и отрезок

03.09


1

Устный опрос

2

§ 2 П 3,4. Луч и угол

08.09


1

Текущий контроль

3

§ 3 П 5,6 Сравнение отрезков и углов

10.09


1

Самостоятельная работа

4

§ 4 П 7,8 Измерение отрезков

15.09


1

Текущий контроль

5

§ 4 П 7,8 Решение задач по теме «Измерение отрезков»

17.09


1

Групповой и индивидуальный контроль

6

§ 5 П 9,10 Измерение углов

22.09


1

Самостоятельная работа

7

П 11 Смежные и вертикальные углы

24.09


1

Устный опрос

8

П 12 Перпендикулярные прямые

29.09


1

Самостоятельная работа

9

П 11,12 Решение задач

01.10


1

Групповой и индивидуальный контроль

10

Контрольная работа № 1

06.10


1

Индивидуальное решение контрольных заданий


Глава 2

Треугольники



20


11

П 14. Треугольник

08.10


1

Текущий контроль

12

П 15 Первый признак равенства треугольников

13.10


1

Устный опрос

13

П 14,15Решение задач

15.10


1

Текущий контроль

14

П 16 Перпендикуляр к прямой

20.10


1

Устный опрос

15

П 17 Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

22.10


1

Текущий контроль

16

П 16,17 Решение задач

27.10


1

Групповой и индивидуальный контроль

17

П 18 Свойства равнобедренного треугольника

29.10


1

Устный опрос

18

П 18 Решение задач

03.11


1

Фронтальный и индивидуальный опрос

19

П 19 Второй равенства треугольников

17.11


1

Устный опрос

20

П 19 Решение задач

19.11


1

Групповой и индивидуальный контроль

21

П 20 Третий признак равенства треугольников

24.11


1

Устный опрос

22

П 20 Решение задач

26.11


1

Индивидуальный контроль

23

П 19, 20 Решение задач

01.12


1

Самостоятельная работа

24

П 21,22 Окружность. Построения циркулем и линейкой

03.12


1

Устный опрос

25

П 23 Примеры задач на построение

08.12


1

Устный опрос

26

П 21-23 Решение задач

10.12


1

Работа в группах. Взаимопроверка

27,28

Решение задач

15.12

17.12



2

Устный опрос, индивидуальный контроль

29

Контрольная работа № 2

22.12


1

Индивидуальное решение контрольных заданий

30

Анализ контрольной работы №2

24.12


1



Глава 3

Параллельные прямые



13


31

П 24 Определение параллельных прямых

29.12


1

Устный опрос

32

Признаки параллельности двух прямых п. 25

12.01


1

Текущий контроль

33

П 26 Практические способы построения параллельных прямых. Решение задач

14.01


1

Текущий контроль

34

П 24-26 Решение задач

19.01


1

Самостоятельная работа

35

П 27 Об аксиомах геометрии

21.01


1

Устный опрос

36

П 28 Аксиома параллельных прямых

26.01


1

Текущий контроль

37

П 29 Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей

28.01


1

Текущий контроль

38

П 27-29 Решение задач

02.02


1

Индивидуальный контроль

39

П 27-29 Решение задач

04.02


1

Групповой и индивидуальный контроль

40-42

Решение задач

09.02

11.02

16.02


3

Самостоятельная работа

43

Контрольная работа № 3

18.02


1

Индивидуальное решение контрольных заданий


Глава 4

Соотношение между сторонами и углами треугольника



20


44

П 30 Теорема о сумме углов треугольника

25.02


1

Текущий контроль

45

П 31 Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники

01.03


1

Текущий контроль

46

П 30,31 Решение задач

03.03


1

Групповой и индивидуальный контроль

47

П 32 Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника

10.03


1

Устный опрос

48

П 33 Неравенство треугольника

15.03


1

Текущий контроль

49

П 32,33 Решение задач

17.03


1

Фронтальный опрос

50

П 30-33 Решение задач

22.03


1

Групповой и индивидуальный контроль

51

Контрольная работа № 4

05.04


1

Индивидуальное решение контрольных заданий

52

П 34 Свойства прямоугольных треугольников

07.04


1

Текущий контроль

53

П 35 Признаки равенства прямоугольных треугольников

12.04


1

Текущий контроль

54

П 34,35 Решение задач

14.04


1

Групповой и индивидуальный контроль

55

П 34,35 Решение задач

19.04


1

Самостоятельная работа

56

П 37 Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

21.04


1

Устный опрос

57

Промежуточная аттестация. Итоговое контрольое тестирование.

26.04



1

Самостоятельная работа

58

П 38 Построение треугольника по трём элементам

28.04


1

Текущий контроль

59

П 37-38 Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними.

03.05


1

Текущий контроль

60

Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам.

05.05


1

Текущий контроль

61

Решение задач на построение

10.05


1

Индивидуальные карточки

62

Решение задач на построение

12.05


1

Текущий контроль

63

Контрольная работа №5

17.05


1

Индивидуальное решение контрольных заданий

64,65,66

Повторение. Решение задач.

19.05

24.05

26.05



3

Текущий контроль


итого



661)





1)

Расхождение между общим количеством часов в тематическом и календарно - тематическом плане обусловлено исключением из состава учебного времени праздничных дней.



© 2010-2022