- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 7 класс
Рабочая программа по геометрии 7 класс
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Власов Ю.И. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени ученого-слависта, академика А.М. Селищева
с.Волово Воловского муниципального района Липецкой области
-
Рассмотрена
на Педагогическом совете.
Протокол № 1 от 31.08. 2015г.
Утверждена приказом № 133 от 31.9.2015г.
Директор МБОУ СОШ с. Волово
__________ Т.А. Подоприхина
Рабочая программа учебного предмета
«Геометрия»
7 класс
2015 - 2016 учебный год
Разработана
Власовым Юрием Ивановичем,
учителем математики
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Цели и задачи
Цель изучения:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
-
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Задачи:
-
совершенствование практических навыков и вычислительной культуры; приобретение практических навыков, необходимых для повседневной жизни;
-
развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса геометрии; овладение навыками дедуктивных рассуждений;
-
развитие воображения, способностей к математическому творчеству;
-
формирование функциональной грамотности - умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты в простейших прикладных задачах.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
-
Конституция РФ.
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ »
-
Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (приказ Минобрнауки РФ № 1089 от 05.03. 2004г.)
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования в 2015-2016 уч. году
-
Локальные акты МБОУ СОШ им. А.М. Селищева с. Волово:
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
- Устав МБОУ СОШ им. А.М. Селищева с. Волово .
Обоснование выбора примерных программ для разработки рабочей программы
Причиной выбора послужило следующее:
-
УМК по геометрии разработан на основе программы, которая полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по математике и реализует его основные идеи.
-
Программа реализует системно-деятельностный подход в обучении математике, идею дифференцированного подхода к обучению.
-
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении геометрии, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы.
-
УМК оснащен разнообразными методическими рекомендациями, пособиями, дидактическим и раздаточным материалом, справочниками и книгами для учителя, сборниками тренировочных заданий, практикумов, справочной литературой по геометрии для обучающихся.
Информация о внесенных изменениях в примерную рабочую программу и их обоснование
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной нет.
Срок реализации рабочей учебной программы - один учебный год.
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов в год
Информация об учебнике
Геометрия: учеб, для 7-9 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2009.
Формы организации учебного процесса.
Основная форма организации образовательного процесса - классно-урочная система.
Технологии обучения
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, элементы проблемного обучения, игровые технологии, применение ИКТ, элементы проектной деятельности.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
1.Рецензирование ответов, работа с учебником, учебная самостоятельная работа( познавательная компетенция).
2. Решение задач, примеров с комментированием; решение задач несколькими способами; создание презентации изучаемой темы (урока); разноуровневые задачи (формирование интеллектуальной компетентности).
3. Создание проектов (формирование поликультурной компетентности).
4.Лекция с использованием приобретенной учениками информации (формирование информационной компетентности).
5. Составление вопросов, задач и примеров по теме урока (формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию).
Виды и формы контроля
Виды контроля: текущий контроль, тематический контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль.
Формы контроля: устный (фронтальный опрос, развернутый ответ; решение тренировочных упражнений ), письменный (самостоятельные работы; математические диктанты; контрольные работы; тестовые задания; мини-исследования и мини-проекты).
Содержание программы
Начальные геометрические сведения
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Треугольники
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Параллельные прямые
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Соотношения между сторонами и углами треугольника
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Повторение. Решение задач.
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.
Учебно-тематический план.
№
ТЕМА
Кол-во часов
Контрольные работы
1.
Начальные геометрические сведения.
10
1
2.
Треугольники
20
1
3.
Параллельные прямые
13
1
4.
Соотношение между сторонами и углами треугольника
20
2
5.
Повторение.
5
6.
Резерв
2
Итого
70
5
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 7 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
-
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
расчетов, включающих простейшие формулы;
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
-
Геометрия: учеб, для 7-9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2012.
-
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.- М.: Дрофа, 2000.
-
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 - 2008.
-
Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. - М.: Просвещение, 2008.
-
Зив Б.Г. Геометрия: Дидакт. материалы для 7 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2008.
-
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. М.: ВАКО, 2004 - (В помощь школьному учителю)
Календарно-тематический план.
№ урока
Наименование тем. Содержание уроков.
Сроки изучения
Кол-во часов
Виды и формы контроля
по плану
по факту
Глава 1
Первоначальные геометрические сведения
10
1
§ 1 П 1,2. Прямая и отрезок
03.09
1
Устный опрос
2
§ 2 П 3,4. Луч и угол
08.09
1
Текущий контроль
3
§ 3 П 5,6 Сравнение отрезков и углов
10.09
1
Самостоятельная работа
4
§ 4 П 7,8 Измерение отрезков
15.09
1
Текущий контроль
5
§ 4 П 7,8 Решение задач по теме «Измерение отрезков»
17.09
1
Групповой и индивидуальный контроль
6
§ 5 П 9,10 Измерение углов
22.09
1
Самостоятельная работа
7
П 11 Смежные и вертикальные углы
24.09
1
Устный опрос
8
П 12 Перпендикулярные прямые
29.09
1
Самостоятельная работа
9
П 11,12 Решение задач
01.10
1
Групповой и индивидуальный контроль
10
Контрольная работа № 1
06.10
1
Индивидуальное решение контрольных заданий
Глава 2
Треугольники
20
11
П 14. Треугольник
08.10
1
Текущий контроль
12
П 15 Первый признак равенства треугольников
13.10
1
Устный опрос
13
П 14,15Решение задач
15.10
1
Текущий контроль
14
П 16 Перпендикуляр к прямой
20.10
1
Устный опрос
15
П 17 Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
22.10
1
Текущий контроль
16
П 16,17 Решение задач
27.10
1
Групповой и индивидуальный контроль
17
П 18 Свойства равнобедренного треугольника
29.10
1
Устный опрос
18
П 18 Решение задач
03.11
1
Фронтальный и индивидуальный опрос
19
П 19 Второй равенства треугольников
17.11
1
Устный опрос
20
П 19 Решение задач
19.11
1
Групповой и индивидуальный контроль
21
П 20 Третий признак равенства треугольников
24.11
1
Устный опрос
22
П 20 Решение задач
26.11
1
Индивидуальный контроль
23
П 19, 20 Решение задач
01.12
1
Самостоятельная работа
24
П 21,22 Окружность. Построения циркулем и линейкой
03.12
1
Устный опрос
25
П 23 Примеры задач на построение
08.12
1
Устный опрос
26
П 21-23 Решение задач
10.12
1
Работа в группах. Взаимопроверка
27,28
Решение задач
15.12
17.12
2
Устный опрос, индивидуальный контроль
29
Контрольная работа № 2
22.12
1
Индивидуальное решение контрольных заданий
30
Анализ контрольной работы №2
24.12
1
Глава 3
Параллельные прямые
13
31
П 24 Определение параллельных прямых
29.12
1
Устный опрос
32
Признаки параллельности двух прямых п. 25
12.01
1
Текущий контроль
33
П 26 Практические способы построения параллельных прямых. Решение задач
14.01
1
Текущий контроль
34
П 24-26 Решение задач
19.01
1
Самостоятельная работа
35
П 27 Об аксиомах геометрии
21.01
1
Устный опрос
36
П 28 Аксиома параллельных прямых
26.01
1
Текущий контроль
37
П 29 Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей
28.01
1
Текущий контроль
38
П 27-29 Решение задач
02.02
1
Индивидуальный контроль
39
П 27-29 Решение задач
04.02
1
Групповой и индивидуальный контроль
40-42
Решение задач
09.02
11.02
16.02
3
Самостоятельная работа
43
Контрольная работа № 3
18.02
1
Индивидуальное решение контрольных заданий
Глава 4
Соотношение между сторонами и углами треугольника
20
44
П 30 Теорема о сумме углов треугольника
25.02
1
Текущий контроль
45
П 31 Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники
01.03
1
Текущий контроль
46
П 30,31 Решение задач
03.03
1
Групповой и индивидуальный контроль
47
П 32 Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника
10.03
1
Устный опрос
48
П 33 Неравенство треугольника
15.03
1
Текущий контроль
49
П 32,33 Решение задач
17.03
1
Фронтальный опрос
50
П 30-33 Решение задач
22.03
1
Групповой и индивидуальный контроль
51
Контрольная работа № 4
05.04
1
Индивидуальное решение контрольных заданий
52
П 34 Свойства прямоугольных треугольников
07.04
1
Текущий контроль
53
П 35 Признаки равенства прямоугольных треугольников
12.04
1
Текущий контроль
54
П 34,35 Решение задач
14.04
1
Групповой и индивидуальный контроль
55
П 34,35 Решение задач
19.04
1
Самостоятельная работа
56
П 37 Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми
21.04
1
Устный опрос
57
Промежуточная аттестация. Итоговое контрольое тестирование.
26.04
1
Самостоятельная работа
58
П 38 Построение треугольника по трём элементам
28.04
1
Текущий контроль
59
П 37-38 Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними.
03.05
1
Текущий контроль
60
Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам.
05.05
1
Текущий контроль
61
Решение задач на построение
10.05
1
Индивидуальные карточки
62
Решение задач на построение
12.05
1
Текущий контроль
63
Контрольная работа №5
17.05
1
Индивидуальное решение контрольных заданий
64,65,66
Повторение. Решение задач.
19.05
24.05
26.05
3
Текущий контроль
итого
661)
1)
Расхождение между общим количеством часов в тематическом и календарно - тематическом плане обусловлено исключением из состава учебного времени праздничных дней.