- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии
Рабочая программа по геометрии
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ялалова Р.Р. |
Дата | 14.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им.Р.Гареева г.Янаул
муниципального района Янаульский район
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО:
Протокол заседания
школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла
№ ____ от «___»_____________2014 года
Руководитель ШМО
___________/ Р.Р. Ялалова/
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
________/Н.С. Шарафисламова/
«___»_____________2014 года
УТВЕРЖДЕНО:
Директор школы
___________/А.Ф. Калимуллин/
Приказ №______
от «____» _________2014 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИИ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
7 класс
Базовый уровень
Составила:
Ялалова Рузиля Разифовна
учитель математики,
высшая квалификационная категория
г.Янаул
2014 год
Пояснительная записка
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
-
федерального компонента государственного стандарта общего образования,
-
примерной программы по математике основного общего образования;
-
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
-
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования
Общая характеристика учебного предмета.
Геометрия- один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
Цели
Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
-
Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
-
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
-
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
-
целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения обучающихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
уроки
контрольные работы
1
Начальные геометрические сведения.
10
9
1
2
Треугольники.
17
16
1
3
Параллельные прямые.
13
12
1
4
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
20
18
2
5
Повторение. Решение задач.
6
5
1
ИТОГО:
66
60
6
Содержание
Глава 1.Начальные геометрические сведения (10 часов)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Глава 2.Треугольники (17 часов)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Глава 3.Параллельные прямые (13 часов)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 часов)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Повторение. Решение задач. (6 часов)
.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ГЕОМЕТРИИ
Класс 7 а
Количество часов:
Всего 66 ч.
В неделю 2 ч.
Работы контрольного характера:
Контрольных работ 6
Планирование составлено на основе
с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основании авторских программ линии Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев.
Учебник
Геометрия: учеб, для 7-9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2014.
№ п/п
Дата
Тема урока
Кол-во
часов
Оборудование
Домашнее задание
План
Факт
05.09
Введение. Прямая и отрезок
1
Презентация
Решить №1, 3,4,7
06.09
Луч и угол
1
Решить №11, 13,14
12.09
Сравнение отрезков
1
Решить №18, 19,22,23
13.09
Измерение отрезков
1
Решить №27-29
19.09
Решение задач по теме «Измерение отрезков»
1
Решить №35-39
20.09
Измерение углов
1
Решить №42, 46,48
26.09
Смежные и вертикальные углы
1
Решить №61, 64,65б
27.09
Перпендикулярные прямые
1
Презентация
Решить №66, 68,70
03.10
Подготовка к контрольной работе
1
Решить №74, 75,80,82
10.10
Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»
1
Повторить теорию
17.10
Треугольник
1
Решить №90,92
18.10
Первый признак равенства треугольников
1
Презентация
Решить №94-96
24.10
Решение задач на применение первого признака равенства треугольников
1
Решить №97, 160 а.
25.10
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
1
Решить №101, 102,103
07.11
Свойства равнобедренного треугольника
1
презентация
Решить № 104, 107, 117
08.11
Решение задач по теме «равнобедренный треугольник»
1
Решить № 114, 118, 120 (б).
14.11
Второй признак равенства треугольников
1
презентация
п.19; № 124, 125, 128.
15.11
Решение задач на применение второго признака равенства треугольников
1
Решить №128-132
21.11
Третий признак равенства треугольников
1
Решить № 136, 137.
22.11
Решение задач на применение признаков равенства треугольников
1
Решить № 140; 172.
28.11
Окружность
1
Презентация
Решить № 145, 162.
29.11
Примеры задач на построение
1
Линейка
Решить № 149, 154;
05.12
Решение задач на построение
1
Решить № 158, 166.
06.12
Решение задач на применение признаков равенства треугольников
1
Линейка
Решить №156, 161,164
12.12
Решение задач. Признаки равенства треугольников.
1
Решить №168, 170,172
13.12
Контрольная работа №2 «Треугольники»
1
Повторить теорию
19.12
Решение задач
1
Решить №1-4
20.12
Признаки параллельности прямых.
1
Презентация
Решить №186, 188.
26.12
Признаки параллельности прямых
1
Линейка
Решить № 193, 194.
27.12
Практические способы построения параллельных прямых
1
Линейка
Решить № 214, 216.
16.01
Решение задач
1
Решить № 193, 195
17.01
Аксиома параллельных прямых
1
Решить № 217, 199.
23.01
Свойства параллельных прямых
1
Презентация
Решить № 202, 212.
24.01
Свойства параллельных прямых. Проверочная работа
1
Карточки для индивидуальной работы
Решить№ 203(а), 208, 211(а).
30.01
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
1
Решить № 204, 207.
31.01
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
1
Решить №1-4
06.02
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
1
Решить № 6-9
07.02
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
1
Карточки для индивидуальной работы
Решить № 210.
13.02
Контрольная работа №3
«Параллельные прямые»
1
Повторить теорию
14.02
Решение задач
1
Решить №5-8
20.02
Сумма углов треугольника
1
Презентация
Решить № 223 (в), 228 (б), 230.
21.02
Внешний угол треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника
1
Решить № 233, 235.
27.02
Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника
1
Решить № 239, 241.
28.02
Соотношения между сторонами и углами треугольника
1
Решить №242, 244,245
06.03
Неравенство треугольника
1
Презентация
Решить № 242, 250 (б, в).
07.03
Подготовка к контрольной работе
1
Карточки для индивидуальной работы
Решить № 244, 252, 297.
13.03
Контрольная работа №4
«Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
Повторить теорию
14.03
Анализ контрольной работы
1
Решить №1-4
20.03
Некоторые их свойства прямоугольных треугольников
1
Презентация
Решить № 256, 259.
21.03
Решение задач на применение свойства прямоугольного треугольника
1
Решить № 266, 297;
03.04
Признаки равенства прямоугольных треугольников
1
Презентация
Решить № 262, 264
04.04
Решение задач на тему: «Прямоугольный треугольник»
1
Карточки для индивидуальной работы
Решить № 258, 265.
10.04
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми
1
Презентация
Решить № 272, 277, 283;
11.04
Построение треугольника по трем элементам
1
презентация
Решить № 274, 285.
17.04
Построение треугольника по трем элементам. Задачи на построение.
1
презентация
Решить № 273, 287, 288, 291 (а, б, г).
18.04
Построение треугольника по трем элементам. Решение задач
1
Решить №294, 295,281
24.04
Решение задач на построение
1
Решить №3,4
25.04
Подготовка к контрольной работе
1
Презентация
Решить № 307, 314 (а), 315 (а).
02.05
Контрольная работа №5
«Прямоугольный треугольник»
1
Повторить теорию
08.05
Решение задач
1
Презентация
Решить № 4,7,8
15.05
Повторение. Начальные геометрические сведения
1
Презентация
Решить №324,325,327
16.05
Повторение. Признаки равенства прямоугольных треугольников.
1
Карточки для индивидуальной работы
Решить №328-332
22.05
Повторение. Параллельные прямые
1
Решить №333, 335,337
23.05
Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника
1
Презентация
Решить № 5,8
29.05
Итоговая контрольная работа №6
1
Повторить теорию
30.05
Повторение. Признаки равенства треугольников.
1
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.
В результате изучения обучающийся должен знать/понимать:
-
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;
уметь:
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные фигуры, изображать их;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
решения геометрических задач;
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
-
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
-
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
-
незнание наименований единиц измерения;
-
неумение выделить в ответе главное;
-
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
-
неумение делать выводы и обобщения;
-
неумение читать и строить графики;
-
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-
потеря корня или сохранение постороннего корня;
-
отбрасывание без объяснений одного из них;
-
равнозначные им ошибки;
-
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
-
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
-
неточность графика;
-
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
-
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков
Ресурсное обеспечение программы
-
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования
-
Временные требования к минимуму содержания основного общего образования
-
Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.,составитель Т.А. Бурмистрова - М: «Просвещение», 2008 - М: «Просвещение», 2008. - с. 19-21).
-
Геометрия: учеб, для 7-9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение
-
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.- М.: Дрофа
-
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2008.
-
Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. -
М.: Просвещение