Конспект урока геометрии

Тема. Четыре замечательные точки треугольника.Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.Эпиграф к уроку. Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. А.С.Пушкин.Цель урока.Систематизировать, расширить и углубить ваши знания, умения и навыки: - о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра треугольника; - о четырёх замечательных точках треугольника; - уметь использовать эти знания при решении задач. Развивать вашу наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, д...
Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Четыре замечательные точки треугольника.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.


Эпиграф к уроку.

Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии.

А.С.Пушкин.


Цель урока.


Систематизировать, расширить и углубить ваши знания, умения и навыки:

- о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра треугольника;

- о четырёх замечательных точках треугольника;

- уметь использовать эти знания при решении задач.

Развивать вашу наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Вызвать у вас потребность в обосновании своих высказываний.


План урока.


  1. Проверка домашнего задания.

  2. Повторение теоретического материала.

  3. Решение задач на отработку знаний, умений и навыков.

  4. Домашнее задание.

  5. Самостоятельная проверочная работа.






Ход урока.


  1. Проверка домашнего задания

№ 681.

Конспект урока геометрииВ

Конспект урока геометрииКонспект урока геометрииКонспект урока геометрииКонспект урока геометрииН Дано: АВС, АВ=ВС, НЕ - серединный перпендикуляр, Р АЕС=27 см, АВ=18 см.

ЕКонспект урока геометрииКонспект урока геометрии Найти АС.

А С

Решение:


Р АЕС = АЕ+ЕС+АС, Р АЕС = 27 см. Так как НЕ - серединный перпендикуляр, то АВЕ равнобедренный, АЕ = ВЕ. АВС равнобедренный по условию, АВ=ВС=18 см, тогда ВЕ+ЕС=18см или АЕ+ЕС=18см. Отсюда АС=27см - 18см=9см.

Ответ: 9 см.


№ 720.

Конспект урока геометрииВ

Конспект урока геометрииДано: АВС - разносторонний,

h - серединный перпендикуляр.

Выяснить: принадлежит ли точка В

серединному перпендикуляру h?

Конспект урока геометрииКонспект урока геометрии

Конспект урока геометрииКонспект урока геометрииА С

h

Решение:

Пусть точка В принадлежит серединному перпендикуляру h. Тогда h является и медианой и высотой ∆ АВС, ∆ АВС - равнобедренный. А это противоречит условию задачи. Значит, точка В не принадлежит серединному перпендикуляру h.

Конспект урока геометрии



  1. Повторение теоретического материала: отвечаем на вопросы.

* Что вам известно о точках биссектрисы неразвёрнутого угла?

Сформулируйте теорему обратную данной.

* Сформулируйте свойство биссектрис треугольника.

* Дайте определение серединного перпендикуляра к отрезку.

* Каким свойством обладает каждая точка серединного перпендикуляра к отрезку?

Сформулируйте теорему обратную данной.

* Сколько серединных перпендикуляров можно построить в треугольнике? Каким свойством они обладают?

* Сколько высот можно построить в треугольнике? Каким свойством обладают они?


Перечислите четыре замечательные точки треугольника !


Конспект урока геометрииКонспект урока геометрии

Конспект урока геометрииКонспект урока геометрии

Мы перечислили все свойства четырёх замечательных точек треугольника, но решая задачи мы догадались и ещё об одной особенности этих точек.

3. Решение задач ( систематизация знаний, умений и навыков учащихся ).

Задача № 1.

В остроугольном ∆ АВС АD перпендикулярно ВС, СF перпендикулярно АВ, АD пересекает CF в точке М.

Докажите, что угол АВМ равен углу МСА.

Конспект урока геометрииДано: ∆ АВС, AD ┴ BC, CF ┴ AB,

Конспект урока геометрииAD × CF=M.

Доказать: ∟ ABM= ∟ MCA.

Конспект урока геометрииF

Конспект урока геометрииD

A C Доказательство.

М - точка пересечения двух высот, следовательно, третья высота ВН тоже проходит через эту точку.

∆ FBM подобен ∆ HMC( по первому признаку подобия треугольников), так как ∟FMB=∟ HMC - они вертикальные, ∟МHС=∟MFB=90º . По определению подобных треугольников ∟ АВМ= ∟МСА.

Конспект урока геометрии

Задача 2.


В треугольнике АВС биссектрисы AD и СЕ пересекаются в точке М, ВМ=m, угол АВС равен α. Найдите расстояние от точки М до стороны АС.

Конспект урока геометрииКонспект урока геометрииС Дано:∆ АВС, AD и СЕ - биссектрисы, AD×CE=M,

D ВМ=m,∟АВС= α.

Конспект урока геометрииКонспект урока геометрииКонспект урока геометрииН

Найти: МН.

А В

Е

Решение:


Так как точка М лежит на биссектрисе угла С, то МН=МН1(по свойству биссектрисы угла ), и М - точка пересечения двух биссектрис, следовательно, ВМ тоже биссектриса. Тогда ∟МВН1= α/2.

Рассмотрим ∆МВН1: ∟МН1В=90º, ∟МВН1= α/2, МВ=m; по определению синуса острого угла МН1=m·sin( α/2), значит МН= m·sin( α/2).

Ответ: m·sin( α/2).


  1. Домашнее задание (записать в тетрадях).

На следующем уроке учащиеся познакомятся с вписанной окружностью, эти задачи предшествуют объяснению нового материала

1) На рис.1 окружность с центром в точке О касается сторон угла МКN в точках М и N. Найдите угол МКN и расстояние МN, если ОМ=1 см, КМ=2см.

К

Конспект урока геометрии

2) Стороны угла А касаются окружности радиуса r с центром в точке О.

а) Найдите ОА, если r=5 см, угол А равен 60 º.

б) Найдите r, если ОА=14 дм, угол А равен 90º .


  1. Выполнение проверочной самостоятельной работы.

Работа выполняется в шести вариантах, различного уровня сложности: первых четыре варианта рассчитаны на среднего ученика, пятый вариант для более подготовленных учащихся, шестой на слабого и содержит небольшую подсказку в решении.

Текст используемых в работе задач.

Вариант 1.

В прямоугольном треугольнике АСВ (угол С равен 90 º) АЕ-биссектриса, СЕ=5, АВ=14. Найдите площадь треугольника АВЕ.


Вариант 2.

Высоты AD и СЕ остроугольного треугольника АВС пересекаются в точке О, ОА=4, OD=3, BD=4. Найдите расстояние от точки О до стороны АС.

Вариант 3.

В прямоугольном треугольнике АВС ( угол С равен 90 º) р-серединный перпендикуляр к АВ, р пересекает АС в точке К, АК=5, ВС=4. Найдите периметр треугольника ВКС.

Вариант 4..

. В остроугольном треугольнике АВС h и р-серединные перпендикуляры к сторонам ВС и АС. Они пересекаются в точке F, CF=10, AB=16. Найдите расстояние от точки F до стороны АВ.

Вариант 5*.

Вершины треугольника АВС лежат на окружности, угол А в два раза больше угла В. Биссектрисы AF и СЕ пересекаются в точке О, АО пересекает окружность в точке К. Докажите, что КС параллельна АВ.






Вариант 6º.

В равнобедренном треугольнике АВС АВ=ВС, медианы АЕ и CF пересекаются в точке К, ВК=6, АС=10. Найдите площадь треугольника АВС.(45)

Дано: ∆ АВС, АВ=ВС, АЕ и СF-медианы,

В АЕ × СF=К, ВК=6, АС=10.

АКонспект урока геометрииКонспект урока геометрииС Найти: S ∆ АВС.

Н

Решение.

(подсказка: К-точка пересечения медиан, значит ВН тоже медиана, тогда ВК=2КН…)

Решение самостоятельной работы.

Вариант 1.


Конспект урока геометрииКонспект урока геометрииДано:∆ АВС, (∟С=90º), АЕ - биссектриса,

Конспект урока геометрииСЕ=5, АВ=14.

Найдите: S АВС.





Решение.


S АВС=1/2 ЕD·АВ. Так как АЕ - биссектриса, то СЕ=ЕD=5. Тогда S АВС=1/2·14·5=35.

Ответ: 35.


Конспект урока геометрииКонспект урока геометрииКонспект урока геометрииВ Вариант 2.

Дано:∆ АВС, AD и CE - высоты,

AD × CE=О, ОА=4, ОD=3, ВD=4.

Конспект урока геометрииD Найти: ОН.

Конспект урока геометрииЕ


А С

Н

Решение.

∆ ВОD подобен ∆ АОН(по первому признаку подобия). Отсюда, OD/OH=BO/AO.

Из ∆ ВОD: ВО=√16+9=5, тогда ОН=2,4.

Ответ: 2,4.

Вариант 3.

Дано: ∆ АВС, ∟С=90º, p ┴ АВ, p×АС=К, АК=5,

Конспект урока геометрииА ВС=4.

Конспект урока геометрииКонспект урока геометриир Найти: Р ВКС.

Н

Конспект урока геометрии

Конспект урока геометрииК

С В

Решение.

Так как точка К лежит на серединном перпендикуляре, то АК=КВ=5. Треугольник КСВ - прямоугольный, по теореме Пифагора КС=3. Тогда Р КВС=3+5+4=12.

Ответ: 12.

Вариант 4.

Дано: ∆ АВС,Конспект урока геометрииh и р - серединные перпендикуляры,

Конспект урока геометрииВ h×р=F, CF=10, АВ=16.

Найти: FH.

Конспект урока геометрииКонспект урока геометрииh

Конспект урока геометрииКонспект урока геометрииН

Конспект урока геометрииКонспект урока геометрииКонспект урока геометрииКонспект урока геометрииКонспект урока геометрии

А С

Решение.

F- точка пересечения двух серединных перпендикуляров, а значит и третьего FН, тогда НВ=8, BF=FC=10. Отсюда, HF=6.

Ответ: 6.

Вариант 5.


С К

Конспект урока геометрииКонспект урока геометрииКонспект урока геометрииКонспект урока геометрииКонспект урока геометрииДано: окр.(О;r), точки А,В,С - лежат на

окружности, ∟А=2∟В, AF и CF - биссектрисы

AF ×CF=О, АО×окр.(О;r)=К

Доказать: КСАВ.

А Е В

Доказательство.

Углы СКА и СВА опираются на одну дугу, значит они равны. Но угол В равен половине угла А, следовательно и угол СКА равен половине угла А. Так как угол СКА равен углу КАВ и они накрест лежащие при прямых СК и АВ и секущей АК, то КСАВ.

Конспект урока геометрии





Конспект урока геометрии



Конспект урока геометрии

Конспект урока геометрии



Конспект урока геометрии





Геометрия, 8 класс.


Учитель: Юдина Наталья Вячеславовна.

© 2010-2022