Образовательная программа «Математика с элементами экономики»

"Описание материала: Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. Но в учебном плане коррекционных школ VIII вида не предусмотрен это предмет. В программе определена, методически обоснованная, структурированная модель деятельности педагога по созданию наиболее эффективных условий формирования социальных компетенций, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с ОВЗ. -В программе учтены особые образовательные потребности уч...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»


Образовательная программа

«Математика с элементами экономики для 10 класса специальной коррекционной школы VIII вида»

Программу разработала Русских Н.К., учитель математики.

Пояснительная записка

к программе

«Математика с элементами экономики для 10 класса специальной коррекционной школы VIII вида»


Аннотация к программе

Настоящая программа является специальной коррекционно-развивающей образовательной программой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа рассчитана на 1 год обучения, предполагает участие учащихся 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат VIII вида в учебное время.

Обоснование

В учебную программу по математике Горковской специальной (коррекционной) школы VIII вида введен курс математики с элементами экономики с целью решения задач усовершенствования работы по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. В процессе школьной экономической подготовки происходит освоение ребенком окружающего социального пространства, включая хозяйственную деятельность, формирование представлений об экономических процессах и явлениях и их воплощение в конкретных формах социально-экономической деятельности, а также формирование экономического поведения личности.

Этот курс должен помочь учащимся применять знания, умения и навыки, полученные ранее на уроках математики для решения конкретных жизненных финансовых задач, выработать первоначальные представления по экономике потребления, познакомить с принципами грамотного ведения семейного бюджета, формировать модель экономического поведения адекватного реальности.

Выбранный материал позволяет ознакомить учеников с такими понятиями как денежные расчеты, бюджет, планирование, экономия необходимые в быту.

Знания, получаемые на уроках математики, способствуют коррекции познавательной деятельности учащихся, развитию понятийного аппарата экономической сути вопросов быта и производства, помогает социальному взрослению учащихся, их самоутверждению, что благоприятно отражается на уровне адаптации учеников к меняющимся условиям окружающей действительности.

Материал курса математики с элементами экономики располагает возможностям воспитывать у учащихся целенаправленность, самостоятельность, умение планировать работу и доводить начатое дело до конца, ответственность за принятые решения.

Обучение носит предметно - практическую направленность, связано с жизнью и профессионально - трудовой подготовкой, другими учебными предметами, особенностями хозяйственно - экономической деятельности региона, реализацией школьного проекта «Агрошкола».

Актуальность программы, педагогическая целесообразность, новизна

Экономика окружает каждого человека в детства.

Поэтому:

  • Экономическое образование в школе - это личностно-ориентированные виды образовательной деятельности, направленные на формирование практических экономических знаний, умений, поведенческих навыков.

  • Восприятие эмоционально-целостного отношения к миру, обеспечивающего способность к творческому решению жизненно важных проблем в условиях ограниченности средств их решения.

  • В процессе школьной экономической подготовки происходит освоение ребенком окружающего социального пространства, включая хозяйственную деятельность, формирование представлений об экономических процессах и явлениях и их воплощение в конкретных формах социально-экономической деятельности, а также формирование экономического поведения личности.

  • Программа ориентирована изучение хозяйственной жизни общества, семьи и потому помогает решать задачи социализации и постшкольной адаптации выпускников .

  • Программа составлена с учетом особенностей развития детей.

  • В программе учитывается то, что многие подростки, сталкиваясь с трудностями при выполнении работы, не проявляют должной настойчивости, теряют интерес к выполнению заданий - для предотвращения этого учитываются психологические особенности подростков, учитель оказывает им своевременную помощь, стимулирует интерес, используя современные технологии и методы обучения.

  • Работа по программе позволяет использовать ситуационные задания, направленные на разрешение конкретных личностно значимых проблем учеников. Они " дают основу для реализации идеи создания условий для "подлинной жизни на уроке, когда урок не только готовит к жизни, но и является средством познания учеником важнейших проблем своей сегодняшней жизни".

  • Учебный материал имеет интегрированный характер, что осуществляется межпредметными связями: с математикой (решение математических задач с экономическим содержанием, сравнение величин); с развитием речи (объяснение пословиц и поговорок, составление рассказов, анализ художественных текстов); с окружающим миром (знакомство с природными ресурсами, экологией);с изобразительным искусством (рисование рекламы, объектов экономической деятельности); обществознанием (знание своих прав и обязанностей в сфере потроебления, трудовых отношений.

  • Новизна и актуальность программы заключается в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей коррекционной школы VIII вида с опорой на психологические особенности учащихся и применением различных психолого-педагогических техник.

Цель программы:

Формирование навыков реальной экономической деятельности, способности планировать, контролировать, принимать решения и нести ответственность за их последствия с целью последующей адаптации выпускников в самостоятельной жизнедеятельности.

Задачи программы:

-выработать первоначальные представления по экономике потребления;

- уменьшить риска превращения человека в жертву неблагоприятных условий;

- познакомить с принципами грамотного ведения семейного бюджета;

- способствовать более глубокому пониманию сущности экономических понятий и взаимосвязей;

- формировать умение планировать, рассчитывать свои доходы и расходы;

- формировать уважительное отношение к труду окружающих людей и его результатам;

- содействовать воспитанию грамотного экономического поведения.

Специфика программы

1. При составлении образовательной программы учтены такие факторы как:

- целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;

- состояние здоровья учащихся;

- уровень способностей и возможностей детей;

- характер учебной мотивации;

- качество учебных достижений;

- образовательные потребности;

- возможности педагога;

- состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

2. Главными ориентирами в работе учителя являются интересы ребёнка, создание адекватных педагогических условий личностно-ориентированный подход, как условие успешности индивидуализированной педагогической помощи, который включает в себя:

- организацию успеха в учёбе

- опору на положительные качества ребёнка

- внушение уверенности в себе

- удовлетворение потребности в самореализации.

3. Основа мотивации учебной деятельности - познавательный интерес.

Создание условий для познавательной активности достигается следующими путями:

- Ход познания - «от ученика».

- Преобразующий характер деятельности учащихся.

- Создание педагогических ситуаций успеха и общения на уроке и в практической деятельности: позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создаёт обстановку для самовыражения ребёнка.

4.Наряду с изучением нового материала предусматривается постоянное закрепление и повторение изученного.

5. Широкое использование наглядности и дидактического материала.

6. Формирование практических умений и навыков.

Содержание программы.

Программа включает в себя изучение теоретических сведений и простейших экономических понятий и терминов, а так же решение задач прикладного содержания на закрепление вводимых понятий, решение задач на расчет доходов, расходов, планирование семейного бюджета, использование справочного материала, необходимого для практических расчетов, выполнение практических работ по прикладной геометрии и решение задач на расчет норм расходования посевного материала, пиломатериала, строительного материала.

Структура программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения. По учебному плану изучаемый материал курса «Математика с элементами экономики» в 10 классе рассчитан на 62 учебных часа, 2 часа в неделю.

Программа определяет деятельность в 2 направлениях:

  • теоретическая часть,

  • практическая часть.

Теоретическая часть включает в себя:

  • первичные экономические понятия;

  • раскрывает причинно - следственные связи хозяйственной деятельности человека, семьи;

  • экономические правила грамотного потребительского поведения;

Практическая часть включает в себя:

  • решение задач на закрепление вводимых экономических понятий;

  • создание мини-проектов;

  • решение проектных задач в рамках реализации проекта «Агрошкола;

  • использование графиков, диаграмм, таблиц, схем;

  • анализ полученных данных;

  • формирование умений планировать и контролировать свою деятельность;

  • грамотно выполнять экономические расчеты в жизни.

Методы обучения:

Методы устного изложения материала (рассказ, беседа, объяснение,)в сочетании с применением различных средств наглядности (таблицы, схемы, графики, учебные презентации).

Аудиовизуальные методы.

Практические методы обучения.

Методы активного обучения: эвристический метод (эвристическая беседа, самостоятельный поиск решения, самостоятельная работа поискового, исследовательского характера),деятельностный метод, дидактические игры, проектный метод.

Виды и формы организации учебного процесса

Предлагаются следующие виды работы:

теоретическое изучение основ экономики и предпринимательства;

групповые практические занятия;

индивидуальные занятия (подготовка докладов, выполнение индивидуальных проектов; исследовательская деятельность);

общешкольные мероприятия;

экскурсии, игры,

практическое применение полученных навыков (организация ярмарок, экономических игр).

Формы работы: урок, практическое занятие, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

1) Групповые занятия: теоретическое обсуждение вопросов - дискуссия, мозговой штурм; практическое6 выполнение опытов, ролевые игры, экскурсии, массовые мероприятия в школе;

2) Индивидуальные занятия:

  • консультации,

  • работа с учебной литературой,

  • подготовка сообщений, индивидуальных проектов,

  • работы с использованием компьютерных программ;

3) Техническое оснащение школы позволяет широко использовать в работе технические средства, разнообразный традиционный дидактический материал, а также информационные технологии, которые позволяют достигать максимально возможного результата в обучении.

Технологии обучения:

- технология развивающего обучения;

- здоровьесберегающая технология;

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- технология разноуровневого и дифференцированного обучения;

- технология АМО;

- проектная технология.


Содержание учебного материала


I четверть (2 часа в неделю, 14 часов)

- Натуральный ряд чисел: чтение, запись, сравнение чисел.

- Все действия с целыми числами и десятичными дробями.

- Проценты. Нахождение процентов от числа, нахождение числа по его процентам.

- Среднее арифметических чисел, решение задач на нахождение среднего арифметического числа.

- Работа с микрокалькулятором, арифметические вычисления на микрокалькуляторе.

- Линейные, столбчатые, круговые диаграммы, графики.

-Построение линейных, столбчатых, круговых диаграмм, графиков.

- Анализ диаграмм и графиков.

Используемые понятия:

Число; натуральный ряд чисел; числовой луч; числовой промежуток; арифметические действия; проценты; среднее арифметическое чисел; диаграммы; графики.

Умения и навыки:

  • Уметь выполнять вычислительные операции на микрокалькуляторе;

  • Строить столбчатые, круговые диаграммы и графики по заданным условиям;

  • Уметь анализировать диаграммы и графики;

  • Уметь применять правила нахождения процентов от числа, среднего арифметического чисел для решения прикладных арифметических задач, применять ранее полученные знания в решении задач практического содержания;

  • Доводить начатое дело до конца.

I I - четверть (2 часа в неделю, 15 часов)

Главные вопросы экономики:

  • Что такое экономика.

  • Как возникла экономика .

  • Зачем нужна экономика.

  • Основы хозяйственной жизни человека.

  • Экономические системы и их типы.

  • Экономика семьи, школы, района, округа.

  • Решение задач на простейшие экономические расчеты.

Деньги и денежные отношения:

  • Зачем людям нужны деньги.

  • Возникновения, виды, формы и функции денег.

  • Роль денег в экономике

  • Банковская система страны.

  • Роль денег. Виды денег.

  • Как государство определяет количество денег в стране.

  • Инфляция.

  • Учимся считать деньги (решение прикладных арифметических задач).

Человек на рынке труда.

  • Как люди зарабатывают деньги?

  • Заработанная плата , виды заработной платы.

  • Решение задач экономического содержания.

- Безработица, причины, виды, последствия.

Используемые понятия:

Экономика, хозяйственная деятельность, деньги, экономические расчеты, денежная масса, наминал, скорость обращения денег, инфляция, рынок труда, заработная плата, налог , надбавки к заработной плате, безработица.

Умения и навыки:

Выделять вводимые экономические понятия, давать им определения, объяснять причинно - следственные связи хозяйственно - экономической деятельности.

Формировать и объяснять основные экономические цели хозяйственной жизни человека.

Интерпретировать информацию из СМИ о результатах экономической деятельности.

Собирать и анализировать необходимую информацию для выполнения практических заданий, работать со справочной литературой.

Уметь выполнять расчеты на микрокалькуляторе.

Уметь рассчитать размер заработной платы.

I I I - четверть (2 часа в неделю, 20 часов)

Экономика семьи. Источники семейных доходов. Структура расходов семьи.

Решение задач практического содержания.

Бюджет: семейный, школьный, районный, окружной, государственный.

Решение задач на расчет бюджета семейной группы, среднестатистической семьи ( на один день, одну неделю, один месяц).

Экономия средств в семейном бюджете.

Дополнительные источники дохода семьи.

Решение задач на расчет экономической выгоды, на расчет дополнительных доходов в семейный бюджет.

Решение задач на расчёт коммунальных платежей и услуг ЖКХ.

Помощь государства семье. Социальные гарантии.

Используемые понятия.:

Доходы семьи, семейные расходы. Бюджет, экономия, экономическая выгода, себестоимость, потребительское поведение, потребительский выбор, налоги, прожиточный минимум, потребительская корзина, социальные гарантии.

Умения и навыки:

Объяснять экономические связи между домашним хозяйством и предприятиями, государствам, правительством, анализировать практические ситуации.

Использовать теоретические знания в решении конкретных практических задач.

Планировать собственный бюджет , бюджет своей семьи на основе информации о доходах и расходах, сравнивать прибыльность различных видов деятельности, рассчитывать экономическую выгоду различных видов деятельности, себестоимость производимых товаров и услуг.

Принимать целесообразные экономические решения в конкретных практических ситуациях на основе расчетов.

Работать со справочной литературой, собирать информацию из различных источников и анализировать ее.



IV четверть ( 2 часа в неделю , 14 часов)

Площадь, меры площади, меры земельных площадей.

Решение арифметических задач с практическим содержанием на вычисление площадей

( квартира, огород, теплица)

Решение задач на расчет нормы высева семян картофеля, овощей, рассады и экономической выгоды для семьи.

Решение задач на расчет необходимого количества краски, обоев для ремонта квартиры, расчет себестоимости ремонта.

Вычисление площади прямоугольного треугольника.

Объем, меры объема.

Решение задач с практическим содержанием на вычисление объема.

Используемые понятия:

Линейные меры, квадратные меры, кубические меры, меры земельных площадей, величины, необходимый справочный материал, себестоимость товаров и услуг, экономическая выгода.

Умения и навыки:

Рассчитывать экономическую выгоду для семейного бюджета от ведения подсобного хозяйства, оказания услуг по ремонту и строительству.

Применять полученные знания для решения практических задач экономического содержания.

Собирать и анализировать необходимую информацию.

Ожидаемые результаты

  • формирование интереса к экономической науке;

  • воспитание ответственности за принимаемые экономические решения на основе осознания роли человека в современном мире;

  • приобретение учащимися знаний в различных обществоведческих дисциплинах, подкрепленных практическими навыками и умениями;

  • закрепление навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности;

  • коррекция и развитие интеллекта учащихся, навыков общения, развитие эстетического вкуса.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся .

Учащиеся должны знать: что такое экономика как наука и хозяйственная система; что такое цена и стоимость, как формируется цена; как рассчитывается заработная плата; что такое доход и расход; что такое бюджет и его составляющие; что такое экономия и экономическая выгода; налоги; инфляция.

Учащиеся должны уметь: рассчитать свою заработную плату по окладу и существующим надбавкам; рассчитывать бюджет семьи; планировать расходование денежных средств; рассчитать стоимость любого количества продуктов; упорядочить свою финансовую выгоду; работать со справочной литературой; уметь обратиться в бухгалтерию за необходимыми разъяснениями; четко формулировать свои финансовые проблемы; проводить расчеты на микрокалькуляторе.

Способы проверки ожидаемого результата

  • тестирование

  • контрольные и проверочные работы

  • защита решения проектных задач

  • разработка и защита мини-проектов

  • участие в общешкольных мероприятиях

Формы подведения итогов

  • организация тематических выступлений, защиты мини-проектов

  • анализ контрольных работ;

  • проведение открытых мероприятий: викторин, вечеров, игр.


Учебно - тематический план курса математики

с элементами экономики.

I- четверть ( 14 часов) «Счёт и вычисления - основа порядка в голове»


  1. Натуральный ряд чисел: чтение, запись, сравнение чисел.

  2. Числовой луч, числовые промежутки.

  3. Дроби: чтение, запись, сравнение.

  4. Все действия с целыми числами и десятичными дробями.

  5. Решение примеров и задач.

  6. Проценты. Нахождение процентов от числа.

  7. Нахождение числа по его процентам.

  8. Решение прикладных арифметических задач.

  9. Решение задач вычисление среднего арифметического.

  10. Линейные и столбчатые диаграммы.

  11. Диаграммы.

  12. Графики, анализ диаграмм и графиков.

  13. Решение задач практического содержания.

  14. Контрольная работа за I- четверть .



I I - четверть ( 14 часов) «В мире экономических понятий»


Введение:

1.Что такое экономика:

2.Экономические системы и их типы.

Деньги и денежные отношения.

3. Что такое деньги?

4.Виды денег. Роль денег в экономике.

5.Банковская система страны.

6.Потребление, сбережение, вклады, инвестиции.

7. Решение проектной задачи «Как приумножить свои накопления?»

8.Что такое инфляция?

Человек на рынке труда:

9. Человек на рынке труда.

10. Трудовые отношения и социальные гарантии.

11.Заработная плата, виды заработной платы.

12. Безработица: причины, виды, последствия.

13. Решение задач экономического содержания.

14.Контрольная работа.

I I I четверть. (20 часов) «Экономика семьи»



  1. Экономика семьи.

  2. Источники семейных доходов.

3. Решение задач на расчет доходов семьи, заработной платы.

4. Решение задач на расчёт доходов семьи, заработной платы.

5. Из чего складывается расход семьи.

6.Решение задач на расчёт стоимости питания 1 человека, семьи.

7. Решение задач на расчёт расходов семьи.

8. Решение задач на расчёт себестоимость продукции..

9, 10 Решение задач на расчет стоимости коммунальных услуг ( квартирная плата, электроэнергия, теплоснабжение, водоснабжение, услуги бани)

11 . Решение задач на расчет стоимости непродовольственных товаров.

12 . Что такое бюджет.

13. Решение задач на расчет семейного бюджета, распределение денег на основные расходы семьи.

14. Работа над проектом «Планирование и учёт семейного бюджета».

15. Защита проекта «Планирование и учёт семейного бюджета».

16. Экономия средств в семейном бюджете.

17 . Решение задач на расчет экономической выгоды , на расчет дополнительных доходов в семейный бюджет.

18. Экономическая игра-практикум

19. Помощь государства семье. Социальная поддержка семьи.

20 Контрольная работа.


IV - четверть ( 14 часов) «Прикладная геометрия»


  1. Площадь. Меры площади (повторения).

2. Решение задач на вычисление площадей.

3.Меры земельных площадей (повторение)

4.Практическая работа «Вычисление площади огорода, теплицы».

5,6. Решение задач на расчет нормы высева семян картофеля, овощей, рассады.

7,8. Проект «Какую теплицу выгоднее построить». Защита проекта.

9,10. Практическая работа «Определение стоимости строительства забора». Защита решения проектной задачи.

11. Объем, меры объема (повторение)

12.Решение задач на вычисление объемов.

13. Контрольная работа.

14. Обобщающий урок по пройденному материалу.



Литература:


  1. Терюкова Т.С. Экономика в школе: мифы и реальность// Школьный экономический журнал № 4. 1998.

  2. Стариченко Т.Н. К вопросу об экономическом практикуме во вспомогательной школе // Дефектология №2. 2000.

  3. Стариченко Т.Н. Программно- методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида // М: Издательство НЦ ЭНАС., 2003.

  4. Стариченко Т.Н. Экономика. Практикум. // М: Издательство НЦ ЭНАС., 2004.

  5. Липсиц И.В. Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности. // М: Вита-пресс., 2001.

  6. Юдилевич А.Я. Инновационное обучение во вспомогательной школе // Дефектология № 2 . 1996.

  7. Шаповалова О.Е. Моделирование проблемных ситуаций в процессе воспитания учащихся вспомогательной школы- интерната // Дефектология №2. 1995.

  8. Якиманская И.С. Принципы построения образовательных

программ и личностное развитие учащихся // Вопросы

психологии №3. 1999.

Информационные ресурсы:

ru.wikipedia.org/wiki

fdvladimir.ru/library/lections/glava/3/part/5

bibliotekar.ru/biznes-10/13.htm

alpari.ru/ru/promo/triple

arsagera.ru/kuda

damoney.ru/million/kuda-vlozit.php

finam.ru/analysis/profile041ca/default.asp

festival.1september.ru/articles/608261/

festival.1september.ru/articles/580195/

festival.1september.ru/articles/614998/

11


© 2010-2022