Программа внеурочной деятельности по математике Летняя математическая школа 2015

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

МБОУ «Лицей физики, математики, информатики № 40» при УлГУ

г.Ульяновск

«Согласовано» «Утверждено»

Заместитель директор по УВР Директор МБОУ «Лицей физики,

___________________________ математики, информатики № 40» при

«____»________________2015г. УлГУ

_____________________Н.А.Горбунова

Приказ №_________от______________

Программа внеурочной деятельности «Летняя математическая школа при Ульяновском государственном университете (УлГУ) 2015 год»

Направление: общеинтеллектуальное

Возраст школьников: 4-6 классы

Разработчик программы: Гуськова Алла Геннадьевна, учитель

математики первой категории МБОУ

ФМИ Лицея №40 при УлГУ,

методист высшей категории УлГУ.





2015г.

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Пояснительная записка………………………………………………….3

  2. Общая характеристика программы………………………………..….4

  3. Планируемые результаты………………………………………………5

  4. Содержание программы………………………………………………….6

  5. Тематическое планирование…………………………………………...7

  6. Литература………………………………………………………………..8









  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» А.И. Маркушевич.



В сегодняшнем мире высоких технологий и многообразия поступающей информации, которая является обязательной для усвоения и запоминания учащимися в рамках изучения различных учебных дисциплин, особое место отводится внеурочной предметной деятельности, которая способна помочь учащимся в познании мира, расширению кругозор и применению своих творческих навыков в других ситуациях.

Одной из ведущих концепций развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013г. №2506-р,- является «популяризация математических знаний и математического образования».

Особое место в Федеральном государственном стандарте о среднем (полном) общем образовании отводится «сформированности представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира».

Чтобы обеспечить качественное математическое образование, построить единую систему восприятия школьных программ по предметам и внеурочную деятельность, и позволить школьникам проявить способности самостоятельно мыслить и рассуждать, показать организаторские способности и навыки проектной деятельности и была предназначена данная программа «Летняя математическая школа при УлГУ», реализация которой проводилась в июне 2015 года для учащихся 3-4 классов (первая неделя), 5-6 классов (вторая неделя).







  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ.

Цели программы - сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создание условий для интеллектуального развития школьников, способствовать развитию положительной мотивации к активной учебной и проектной деятельности; сформировать навыки воображение, расширить кругозор.

Задачи программы:

  • стимулирование интереса к изучению дисциплины «Математика»;

  • развивать математическую грамотность, навыки устного счета, расширять кругозор;

  • развивать мышление и формировать навыки интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, сравнение, умозаключении);

  • формировать учебно-информационные умения;

  • способствовать формированию умений и навыков проектной деятельности; самостоятельного решения проблемы;

Достигаться это будет с помощью приемов, разработанных Я.И.Перельманом:

  • экскурсы с историю математики;

  • использование математических игр, фокусов, головоломок;

  • приведение примеров применения математики при решении проблем и задач в других науках.

Предметное содержание программы целиком взаимодействует с программой основной школы, что позволяет решать совместные задачи и действия, которые улучшат понимать основных тем на уроках математики.

Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности «Летней школы» состоит в привлечении школьников к познавательной активности в области математики, расширении кругозора и более глубокого изучения исторического понимания математических открытий и их роли в изучении предмета.

Для реализации целей программы «Летняя математическая школа» для учащихся лицея ФМИ № 40 проводилась в два этапа: первая неделя- 3-4 классы, вторая неделя- 5-6 классы в течение недели. Применялись формы учебных занятий - эврестическая беседа, дидактическая ролевые игры, парная и групповая работа, коллективное творческое дело, проектная деятельность, КВН -игра.

Обучение организовано- на добровольных началах для всех детей 3-6 классов;

Особенности набора- детей - свободная;

Сформированы две группы - учащихся 3-4 классов и 5-6 классов;

Режим работы- ежедневный по два занятия по 45 минут с перерывом.

Педагогическая технология, применяемая при реализации программы- технология проблемного обучения и проектная технология.

Дидактические принципы: доступности, последовательности и проблемного обучения.

Отличительной особенностью данной программы является то, что «Летняя математическая школа при УлГУ» предусматривает поддержание и развитие познавательного интереса к математике, подготавливает школьников к дальнейшему углубленному изучению предмета на уроках спецкурсов и кружков по математике; обуславливает выбор родителями более профессионального изучения их детьми дисциплины, с привлечением информационных технологий на базе Ульяновского государственного университета.



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Летняя математическая школа при УлГУ».

Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий программы:

  • быстро считать, применять на практике свои знания;

  • приобретать навыки креативного мышления, нестандартных подходов при решении задач;

  • научаться мыслить, рассуждать, анализировать условия задания;

  • применять полученные на уроках математики знания, умения, навыки в различных ситуациях;

  • участвовать в проектной деятельности;

  • умения ясно и грамотно выражать свои мысли, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

  • формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками, умение работать в группах и парах;

  • находить информацию в различных источниках и использовать ее в своей работе.

Проверка результатов работы организована в виде:

  • игровые занятия;

  • подготовка домашнего задания и его защита в группе;

  • подготовка сообщения по тематике занятия;

  • участие в КВН;

  • подготовка проекта в группе.

Реализуемая программа предусматривает подведение итогов в конце недели и награждение победителей по результатам проведения мероприятия:

  • активное участие при решении логических задач и составления математических ребусов;

  • подготовка домашнего задания;

  • участие в конкурсах и играх;

  • тестирование по итогам игры CODU;

  • участие в КВН;

  • подготовка проекта в группе.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

День первый.

Знакомство с участниками. Ролевая игра «Давайте, познакомимся!» Решаем логические задачи. Находим верное решение. Отгадываем ребусы (командные соревнования). Задачи в рисунках. Фильм по истории математики «Великий Архимед». Подводим итоги дня. Домашнее задание по группам: придумать свои ребусы. Подготовить задачи со спичками.

День второй.

Решаем задачи со спичками. Решаем логические задачи на составление таблиц- помощниц. Конкурс ребусов (командные соревнования). Защита домашнего задания: шифры в математике. Фильм по истории математики «Евклид и его учение» Подведение итогов дня. Домашнее задание по группам- по истории математики.

День третий.

Выступление участников- защита домашнего задания. Решение задач, выстраиваем логические цепочки рассуждений. Задачи с монетами, взвешивание. Математический калейдоскоп. Фильм по истории математики «Пифагор и школа пифагорейцев». Подведение итогов дня. Домашнее задание по группам.

День четвертый.

Выступление по группам - задачи на переливание. Презентация игры CODU. Тестирование и подведение итогов тестирования (с участием студентов УлГУ). Подведение итогов дня.

День пятый.

Математический КВН. Проекты участников. Итоги недели и награждение победителей.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Тема

Форма и виды деятельности

день первый

1.1

Ролевая игра «Давайте, познакомимся!»

интерактивная игра

1.2

Решаем логические задачи. Находим верное решение. Отгадываем ребусы.

Индивидуальная и групповая работа

1.3

Отгадываем ребусы. Задачи в рисунках.

Конкурс

1.4

Фильм по истории математики «Великий Архимед».

Фильм ВВС

1.5

Подведение итогов

Фронтальная работа

день второй

2.1

Решаем задачи со спичками.

Конкурс

2.2

Решаем логические задачи на составление таблиц- помощниц.

Индивидуальная и групповая работа

2.3

Конкурс ребусов (командные соревнования).

Групповая работа

2.4

Защита домашнего задания: шифры в математике.

Парная работа

2.5

Фильм по истории математики «Евклид и его учение»

Фильм ВВС

2.6

Подведение итогов

Фронтальная работа

день третий

3.1

Выступление участников- защита домашнего задания.

Парная работа

3.2

Решение задач, выстраиваем логические цепочки рассуждений. Задачи с монетами, взвешивание.

Индивидуальная и групповая работа

3.3

Математический калейдоскоп

Конкурс

3.4

Фильм по истории математики «Пифагор и школа пифагорейцев».

Фильм ВВС

3.5

Подведение итогов

Фронтальная работа

день четвертый

4.1

Выступление по группам - задачи на переливание

Индивидуальная и групповая работа

4.2

Презентация игры CODU.

Индивидуальная и групповая работа

4.3

Тестирование и подведение итогов тестирования (с участием студентов УлГУ).

Индивидуальная работа

4.4

Подведение итогов

Фронтальная работа

день пятый

5.1

Математический КВН.

Групповая работа

5.2

Проекты участников.

Групповая работа

5.3

Итоги недели и награждение победителей.





  1. ЛИТЕРАТУРА.



  1. Депман И.Я. За страницами учебника математики.: пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. / И.Я. Депман, Н.Я Виленкин. - М.: Просвещение,1989.-278.с.

  2. Аменицкий Н.И., Сахаров. И.П. Забавная арифметика.- М.: Наука. Гл ред. Физ-мат.лит., 1991.-128с.

  3. Балаян Э.Н. 750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике./Э.Н. Балаян .-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-236с.

  4. Канель-Белов. А.Я, Трепалин А.С., Ященко И.В. Олимпиадный ковчег.-М.: МЦНМО, 2014.-56с.

  5. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки ( задачи для математического кружка).- 8-е изд.. стереотип .-М.: МЦНМО, 2014.-168с.

  6. Смит, Курт. Задачки на математическую логику/ Курт Смит; пер с англ. Д.А. Курбатова. -М.: АСТ: Астрель, 2008,-95с.

  7. Магия чисел и фигур. Занимательные материалы по математике/ авт -сост. В.В.Трошин. - М.: глобус, 2007-382с.

  8. Сборник задач и занимательных упражнений по математике, 5-9 классы/И.И. Баврин. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.-236с.

  9. Перельман Я.И. Живая математика.: матем. рассказы и головоломки/ Я.И.Перельман; под ред. В.Г.Болтянского.-15-е изд.М: Наука, 1994.-167с.

  10. Перельман Я.И. Занимательная арифметика./ Азбука для юных гениев: Я.И. Перельман, изд. Центрполиграф, М.:-2015.-224с.

  11. Перельман Я.И. Головоломки. Задачи. Фокусы. Развлечения./ занимательная наука в иллюстрациях. М.: Изд. АСТ., Аванта+ . 2015-192с.

  12. Спивак..А.В. Математический кружок.6-7 классы.-6-е изд., стереотип.- М.: МЦНМО, 2015.-128с.

  13. Чулков П.В. Математика. Школьные олимпиады 5-6 кл.: метод. пособие. М.:- Изд-во НЦ ЭНАС.2001.-88с

  14. Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения. Задания для учащихся.- СПб.: Издательство СОЮЗ, 2009.-144с.



Электронные ресурсы.



1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс].- Режим доступа :http:school-collection.edu.ru/

2. Математический портал. «Математика.ру» [Электронный ресурс].- Режим доступа: matematika.ru

3.Фильмы по истории математики.[Электронный ресурс].- режим доступа: math4school.ru



© 2010-2022