Принципы организации процесса дистанционного обучения математике в коррекционной школе

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Принципы организации процесса дистанционного обучения математике в коррекционной школе.


Автор: Чеченина Светлана Ивановна
Место выполнения работы: Государственное казённое образовательное учреждение Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида, Ресурсный центр дистанционного образования детей


В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников, их социальной адаптации. Мой опыт и опыт других учителей нашей коррекционной школы показывает, что овладение этими навыками протекает гораздо эффективней, если происходит не только на уроках информатики, а находит свое продолжение и развитие на уроках учителей-предметников.

Задача специального (коррекционного) образовательного учреждения сегодня заключается в создании условий воспитания и обучения, способствующих не только усвоению учащимися программного материала, но и появлению у каждого воспитанника механизма компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Использование дистанционных технологий в образовании повышает возможность вариативности способов получения образования, облегчает доступ к информации учителей и учащихся, позволяет по-новому организовать взаимодействие учеников и педагогов, способствует развитию познавательной самостоятельности школьников. Дистанционные технологии для детей с ОВЗ становятся иногда единственно возможными средствами обучения, что накладывает на преподавателя особую ответственность в освоении новых методик и приёмов дистанционного обучения.

В литературе и на образовательных ресурсах интернета достаточно много опубликовано материалов по дистанционному обучению: дистанционные технологии обучения сегодня имеют теоретический и практический потенциал. Дистанционные технологии для детей с ОВЗ изучены и описаны пока не достаточно полно. Преподаватели-предметники коррекционных школ не имеют готовых разработок и методик проведения дистанционного обучения.

В своей работе постараюсь сформулировать основные принципы дистанционного обучения детей с ОВЗ и рекомендовать некоторые приемы обучения их математике.

Среди ограничений, оказывающих наиболее существенное влияние на процесс дистанционного обучения, можно выделить несколько групп.

Во-первых, ограничения, обусловленные техническими возможностями Интернет: скорость передачи информации с помощью телекоммуникационных сетей; нестабильность связи.

Во-вторых, ограничения, обусловленные спецификой взаимодействия на основе Интернет: отсутствие визуального контакта; отсроченный диалог; ограничение способов быстрого выражения собственных мыслей, демонстрации решений; специфические свойства информационно-образовательной среды.

В-третьих, группа ограничений, обусловленных индивидуальными физическими возможностями обучающихся с ОВЗ: необходимость высокого уровня мотивации; сформированности на высоком уровне самостоятельной деятельности, в частности, самоорганизации.

Прежде, чем составить индивидуальный тематический план дистанционный учитель должен особенно внимательно рассмотреть физические возможности обучаемого при работе с компьютером: ввод и копирование информации, возможности обмена информацией, умение работать инструментами (карандаш, линейка, циркуль и пр.) в реальной среде, речевые возможности и скорости реализации этих возможностей. Некоторые ученики имеют специализированные устройства ввода-вывода информации, особенности работы с которыми необходимо учитывать при составлении индивидуального плана и в ежедневной работе. Ограниченные возможности ученика определяют повышенные требования ко владению сетевым учителем информационных технологий. Сетевой учитель математики должен иметь уверенные навыки работы в офисных пакетах: работе с формулами, рисунками, таблицами, автотекстом, гиперссылками, возможностями электронных таблиц. Низкий уровень готовности сетевого учителя, выраженный в недостаточном уровне сформированности профессиональных умений, необходимых для реализации дистанционного обучения математике определяет необходимость методического сопровождения такого учителя математики.

Сетевой учитель располагает дополнительными возможностями эффективного обучения, когда проводит групповые занятия, используя системы коллективного общения, например, OPEN MEETING. На таких занятиях можно вместе разобрать занимательные задачи, математические фокусы, создавать совместные проекты, удивлять друг друга созданными кроссвордами по предмету и многое другое. Ограниченные в общении со сверстниками дети с ОВЗ с большим желанием и инициативой готовятся к таким занятиям. Нашим детям в основном трудно даётся математика, поэтому использование различных форм проведения дистанционных уроков работает на положительный результат. Для создания кроссвордов мы используем среду свободного доступа LearningApps.org. Она позволяет легко создавать приложения: кроссворды, викторины, он-лайн игры и другие интерактивные модули, а также пользоваться уже готовыми решениями.

Сегодня учитель математики располагает и специализированным программным обеспечением, что позволяет проводить автоматические измерения, строить графики и модели, регулируя масштаб и величину объектов. Это дает возможность легко проводить построения, прогнозируя результат, вычисляя закономерности и делая соответствующие выводы. Мы используем программу «Живая математика». Преимущество программы «Живая математика» заключается в возможности построения компьютерных моделей. Компьютерные модели позволяют организовать наглядность на уроках геометрии и математики. Но помимо этого компьютерные модели формируют мировоззрение учащихся, развивают структурно-логическое мышление и повышают научно-теоретический уровень изложения материала. Отличительной особенностью программы «Живая математика» является простота освоения, возможность создания красочных чертежей и выполнение с ними различных манипуляций. Это имеет огромное значение на этапе формирования представлений о математическом понятии. Внеся небольшие коррективы в начальные условия задачи, школьники могут наблюдать любые изменения в чертеже, при этом рассматривая целое семейство фигур, а не отдельных представителей. Это способствует формированию умений, связанных с прогнозированием результатов деятельности, образному представлению возможных решений задачи.

Необходимо обратить особое внимание на ограничения дистанционного обучения, обусловленные техническими возможностями интернет. Сетевой учитель всегда должен быть готов к внезапной нестабильности связи: с учеником должна быть проведена предварительная договоренность , заготовлен теоретический и практический материал для самостоятельного продолжения урока в критической ситуации.

И, конечно, необходимо проводить регулярные мини-зарядки для глаз и тела и минутки релаксации. Это необходимо всем, работающим за компьютером, наши дети особенно в этом нуждаются.

Эффективная реализация дистанционного обучения детей с ОВЗ предполагает создание научно обоснованных методических систем дистанционного обучения различным предметам, в частности, методической системы дистанционного обучения математике. В данной работе мы попытались раскрыть некоторые пути более полной индивидуализации обучения через построение и реализацию индивидуальных маршрутов освоения учебного математического содержания, ориентированных на индивидуальные образовательные потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.



Литература

1. Современная методическая система математического образования: коллективная монография / Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова, В.В. Орлов и др.; Под ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой, В.И. Снегуровой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - 413 с. 26 п.л./3,8 п.л.

2. Исмаилова З.Н. Некоторые психолого-педагогические аспекты использования компьютерных технологий при обучении математике. // Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки. Ростов-на-Дону - №7. - 2009. - с.106-112.

3. Снегурова В.И. Структурирование средств и методов обучения в процессе дистанционного обучения математике // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Изд-во «Грамота», 2010 (июль). № 7 (38): Математика, физика, строительство, архитектура, технические науки и методика их преподавания. 0,42 п.л.

© 2010-2022