Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Конус (по учебнику - Атанасян)

Цели урока:

Образовательные: Решение различных задач по теме Конус. Поверхность конуса.

Развивающие: Развивать умения систематизировать знания по теме «Конус»

Развивать мыслительные операции (проведение аналогии, анализ, синтез, критичность)

Воспитательные: Развивать умения формировать ответы на вопросы, культуру общения.

Тип урока: комбинированный.

Класс: 11Г

Оборудование урока: Мультипроектор; интерактивная доска; Карточки с заданиями для самостоятельной работы; Чертежные инструменты.

Этап урока

время

Дидактическая задача

Содержание учебного материала

Методы

обучения

Формы

организации познавательной деятельности


Результаты

Рекомендации

№1.

1мин

Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на занятии.

1) сообщаю тему и цели занятия:

Тема нашего занятия «Конус», На уроке мы должны систематизировать знания по этой теме, продолжить решения задач.

2) краткое вступление:

Я надеюсь на ваше внимание и активность на уроке. Откроите тетради, запишите число, тему.

-Проверим домашнюю работу.


№2.

1мин

Проверка домашнего задания.

1.Проверить ЗУН учащихся по теме «Конус», «Сечения конуса», «Площадь конуса»

№ 553, выполненные учениками.

-Проверяем свою работу.

-Делаем, если надо, исправления.

-Можете оценить свою работу.

репродуктивный

»

индивидуальная

№3.

13

мин

Проверка теоретических З.У.Н учащихся по теме «Конус»

1.Развитие речи, умение применять теоретически материал при решении.

2.повторить, обобщить теоретические знания то теме.

3.воспитывать умения слушать и слышать.

- Все внимание на меня, слушаем вопросы.

1. Дайте определения конуса. Назовите его основные элементы, дайте им определения.

( Тело, ограниченное конической поверхностью и кругом с границей L, называется конусом; вершина, ось, образующая, боковая поверхность конуса; В прямом конусе: ось = высоте)

2.Назовите виды сечений конуса плоскостями.

(параболическое сечение; эллипс, равнобедренный треугольник; круг.)

3.Равносторонний конус с радиусом основания =R. Чему равна образующая этого конуса? ( конус равносторонний, то осевое сечение- равносторонний△ со стороной =2 R)

4. Как находится площадь боковой поверхности конуса?( Sбок. равна произведению половины длины окружности основания на образующую)

-Запишите формулу площади боковой поверхности конуса(Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)) 5.Как находится площадь полной поверхности конуса?

( Sп.= сумме площадей боковой поверхности конуса и основания)

-Запишите формулу площади полной поверхности конуса. (Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс))

- Площадь круга? (S=ПR2).

Частично-поисковая

фронтальная

№ 4.

15

мин

Решение задач по готовым чертежам.

1.Формировать навыки решения задач

2. развивать умение логически мыслить, последовательно записывать мат. предложения.

3.воспитывать культуру общения

1. 3 задачи решаются 3 разными учениками.

Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)

∠АВС=1200,l=6.

Найдите: R,H

Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)

△АВС-равносторонний, l =12,R=10

Найдите: ОК, Н.


Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)

Sосн.=16π, SАВС=32.

Найдите: H. Sбок.

Решение:

АВС - осевое сечение конуса -равнобедренный△.

∠А=∠С= (1800-1200):2=300, ВО - медиана, высота, биссектр.△ АВС

H=ОВ=Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)(лежит против угла300)=3

△ВОС; т.Пифагора


R=ОС=Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)

Ответ:H=3. R=5

Решение:

Т.к △АВС-равносторонний то

АВ = ВС = АС=12.

ВК- медиана, высота,

△АВС.

АК=КС=6.

Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)АОС- равнобедренный ОС=10, КС=6,

Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)

ВОК ;прямоугольный

H=Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)

Ответ: ОК=8, H=6,6

Решение:

Sосн.=/Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс).

r2=16 тогда r=4

АС=2r=8.

SАВС=Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)

Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)

H =8.

Sбок=Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)

ВОС; прямоугольный. по т.Пифагора

Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)

Sбок=Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)

Ответ:H=8, Sбок=16Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)

2. 3е - учащихся решают задачи по карточкам-заданиям.

Карточка 1

Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)Высота прямого кругового конуса равна радиусу основания R. Через его вершину проведена плоскость сечения, отсекающая дугу 600.Найдите площадь сечения.

Карточка 2.

Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)Образующая конуса наклонена к плоскости основания под углом 300, а высота конуса равна 12 см. Найдите площадь боковой поверхности конуса.


Карточка 3.

Радиус основания конуса равен 14 см. Найдите площадь сечения, проведенного перпендикулярно его оси через ее середину.


Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)

К-1

Решение: Плоскость сечения пересекает конус, образует равнобедренныйУрок по теме Понятие конуса ( 11 класс) АМВ. Хорда АВ стягиваетУрок по теме Понятие конуса ( 11 класс) ,∠О ( центральный)= Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс),то ∠А =∠В =600 ,тоУрок по теме Понятие конуса ( 11 класс) АОВ - равносторонний АВ=R, ОС=Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс); МС- высота сечения и гипотенуза △ МОС. По условию МО=ОА=R тогда МС=Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс); площадь △АМВ=Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)

Ответ:SАМВ =Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)

К-2

Решение: △АSО - прямоугольный (SОоснованию),∠SАО=300, SО(лежит против угла 300)=Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс), тогда AS=2ОS=2*12=24.По т. Пифагора ОА=Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс); Sб.=Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс) Ответ: Sб.=Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс).

К-3

Решение: Плоскость - секущая пл.;  (РО) (по опр.) и А1МУрок по теме Понятие конуса ( 11 класс), тогда РО А1М и ∠РМА1 =900; △РОА∽△РМА1 (по двум углам)

следовательноУрок по теме Понятие конуса ( 11 класс) (т.к. М-середина) МА1=Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс); Sсеч.Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс).

Ответ; Sсеч.Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс).

Частично-поисковая

Индивидуальная.

Фронтальная

№ 5.

5-7

мин

Самостоятельное решение задач на применение Sб.п и

Sп.п конуса.

1. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала; 2.формировать логическое мышление учащихся.

3. развивать познавательный интерес учащихся.

Работа по вариантам в тетрадях (2 ученика решают эти задачи на доске)

В-1.

Равнобедренный треугольник, боковая сторона которых =7, а угол при основании равен 450, вращается вокруг основания.

Найдите площадь поверхности тела, полученного при вращении треугольника.

Решение: При вращении получаем тело состоящее из двух равных конических поверхностей (т.к△ равнобедренный)Sпол.=2Sбок,; Sбок,=πr l; r=DВ; △АВС- равнобедренный. DВ- медиана ,высота, биссектриса. АD=DС;∠АВD=450(900:2) тогда Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс); ВD =Sin450АВУрок по теме Понятие конуса ( 11 класс);

Sбок,=πr l=πУрок по теме Понятие конуса ( 11 класс)7=24,5Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс); Sпол.=2Sбок=2Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)=Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)Ответ: Sп=Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)

В-2

Равносторонний треугольник со стороной 8см. вращается вокруг своего основания. Вычислите площадь поверхности тела, образованного при этом вращении.

Решение: При вращении получаем тело состоящее из двух равных конических поверхностей (т.к△ равносторонний)Sпол.=2Sбок,; Sбок,=πr l; r=DВ;

△АВС- равносторонний. DВ- медиана ,высота, биссектриса. АD=DС;∠АВD=300(600:2) тогда Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс); ВD =Sin600АВУрок по теме Понятие конуса ( 11 класс);

Sбок,=πr l=πУрок по теме Понятие конуса ( 11 класс)= 32Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс);

Sпол.=2Sбок=2Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)=Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)

Ответ: Sп=Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)

- Проверяем решение задач.

- делаем у себя исправления

- оцениваем свою работу.

Частично-поисковая

Индивидуальная.

Практическая

№6.

1

мин

Задание на дом.

1 Реализация условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Задачи № 560, № 565

-задачи 565 схожи с задачами, которые вы решали самостоятельно.

-задача 560 и 611 подобна задачи решаемой по готовым чертежам.


Фронтальная

№7.

1

мин

Итог урока. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу после-дующей работы.

оценки за урок.

Кто поставил себе за работу на уроке отлично?

Кто считает что ему надо еще повторить этот материал?

1.Какова тема сегодняшнего урока?

2.Какие виды задач мы решали на уроке? (на док-во, на нахождения Sповерхности, практические задачи).

3.Какие дополнительные знания вам пришлось применить при решении задач?

4.Чтобы получить конус какую фигуру и как надо вращать?

5. Какую фигуру вы получите при вращении прямоугольной трапеции вокруг ее боковой стороны.(усеченный конус)

6 .Как еще можно получить усеченный конус?

Тема нашего следующего занятия «усеченный конус»


Фронтальная


Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)


Карточка 1

Высота прямого кругового конуса равна радиусу основания R. Через его вершину проведена плоскость сечения, отсекающая дугу 600.Найдите площадь сечения.

Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)

Карточка 2.

Образующая конуса наклонена к плоскости основания под углом 300, а высота конуса равна 12 см. Найдите площадь боковой поверхности конуса.



Урок по теме Понятие конуса ( 11 класс)


Карточка 3.

Радиус основания конуса равен 14 см. Найдите площадь сечения проведенного перпендикулярно его оси через ее середину.



© 2010-2022