- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 9 класс по учебнику Л. С. Атанасяна
Рабочая программа по геометрии 9 класс по учебнику Л. С. Атанасяна
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чернавцева Е.А. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 9-го класса.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по математике и скорректирована на её основе программа: «Геометрия 7-9» авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Программа направлена на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
-
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю, что составляет 68 часов в учебный год. Из них контрольных работ 5 часа, которые распределены по разделам следующим образом: «Метод координат» 2 часа, «Соотношение между сторонами и углами треугольника» 1 час, «Длина окружности и площадь круга» 1 час, «Движения» 1 час и 1 час на итоговую административную контрольную работу.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Домашнее задание описано на блок уроков. По ходу работы, в зависимости от темпа прохождение материала номера заданий распределяются по урокам так, что по окончании изучения блока все задания выполнены учащимися в обязательном порядке.
Для развития устойчивого интереса к учебному процессу, уроки геометрии интегрируются с информатикой. Доказательство геометрических фактов ведется в среде математической лаборатории Динамическая геометрия. Некоторые разделы геометрии закрепляются посредством тестов на ПК, которые разработали сами учащиеся. Для этого используется пакет прикладных программ Microsoft Office и УМК Живая математика - это компьютерная система моделирования, исследования и анализа широкого круга задач математики. Программа Живая Математика помогает конструировать интерактивные математические модели, давая начальные представления о понятиях формы тела, числах и т.п. Современный компьютерный чертеж можно деформировать и видоизменять, а результаты этих изменений допускают дальнейшую компьютерную обработку. Живая Математика помогает поставить мысленный эксперимент вида "что если?". Важно отметить, что в среде Живая математика учащиеся работают не с одним единственном объектом (например треугольником), а с целым их семейством.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ - урок ознакомления с новым материалом.
УЗИМ - урок закрепления изученного материала.
УПЗУ - урок применения знаний и умений.
УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ - урок проверки и коррекции знаний и умений.
КУ - комбинированный урок.
Виды контроля:
ФО - фронтальный опрос.
ИРД - индивидуальная работа у доски.
ИРК - индивидуальная работа по карточкам.
СР - самостоятельная работа.
ПР - проверочная работа.
МД - математический диктант.
Т - тестовая работа.
Календарно-тематическое планирование
№
Наименование раздела программы
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания образования
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид кон-троля
Элементы доп-ного содержания
Дом.за-дание
Дата проведения урока
план
факт
Вводное повторение
2
1
Многоугольники (определение, свойства, формулы площадей).
1
КУ
многоугольник, элементы многоугольника, свойства, площадь многоугольника
-знать свойства основных четырехугольников;
-знать формулы площадей;
-уметь строить многоугольники и по чертежу определять их свойства
ФО [1],
ИРД
формулы, задания в тетради
2
Окружность, элементы окружности. Вписанная и описанная окружность. Виды углов.
1
КУ
окружность, радиус и диаметр окружности, центр вписанной и описанной окружности, градусная мера центральных и вписанных углов
-уметь строить вписанные и описанные окружности;
-знать элементы окружности;
-различать центральные и вписанные углы
ФО [1],
ИРД
начертить вписанную и описанную окружность вокруг треугольника
I
Векторы
9
3-4
Понятие вектора.
2
КУ УЗИМ
определение вектора, виды векторов, длина вектора
-уметь изображать, обозначать вектор, нулевой вектор;
-знать виды векторов
ФО [1], стр.213?1-6
ИРД
п.76-78, №742, 743, 746, 749, 751
5-7
Сложение и вычитание векторов.
3
КУ УОНМ УПЗУ
вектор, операции сложения и вычитания векторов
-уметь практически складывать и вычитать два вектора, складывать несколько векторов
ФО [1], стр.213?7-13
ИРД
УМК Живая математика
п.79-82, №754, 757, 761, 763, 765
8
Умножение вектора на число.
1
УОНМ
вектор, правило умножения векторов, средняя линия трапеции
-уметь строить произведение вектора на число;
-уметь строить среднюю линию трапеции
ФО [1], стр.213?14-20
ИРД
п.83, 85, №777, 780
9-11
Решение задач.
3
КУ УПЗУ
УЗИМ
правило сложения и вычитания векторов, правило умножения векторов
-уметь на чертеже показывать сумму, разность, произведение векторов;
-уметь применять эти правила при решении задач
ФО [1],
ИРД
п.84, №781, 783, 785
II
Метод координат
11
12-13
Координаты вектора.
2
КУ
УОНМ
координаты вектора, координаты результатов операций над векторами, коллинеарные вектора
-уметь находить координаты вектора по его разложению и наоборот;
-уметь определять координаты результатов сложения, вычитания, умножения на число
ФО [1], стр.249 ?1-8
ИРД
СР[2], С-1
УМК Живая математика
п.86,87, №912, 914, 919, 921
14
Решение задач.
1
КУ
координаты вектора, координаты результатов операций над векторами
-уметь применять знания при решении задач в комплексе
ФО [1],
ИРД
УМК Живая математика
п.86,87, №923, 925, 926
№
Наименование раздела программы
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания образования
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид кон-троля
Элементы доп-ного содержания
Дом.за-дание
Дата проведения урока
план
факт
15
Контрольная работа №1.
1
-уметь применять полученные знания в комплексе при решении задач на определение координат вектора, на определение вектора суммы, разности, произведения
[3], КР-1
16-17
Простейшие задачи в координатах.
2
КУ УПЗУ
радиус-вектор, координата вектора, метод координат, координата середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками
-уметь определять координаты радиус-вектора;
-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;
- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками
ФО [1], стр.249 ? 9-13
ИРД
ИРК
СР[2], С-2
п.88,89, №930, 932, 935, 939, 938, 941, 948, 951
18
Уравнение окружности.
1
УЗИМ
уравнение окружности
-знать уравнение окружности;
-уметь решать задачи на применение формулы
ФО [1], стр.249 ? 16,17
ИРД
УМК Живая математика
п.91, №961, 963, 966
19
Уравнение прямой.
1
УОНМ
уравнение прямой
-знать уравнение прямой;
-уметь решать задачи на применение формулы
ФО [1], стр.249 ? 18-21
ИРД
СР[2], С-3
УМК Живая математика
п.92, №973, 975, 976
20-21
Решение задач.
2
КУ УПЗУ
уравнение окружности и прямой
-знать уравнения окружности и прямой;
-уметь решать задачи
ФО
ИРД
ИРК
№967, 970, 978, 979
22
Контрольная работа №2.
1
-уметь решать простейшие задачи в координатах;
-уметь решать задачи на составлении уравнений окружности и прямой
[3], КР-2
III
Соотношение между сторонами и углами треугольника
12
23-25
Синус, косинус, тангенс угла.
3
КУ
УОНМ УЗИМ
единичная полуокружность, основное тригонометрическое тождество, формулы приведения
-знать определение основных тригонометрических функций и их свойства;
-уметь решать задачи на применение формулы для вычисления координат точки
ФО [1], стр.271 ? 1-6
ИРД
СР[2], С-4
п.93-95, №1013, 1015, 1018, 1019
26
Площадь треугольника.
1
УОНМ
теорема о площади треугольника, формула площади
-уметь выводить формулу площади треугольника;
-уметь применять формулу при решении задач
ФО [1], стр.271 ? 7
ИРД
п.96, №1021, 1024
27
Теорема синусов.
1
УОСЗ
теорема синусов
-знать теорему синусов и уметь решать задачи на её применение
ФО [1], стр.271 ? 8
ИРД
п.97, №1027
№
Наименование раздела программы
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания образования
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид кон-троля
Элементы доп-ного содержания
Дом.за-дание
Дата проведения урока
план
факт
28
Теорема косинусов.
1
КУ
теорема косинусов
-знать вывод формулы;
-уметь применять формулу при решении задач
ФО [1], стр.271 ? 9
ИРД
СР[2], С-5
обобщенная теорема Пифагора
п.98, №1025(а,б)
29-33
Решение треугольников.
5
КУ УЗИМ
УОНМ УПЗУ
теорема синусов, теорема косинусов
-уметь находить все шесть элементов треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник
ФО [1], стр.217 ? 10
ИРД
ИРК
СР[2], С-6
УМК Живая математика, задачи на решение треугольника
п.99, 100, №1025, 1030, 1028
34
Контрольная работа №3.
1
-уметь применять теорему синусов и теорему косинусов в комплексе при решении задач
[3], КР-3
IV
Длина окружности и площадь круга
12
35-36
Правильные многоугольники.
2
КУ
УОСЗ
правильный многоугольник, вписанная и описанная окружность
-уметь вычислять угол правильного многоугольника по формуле;
-уметь вписывать окружность в правильный многоугольник и описывать
ФО [1], стр.290? 1-4
ИРД
ИРК
п.105-107, №1081, 1084, 1085
37-42
Нахождение сторон правильного многоугольника через радиусы описанной и вписанной окружностей.
6
КУ УПЗУ УОНМ
УЗИМ УПКЗУ
площадь правильного многоугольника, его сторона, периметр, радиусы вписанной и описанной окружностей
-уметь решать задачи на применение формул зависимости между R, r, an;
-уметь строить правильные многоугольники
ФО [1], стр.290?5-7
ИРД
СР[2], С-7
УМК Живая математика, задачи на построение
п.108, 109, №1087, 1088, 1091, 1094, 1096
43-45
Длина окружности и площадь круга.
3
КУ УПЗУ УОСЗ
длина окружности, площадь круга, площадь кругового сектора
-знать формулы для вычисления длины окружности и площади круга;
-уметь выводить формулы и решать задачи на их применение
ФО [1], стр.290? 8-12
ИРД
СР[2], С-8
УМК Живая математика
п.110-112, №1102, 1105, 1110, 1114, 1120
46
Контрольная работа №4.
1
-уметь решать задачи на зависимости между R, r, an;
-уметь решать задачи, используя формулы длины окружность, площади круга и кругового сектора
[3], КР-4
V
Движения
12
47
Понятие движения.
1
УОНМ
отображение плоскости на себя
-знать , что является движением плоскости
ФО [1],
стр.303?1
ИРД
УМК Живая математика
п.113, 114,
48-49
Симметрия.
2
КУ УПЗУ
осевая и центральная симметрия
-знать какое отображение на плоскости является осевой симметрией, а какое центральной
ФО [1], стр.303 ?2-13
СР[2], С-9
УМК Живая математика
п.114,115, №1149, 1151, 1153
50-53
Параллельный перенос.
4
КУ УПЗУ УОНМ
УОСЗ
параллельный перенос
-знать свойства параллельного переноса;
-уметь строить фигуры при параллельном переносе на вектор .
ФО [1], стр.303 ?14,15
ИРД
УМК Живая математика
п.116, №1163, 1165
№
Наименование раздела программы
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания образования
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид кон-троля
Элементы доп-ного содержания
Дом.за-дание
Дата проведения урока
план
факт
54-57
Поворот.
4
КУ УОСЗ
УПКЗУ
УЗИМ
поворот
-уметь строить фигуры при повороте на угол
ФО [1], стр.303?16,17
ИРД
СР[2], С-10
УМК Живая математика
п.117, №1167, 1169, 1170
58
Контрольная работа №5.
1
-уметь строить фигуры при параллельном переносе и повороте
[3], КР-5
УМК Живая математика
Итоговое повторение курса геометрии 8 класса
10
59-60
Об аксиомах планиметрии.
КУ
УПКЗУ
аксиомы планиметрии
-знать все об аксиомах планиметрии
ФО [1],
ИРД
конспект
61-63
Решение задач в координатах.
3
КУ УОСЗ
координаты вектора, метод координат
-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;
- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками
ФО [1],
ИРД
ИРК
УМК Живая математика
п.88,89
64-67
Теоремы синусов и косинусов.
4
КУ УПЗУ
теорема синусов, теорема косинусов
- уметь находить все элементы треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник
ФО [1],
ИРД
п.99,100
68
Итоговая административная контрольная работа.
1
-уметь применять все полученные знания за курс геометрии 9 класса
Уроки №69, 70 резервные
Литература:
-
Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. - М.: Просвещение, 1991.
-
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. - М.: Просвещение, 2006.
-
Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов. - М.: Просвещение, 1998.
-
Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 9 класс. - М.: Просвещение, 2005.
-
Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. - Волгоград: Учитель, 2006.
7