Сборник воспитания в семье

Воспитание в семье                                Семейное воспитание (то же самое — воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достиже­ния желаемых результатов. Социальное, семейное и учебное заведение воспитание осуществляется в неразрывном единстве.    Пробле­мы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются с лицеем, изучаются общей педагогикой, в остальных аспек­тах — социальной. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влия­нием на весь комплекс физической и духовной жизни расту­щего в ней человека. Семья для ребенка является одновремен­но и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным ис­следований, семья здесь отражает и учебное заведение, и средства массо­вой информации, общественные организации, трудовые кол­лективы, друзей, влияние литературы и... Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на вос­питание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью:  какая семья, такой и выросший в ней человек. Эта зависимость давно используется на практике. Опытно­му педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок — зеркаль­ное отражение друг друга.
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание в семье

Семейное воспитание (то же самое - воспитание детей в семье) - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достиже­ния желаемых результатов. Социальное, семейное и учебное заведение воспитание осуществляется в неразрывном единстве.

Пробле­мы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются с лицеем, изучаются общей педагогикой, в остальных аспек­тах - социальной.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влия­нием на весь комплекс физической и духовной жизни расту­щего в ней человека. Семья для ребенка является одновремен­но и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным ис­следований, семья здесь отражает и учебное заведение, и средства массо­вой информации, общественные организации, трудовые кол­лективы, друзей, влияние литературы и искусства.

Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на вос­питание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Эта зависимость давно используется на практике. Опытно­му педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок - зеркаль­ное отражение друг друга.

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в ор­ганизации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи - мощное государство. Это аксио­ма, от которой ни на йоту не отступают в цивилизованных странах.

История напоминает: все государства имели в разное время свои трудности - революции, войны, экономический и куль­турный спад. Выстояли же и стали могущественными только те, где не была разрушена основная ячейка общества - семья.

В нашем современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей.

Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стра­не, они имеют, более общий характер.

Большинство специалис­тов приходят к весьма пессимистичному выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человечес­ких отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее. Будем надеяться, что человеческая мудрость все же найдет выход, и ситуация в семейном воспитании изменится к лучшему.

Не будем приводить ужасающие сравнения, характеризую­щие ухудшение семейного воспитания по сравнению с недав­ним прошлым. Отметим лишь, что легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей.

Что может взять ребенок в полуразрушенной семье? Ведь хорошо известно, что именно в семье и через семью, формиру­ются его первичные представления, ценностные ориентации и социальные установки. На страницах этой книги уже приводи­лись сравнительные оценки семейного влияния на воспитание и развитие личности.

Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отно­шений между людьми, формирует ориентации на всю оставшую­ся трудовую и социальную жизнь человека, В зрелом возрасте многие проблемы, которые естественно и просто разрешаются в семье, становятся непреодолимыми.

Подытоживая эти, в общем, хорошо известные воспитатель­ные функции семьи, приходим к выводу:

1.влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспита­тельных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

2.в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

3.семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи, выходят члены общества: какая, семья - такое общество;

4.семья обеспечивает преемственность традиций;

5.важнейшей социальной функцией семьи является воспи­тание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопо­слушного члена общества;

6.существенное влияние оказывает семья на выбор профес­сии.

То, что дети являются «зеркальным» отражением своих родителей, подтверждается постоянно.

Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родите­лей расходуются на материальное обеспечение, но не на духов­ное формирование и развитие детей. По данным социологи­ческих исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 мин, в выходные дни - 30 мин. Духов­ное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к со­жалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю, за учебой ребенка, а сам контроль - вы­яснению того, какие оценки получены.

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного вос­питания детей в семье отметим следующие:

1.Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств, к существованию (зарплаты, продуктов питания, това­ров и т. д.).

2.Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса.

3.Двойная нагрузка на женщину в семье - и на работу, и на семью. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожан­ки в простых семьях с детьми составляет 77 ч в неделю, том числе дома - 36 ч. Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11 ч.

4.Высокий процент разводов, являющихся следствием мно­гих социально-бытовых и моральных причин. Развод - это всегда проблема воспитания детей.

5.Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока же законодательство закрепляет поло­жение, при котором воспитание детей остается святой обязан­ностью женщины-матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается.

6.Обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы.

7.Увеличение разрыва между семьей и лицеем. Обычная профтехшкола, вследствие многих причин ставшая не престижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи. А новые общественные институты хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоя­нии оказать действенную помощь семье.

Впервые за последние 60-70 лет наше общество столкну­лось с проблемой детской беспризорности. Некоторая часть де­тей (около 5-6%) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общест­венных учебно-воспитательных учреждений, количество кото­рых в стране постоянно увеличивается. Детские приюты, дома ребенка, школы-интернаты, спецгруппы и спец учреждения за­меняют тысячам детей родительский кров.

Что же может предложить педагогика для преодоления кри­зиса семьи и повышения ее воспитательного воздействия?

Педагогическая теория ничего нового в этом плане открыть не может: общие закономерности зависимости воспитания от уровня развития общественных, экономических отношении действуют неотвратимо. Вся надежда на учителя, его подвижническую деятельность. Избавившись от иллюзий, педагоги перестраивают свою деятельность в плане:

1.гуманизации отношений в семье. Авторитарные влияния, ответственность перед законом, требования, запугивания уже исчерпали себя - когда людям нечего терять, эти меры не сра­батывают. Только доброта, милосердие, конкретная помощь, заинтересованность педагога открывают сердца растерявшихся родителей и не позволяют им опускать руки в борьбе за луч­шее будущее своих детей;

2.объединения усилий лицея и церкви в духовном спасении людей, направления этих усилий не на деятельность вообще, а на разрешение конкретных проблем в конкретных семьях;

3.координации педагогических усилий с гуманитарными фондами, обществами, в частности организациями Красного Креста, разработки совместных благотворительно-воспитатель­ных программ.

Главное, не терять веры в людей, всепобеждающую силу до­бра. Общество и раньше переживало трудные времена, но всег­да под руководством своих учителей обретало лучшую судьбу. Приходится лишь сожалеть, что «педагогика зоны», «педагоги­ка колонии» А. С. Макаренко, которую поспешили раскритико­вать приверженцы демократических преобразований, похоже, скоро вернется в новые зоны и колонии, если не будут приня­ты радикальные меры по предотвращению кризиса семьи.

В зеркале социологии

Благодаря развитию социологии имеем достаточно обос­нованные данные о многих аспектах семейного и обще­ственного воспитания. Выберем почти наугад некоторые данные. Подумаем: почему так, что делать?

Очень беспокоят учащихся проблемы будущей семейной жизни. Проведенное в начале 2000-х годов в ряде профтехшкол Казахстана исследование показало, что более 90% опрошенных учащихся считают, очень нужными сведения по проблемам семейной жизни, особенно по методике и техни­ке планирования семьи. По данным исследования, о специ­фике отношений между мужчиной и женщиной узнали в 9- 10 лет и раньше 42% респондентов, в 10-12 лет - 24%, в 13-14 лет - 33%.

Отсюда вывод: когда изучаются отноше­ния между мужчиной и женщиной в лицее, уже практически все «образованные». Кем же? Отметим, что для 50% их «просветителями» стали сверстники, 24% - старшие ребя­та, 30% - специальная и популярная литература. Только 3% назвали своих родителей, которые тактично объяснили сложные вопросы физиологического рождения человека. Никто из опрошенных не назвал педагогов.

Исследование выявило также, что около 40% (в основном девочки) интересуются вопросами организации семейной жизни, 33% - проблемами воспитания детей в семье, види­мо, напряженная обстановка, недоверие к подросткам ведут в семье к тому, что 45% из них никогда не говорят дома о том, что они узнали в лицее. Делятся с матерью мыслями, чувствами, возникшими на уроках, около 30% девочек, и меньше 6% указали, что беседуют с отцом.

Более 10% отцов и матерей утрачивают свой авторитет у детей при переходе возраста .

Приоритетную роль в жиз­ненном самоопределении, в том числе профессиональном, играют друзья. Так, почти 60% девушек считают, что их мнение совпадает с мнением друзей.

В среднем еще около 40% опрошенных считают, что по отдельным проблемам их мнения совпадают с мнениями родителей, родственников, а по вопросам оценок учебы - и педагогов.

Более 50% опрошенных отметили, что их мнения по жиз­ненно важным вопросам практически не совпадают с мнени­ями педагогов.

Снижение авторитета учителя за последнее десятилетие обусловлено не только неэффективной системой воспита­ния, но и качеством подготовки педагогов, которые часто не способны налаживать эффективные коммуникации со школь­никами, а основным типом общения считают «социальное давление» и даже оскорбления.

Таким образом, можно сказать, что современная школа не выполняет своих функций по профессиональной ориен­тации молодежи, а следовательно, их подготовке к труду и жизни.

Мир изменяется, и педагогика должна успевать за этими изменениями. Вечными остаются конфликты между поколени­ями, но новыми должны быть пути их разрешения. Подсказать их родителям обязан педагог, глубоко понимающий внутрен­ние, скрытые пружины семейных драм.

Отношения родителей, педагогов и детей - сложная про­блема Сложность ее - в скрытом, интимном характере чело­веческих отношений, трудности и щепетильности «внешнего» проникновения в них. Педагоги установили, что отношения родителей и детей с годами складываются в определенные ти­пичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений, и возникают они постепенно. Родители же обращаются к педагогу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неде­лю назад» конфликтной ситуации. Т. е. они видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный слу­чай.

Конфликт в отношениях родителей и детей редко возника­ет случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаим­ной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Конфликт - жесткое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой син­дром отношений.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными отношениями. В педагогическом смысле это означает мировоззренческие, нравственные, эмоциональные, интеллектуальные, деловые связи родителей и детей, тесное общение между ними, в результате которого возникает душев­ное единение. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанно­сти детей к родителям.

Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но, не­смотря на все их многообразие, можно выделить типичные мо­дели отношений межу взрослыми и детьми в семьях. В основу анализа положено видоизменение отношений как одной из фундаментальных характеристик межличностных отношений. Отношения определяются по степени напряженности и по­следствиям негативного влияния на воспитание детей.

1.Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Ува­жают их мнения, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в таких семьях растут: счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном обще­нии. Их отношения характеризуются общей нравственной ат­мосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.

2.Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Они растут: послушными, вежливыми, друже­любными, но недостаточно инициативными.

Часто они не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими пробле­мами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубин­ные, сокровенные связи могут нарушаться. Поначалу намечает­ся едва ощутимая «трещинка» в душевных связях между родите­лями и детьми. Фактические данные дают основание обозна­чить наиболее частые причины этой «трещинки»:

а) некоторые расхождения между характером требований и личным поведением;

б) недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родите­лей в конкретных ситуациях, недооценка потребности ре­бенка быть личностью.

Подчас родители психологически не поспевают за динамиз­мом развития детей. А они уже подростки, уже имеют свое мнение, уже не соглашают­ся. В таких случаях родительская отзывчивость должна быть увеличена.

3.Материально-ориентированные семьи, где главное внима­ние уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагма­тически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единственной целью - чтобы поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле этого слова. Отношения с родителями, лишен­ные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо.

Родители стараются вникать в интересы и заботы детей. Дети это понимают. Но чаще всего не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разби­ваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, осчастли­вить их, обеспечить на будущее, родители фактически обрека­ют своих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания.

Такой вариант отношений возникает и при чрезмерной за­нятости родителей собой, работой, увлечениями, своими отно­шениями и размолвками. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родите­лей в общении с детьми, что порождает у них чувства обиды, одиночества. И все же естественная привязанность, любовь к родителям остаются, и дети испытывают желание делиться ус­пехами и огорчениями, зная, что родители в душе остаются их искренними доброжелателями.

4.Враждебные семьи. Детям здесь плохо. Неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытыми, недружелюбными, они плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Механизм отношений здесь та­кой. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее, правы) родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особен­ностями детей, когда они еще не могут оценить опыта родите­лей, их усилий на благо семьи.

Справедливые огорчения роди­телей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях - с аморальными поступками.

Важно, чтобы родители в таких ситуациях стремились разо­браться в мотивах поведения детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи непра­выми, искренне убеждены, что правы именно они, что родите­ли не хотят или не способны их понять. При всей правоте, ро­дителям полезно знать, что существуют психологические барь­еры общения: недостаточное знание общающимися друг друга; неприемлемые навыки общения, взаимного восприятия; разли­чие характеров, противоборствующих желаний; отрицательные эмоции.

5.Анти социальные семьи. Это, скорее, не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянству­ют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное. В 30% случаев ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

Что происходит в таких семьях, нетрудно понять. Родители, как правило, занимают конфликтную позицию. Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые не умеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг к другу и к детям. Это проявля­ется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на тягу родите­лей к сомнительным развлечениям, водке.

Острые конфликты могут возникнуть и из-за эмоциональ­ной глухоты родителей. Дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъ­ема, возвышенных устремлений, непонятных взрослым. Непо­нимание и непринятие их переживаний взрослыми ведет к обоюдному отчуждению. Обе стороны утрачивают способность слушать и понимать друг друга.

На фоне новых возможностей самореализации личности в условиях демократических свобод современные подростки пристальнее оценивают масштабы личности своих родителей, отцов - в частности. Сегодня «кризис отцов­ства» остро проявляется в формах неполных семей, пьянства, отрешенности отца от семьи. Есть на то объективные, субъек­тивные причины, но детям от них не легче.

Педагоги выделили несколько наиболее часто встречаю­щихся причин этой трагедии.

На первом месте - педагогическая несовместимость роди­телей. Воспитание детей принадлежит к самым трудным сфе­рам человеческой деятельности. А значительное большинство родителей приступают к этому важнейшему делу, не имея о нем сколько-нибудь ясных, а тем более педагогических пред­ставлений. Но поскольку родители сами воспитывались в семье, в детском саду, в школе, у них возникают иллюзии осведомленности.

В типичном варианте такие родители «упускают» детей, между ними складываются отношения, поправить которые час­то уже невозможно. Дети уходят в мир других отношений, в другую среду общения.

Другая причина - жестокие, варварские методы «воспита­ния», в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми путями спасаются от них. Тут на смену нормальному общению приходит полное отчуждение, вражда.


Содержание воспитания в семье

обуславливается генераль­ной целью демократического общества. Семья обязана форми­ровать физически и психически здоровую, нравственную, ин­теллектуально развитую личность, готовую к предстоящей тру­довой, общественной и семейной жизни.

Составными компо­нентами содержания семейного воспитания являются извест­ные направления - физическое, нравственное, интеллектуаль­ное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым обра­зованием подрастающих поколений.

1.Физическое воспитание детей и молодежи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается - приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.

2.Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересован­ное участие родителей в обогащении детей знаниями, форми­ровании потребности их приобретения и постоянного обновле­ния. Развитие познавательных интересов, способностей, на­клонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.

3.Нравственное воспитание в семье является стержнем отно­шений, формирующих личность. Здесь на первый план высту­пает воспитание непреходящих моральных ценностей - люб­ви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедли­вости, совести, достоинства, долга.

В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисцип­линированность, ответственность, самостоятельность, бережли­вость. Совсем не важно при этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети - христианскую мо­раль, общеэтические учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.

4.Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно те­перь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются со­мнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

5.Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь - поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудо­вого воспитания.

Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень оп­рятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети удиви­тельно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, бальному танцу, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растран­жириванию времени.

Но для этого нужно долго и упорно трудиться на ниве вос­питания. Для родителей семейное воспитание - процесс со­знательного формирования физических и духовных качеств де­тей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется созна­тельный характер семейного воспитания и требование разум­ного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач.

Семейное воспитание в педагогике понимается как управ­ляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Вза­имоотношения родителей с детьми всегда имеют воспита­тельный характер. Воспитательная работа родителей в семье - это, прежде всего самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспита­тельных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для преду­преждения отклонений в нравственном развитии школь­ников.

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: ав­торитарное, демократическое и попустительское отно­шение родителей к своим детям.

1.Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелля­ционностью. Угрозы, понукания, принуждение - главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апа­тию и пассивность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А.С. Макаренко выделял две разновидности, которые он на­зывал авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страш­ным и диким видом авторитета. Жестокость и террор - вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе - таков главный принцип деспотических отношений.

Этот способ воспитания неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трус­ливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мсти­тельных и нередко самодурствующих.

«Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сло­жившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей - «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей - явление чрезвычайно редкое: воспита­ние они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

2.Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником его являет­ся чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисцип­линированными, безответственными.

Попустительский тип отношения А.С. Макаренко называ­ет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем прояв­ления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стрем­лении завоевать ребенка родители не замечают, что воспи­тывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, уме­ющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, соци­ально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, про­являющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А.С. Макаренко называл «педагогическими бестиями», осу­ществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.

3.Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислу­шиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше по­нимают родителей, растут разумно послушными, инициатив­ными, с развитым чувством собственного достоинства.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей - столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей - мягкое внушение, у других - угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теп­лые, дружеские, главный метод - поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание.

Методы очень зависят от установленных родите­лями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать по­слушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребе­нок безотказно выполнял требования взрослых. Другие счита­ют более важным учить самостоятельному мышлению, прояв­лению инициативы и, естественно, находят для этого соответ­ствующие методы.

Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств: слово, фольклор, родительский ав­торитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и мораль­ный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, ли­тература, музеи и выставки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.

1.Знание родителями своих детей, их положительных и от­рицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие по­ручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одногруппниками и педагогами, взрослыми, что более всего ценят в людях и т. д. Простые, каза­лось бы, сведения, но 41% родителей не знают, какие книги читают их дети; 48% - какие фильмы смотрят; 67% - какая музыка им нравится, больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. Только 10% учащихся ответили, что в их семьях знают, где они бывают, с кем встре­чаются, кто их друзья. По данным социологических исследований (2005), 86% юных правонарушителей ответили, что роди­тели не контролировали их поздних возвращений домой.

2.Личный опыт родителей, их авторитет, характер отноше­ний в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.

3.Если родители отдают предпочтение совместной деятель­ности, то обычно превалируют практические методы. Интен­сивное общение во время совместного труда, просмотров теле­передач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети бо­лее откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности, нет и повода, и возможности для об­щения.

4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замече­но издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.

Следовательно, учить педагогику, ов­ладевать секретами воспитательного воздействия вовсе не рос­кошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать яв­ляются единственными воспитателями своего ребенка...

Распространенные ошибки семейного воспитания

Типичной ошибкой во многих нынешних семьях, где дети педагогически запущенные, является стремление родите­лей как можно быстрее, одним махом перевоспитать их. Не менее типичной является ошибка, когда единственный у ро­дителей ребенок захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание не­медленно исполняется. Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такое отношение к ребенку тем, что «им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя поживет в свое удовольствие». И растет в семье эго­ист, тиран, баловень. Когда это заметят, становится очевид­ным, что необходимо принимать самые строгие меры. Но всякая «переделка» - дело гораздо более трудное, чем правильное воспитание с ранних лет, так как в процессе резкого «перевоспитания» и принятия строгих мер травми­руется нервная система. Именно в этих случаях возникает реальная возможность сделать из ребенка неврастеника.

Еще одна ошибка, допускаемая родителями, - строгая, до жестокости, власть над детьми с раннего возраста. В детстве ребенок познает все виды наказания. За малейшую шалость его бьют, за недомыслие - наказывают.

В 10-12 лет начинается у детей самая трудная пора для воспитателя - они становятся подростками и впервые на­чинают критически осмысливать окружающую их жизнь. Именно в этом возрасте нужны более строгие меры, чтобы удержать ребенка от дурного поступка, и их-то у родителей и не оказывается.

Родители, которые пытаются всяческими способами укло­ниться от занятий с детьми, допускают уже не ошибку: то, что они делают, называется другими словами. Подход при­митивный - отмахнуться, а порой откупиться от своих чад.

Детям предоставляется полная свобода, которой они, по­нятно, еще не умеют пользоваться. Детская безнадзор­ность, оказывается, не всегда является следствием заня­тости родителей. Это отсутствие необходимого присмотра за ними.

Правила семейного воспитания

За длительную историю существования семьи накоплено чрезвычайно много наблюдений за воспитанием детей. Из этих наблюдений вытекают важные обобщения, которые могут быть условно классифицированы как общие закономерности воспи­тания детей в семье. И хотя они еще не имеют всех признаков закономерной связи, по своему статусу все же стоят выше пер­вичных фактов и простых заключений. Из них вытекают сове­ты родителям, правила семейного воспитания.

Правила необходимы родителям, чтобы время от времени сверять по ним с вои действия, правила необходимы педагогам для продуктивных и обоснованных советов родителям, особен­но когда те старше возрастом.

Исходя из положения о неизменности человеческой нату­ры, мы должны заключить, что дети не отличаются от своих родителей. Весьма точный образ ребенка мы получим, если со­ставим сумму достоинств и недостатков обоих родителей и раз­делим ее пополам. Природа, выходит, проблем не создает.

Что же мешает наладить эффективное семейное воспита­ние?

Во-первых, наследственность. Если сами родители имели проблемы в детстве, они должны быть готовы, что эти проблемы повторятся и в их потомстве.

Во-вторых, и это уже подвластно родителям, - изменяющиеся и постоянно усложняющиеся усло­вия жизни. В жизни родителей не было многого из того, что появилось в жизни их детей. Отсюда и подавляющее число проблем.

В-третьих, постоянно снижающаяся культура семей­ного воспитания, где низкая педагогическая культура родителей занимает лишь малую часть. Здесь и отход от народной педаго­гики, традиций и воспитания всем обществом.

На этом общем базисе проявляются тысячи конкретных за­висимостей между родительским влиянием и качеством воспи­тания детей. Проанализируем некоторые наиболее очевидные вместе с вытекающими из них рекомендациями для педагогов и родителей. При этом постараемся не касаться традиционных советов, описанных в популярных психолого-педагогических руководствах.

Социальная педагогика семьи замечает все более тонкие связи и советует использовать их для повышения качества вос­питания современных детей.

1.Приоритет ближайшего круга основан на том, что сила влияния людей друг на друга прямо пропорциональна степени их близости. Установки ближайшего круга общения для нас ве­сомее и сильнее, чем норма отстоящих сообществ, включая и общество в целом. Следовательно, семья дает родителям наи­больший шанс сделать своих детей счастливыми.

2. Следующее положение - «власть любимого» напоминает нам, что у тех, кого мы любим, всегда есть власть над нами. Любите детей, и они станут воспитанными без дополнитель­ных усилий с вашей стороны.

3.Заведите, если позволяют условия, стол овальной фор­мы. Замечено, люди за круглым столом непроизвольно добро­желательны.

4.О родительской ласке и ее магическом действии на де­тей знают все. Остается немного напрячься.

5. В семье нет места для мести. «Выходя на дорогу мес­ти, - писал О. Уайлд, - не забудь приготовить два гроба, один из которых - для себя». Родители, лишающие ребенка каких-то привилегий за проступок, по существу мстят ему. Лучше пе­реведите эту проблему в русло чисто экономических отноше­ний: не сделал, сделал не так - не получишь. Без этой преам­булы ваши ограничения будут весьма похожи на субъективное отмщение.

6. Еще никому не удавалось прожить свой век гладко - без ошибок, потерь и унижений. Жизнь сложна и удивительна. Больше беседуйте о жизни. Вместо нотаций - пример, притча, жизненный опыт, семейная история.

7.Великое искусство делать человека хорошим состоит в том, чтобы сначала вынудить его признать это начало внутри себя, а затем внушить ему, что он может стать лучше. Ничего не делайте, а лишь раздувайте гордость в человеке, и его страх перед позором всегда будет пропорционален стремлению стать лучше: ибо, чем больше человек ценит себя, тем больше он приложит стараний и тем больше лишений перенесет, чтобы избежать позора.

8.В физике известен «принцип Челомея»: «Чтобы система была устойчивой, ее надо время от времени трясти». Устраи­вайте проверку «на прочность» своим детям и учащимся, и вы будете точно знать, чего стоит ваш воспитательный талант.

9.Когда человек не может изменить сделанное, он начи­нает понемногу изменять свои взгляды, чтобы они больше вя­зались с уже совершенными поступками. Помните о коварстве этого «оправдания поступка» и не позволяйте ему завладеть вами. Сначала нужно все же думать, а действовать уже потом.

10.Посмотрев на себя внимательно и как бы со стороны, родитель обнаружит, что его первая спонтанная реакция на то или иное поведение ребенка имеет эмоциональный характер. Вторая же реакция, происходящая почти одновременно с пер­вой, имеет оттенок нравоучительный. Используйте эту связь в своих целях.

11.Используйте в практике семейного воспитания «зависи­мость Парето»: за первые 20% лимита времени человек дости­гает 80% результата, а за оставшиеся 80% - всего лишь 20% результата. Следовательно воспитание «вдогонку» малоэффек­тивное.

12.Плавность и постепенность - важные принципы воспи­тания детей. Вы мало чего добьетесь резкостью и натиском и многого плавной настойчивостью, терпеливой постепенностью. «Взрыв» практикуйте очень редко и осторожно.

13.В случае общения детей со взрослыми мы имеем обще­ние неравное, которое развивается по законам зависимости и подчиненности. Величина неравенства определяется дистан­цией. Дистанцией устанавливается и количество запретов. А ка­кой она будет в ваших отношениях с детьми - решайте сами.

14.Совет, данный кому-либо в присутствии других людей, воспринимается как упрек. При общении с подростками об этом нужно помнить постоянно.

15.Учитывайте факторы доступности, простоты и очевид­ности. Не усложняйте своего педагогического воздействия не­нужными подробностями, пояснениями, околичностями. Тре­бование должно быть четко поставлено и четко выполнено.

16.С непослушными детьми чаще применяйте прием «по­падания впросак». Ребенок, попавший в неудобную ситуацию, когда он выглядит некрасиво или очевидно глупо, причем он понимает, что «подставился» сам - своей неуступчивостью, глупостью, своим непослушанием, - спешит скорее выбраться из нее. Спровоцируйте несколько подобных ситуаций, и вы увидите, как плодотворно они повлияют на осмысление жизни вашим чадом.

17.Чем ближе к ребенку надзор над ним, тем эффективнее функция подчинения. Выбирайте, что вам больше по душе, а потом устанавливайте степень надзора.

18.Если у вас не ладится с воспитанием в том ключе, в ка­ком вы действуете, резко измените стратегию своего поведения.

19.В делах своих помните о дереве, которое сказало дрово­секам: «Если бы в руках ваших не было части моего тела, вы бы никогда не смогли повалить меня» (Ахикар Премудрый).

20.Дети чувствительны не столько к разумности, сколько к устойчивости. Самые правильные, но «разовые» воздействия всегда будут менее эффективны, чем неразумные, но дли­тельные.

21. Сила собственного негативного опыта очень велика. Мо­жет быть, стоит «разрешить» ребенку раз дотронуться до горя­чего утюга, разбить нос и расцарапать коленки, чтобы навсегда избавиться от поучений на эту тему.

22.Постоянное общение с узким кругом людей притупляет взаимный интерес. Если разрушить эту связь невозможно, най­дите способы повышения внимания родных к вашей персоне. Тогда вам на какое-то время легче дадутся родительские обя­занности - дети уже навострили уши.

Все изложенное - лишь маленькая толика зависимостей, действующих в семейном воспитании. Дополнить их собствен­ными выводами - и задача, и необходимое условие повыше­ния воспитательного влияния родителей и педагогов.

Отклоняющееся поведение детей в семье принято клас­сифицировать в зависимости от степени его социальной опасности, а также от возрастных и индивидуальных осо­бенностей детей. Наиболее характерными из них являются: непослушание, упрямство, капризы, а также своеволие, недисциплинированность и, наконец, пра­вонарушения.

Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас обще­ственная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое не­навидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получа­ет первые... эстетические вкусы, здесь первоначально со­средоточиваются все его интересы, привязанности и авто­ритеты.

Вследствие, этого влияния, которое оказывает на семейную жизнь, общественная, дети рано начинают скла­дываться в детей своего времени, детей известной эпохи. Дети двух поколений, отстоящих одно от другого на какой-нибудь десяток лет, чаще всего выносят из своего детства далеко не одинаковые впечатления и влияния».

Педагогическая поддержка семьи

Координация деятельности лицея, семьи и общественно­сти по воспитанию детей осуществляется в следующих органи­зационных формах:

1.Координация планов воспитательной работы педагоги­ческого коллектива лицея, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, клубов, библиотек, ста­дионов, милиции и здравоохранительных органов с четким распределением функций каждого из этих участников воспита­тельного процесса.

2.Организация силами лицея систематического обучения родителей и представителей общественности наиболее эффек­тивным приемам работы с детьми.

3.Тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнару­живаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.

Основную работу с родителями лицея проводит через роди­тельские объединения, носящие различные названия - роди­тельские комитеты, советы, комиссии, Каждое из таких объединений имеет свой устав (положение, регламент, план), которым определяются главные направления деятельности, права и обязанности участников воспитательно­го процесса. Во многих случаях составляется единый план совместной деятельности семьи, учебного заведения и общественности.

А там, где перешли к более тесной интеграции учебного заведения и семейного воспитания, создаются комплексы «учебное заведение - семья». Главным требованием устава таких комплексов является обес­печение родительского контроля за всеми направлениями учебного заведения деятельности.

Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда традиционно их не допускали, - выбору предметов для обучения, определению объемов их изучения, составлению учебных планов, выбору профиля лицея, выработке внутриучебного заведения устава, разработке системы мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслужи­вания учащихся, системы поощрений и наказаний и т. д. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности учебное заведение и семья становятся действительными партнерами в вос­питании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.

Одной из главных задач родительских объединений остает­ся организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, круглые столы, конфе­ренции, и другие постоянно теку­щие и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, помочь в ре­шении трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния.

Работа по созданию общих этических, эстетических, нрав­ственных, волевых, интеллектуальных ценностей начинается с создания родительского комитета. Ее актив, как наиболее способ­ный к сотрудничеству, занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, деятельностного подхода. Результа­том должно стать стимулирование стремления пополнять свои знания, научиться практическим основам правильного воспи­тания детей в семье.

Большинство родителей хотели бы видеть своих детей ода­ренными и культурными, воспитанными и преуспевающими.

На этом естественном стремлении и строятся отношения между лицеем, колледжем и семьей. Последняя, становится открытой системой, для координации воспитывающих усилий. Скоординировать усилия школы и семьи означает устранить противоречия и соз­дать однородную воспитательную и развивающую среду.

Совместная деятельность лицея и семьи направлена на развитие у детей нравственных качеств, физического здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружаю­щего мира

Современное семейное воспитание основывается на прин­ципах гуманистической педагогики:

1.креативности - свободного развития способностей детей;

2.гуманизма - признание личности в качестве абсолютной

ценности;

3.демократизма, основанного на установлении равноправ­ных духовных отношений между взрослыми и детьми;

4.гражданственности, основанной на осознании места свое­го «Я» в общественно-государственной системе;

5.ретроспективности, позволяющей осуществлять воспита­ние на традициях народной педагогики;

6. приоритетности общечеловеческих нравственных норм и

ценностей.

Развитие и воспитание ребенка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирова­ние личности заданной ориентации.

Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организует через классный родительский комитет, роди­тельские собрания, а также через педагогов, работающих в дан­ной группе. Важной частью практической деятельности клас­сного руководителя по поддержанию контактов с семьей явля­ется регулярное личное посещение учащихся дома, изучение ус­ловий их жизни на месте, согласование и координация с роди­телями совместных мер по усилению воспитательного воздей­ствия, предотвращению нежелательных результатов.

Традици­онной функцией классного руководителя остается просвещен­ческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке.

В родительских лекториях полезно провести лекции-беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях учащихся данного возраста; под­ходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных на­правлениях воспитания - нравственном, физическом, трудо­вом, интеллектуальном; новых сферах интеллектуального осво­ения действительности - экономическом, экологическом, хо­зяйственном, правовом воспитании; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; граждан­ственности и патриотизме; воспитании сознательной дисцип­лины, долга и ответственности.

Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания - преодоле­ния отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновения затруднений и барь­еров в семейном воспитании, ответственности перед обще­ством, страной.

учащегося, если они будут к очередному посещению, воспри­нимаются нормально и не вызывают острой реакции на общем положительном фоне. В такой форме учебное заведение помогает родите­лям систематически заниматься воспитанием собственных детей.

Естественно, нагрузка на классного руково­дителя существенно возрастает, поскольку ему ежедневно при­ходится общаться с 2-3 родителями, а польза огромная. Со временем устанавливается как бы постоянное «расписание» по­сещений, оказывающее стимулирующее воздействие на всех учащихся - отличников и отстающих, дисциплинирован­ных и не очень.

Темы взаимоотношений семьи и лицея очень удачно кос­нулся Л. Кассиль.

«Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это учебное заведение ви­новато, оно обо всем должно позаботиться, ему принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что учебное заведение в основном все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы.

Если говорить образно, семья и учебное заведение - это берег и море. На берегу, ре­бенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает учебное заведение. Это не зна­чит, что он должен совсем оторваться от берега - ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу.

Семья дает ребенку как бы первичное оснащение, пер­вичную подготовку к жизни, которую школа все-таки не мо­жет дать, потому что необходимо непосредственное сопри­косновение с миром близких, окружающих ребенка, миром очень родным, очень привычным, очень нужным, миром, к которому ребенок с самых первых лет привыкает и с кото­рым считается. А уже потом рождается известное чувство самостоятельности, которое учебное заведение должно не подавлять, а поддерживать.

Далее хотелось бы сказать вот о чем. Я часто вижу, как возникают - иногда по вине родителей, а иной раз по вине педагогов - ненормальные отношения между семьей и лицеем. Это приучает ребят к полной безответственности. Дома учащаяся жалуется, что к нему плохо относится преподаватель и другие педагоги, а в лицее - что ему дома мешают заниматься. Все это происходит потому, что нет постоянного общения между педагогом и семьей

Конечно, группа должна быть сплоченной. Но друзей выбирают по вкусу, по лично­му пристрастию, и, когда педагог начинает вмешиваться, добра не будет. Мы только приучим ребят лицемерить, врать и принизим в их глазах святое чувство дружбы, без которой коллектив не держится. Ведь коллектив состоит из людей, связанных не только общим делом, но и дружбой, и не из некоей однообразной массы. Поэтому мера вмеша­тельства лицея в личную жизнь ребенка должна быть ра­зумно определена.

Хороший педагог сам понимает, где он должен остано­виться или, по крайней мере, обойтись без административ­ного вмешательства. Здесь я целиком согласен с макаренковской формулой - как можно больше требовательности, как можно больше доверия».

Систематические опросы классных руководителей пока­зывают, что особенно трудно им работается теперь.

Отмечается грубость у значительной части молодежи, нарушение норм поведения в общест­ве, граничащее с хулиганством; безответственность, прене­брежительное отношение к физическому труду. Молодые люди нередко не замечают, где начинается высокомерие, пренебрежение к опыту старших, неуважение к родителям.

Особенно остро у учащихся выражены две взаимно связанные тенденции:

1.стремление к общению

2.стремление к обособлению.

Обе они чрезвычайно важны для организации воспитательного влияния на учеников и ру­ководства их жизнедеятельностью. Создается ситуация, при которой учащийся, с одной стороны, находясь на грани самостоятельной жизни, особенно нуждается в совете и внимании взрослых, в их помощи, а с другой - опасается потерять свою самостоятельность.

Педагоги отмечают пассивное отношение учащихся к учебе, равнодушие и безразличие к делам группы и лицея.

По своей должности педагог обязан тесно сотрудничать с семьей и давать профессиональные советы родителям. Чем боль­ше знаний о детях, их жизни он накопил, тем разумнее будут его советы, тем большим авторитетом он будет пользоваться в семьях его учащиеся.

Среди педагогических советов семьям, особенно молодым, авторитетный педагог обратит внимание на разумную организа­цию семьи и семейных отношений. Общие перспективы, совмест­ная деятельность, определенные трудовые обязанности, тради­ции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для развития внутрен­них взаимосвязей родителей и детей.

В жизни семьи нужные педагогические обстоятельства не всегда совпадают с жизненными. Их нередко приходится со­здавать вопреки жизненным обстоятельствам. К примеру, семья может освободить девочку-подростка от хозяйственных забот, их может выполнять бабушка. Тогда обязанности бабуш­ки и внучки должны быть распределены, чтобы девочка чув­ствовала необходимость своей помощи и считала ее для себя совершенно обязательной.

Дети ожидают от родителей интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Родите­лям требуется постепенно менять воспитательные влияния на различных ступенях становления личности.

Вдумчивый учитель обратит внимание и на педагогический такт, требующий от родителей учета жизненного опыта, эмо­ционального состояния, тонкого неторопливого анализа моти­вов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру растущего человека. Чувство такта должно подсказать ро­дителям, как скрыть обнаженность прямого воспитательного воздействия.

Общие увлечения родителей и детей педагог назовет тем бла­годатным путем, который приведет их к взаимопониманию. Общесемейные увлечения, интересы, традиции, почти забытые ныне вечера семейного чтения, семейные турниры, семейные коллективы художественной самодеятельности, семейные культ­походы, путешествия, походы выходного дня. В каждой семье может сложиться многообразная система установления и укреп­ления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям.

Постоянно актуальным остается взаимодействие лицея и семьи в решении проблемы преодоления неуспеваемости учащихся. Установлено, что семья и учебное заведение смотрят на нее по-раз­ному. Педагоги склонны считать главными причинами недоста­ток способностей в соответствующей области, бесконтроль­ность семьи. Родители же - в недостаточном внимании, усид­чивости детей и слабой работе лицея.

Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспевае­мости учащейся. Только поняв их, семья и учебное заведение могут скор­ректировать свою деятельность. Если взаимопонимание не до­стигается, учебное заведение и семья, остаются на своих точках зрения. Жизнь учащегося от этого только ухудшается.





ПАМЯТКА

по проведениям родительских собраний в группе

Цели и задачи: Стремление родителей к сотрудничеству и последующим кон­тактам, взаимодействию, только видя заинтересованность классного руководите­ля судьбой их детей.

1.На родительских собраниях важно не просто:

1)информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости;

2) о фактах на­рушения дисциплины;

3) отставания в учебе.

2.А вместе с ними:

1) вы­яснить причины негативных явлений;

2) заинтересованно обсудить пути преодоления негативных явлений,

3) наметить конкретные меры.

3.Недопустимо превращать родительские собрания:

1) в нотации и разносы;

2)нельзя подвергать учащегося и его семью публичному шельмованию;

3) категорически запрещено педагогу брать на себя роль судьи;

4) выносить безапелляционные решения и приговоры.

4. Классный руководитель показы­вает пример:

1) терпения

2) милосердия

3) сострадания

4) защищает своих питомцев.

Советы родителям мягкие, взвешенные, добрые.

5.Постоянная тема для обсуждения на родительских собрани­ях - соблюдение единства требований семьи и лицея. Для этого берутся:

1) конкретные аспекты координационного плана;

2) анализируется их выполнение;

3) намечаются пути устранения появившихся рассогласований.

6.Проблема нравственного воспитания под­растающих поколений, различные аспекты которой приходится постоянно обсуждать на родительских собраниях.

7.Традиционная форма работы классного руководителя:

1) приглашение родителей в учебное заведение для беседы.

2) достижения учащихся;

3) для согласования программы дальнейшего развития учащегося.

8)Классный руководитель посещает семьи своих учащихся с целью:

1) изучение на месте бытовые условия;

2) характер организации семейного воспитания;

3) атмосфера дома;

4)отношения между членами семьи.

9. Исключительно важно соблюдать при посеще­нии учащегося на дому следующие правила:

1)не идите непрошеным, постарайтесь любыми путями полу­чить приглашение от родителей;

2)проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всег­да начинайте с похвалы и комплиментов;

3)исключите жалобы на учащегося, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения;

4)беседуйте в присутствии учащегося, только в исключи­тельных случаях требуйте конфиденциальной встречи;

5)всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;

6)советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивай­те уровень своих требований и возможности семьи;

7)выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкрет­ных совместных делах;

8)не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдер­жаны в сложных случаях, выражайте осторожный оптимизм.

К сожалению, именно непрофессиональная работа с роди­телями чаще всего подрывает авторитет педагога и лицея.

Опре­делить уровень родительского мастерства можно, отвечая на анкету

Ценность ее заключается хотя бы в том, что она дает возможность увидеть сильные и слабые места в воспитательном процессе в семье.






ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?

(примерная программа наблюдения за ребенком в семье и составление на него психолого-педагогической характеристики)

I Психологические данные

1. Подвижен ребенок или нет (инертен)?

2. Настойчив или пассивен во взаимоотношениях с окружающими?

3. Как развита воля? В чем она проявляется?

4. Разговорчив или замкнут?

5. Ленив или нет? В чем это проявляется?

6. Какова память?

7. Как реагирует на обиды?

8. Проявляется ли озлобленность?

9. Замечается ли двуличие или лицемерие? В чем именно?

10. Капризен ли? В каких случаях?

11. Драчливость? Чем вызывается?

12. Имеет ли стремление к самостоятельности?

13. Проявляет ли потребительское отношение к родителям, учителям?

14. Кого уважает и за что?

15. Замечается ли невыдержанность? В чем именно?

16. Замечается ли раздражительность? Как проявляется?

17. Упрямство. В чем выражается?

II Гигиена

1. Аккуратность (примеры).

2. Как поднимается с постели?

3. Умывание (его способ и отношение к нему).

4. Когда ложится спать?

5. Отношение к одежде, обуви и ко всем вещам вообще.

6. Еда. Что любит и не любит? Когда ест и сколько раз в день?

III Физический труд

1. Несет ли какие-либо обязанности дома? Какие?

2. Понимает ли необходимость труда?

3. Какой труд больше любит? Чем это объясняется?

4. Чем занимается, когда бывает дома?

5. Какую профессию хочет выбрать в будущем?

IV Социальная жизнь

1. Как относится к друзьям?

2. Как относится к соседям, знакомым родителей?

3. Много ли времени проводит вне дома? Где бывает, что делает?

4. Много ли времени проводит дома? Что обычно делает?

5. В каких общественных организациях участвует (активно, неактив­но, по принуждению)?

V Умственная и эстетическая жизнь

1. Любит ли читать книги? Сколько времени тратит на это занятие в день?

2. Чем увлекается ребенок, что его особенно интересует? Любознате­лен ли? Примеры.

3. Как относится к лицею? В чем проявляется это отношение?

4. Как реагирует на наказание и поощрения? Укажите конкретно, ка­кие и как они на него действуют.

5. Кто в семье пользуется авторитетом у ребенка? В чем это проявля­ется?

6. Хорошая ли память у ребенка? Какой вид памяти больше развит (двигательная, эмоциональная, логическая, произвольная, непро­извольная)?

7. Любит ли петь, играть на музыкальных инструментах, слушать му­зыку?

8. Охотно ли выполняет уроки и по каким предметам?

9. Любит ли пересказывать виденное и услышанное? Что именно?

Данная анкета не только позволяет родителям узнать сте­пень знания ими своего ребенка. Она решает еще три важные педагогические задачи:

1)Узнав с помощью анкеты пробелы в своем знании ребен­ка, родители обратятся за помощью к классному руководителю, что будет способствовать укреплению контактов с лицеем, с педагогами. Таково первое преимущество анкетирования.

2)С другой стороны, и классный руководитель, к которому обратится за помощью родитель, узнает из заполненной анкеты многое из того, что в лицее он мог и не увидеть.

3)Проведя такое анкетирование спустя хотя бы один год, родители могут наглядно увидеть, как развивается их ребенок, что прибавилось в его характеристике и что еще нужно сделать для всестороннего развития личности ребенка.





Памятка родителям

1. Семья и учебное заведение ставят перед собой общие главные зада­чи:

1).воспитание всесторонне, гармонично развитого чело­века;

2).способность успешно адаптироваться в сложной соци­альной среде;

3).реализовать себя в профессиональном, гражданском и семейном аспектах.

2.Потребность:

а) здоровый образ жизни;

б) развитый интел­лект и широкий кругозор;

в) интеллигентность в общении;

г) эсте­тическое восприятие мира

Вот конечный результат совместной и воспитательной деятельности семьи и лицея.

3.Принципы и подходы, которые должны работать на конечный результат, реализуются в лицее, но необходимо, чтобы вся жизнь учащегося, воспитывающая и развивающая, строилась на едином основании и в стенах учебного заведения и дома.

4.Противоречия в воспитательных подходах семьи и лицея пагубно отражаются на эффективности воспитательного процесса.

5.Результат, на который рассчитывает учебное заведение и которого, естественно, должны желать и вы, родители, может быть, достигнут только нашими совместными усилиями.

Рекомендации родителям

1.Если Вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить уклад семьи на принципах здорового образа жизни:

а) живите в определенном режиме отдыха, труда, питания, а именно стремитесь своевременно ложиться спать и вставать, полноценно и рационально завтракать, обедать, а ужинать не позднее 19 часов;

б) начинайте день с утренней зарядки, протяженностью не менее 30 минут. После зарядки - душ, который нужно завершить обливанием холодной водой. Перед сном обливание повторить. Доказано, что двухразовое обливание дает большой импульс иммунной системе, причем возрастает противодействие не только простуде, но и патологии опорно-двигательного аппарата, желудочно - кишечного тракта, нервной системы, сердечно-сосудистой системы;

в) бросьте курить, объясняя своим детям, что это форма самоубийства. Ограничьте употребление алкоголя, исключив в присутствии детей его употребление вообще;

г) оставьте за порогом своего дома недовольство ценами, правительством, руководителями и подчиненными, неудачами и плохим самочувствием. Все это недовольство и передается и членам вашей семьи. Происходит постепенное нагромождение стрессовой энергии, которая постепенно разрушает нервную систему;

д) не становитесь рабами телевизора, особенно в выходные дни. Найдите время для общения с природой - в парке, за городом. Помните, что вид одного болеющего члена семьи пробивает энергетическую и психологическую защиту других членов семьи;

е) помните, что все ваши привычки - не более как стереотипы, создающие обманчивое чувство комфорта. Ваши новые привычки, для приобретения которых сперва, нужны волевые усилия, принесут Вам и Вашим детям счастья полнокровной, здоровой жизни, дадут комплекс новых чувств. Ваши дети, видя, только такой устрой жизни, не смогут и не захотят жить по-другому, они будут обречены на здоровье, успех, счастье;

2.Если Вы желаете видеть своего ребенка трудолюбивым, придерживайтесь таких правил:

а) никогда не лишайте своих детей участия в семейном труде, какой квалификации и умения он не требовал. Это не только воспитывает необходимые в будущей жизни навыки, но и формирует привычку, потребность все время делать что-то для семьи, является залогом будущего семейного благополучия;

б) никогда не проявляйте непочтения, не говорите плохо о поступках членов семьи, морально поощряйте трудовые усилия каждого. Выполнение работы должно в подсознании ассоциироваться с получением в итоге положи­тельных эмоций. Страх неудачи не должен ограничивать инициативу и творчество;

в) никогда не выносите «сор из избы». Утверждайте авто­ритет и почтение к своей фирме и к своей профессии у чле­нов семьи, иначе вашему ребенку будет тяжело перестро­ить собственное сознание, и по инерции он аналогично бу­дет относиться к своей «службе» и не добьется успеха и признания;

г) никогда не делите в семье труд на «мужской» и «жен­ский». Любое дело должно выполняться качественно. В этом залог воспитания чувства долга относительно любого труда, необходимость которого выдвигает жизнь.

3.Если вы хотите видеть своих детей способными соз­дать крепкую семью, быть в ней счастливыми, подарить вам благодарных и культурных внуков, то:

а) будьте выдержанные и спокойные в семейном кругу, сохраняйте доброжелательный, интеллигентный тон обще­ния;

б) уделяйте своим детям максимум внимания в свобод­ное от работы время, интересуйтесь всеми их делами, сопе­реживайте вместе с ними, создавайте атмосферу абсолют­ного единства в семье;

в) с подчеркнутым уважением относитесь к жене (мужу), постоянно возвышайте культ женщины, матери (отца - гла­вы семьи, добытчика) в глазах своих детей. Избегайте ссор, конфликтов, скандалов, даже критики в адрес жены (мужа) в присутствии детей. Выясняйте свои отношения и отношения к детям до их возвращения с лицея, чтобы предъявить единые требования, поддерживать высокий авторитет жен­щины-матери и мужчины-отца.

4.Если вы хотите видеть своих детей не закомплексованными в общении, культурными, то:

а) отнеситесь со всей серьезностью к работе учебного заведения воспитателей, живо интересуйтесь успехами ваших детей. Не допускайте, чтобы ваши дети пропускали учебное заведение;

б) не жалейте времени, а по возможности и средств, для совместного культурного отдыха со своими детьми. Посе­щения театра, художественной выставки, концерта, ставшие системой, будут иметь чудесный эффект для культурного роста вашего сына или дочки. Человек богатый - прежде всего в своей эмоциональной сфере;

в) находите время читать сами и приобщайте к миру книжной премудрости детей. Не найти лучшей гимнастики для ума и души, чем хорошая, полезная книга. Особенно если она отнесена к разряду мировых шедевров. Удоволь­ствие от книги должно быть написано на вашем лице. Дели­тесь впечатлениями от прочитанного;

г) было бы очень неплохо, если бы вы смогли привить своему ребенку одну, но очень пылкую страсть культуроло­гического характера, или, как теперь говорят, хобби, которое было бы связано с искусством или духовной культурой. Длительное и серьезное увлечение в сфере интересного и прекрасного воспитывает в характере стойкую потребность в красоте, творчестве, эстетике, вырабатывает хороший вкус, не говоря уже о том, что заинтересованность вызыва­ет стойкий иммунитет против влияния негативных обстоя­тельств окружения. Очень хорошо, если увлечение детей приходит от родителей - тогда ваши сын или дочка - навсегда ваш друг и союзник, а вы уже их высокий авторитет.

5.Если вы не желаете видеть своих детей беспринципны­ми, циничными, отравляющими жизнь себе и другим, вам и окружающим, то не разрешайте себе заниматься в присут­ствии ваших детей сплетнями, критиканством по адресу своих родственников, знакомых, клиентов, учителей ваших детей.

Если вы думаете, что в «перемывании костей» взрос­лыми в присутствии вашего ребенка нет ничего вредного, то вы очень ошибаетесь. У ребенка возникает подсознатель­ное, а поэтому очень устойчивое убеждение, что мир состо­ит из подлецов и кретинов. Нигилизм и двуличность войдут в плоть и кровь ваших детей, и этого они никогда не смогут спрятать от окружающих и будут лишены любви и поддерж­ки, доверия и дружбы, потому что приобретут репутацию желчных и неприятных людей, а в итоге - людей несчаст­ливых.

Конечно, иллюзии опасны, но разочарование в людях страшнее; иллюзии нас иногда подводят, а разочарование отравляет жизнь ежечасно - до конца. Особенно недопус­тимо «развенчание» учителя, который при всех своих недо­статках все же пытается учить хорошему. Если отец или мать внушает своему ребенку недоверие к учителю, ребе­нок будет делать противоположные выводы даже из того, что учитель говорит правильно.

Что же, к педагогу могут быть претензии, но с ними следу­ет идти только к педагогу: не разрешая проблемы, вы углуб­ляете их, способствуете возникновению конфронтации.

6.И, наконец, вы желаете, чтобы ваш ребенок вырос доб­рым, внимательным, милосердным, готовым поддержать вас в старости.

Чтобы на склоне лет, вам не довелось горько разочароваться и остаться брошенным, одиноким, нужно уделить вам самим максимум внимания, и уважения к соб­ственным родителям, особенно в период их болезней, не оставлять их без опеки и помощи, как можно чаще украшать их одиночество своим присутствием, лаской, жертвуя при этом, возможно, частью своего комфорта и денег.

Делайте это вместе с вашими детьми. Воспитанные на примере по­стоянной заботы о старости, они обязательно будут мило­сердными и к вам в сложное для вас время. Душевные уси­лия, потраченные на любовь и заботу, вернутся к вам.

Таким образом, вся система воспитания детей в семье должна строиться лишь на двух принципах:

1.Ваш собственный стиль и поведение должны отвечать вашему стремлению хорошо воспитать своих детей.

2.Вы должны обеспечить соответствующие условия, при которых различные виды полезной деятельности постепен­но сформируют личность вашего ребенка.












32

© 2010-2022