- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике внеурочной деятельности в 6 классах «Комбинаторика»
Рабочая программа по математике внеурочной деятельности в 6 классах «Комбинаторика»
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Быковская И.С. |
Дата | 17.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Рабочая программа по математике
внеурочной деятельности в 6 классах
«Комбинаторика».
Срок реализации программы:
1 сентября 2014 года - 31 мая 2015 года
Ступень: основное общее образование
Рабочую программу составила:
Быковская И.С., учитель математики
г. Абакан, 2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
Размещение 5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа рассчитана на 35 учебных часа, один час в неделю.
Программа построена с учётом возрастных особенностей школьников 5-6 классов основной школы. Развивающий курс «Комбинаторика» состоит из трёх блоков: «Размещение», «Перестановки», «Сочетания».
Комбинаторика - ветвь математики, изучающая комбинации и перестановки предметов, долгое время лежала вне основного русла развития математики и ее приложений. Сегодня положение коренным образом изменилось после создания компьютеров. С их помощью стало возможно делать переборы, ранее требовавшие сотен и тысяч лет.
Целью данного курса является всестороннее развитие учащихся 6-х классов.
Задачи курса:
-
целенаправленное, интенсивное развитие творческого и логического мышления;
-
развитию памяти, внимания, мышления, логики;
-
обучить решению и составлению задач на перестановки, сочетания, размещения;
-
научить решать более сложные комбинаторные задачи;
-
развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач.
-
научить обобщать, делать выводы;
-
оперирование понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение.
-
воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь.
Данная программа, способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления.
Элементы комбинаторики сегодня находят отражение в школьном курсе математики. В настоящее время в образовательный стандарт по математике включены основы комбинаторики, решение комбинаторных задач. Факультативный курс позволит сформировать у учащихся абстрактное и логическое мышление, математическую компетентность выпускника, т.к. интуиция, развивающаяся у учащихся при занятиях элементами комбинаторики, оказывается, полезный при работе в различных областях. Темы курса разработаны следующим образом. Учащиеся знакомятся на уровне формулировок и иллюстраций с понятиями комбинаторики, которые на каждом занятии закрепляются решением задач. В конце занятия предлагаются задачи домой. По окончания курса предлагается зачет при работе в группах. Курс помогает так же подготовить учащихся к олимпиадам школьного и городского уровня. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности
Задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление. Поэтому в программу включены задачи на нахождение и описание процесса достижения поставленной цели - процессуальные задачи. Процессуальные задачи можно разделить (условно) на эвристические и алгоритмические. Ценность этих задач в том, что их решение способствует формированию операционного стиля мышления, необходимого при изучении математики и информатики.
Формы и методы работы
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Интерактивные формы и методы обучения позволяют реализовать программу курса на более высоком и качественном уровне. Данный курс предполагает проведение нетрадиционных форм урока: игра, практикум по решению задач, беседа, презентации, математический бой, КВН, счастливый случай.
Основной принцип моей программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые приемы работы - как известные, так и малоизвестные.
Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
-
на развитие внимания и закрепления терминологии;
-
игры-конкурсы (с делением на команды);
-
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
-
интеллектуально-познавательные игры;
-
интеллектуально-творческие игры.
Контроль знаний
Проводится всегда с целью отслеживания:
какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка.
Проводится в следующих формах:
-
один вопрос - четыре ответа, выбрать нужный;
-
вставить пропущенное ключевое слово;
-
опрос по «цепочке»;
-
цифровой диктант;
-
тест;
-
обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление;
-
повторение последней фразы и оценка ее корректности;
-
продолжение ответа, прерванного в произвольном месте.
ТРЕБОАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ожидаемые результаты обучения по программе:
учащиеся должны:
-
научиться вычислять факториал;
-
обучиться решению и составлению задач на размещение, сочетание, перестановки
-
научиться решать более сложные комбинаторные задачи;
-
научить обобщать, делать выводы;
-
воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;
В результате обучения по данной программе ученики должны уметь:
-
работать с разными источниками информации;
-
пользоваться изученной терминологией;
-
выполнять инструкции при решении учебных задач;
-
сравнивать, анализировать полученную информацию;
-
рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
-
раскрывать общие закономерности;
-
работать в группе, в паре;
-
решать открытые и закрытые задачи;
Содержание рабочей программы
№
занятия
Тема занятия
Формы и методы работы
с уч-ся
35 часов
1
Понятие о науке «Комбинаторика».
основные понятия комбинаторики.
Беседа, игровые моменты
2-3
Правило произведения
Практическая работа
4-5
Понятие факториала
Практикум с применением ИКТ
6-7
Перестановки
Практикум с применением ИКТ
8-9
Размещение
Практикум с применением ИКТ
10-11
Сочетания
Практикум с применением ИКТ
12-13
Классификация.Сравнение
Лекция, беседа
14-15
Практикум по решению задач
Практикум
16-17
Анализ. Синтез
Лекция, беседа
18-19
Размещения с повторениями
Практикум с применением ИКТ
20-21
Размещение без повторений
Практикум с применением ИКТ
22-23
Перестановки без повторений
Практикум с применением ИКТ
24-25
Перестановки с размещениями
Практикум с применением ИКТ
26-27
Сочетаниями с повторениями
Практикум с применением ИКТ
28-29
Сочетания без повторений
Практикум с применением ИКТ
30-31
Практикум по решению задач
Практикум
31-33
Простейшие комбинаторные задачи
Зачет по теме (работа в группах)
34
Зачетный урок
Зачет в форме теста
35
Обобщающий урок по теме курса
« Комбинаторика»
Презентация по итогу изучения курса
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
-
Виленкин Н.Я. Индукция. Комбинаторика.
«Просвещение», 1976г. -
Виленкин Н.Я. Популярная комбинаторика.
М. «Наука», 1975 г. -
Гильман М., Верга Т. «Вероятность в играх и развлечениях».
М. «Просвещение», 1979г. -
Лютикас В.С. «Школьнику о теории вероятности».
М. «Просвещение», 1976 г. -
Энциклопедия для детей. М.: Аванта+, 1998 г.