Рабочая программа по математике внеурочной деятельности в 6 классах «Комбинаторика»

Данная программа рассчитана на 35 учебных часа, один час в неделю.  Программа построена с учётом возрастных особенностей  школьников 5-6 классов основной школы. Развивающий курс «Комбинаторика» состоит из трёх блоков: «Размещение», «Перестановки», «Сочетания». Комбинаторика – ветвь математики, изучающая комбинации и перестановки предметов, долгое время лежала вне основного русла развития математики и ее приложений. Сегодня положение коренным образом изменилось после создания компьютеров. С их по...
Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана

«Средняя общеобразовательная школа №19»



Рабочая программа по математике

внеурочной деятельности в 6 классах

«Комбинаторика».

Срок реализации программы:

1 сентября 2014 года - 31 мая 2015 года

Ступень: основное общее образование

Рабочую программу составила:

Быковская И.С., учитель математики

г. Абакан, 2014 год









СОДЕРЖАНИЕ

Размещение 5











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа рассчитана на 35 учебных часа, один час в неделю.

Программа построена с учётом возрастных особенностей школьников 5-6 классов основной школы. Развивающий курс «Комбинаторика» состоит из трёх блоков: «Размещение», «Перестановки», «Сочетания».

Комбинаторика - ветвь математики, изучающая комбинации и перестановки предметов, долгое время лежала вне основного русла развития математики и ее приложений. Сегодня положение коренным образом изменилось после создания компьютеров. С их помощью стало возможно делать переборы, ранее требовавшие сотен и тысяч лет.

Целью данного курса является всестороннее развитие учащихся 6-х классов.

Задачи курса:

  • целенаправленное, интенсивное развитие творческого и логического мышления;

  • развитию памяти, внимания, мышления, логики;

  • обучить решению и составлению задач на перестановки, сочетания, размещения;

  • научить решать более сложные комбинаторные задачи;

  • развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач.

  • научить обобщать, делать выводы;

  • оперирование понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение.

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь.

Данная программа, способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления.

Элементы комбинаторики сегодня находят отражение в школьном курсе математики. В настоящее время в образовательный стандарт по математике включены основы комбинаторики, решение комбинаторных задач. Факультативный курс позволит сформировать у учащихся абстрактное и логическое мышление, математическую компетентность выпускника, т.к. интуиция, развивающаяся у учащихся при занятиях элементами комбинаторики, оказывается, полезный при работе в различных областях. Темы курса разработаны следующим образом. Учащиеся знакомятся на уровне формулировок и иллюстраций с понятиями комбинаторики, которые на каждом занятии закрепляются решением задач. В конце занятия предлагаются задачи домой. По окончания курса предлагается зачет при работе в группах. Курс помогает так же подготовить учащихся к олимпиадам школьного и городского уровня. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности

Задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление. Поэтому в программу включены задачи на нахождение и описание процесса достижения поставленной цели - процессуальные задачи. Процессуальные задачи можно разделить (условно) на эвристические и алгоритмические. Ценность этих задач в том, что их решение способствует формированию операционного стиля мышления, необходимого при изучении математики и информатики.

Формы и методы работы

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Интерактивные формы и методы обучения позволяют реализовать программу курса на более высоком и качественном уровне. Данный курс предполагает проведение нетрадиционных форм урока: игра, практикум по решению задач, беседа, презентации, математический бой, КВН, счастливый случай.

Основной принцип моей программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые приемы работы - как известные, так и малоизвестные.

Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;

  • игры-конкурсы (с делением на команды);

  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

  • интеллектуально-познавательные игры;

  • интеллектуально-творческие игры.

Контроль знаний

Проводится всегда с целью отслеживания:

какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка.

Проводится в следующих формах:

  • один вопрос - четыре ответа, выбрать нужный;

  • вставить пропущенное ключевое слово;

  • опрос по «цепочке»;

  • цифровой диктант;

  • тест;

  • обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление;

  • повторение последней фразы и оценка ее корректности;

  • продолжение ответа, прерванного в произвольном месте.

ТРЕБОАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Ожидаемые результаты обучения по программе:

учащиеся должны:

  • научиться вычислять факториал;

  • обучиться решению и составлению задач на размещение, сочетание, перестановки

  • научиться решать более сложные комбинаторные задачи;

  • научить обобщать, делать выводы;

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;

В результате обучения по данной программе ученики должны уметь:

  • работать с разными источниками информации;

  • пользоваться изученной терминологией;

  • выполнять инструкции при решении учебных задач;

  • сравнивать, анализировать полученную информацию;

  • рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;

  • раскрывать общие закономерности;

  • работать в группе, в паре;

  • решать открытые и закрытые задачи;

Содержание рабочей программы


занятия

Тема занятия

Формы и методы работы

с уч-ся

35 часов

1

Понятие о науке «Комбинаторика».

основные понятия комбинаторики.

Беседа, игровые моменты

2-3

Правило произведения

Практическая работа

4-5

Понятие факториала

Практикум с применением ИКТ

6-7

Перестановки

Практикум с применением ИКТ

8-9

Размещение

Практикум с применением ИКТ

10-11

Сочетания

Практикум с применением ИКТ

12-13

Классификация.Сравнение

Лекция, беседа

14-15

Практикум по решению задач

Практикум

16-17

Анализ. Синтез

Лекция, беседа

18-19

Размещения с повторениями

Практикум с применением ИКТ

20-21

Размещение без повторений

Практикум с применением ИКТ

22-23

Перестановки без повторений

Практикум с применением ИКТ

24-25

Перестановки с размещениями

Практикум с применением ИКТ

26-27

Сочетаниями с повторениями

Практикум с применением ИКТ

28-29

Сочетания без повторений

Практикум с применением ИКТ

30-31

Практикум по решению задач

Практикум

31-33

Простейшие комбинаторные задачи

Зачет по теме (работа в группах)

34

Зачетный урок

Зачет в форме теста

35

Обобщающий урок по теме курса

« Комбинаторика»

Презентация по итогу изучения курса

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:



  1. Виленкин Н.Я. Индукция. Комбинаторика.
    «Просвещение», 1976г.

  2. Виленкин Н.Я. Популярная комбинаторика.
    М. «Наука», 1975 г.

  3. Гильман М., Верга Т. «Вероятность в играх и развлечениях».
    М. «Просвещение», 1979г.

  4. Лютикас В.С. «Школьнику о теории вероятности».
    М. «Просвещение», 1976 г.

  5. Энциклопедия для детей. М.: Аванта+, 1998 г.


© 2010-2022