- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике для 9 класса
Рабочая программа по математике для 9 класса
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Минаева Т.С. |
Дата | 10.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по геометрии ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 классы, составитель: Т.А.Бурмистрова - М., Просвещение, 2009., федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год, с учётом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием базисного учебного плана 2004 года.
Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплект, включающий:
-Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. - М.: Просвещение, 2012;
-А.П.Ершова, В.В.Голобородько, А.С.Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса. - М.: Илекса, 2012;
-Н.Ф.Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии. 9 класс. -М.:ВАКО, 2013;
-А.Н.Рурукин. Контрольно - измерительные материалы. Геометрия: 9 класс,- М.:ВАКО, 2013;
-Контрольные работы по геометрии: 9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 - 9 классы» / Н.Б. Мельникова. - М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Цели изучения курса:
-формирование представлений о математике как об универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;
-развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
-воспитание средствами геометрии культуры личности, понимания значимости предмета для научно-технического прогресса.
Задачи курса:
-изучить понятия вектора, движения;
-расширить понятие треугольника, окружности и круга;
-развить пространственные представления и изобразительные умения; освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
-овладеть символическим языком математики, выработать формально- оперативные математические умения и научиться применять их к решению геометрических задач;
-сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов в год, в том числе на контрольные работы 6 часов.
Содержание программы по геометрии 9 класса
Векторы. Метод координат
Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности, прямой.
Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
Синус, косинус, тангенс угла. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Длина окружности и площадь круга
Многоугольники. Длина ломаной линии, периметр многоугольника. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники . Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Длина окружности. Площадь круга и площадь сектора.
Геометрические преобразования. Движения.
Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.
Начальные сведения из стереометрии
Предмет стереометрия. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Цилиндр. Конус. Сфера и шар.
Повторение
Решение задач по курсу геометрии основной школы
Тематическое планирование
Вводное повторение-2 часа
Векторы-10 часов
Метод координат-10 часов
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов-13 часов
Длина окружности и площадь круга-11 часов
Движения-8 часов
Об аксиомах планиметрии-2 часа
Начальные сведения из стереометрии-6 часов
Повторение-8 часов
Итого: 70 часов
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
уметь
-
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы; решения геометрических задач с использованием тригонометрии решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин ;
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-тематический план
(2 часа в неделю, всего 70 часов )
№ п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Примечание
Вводное повторение
2
1.
Вводное повторение ( треугольники)
1
2.
Вводное повторение (четырёхугольники)
1
Векторы
10
3.
Понятие вектора. Равенство векторов.
Откладывание вектора от данной точки,п.76-78
1
4.
Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма, п.79,80
1
5.
Сумма нескольких векторов, п.81
1
6.
Вычитание векторов, п.82
1
С-19,с.174(8 кл)
7.
Произведение вектора на число, п.83
2
8.
Применение векторов к решению задач, п.84
1
С-20,с.176(8 кл)
9.
Средняя линия трапеции, п.85
1
С-21,с.177(8 кл)
10.
Решение задач по теме «Векторы»
1
Контрольная работа № 1 по теме «Векторы»
1
с.180(8 кл.)
Метод координат
10
11.
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам, п.86
1
12.
Координаты вектора, п.87
2
С-1
13.
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах, п.88,89
2
С-2
14.
Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности, п.90,91
1
С-3
15.
Уравнение прямой, п.92
1
С-4
16.
Решение задач по теме «Метод координат»
2
Контрольная работа № 2 по теме «Метод координат»
1
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
13
17.
Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое правило. Формулы приведения, п.93,94
1
18.
Формулы для вычисления координат точки, п.95
1
С-6
19.
Теорема о площади треугольника, п.96
1
С-7
20.
Теорема синусов, п.97
1
С-7
21.
Теорема косинусов, п.98
1
С-8
22.
Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
2
23.
Решение треугольников. Измерительные работы, п.99,100
1
С-8
24.
Угол между векторами.
Скалярное произведение векторов, п.101,102
1
25.
Скалярное произведение в координатах, п.103
1
26.
Свойства скалярного произведения векторов, п.104
Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов»
2
Контрольная работа № 3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
1
Длина окружности и площадь круга
11
27.
Правильный многоугольник, п.105
1
28.
Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник, п.106,107
1
С-11
29.
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности, п.108
1
30.
Построение правильных многоугольников, п.109
2
31.
Длина окружности, п.110
2
32.
Площадь круга. Площадь кругового сектора, п.111,112
2
С-12
33.
Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»
1
Контрольная работа № 4 по теме «Длина окружности и площадь круга»
1
Движения
8
34.
Отображение плоскости на себя. Понятие движения, п.113,114
1
35.
Свойства движений, п.114
1
С-13
36.
Решение задач по теме «Понятие движения.
Осевая и центральная симметрии»
1
37.
Параллельный перенос, п.116
1
С-14
38.
Поворот, п.117
1
39.
Решение задач по теме «Движения»
2
Контрольная работа № 5 по теме «Движения»
1
40.
Об аксиомах планиметрии
2
41.
Многогранники, п.118-124
3
42.
Тела и поверхности вращения, п.125-127
3
43.
Повторение (параллельные прямые)
1
44.
Повторение (треугольники)
1
45.
Повторение (окружность)
1
46.
Повторение (четырёхугольники)
2
Итоговая контрольная работа № 6
1
Резерв времени
2
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
-
Н.Ф.Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии. 9 класс. -М.:ВАКО, 2013.
-
А.П.Ершова, В.В.Голобородько, А.С.Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса. - М.: Илекса, 2010-2013.
-
Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 9 класс/Сост. А.Н.Рурукин.-М.:ВАКО, 2013
-
Н.Б.Мельникова. Контрольные работы по геометрии 9 класс.-М.:Экзамен, 2014
Литература для учащихся:
1.Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия
7-9. - М.: Просвещение, 2010-2014.
2. А.П.Ершова, В.В.Голобородько, А.С.Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса. - М.: Илекса, 2010-2013.
3.Тренировочные задания для подготовки к ГИА, ФИПИ, 2013-2014г .
Информационно-коммуникативные средства:
-
СD Уроки геометрии 7-9 классы. -М.:Планета, 2011.
-
pedsovet.org/
-
openclass.ru/
-
festival.1september.ru/
-
edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm
-
uchportal.ru
-
school-collection.edu.ru