Статья Урок одной задачи

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Урок одной задачи»

- Что надо делать для того, чтобы научиться решать задачи?

- Решать их.

- А что надо делать для того, чтобы научиться хорошо решать задачи?


Такой диалог между учителем и учащимися можно услышать, например, на уроках математики.

Вариантов ответов на последний вопрос, особенно от учеников, не так уж много: «Надо решать много задач».

Без сомнения, навык успешного выполнения того или иного задания приобретается при серьёзном и добросовестном отношении обучающихся к соответствующему виду деятельности.

В этой небольшой заметке я попытаюсь на конкретном примере сформулировать свой ответ на поставленный вопрос: «Что надо делать для того, чтобы научиться хорошо решать задачи»?

Задача. Решите уравнение Статья Урок одной задачи.

Способ 1. (Первый провокационный (наиболее часто встречающийся))

Статья Урок одной задачи(возводим обе части уравнения в квадрат)

Статья Урок одной задачи

Статья Урок одной задачи

Статья Урок одной задачи

Ответ: Статья Урок одной задачи

Замечание. Ответ ошибочный. Требуется обязательная проверка.

Способ 2. (Второй провокационный (не менее часто встречающийся))

Статья Урок одной задачи(возводим обе части уравнения в квадрат, учитывая ОДЗ)

Статья Урок одной задачи

Статья Урок одной задачи

Статья Урок одной задачи

Статья Урок одной задачи

Ответ: Статья Урок одной задачи

Замечание. Ответ ошибочный.

Требуется обязательная проверка, т.к. не каждое число, входящее в ОДЗ, является решением уравнения.

Дав возможность насладиться «успехом» от проделанной работы (даже в чем-то спровоцировав учащихся на такие способы решения), можно убедить их, что работа выполнена некачественно и проверка для этих способов решений является обязательным этапом решения задачи.

Обратить внимание надо и на то, что найденный «корень», удовлетворяющий ОДЗ, может оказаться посторонним корнем и в записи ответа он должен отсутствовать.

Избежать обязательной проверки помогают равносильные преобразования (переходы), и такие способы решения заслуживают особого внимания.

Способ 3. (Заслуживающий уважения)

Статья Урок одной задачи

Статья Урок одной задачи

Статья Урок одной задачи

Статья Урок одной задачи

Статья Урок одной задачи

Ответ: Статья Урок одной задачи

Заметим, что составление общей схемы решения такого вида иррационального уравнения

Статья Урок одной задачиСтатья Урок одной задачиСтатья Урок одной задачи

и закрепление ее применения на соответствующих примерах, было бы желательным.

Способ 4. (Полезный: хорошо известный - графический способ)

Статья Урок одной задачи

х

0

1

у

1

0

(1) Статья Урок одной задачи (2) Статья Урок одной задачи

х

-1/3

0

1

5

у

0

1

2

4

Построим графики двух введенных функций в системе координат Оху,

Статья Урок одной задачи

убеждаемся в правоте найденного способом 3 результата.

Заметим, что полезность графического способа решения, будет очевидна, например, при решении задач с параметрами: « найти число корней уравнения Статья Урок одной задачи в зависимости от параметра а ».

Способ 5. (Замена переменных - способ творческий, на определенном этапе математического образования).

Статья Урок одной задачи

Пусть Статья Урок одной задачи, тогда Статья Урок одной задачи , Статья Урок одной задачи .

Решим систему: Статья Урок одной задачи

Статья Урок одной задачи

Статья Урок одной задачи

Статья Урок одной задачи

Тогда: Статья Урок одной задачи

Ответ: Статья Урок одной задачи

Способ 6. (Интеллектуальный - на самом деле функциональный способ).

Статья Урок одной задачи


  1. Статья Урок одной задачи - функция возрастающая на Статья Урок одной задачи .

2) Статья Урок одной задачи - функция убывающая.

3) Уравнение Статья Урок одной задачи имеет не более одного корня:

х = 0 - корень, т.к. Статья Урок одной задачи

Ответ: Статья Урок одной задачи

Полезность такого подхода (многовариантность решения одной задачи) на одном уроке, а в дальнейшем и при самостоятельной работе, на мой взгляд, очевидна:

- у обучающегося появляется возможность выбора наиболее очевидного и понятного для него способа решения задачи;

- сам процесс выбора того или иного способа решения стимулирует творческую активность обучающегося , дает возможность научиться принимать «ответственный» для себя выбор в пользу именно этого, а не другого способа решения задачи;

- важную роль играет и привитие навыков самоконтроля при выполнении задания, когда проверка достоверности полученного результата может быть проведена независимым (другим) способом решения задачи;

- наконец, в руках наставника есть возможность руководить этим процессом, ставя обучающихся в такие ситуации, когда успех может быть достигнут, пожалуй, лишь единственно возможным способом, только его надо самостоятельно предугадать.

- Что же надо делать для того, чтобы научиться хорошо решать задачи?

- Надо учиться правильно решать задачи разными способами!


p.s. Надеюсь материал статьи будет полезен не только учителям математики, но и обучающимся 8-11 классов.


Турков А.Ф.

Заслуженный учитель РФ, учитель математики МАОУ лицей № 38,

г. Нижний Новгород



© 2010-2022