- Преподавателю
- Математика
- Статья Урок одной задачи
Статья Урок одной задачи
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Турков А.Ф. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
«Урок одной задачи»
- Что надо делать для того, чтобы научиться решать задачи?
- Решать их.
- А что надо делать для того, чтобы научиться хорошо решать задачи?
…
Такой диалог между учителем и учащимися можно услышать, например, на уроках математики.
Вариантов ответов на последний вопрос, особенно от учеников, не так уж много: «Надо решать много задач».
Без сомнения, навык успешного выполнения того или иного задания приобретается при серьёзном и добросовестном отношении обучающихся к соответствующему виду деятельности.
В этой небольшой заметке я попытаюсь на конкретном примере сформулировать свой ответ на поставленный вопрос: «Что надо делать для того, чтобы научиться хорошо решать задачи»?
Задача. Решите уравнение .
Способ 1. (Первый провокационный (наиболее часто встречающийся))
(возводим обе части уравнения в квадрат)
Ответ:
Замечание. Ответ ошибочный. Требуется обязательная проверка.
Способ 2. (Второй провокационный (не менее часто встречающийся))
(возводим обе части уравнения в квадрат, учитывая ОДЗ)
Ответ:
Замечание. Ответ ошибочный.
Требуется обязательная проверка, т.к. не каждое число, входящее в ОДЗ, является решением уравнения.
Дав возможность насладиться «успехом» от проделанной работы (даже в чем-то спровоцировав учащихся на такие способы решения), можно убедить их, что работа выполнена некачественно и проверка для этих способов решений является обязательным этапом решения задачи.
Обратить внимание надо и на то, что найденный «корень», удовлетворяющий ОДЗ, может оказаться посторонним корнем и в записи ответа он должен отсутствовать.
Избежать обязательной проверки помогают равносильные преобразования (переходы), и такие способы решения заслуживают особого внимания.
Способ 3. (Заслуживающий уважения)
Ответ:
Заметим, что составление общей схемы решения такого вида иррационального уравнения
и закрепление ее применения на соответствующих примерах, было бы желательным.
Способ 4. (Полезный: хорошо известный - графический способ)
х
0
1
у
1
0
(1) (2)
х
-1/3
0
1
5
у
0
1
2
4
Построим графики двух введенных функций в системе координат Оху,
убеждаемся в правоте найденного способом 3 результата.
Заметим, что полезность графического способа решения, будет очевидна, например, при решении задач с параметрами: « найти число корней уравнения в зависимости от параметра а ».
Способ 5. (Замена переменных - способ творческий, на определенном этапе математического образования).
Пусть , тогда , .
Решим систему:
Тогда:
Ответ:
Способ 6. (Интеллектуальный - на самом деле функциональный способ).
-
- функция возрастающая на .
2) - функция убывающая.
3) Уравнение имеет не более одного корня:
х = 0 - корень, т.к.
Ответ:
Полезность такого подхода (многовариантность решения одной задачи) на одном уроке, а в дальнейшем и при самостоятельной работе, на мой взгляд, очевидна:
- у обучающегося появляется возможность выбора наиболее очевидного и понятного для него способа решения задачи;
- сам процесс выбора того или иного способа решения стимулирует творческую активность обучающегося , дает возможность научиться принимать «ответственный» для себя выбор в пользу именно этого, а не другого способа решения задачи;
- важную роль играет и привитие навыков самоконтроля при выполнении задания, когда проверка достоверности полученного результата может быть проведена независимым (другим) способом решения задачи;
- наконец, в руках наставника есть возможность руководить этим процессом, ставя обучающихся в такие ситуации, когда успех может быть достигнут, пожалуй, лишь единственно возможным способом, только его надо самостоятельно предугадать.
- Что же надо делать для того, чтобы научиться хорошо решать задачи?
- Надо учиться правильно решать задачи разными способами!
p.s. Надеюсь материал статьи будет полезен не только учителям математики, но и обучающимся 8-11 классов.
Турков А.Ф.
Заслуженный учитель РФ, учитель математики МАОУ лицей № 38,
г. Нижний Новгород