- Преподавателю
- Математика
- Элективный курс по математике 5 класс (По ФГОС)
Элективный курс по математике 5 класс (По ФГОС)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Праскова М.В. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Отдел образования МО «Еравнинский район»
МБОУ «Гундинская средняя общеобразовательная школа»
Утверждено решением педсовета
Протокол № 1 от 1 сентября 2015 года
Председатель педсовета :
_________________________________
Директор школы: Т.Н. Барьбеева
Рабочая программа
Элективного курса
5 класс
Предмет: математика
Класс: _5_
Количество часов:__35
Учитель:_Праскова М.В.
«Согласовано» протокол заседания
методического объединения учителей
от «___» августа 2015 года
_____________Л. А. Бархатова
«Согласовано» зам. директора по УВР
_________________ Е.А. Афанасьева
«28» августа 2015 г.
2015- 2016 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 - 9 класс» - М.: Просвещение, 2011 г. и «Сборник рабочих программ 5 - 6 классы», - М.: Просвещение, 2012. Составитель Т. А. Бурмистрова.
Изучение математики в текущем учебном году в 5 классах общеобразовательных школ следует осуществлять в соответствии со следующими нормативными документами:
-
Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. « Об образовании РФ»;
-
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
-
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, учрежденные приказом Министерства образования РФ от 27 марта 2004 года №1312;
-
Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области,реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования №760 от 27 июля 2012 г.
-
Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 г.» №840 от 30.08.2013 г.
-
Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
-
Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г. (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
-
Приказ №253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Элективный курс «Задачи на смекалку» предназначен для внеклассной работы и рассчитан на учащихся 5 классов, интересующихся математикой. Проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.
Его содержание можно варьировать с учетом склонностей, интересов, уровня подготовленности детей, а также совмещать с другими формами внеклассной работы по математике.
Основной акцент делается на тему «Решение задач». Рассматриваются:
- типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д.) и их более трудные вариации из текстов олимпиад;
- логические задачи, которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно;
- геометрические задачи со спичками, на разрезание и перекраивание не рассматриваются в курсе математики 5-6 классов, хотя они часто встречаются в олимпиадных заданиях, решая их, учащиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур.
Цели:
-
развить интерес учащихся к математике;
-
воспитать настойчивость, инициативу в процессе учебной деятельности;
-
максимальное развитие творческих и познавательных способностей учащихся;
-
развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке;
-
расширение общего кругозора ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии;
-
развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося;
-
формирование психологической готовности учащихся решать трудные и нестандартные задачи;
-
изучение интересных фактов из истории математики.
.
Задачи:
-
достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;
-
приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;
-
знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;
-
практика решения олимпиадных заданий, умение решать задачи более высокой по сравнению с образовательным уровнем сложности;
-
привитие интереса учащимся к математике;
-
усиление практической направленности в изучении математики;
-
углубление и расширение знаний учащихся по математике;
-
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
-
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
-
воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
-
овладеть конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
-
знать нестандартные методы решения различных математических задач и применять их на практике;
-
знать историю развития математической науки, имена известных ученых - математиков;
-
рассуждать при решении логических задач и задач на смекалку;
-
осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
-
научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство;
-
повысить успеваемость на уроках математики и развить интерес к предмету.
Место курса
Данный курс рассчитан на 35 часов в год, 1 раз в неделю.
Календарно - тематическое планирование
№
Тема
Количество
часов
Дата
Занимательная арифметика. Числа.
1
История развития начальной математики:
Как люди научились считать?
1
05.09
2
Составление выражений: Сложение и вычитание натуральных чисел.
1
12.09
3
Математические ребусы, головоломки, загадки
1
19.09
4
История развития геометрии: рассказы о геометрии.
1
26.09
5
Треугольник, прямоугольник, квадрат, круг ч с
и их свойства.
03.10
6
Геометрические головоломки со спичками
1
10.10
7
«Магические» фигуры.
1
17.10
Текстовые задачи
8
Развитие вычислительной культуры. Некоторые особые случаи счета
1
24.10
9
Организация устного счета: ускорение и рационализирование вычисления.
1
31.10
10,11
Задачи на переливание
2
14.11
21.11
12,13
Задачи на взвешивание
2
28.11
05.12
14,15
Задачи на движение
2
12.12
19.12
Логические задачи
15
Гипотезы
1
26.12
16
Кто это сделал?
1
16.01
17
Примеры с буквами
1
23.01
18
Правда или ложь?
1
30.01
19
Расположение по порядку
1
06.02
20
Запутанная информация
1
13.02
21
Математические игры, выигрышные ситуации
1
20.02
22
Поиск закономерности
1
27.02
Геометрические задачи
23
Лабиринты
1
05.03
24
Задачи на разрезание
1
12.03
25
Задачи на перекраивание
1
19.03
26
Геометрические головоломки
1
26.03
27
Геометрические иллюзии
1
09. 04
28
Геометрия на клетчатой бумаге
1
16.04
29
Пентамино
1
23.04
Математический ералаш
30
Математические ребусы
1
30.04
31
Задачи в стихах
1
07.05
32
Литературные задачи
1
14.05
33
Задачи - шутки
1
21.05
34
Заключительное занятие.
1
28.05
Литература
1. И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. Наглядная геометрия. Москва. ООО «Дрофа» ,2014
2. И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. Задачи на смекалку.Москва. «Просвещение»,2013
3. Депман И.Я. Рассказы о математике. - Саратов: ОАО «Издательство «Лицей».
4. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 5-6 классов. - М.: Просвещение, 1989.
5. Ванцян А.Г. Математика. Учебник для 5 класса. - Самара: Корпорация «Федоров», «Учебная литература», 2005.
6. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика 5-11 классы. - Волгоград: «Учитель», 2010.
7. Кнурова И.И., Уединов А.Б., Хачатурова О.Ф., Чулков П.В. Дидактические материалы по математике.5 класс. - М.: «Издат-школа ХХI век», 2011.
8. Кучер Т.В., Шипарева Г.А. - Сборник программ элективных курсов (авторские программы учителей гимназии). - М.: Перспектива, 2012.
9. Норманн Уиллис. Занимательные логические задачи. - М.: АСТ: Астрель, 2012.
10. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. - М.: «Издательство Русанова», 2011.
11. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. - М.: Айрис-пресс, 2007.
12. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 классы. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.