План - конспект занятия по теме «Пространственные отношения: на, над, под»

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Пространственные отношения: на, над, под».

Цель: создание условий у учащихся для уточнения пространственных отношений: на, над, под.

Задачи:

- уточнить пространственные отношения: на, над, под;

- закрепить представления о сложении как объединении предметов;

- развивать наблюдательность, внимание, речь учащихся.

Материалы к занятию:

Демонстрационный материал - картинки с изображением овощей (моркови, помидоров, капусты, редиса, огурцов); картинка с изображением Буратино.

Раздаточный материал - карандаши, шарики.

Ход занятия:

  1. Пространственные отношения: на, над, под.

  1. Уточнение пространственных отношений: на, над, под.

На столе у каждого учащегося - карандаш и кубик. Педагог предлагает учащимся задания:

- Ребята, возьмите карандаш. Положите карандаш …..стол. Вам понятно, что надо сделать? Почему? (Не понятно. Не сказано, куда положить карандаш, нет уточняющих слов).

- Положите карандаш на стол, подержите его над столом, под столом.

- Положите шарик на стол, подержите его над столом, под столом.

- Какие слова помогают вам понять указание?

2) Игра: «Вспомни и назови».

На доске картинки с изображением овощей.

Вспомните и назовите, какие овощи растут под землей, на земле, над землей?

Аналогично вместо названий овощей можно повторить названия транспортных средств: подземный, наземный, воздушный.

3)Задание № 1.

Учащиеся выполняют задание с комментированием. При его выполнении уточняются отношения «на-над-под», развивается речь учащихся. Дополнительно можно поставить вопрос:

- Что или кого вы хотели бы подрисовать?

Закончить рисунок учащиеся могут дома по желанию.

4)Задания № 2-3.

Задания выполняются самостоятельно по инструкции педагога. Проверка - взаимная, в парах. Педагогом поощряются учащиеся, выполнившие задания точно, не допустившие ошибки.

  1. Физкультминутка: «Буратино».

Буратино потянулся, раз-нагнулся, два - нагнулся

Рук и в стороны развел , ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, нужно на мысочки встать.

  1. Закрепление представлений о сложении групп предметов.

Задание № 4.

- Буратино дали задание: сложить картинки из первого и из второго мешка. Давайте ему поможем. Из каких предметов состоит первая часть? (цветок и флажок).

- Назовите вторую часть. (рыбка).

- Что получится в сумме, когда мы сложим обе части? Нарисуйте целое. (цветок, флажок, рыбка).

- Изменится ли целое, если поменять части местами? (учащиеся высказывают свои предположения).

- Давайте проверим. Что мы теперь нарисуем в первом мешке, во втором? (теперь первая часть - рыбка, вторая - цветок и флажок).

- Какая получилась сумма? Что вы заметили? (получилось тоже самое: рыбка, цветок и флажок. Если части меняются местами, целое не изменяется).

Вторую часть задания можно использовать для самостоятельной работы. Фигуры геометрического лото можно выкладывать на моделях мешков.

  1. Физкультминутка: «Отгадай последнее слово».

Учащиеся отгадывают последнее слово и изображают его.

Белокрылые хозяйки над волной летают… (чайки).

От зубастых щук таясь стороной проплыл… (карась).

  1. Развитие наблюдательности, внимания, речи.

Задание № 5.

Учащиеся рассматривают все рисунки до мельчайших подробностей.

- К какому выводу вы пришли? Какой рисунок в точности повторяет первый рисунок? (рисунок во второй строке, расположенный посередине).

Для обоснования своего ответа учащиеся называют признаки, отличающие все другие рисунки от первого рисунка (раскраска колпачка, помпон вместо кисточки на шапке, спинка стула, клякса на носу).

  1. Итог занятия.

- Ребята, чем мы сегодня занимались? Что узнали нового? Что больше всего вам понравилось?

- Раскрасьте мячи и коврик для Буратино, продолжая закономерность.



© 2010-2022