Принципы и условия формирования воспитательной системы школ

Система  воспитания в школе  будет результативной, если строится на    следующей основе: -современных принципов воспитания; -учёта индивидуальных особенностей при формировании класса; -учёта возрастных особенностей учащихся; -учёта особенностей контингента родителей учащихся; -компетентности людей, ответственных за процесс воспитания учащихся.Условия  формирования  воспитательной системы  школы:1. Расширение педагогической самостоятельности классных руководителей;2.Эффективное взаимодействие между классными руководителями и администрацией;3.Опора на диагностику и коррекцию воспитательных усилий педагогов(Каждый успех или неудача должны подвергаться анализу со стороны всех членов педагогического коллектива, иначе воспитание превратиться в полигон для испытаний.)4.Обуч...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель математики,

руководитель кружка «Логистик»

Аухадеева К.С.

ОСШГ №2, г.Актобе





Принципы и условия

формирования воспитательной системы

школы

"Искусство умственного и нравственного воспитания есть искусство возбуждения сердца и ума учащихся, а не просто сообщение сведений и назиданий."

П.Ф.Каптерев

Система воспитания в школе будет результативной, если строится на следующей основе:

-современных принципов воспитания;

-учёта индивидуальных особенностей при формировании класса;

-учёта возрастных особенностей учащихся;

-учёта особенностей контингента родителей учащихся;

-компетентности людей, ответственных за процесс воспитания учащихся.

Основные принципы воспитания учащихся школы в современных условиях:

1.Принцип социальной активности:

( Создание условия для самостоятельного выбора и принятия решений, а главное формирование способности противостоять внешнему давлению и отстаивать своё мнение, свою жизненную позицию)

Школьникам нельзя предлагать готовые нормы и ценности, усвоение которых не требуют от учеников осмысления и анализа.

Это приводит к тому, что нравственные ценности, о которых говорил учитель, часто становятся для ученика неважными.

Следовательно, необходимо помочь ученику убедиться в том, что ценности , которые предлагает учитель, являются значимыми, необходимыми.

2. Принцип мотивированности:

Ребёнок должен быть готов к восприятию той информации, которую готовит для него взрослый, при этом не только воспринимать, но и сопереживать происходящему, принимать решения , делать выводы.

3. Принцип проблемности:

Принцип должен возбудить любознательность ученика, желание самостоятельно дойти до истины, так как в любом возрасте ребятам гораздо интереснее заниматься поиском решений, проверкой своих гипотез. чем получать готовые ответы.

4.Принцип индивидуализации;

5.Принцип социального творчества:

Ребёнок должен иметь возможность осмыслить им содеянное. Нельзя требовать от ребёнка признания второпях.

Это формирует у детей безразличие, безответственность в словах и поступках.

5. Принцип взаимодействия личности и коллектива- принцип равноправного отношения взрослых и детей, т.е. жизнь детского коллектива должна быть не игрой взрослых, а значимой и нужной деятельностью самих детей

6. Принцип развивающего воспитания:

Если ученик востребован в коллективе, если коллектив создаёт условия для проявления возможностей и способностей каждого ребёнка, это, несомненно, приведёт к тому , что ученик начнёт проявлять свою индивидуальность в коллективе.

6. Принцип целостности воспитательного процесса:

Воспитательный процесс- это сумма направлений деятельности, состоящая из нравственного, семейного и других видов воспитания. Это единый и целостный процесс формирования человека, так как каждое мероприятие , которое проводит учитель, несёт в себе элементы этики, эстетики, трудовых условий.

7.Принцип единства образовательной и воспитательной среды:

Мы часто слышим такие фразы: " Школа виновата, она не занималась воспитанием ребёнка" ,"Как бы школа ни старалась, в семье всё трактуется по - другому, и нам его не перевоспитать".

Почему такое происходит?

Потому что процесс воспитания превращается в соревнование между родителями, школой и социумом за право влияния на ребёнка.

Вывод: данный принцип предполагает включение всех участников в непосредственное активное взаимодействие.

8. Принцип опоры на ведущую деятельность:

У подростков главной ведущей деятельностью является общение.

Условия формирования воспитательной системы школы:

1. Расширение педагогической самостоятельности классных руководителей;

2.Эффективное взаимодействие между классными руководителями и администрацией;

3.Опора на диагностику и коррекцию воспитательных усилий педагогов

(Каждый успех или неудача должны подвергаться анализу со стороны всех членов педагогического коллектива, иначе воспитание превратиться в полигон для испытаний.)

4.Обучение учащихся жить, самостоятельно постигая законы жизни

(научить проявлять самостоятельность и самоорганизацию)

5. Формирование нравственного стержня в сознании и поступках школьников . Рыночные отношения, борьба за индивидуальное благополучие не должны перечеркнуть значение нравственных ценностей;

6.Установление отношений взаимного доверия ,открытости, защищённости;

7.Партнёрское взаимодействие с семьями учащихся и социумом.

(Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы, повышение их педагогической культуры).

Воспитательная система построенная на перечисленных принципах будет результативной если педагоги:

-занимаются изучением вопросов возрастной и детской психологии;

- повышают свой профессиональный уровень;

-поддерживают идею сотрудничества взрослых и детей с целью обеспечения самостоятельного развития учащихся;

- стремятся сделать процесс воспитания учащихся творческим и содержательным ;

- понимают, что создание системы воспитательной работы школы - это процесс коллективный.





© 2010-2022