- Преподавателю
- Математика
- Принципы и условия формирования воспитательной системы школ
Принципы и условия формирования воспитательной системы школ
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Аухадеева К.С. |
Дата | 11.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учитель математики,
руководитель кружка «Логистик»
Аухадеева К.С.
ОСШГ №2, г.Актобе
Принципы и условия
формирования воспитательной системы
школы
"Искусство умственного и нравственного воспитания есть искусство возбуждения сердца и ума учащихся, а не просто сообщение сведений и назиданий."
П.Ф.Каптерев
Система воспитания в школе будет результативной, если строится на следующей основе:
-современных принципов воспитания;
-учёта индивидуальных особенностей при формировании класса;
-учёта возрастных особенностей учащихся;
-учёта особенностей контингента родителей учащихся;
-компетентности людей, ответственных за процесс воспитания учащихся.
Основные принципы воспитания учащихся школы в современных условиях:
1.Принцип социальной активности:
( Создание условия для самостоятельного выбора и принятия решений, а главное формирование способности противостоять внешнему давлению и отстаивать своё мнение, свою жизненную позицию)
Школьникам нельзя предлагать готовые нормы и ценности, усвоение которых не требуют от учеников осмысления и анализа.
Это приводит к тому, что нравственные ценности, о которых говорил учитель, часто становятся для ученика неважными.
Следовательно, необходимо помочь ученику убедиться в том, что ценности , которые предлагает учитель, являются значимыми, необходимыми.
2. Принцип мотивированности:
Ребёнок должен быть готов к восприятию той информации, которую готовит для него взрослый, при этом не только воспринимать, но и сопереживать происходящему, принимать решения , делать выводы.
3. Принцип проблемности:
Принцип должен возбудить любознательность ученика, желание самостоятельно дойти до истины, так как в любом возрасте ребятам гораздо интереснее заниматься поиском решений, проверкой своих гипотез. чем получать готовые ответы.
4.Принцип индивидуализации;
5.Принцип социального творчества:
Ребёнок должен иметь возможность осмыслить им содеянное. Нельзя требовать от ребёнка признания второпях.
Это формирует у детей безразличие, безответственность в словах и поступках.
5. Принцип взаимодействия личности и коллектива- принцип равноправного отношения взрослых и детей, т.е. жизнь детского коллектива должна быть не игрой взрослых, а значимой и нужной деятельностью самих детей
6. Принцип развивающего воспитания:
Если ученик востребован в коллективе, если коллектив создаёт условия для проявления возможностей и способностей каждого ребёнка, это, несомненно, приведёт к тому , что ученик начнёт проявлять свою индивидуальность в коллективе.
6. Принцип целостности воспитательного процесса:
Воспитательный процесс- это сумма направлений деятельности, состоящая из нравственного, семейного и других видов воспитания. Это единый и целостный процесс формирования человека, так как каждое мероприятие , которое проводит учитель, несёт в себе элементы этики, эстетики, трудовых условий.
7.Принцип единства образовательной и воспитательной среды:
Мы часто слышим такие фразы: " Школа виновата, она не занималась воспитанием ребёнка" ,"Как бы школа ни старалась, в семье всё трактуется по - другому, и нам его не перевоспитать".
Почему такое происходит?
Потому что процесс воспитания превращается в соревнование между родителями, школой и социумом за право влияния на ребёнка.
Вывод: данный принцип предполагает включение всех участников в непосредственное активное взаимодействие.
8. Принцип опоры на ведущую деятельность:
У подростков главной ведущей деятельностью является общение.
Условия формирования воспитательной системы школы:
1. Расширение педагогической самостоятельности классных руководителей;
2.Эффективное взаимодействие между классными руководителями и администрацией;
3.Опора на диагностику и коррекцию воспитательных усилий педагогов
(Каждый успех или неудача должны подвергаться анализу со стороны всех членов педагогического коллектива, иначе воспитание превратиться в полигон для испытаний.)
4.Обучение учащихся жить, самостоятельно постигая законы жизни
(научить проявлять самостоятельность и самоорганизацию)
5. Формирование нравственного стержня в сознании и поступках школьников . Рыночные отношения, борьба за индивидуальное благополучие не должны перечеркнуть значение нравственных ценностей;
6.Установление отношений взаимного доверия ,открытости, защищённости;
7.Партнёрское взаимодействие с семьями учащихся и социумом.
(Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы, повышение их педагогической культуры).
Воспитательная система построенная на перечисленных принципах будет результативной если педагоги:
-занимаются изучением вопросов возрастной и детской психологии;
- повышают свой профессиональный уровень;
-поддерживают идею сотрудничества взрослых и детей с целью обеспечения самостоятельного развития учащихся;
- стремятся сделать процесс воспитания учащихся творческим и содержательным ;
- понимают, что создание системы воспитательной работы школы - это процесс коллективный.