- Преподавателю
- Математика
- Задания для формирования метапредметных результатов
Задания для формирования метапредметных результатов
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Воропаева И.В. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Выполнила:
Воропаева И.В.(МКОУ «Волобуевская СОШ» Тимского р-на).
Курск,2013г.
Регулятивные
I. Целеполагание.
Задача №1. Реши задачу.
Печенье упаковали в пачки по 250 г. Пачки сложили в ящик в 4 слоя. Каждый слой имеет 5 рядов по 6 пачек в каждом. Выдержит ли ящик, если максимальная масса, на которую он рассчитан, равна 32 кг?
Решение :1)6*5=30 ( пачек) в 1 слое
2)30 * 4=120(пачек) всего в ящике
3) 120* 250=30000(г)=30 (кг) масса всего печенья, что меньше максимальной массы, на которую рассчитан ящик.
Ответ: ящик выдержит.
Комментарий. Проверяется способность сопоставлять полученный результат и поставленный вопрос. В ответе должно быть указано, что ящик выдержит. Ответ о массе всего печенья считается неверным.
Задача №2.
Реши задачу.В кинотеатре два зрительных зала: красный и синий. В красном зале 40 рядов, по 45 мест в каждом. В синем зале 25 рядов, по 24 места в каждом. Во сколько раз число мест в красном зале больше, чем число мест в синем зале?
Комментарий. Проверяется способность «удерживать» цель деятельности в ходе решения учебной задачи: ученик должен выполнить 3 арифметических действия.
Решение
-
40*45= 1800 (мест) в красном зале
-
25*24= 600 (мест) в синем зале
-
1800:600=3 (раза)
Ответ: в 3 раза число мест в красном зале больше, чем число мест в синем зале.
Задача №3. Вычислите значение выражения рациональным способом.
3189 - (1189 + 1250)
Комментарий. Проверяется способность выбирать рациональный способ при решении заданий.
Решение
3189 - (1189 + 1250) = 3189 - 1189 - 1250 =750
Задача №4. Из пунктов А и В навстречу друг другу выехали автомобиль со скоростью 60 км/ч и велосипедист со скоростью 15 км/ч. Встретятся ли они через 2 часа, если расстояние между пунктами 160 км?
Комментарий. Проверяется способность сопоставлять полученный результат и поставленный вопрос. В ответе должно быть указано, что не встретятся. Ответ о том, сколько километров проедут автомобиль и велосипедист за два часа вместе считается неверным.
Решение
-
60+15=75 (км/ч)-скорость сближения
-
75*2= 150 (км)-проедут вместе автомобиль и велосипедист за 2 часа. Так как расстояние между пунктами 160км, что не равно пройденному расстоянию, то они не встретятся.
Ответ: не встретятся.
II. Планирование, контроль и оценка учебных действий
Задача № 1.
При выполнении задания ученик допустил две ошибки.
Отметь верные решения +.
1020 м= 1км 200 м 530см = 5м 3 см
10 км 800 м = 10800 м 30 м 7 см = 370 см
25 км 40 м = 25040 м
Решение:
1020 м= 1км 200 м 530см = 5м 30 см +
10 км 800 м = 10800 м + 30 м 7 см = 370 см
25 км 40 м = 25040 м +
Комментарий: Проверяется готовность осуществить проверку выполненной работы..
Задача №2.
Четыре ученика , отвечая у доски, получили следующие результаты:
1) 512*26=13312 3) 623*18=12214
2) 34*317=10771 4 )405*25=10125
Выясни кто из них правильно выполнил умножение?
Решение:
1) 512*26=13312 3) 623*18=11214
2) 34*317=10778 4 )405*25=10125
Ответ: 1 и 3
Комментарий: проверяется готовность контролировать процесс и результат выполненияучебной задачи: «Кто правильно выполнил умножение».
Задача № 3.
Пользуясь оценкой, сравните значение каждого произведения с данным числом:
1) 198*5 и 1000 3) 496*3 и 1500
2) 253*4 и 1000 4)253*6 и 1500
Решение:
1) 198*5 < 1000 3) 496*3 < 1500
2) 253*4 > 1000 4)253*6 > 1500
Комментарий: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
III. Прогнозирование.
Задача №1. Реши задание.
Какая из данных величин выражает длину парты?
-
120см
-
120м
-
120дм
-
120мм
Комментарий. Проверяется способность предвидеть возможность получения результата.
Решение 120см
Задача №2. Сравните числа, в которых некоторые цифры заменены звездочками.
а)7**** и 69***; б) ***** и ***.
Комментарий. Проверяется способность применения причинно-следственных связей, способность предвидеть результат.
Решение а)7**** > 69***; б) ***** > ***.
Задача №3. Реши задачу.
На одном участке школьники вырастили 360 кг картофеля, на другом в два раза больше. Часть всего картофеля оставили на семена, а остальной израсходовали на горячие завтраки. Сколько кг картофеля израсходовали на горячие завтраки?
Комментарий.Проверяется возможность предвосхищать результат с учётом имеющихся знаний, а также выявлять и прогнозировать причины трудностей.
Решение Недостающее данное: какую часть картофеля оставили на семена?
IV Коррекция
Задача № 1.
Учитель предложил округлить до миллионов число 26547049.Три ученика дали разные ответы:
26547049≈26000000
26547049≈2700000
26547049≈26500000
Объясни, какую ошибку допустил каждый, и дайте правильный ответ.
Решение:
Первый не добавил к классу миллионов 1, у второго не хватает нуля, третий неправильно определил класс миллионов.
Ответ :27000000.
Комментарий: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Задача № 2.
Маше и Лене предложили построить самопересекающуюся замкнутую ломанную из 4 звеньев.
Маша Лена
Найди и исправь ошибку.
Комментарий: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Решение:Маша Лена
Задача № 3.
Определите, правильно ли указан порядок действий. Если нет, то укажите правильный:
3 2 1 4 1 3 2
а) 24+15*(40-31) в) 189-120:3-7*7
1 2 3 3 2 1
б) 12*40 - 128:8 г) 16:(112 - 27*4)
Решение:
3 2 1 3 1 4 2
а) 24+15*(40-31) в) 189-120:3 - 7*7
1 3 2 3 2 1
б) 12*40 - 128:8 г) 16:(112 - 27*4)
Комментарий: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные универсальные учебные действия
I.Общеучебные
Задача № 3.
В одной корзине лежало 24 кг яблок, а в другой лежали груши. Когда в корзину с грушами положили еще 8 кг груш, их стало на 10 кг больше, чем яблок.
Сколько кг груш было в корзине? Реши задачу разными способами.
Решение:
По действиям
1) 24+10=34 (кг) - стало груш
2) 34-8=26 (кг) - было груш
Ответ: 26 кг
Выражением:
(24+10)-8=26(кг)
Ответ: 26 кг груш было в корзине.
Комментарий:проверяется умениеориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Задача № 2
На складе было 5ц 40кг овощей. Морковь составляла всех овощей, а картофель - всех овощей. На сколько масса моркови меньше массы картофеля? Какое решение ты считаешь рациональным? Отметь его .
Решение:
⧠ 5т 40кг=5040кг
-
5040:9∙1=560 (кг)
-
5040:9∙4=2240 (кг)
-
2240-560=1680 (кг)
⧠5т 40кг=5040кг
-
(ов.)
-
(кг)
Ответ: 5т 40кг=5040кг
(ов.)
2) (кг)
Коментарий: проверяется способность выбрать (определить) рациональный способ решения среди других верных решений задачи.
Задача №3
Пете нужно купить 5кг апельсин и 2 кг банан. Килограмм апельсин стоит 52р, а килограмм бананов в 1,3раза дешевле. Сколько стоит вся покупка?
Решение: 1)52:1,3=40 (р) стоит килограмм бананов
2)52∙5=260 (р) стоят апельсины
3)40∙2=80 (р) стоят бананы
4)260+80=340 (р) стоит вся покупка
Ответ:340 рублей
Комментарий:Проверяется способность алгоритмизировать ход решения.
II. Знаково-символические.
Задача №1. Используя рисунок, составьте уравнение.
Комментарий. Проверяется готовность использования знаково-символического средства; использования схем для составления уравнений.
Решение а) у + 74 = 172; б) х+х+18 = 66; в) 86+35 z=331; г) 2m - 45 =127; д)120+3p - 97 =233.
Задача №2.
Комментарий. Проверяется готовность решения задач на движения, используя знаково-символическое представление( схема к задаче).
Решение1) 3,75 + 4,5 = 8,25 (км/ч)-скорость сближения
2)5,7+15,2=20,9(км/ч)- скорость удаления
3) 76,5+ 43,2 = 119,7 (км/ч)-скорость удаления
4)10,2 - 4,6 = 5,6 (км/ч)-скорость удаления
Задача №3. Заполни таблицу, решая задачу.
Всадник проехал 80 км за 5 часов. Сколько времени потратит на этот путь велосипедист, если его скорость на 24 км/ч больше скорости всадника?
Скорость( км/ч)
Время(ч)
Расстояние(км)
Всадник
Велосипедист
Комментарий.Проверяется готовность выбирать из текста необходимую информацию, представлять ее в таблице, учитывая одновременно несколько условий.
Решение
Скорость( км/ч)
Время(ч)
Расстояние(км)
Всадник
16
5
80
Велосипедист
40
2
80
III Логические
Задача №1
23
56
65
14
44
26
23
56
65
35
5
14
47
44
Восстанови магический квадрат
Решение:
Комментарий:проверяется умение осуществлять анализ
Объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Задача №2
а) Вычислить сумму натуральных чисел от 1 до 100.
Решение.
Для вычисления суммы 1+2+3+4+… +97+98+99+100 сгруппируем слагаемые таким образом: (1+100)+(2+99)+(3+98)+…+(50+51).
Каждое слагаемое равно _______. Всего _______ слагаемых.
Сумма равна __________. ___________ = ___________
б) Вычисли сумму натуральных чисел от 1 до 60.
Решение.____________________________________________________________.
Ответ: А) Каждое слагаемое равно 101 . Всего 50 слагаемых.
Сумма равна 101 ∙ 50 = 5050
Б) 61 ∙30 = 1830.
Комментарий: Проверяется умение устанавливать причинно - следственные связи, строить логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Инициативное сотрудничество.
Задача №1. Как найти периметр прямоугольника, квадрата? Предложите разные способы. Какие из этих способов лучше?
Комментарий. Проверяется способность формулировать собственное мнение, предлагать помощь и сотрудничество.
Решение1. Для нахождения периметра прямоугольника и квадрата надо сложить сумму длин всех сторон.
2.Для нахождения периметра прямоугольника надо вычислить удвоенную сумму длины и ширины. Для нахождения периметра квадрата надо его сторону умножить на 4.
Второй способ лучше, так как более эффективный.
Задача №2. Реши задачу.
По дороге движутся навстречу друг другу пешеход и велосипедист. Сейчас расстояние между ними 52 км. Скорость пешехода 4 км/ч, а скорость велосипедиста 9 км/ч. Поставьте вопросы к задаче и решите ее.
Комментарий. Проверяется способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.
Решение.Какое расстояние будет между ними через 1час; через 2 часа?
-
4+9=13( км/ч)- скорость сближения
-
52 - 13 =39( км)-через 1 час
-
39 - 13 = 26(км) - через 2 часа.
Встретятся ли пешеход и велосипедист через 3 часа?
3*(4+9)=39 км преодолеют вместе за 3 часа. Так как расстояние между ними сейчас 52, что не равно этому пройденному пути, ответ: не встретятся.
Через сколько часов пешеход и велосипедист встретятся?
-
4+9 = 13 (км/ч)-скорость сближения
-
52:13 = 4 (ч)
Ответ: через 4 часа.
Задача №3.Реши задачу.
Каков рост каждого ученика? Кто ниже (выше) Тани?
Комментарий. Проверяется способность проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, формулировать свое решение.
Решение.Рост Сережи 160см, Люды -120см, Тани-150см, Вани-140см, Петра-100см. Значит, ниже Тани: Люда, Петр, и Ваня. Выше Тани-Сережа.