Общие рекомендации по критериальной системе обучения. Системы критериального оценивания

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Общие рекомендации по критериальной системе обучения. Системы критериального оценивания

СИСТЕМЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В НАЗАРБАЕВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ШКОЛАХ

АКТУАЛЬНОСТЬ

Постановлением Правительства Республики Казахстан утверждена Стратегия развития Назарбаев Интеллектуальных школ до 2020 года, в

ЗАДАЧИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ:

  • Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;

  • Анализ достижения учениками краткосрочных целей и результатов обучения в соответствии с учебной программой;

  • Отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;

  • Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы;

  • Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;

  • Отслеживание эффективности учебной программы;

  • Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления особенностей организации учебного процесса и усвоения учебного материала.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Система критериального оценивания учащихся включает в себя формирующее (текущее) и констатирующее (итоговое) оценивания.

Формирующее (текущее) оценивание предназначено для определения текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе, осуществления оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала. Формирующие оценки не влияют на итоговые оценки, и это позволяет снять страх у учащихся перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном усвоении материала. Формирующее оценивание позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты до проведения итоговых работ. Количество формирующих оценок не регламентируется.

Формирующее оценивание помогает учащимся улучшать знания и понимание, поддерживать высокую мотивацию к обучению, обдуманно заниматься рефлексией, развивать способность самооценки и осознавать критерии успеха.

Формирующее оценивание позволяет учителю корректировать свои профессиональные действия.

Констатирующее (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год).

СХЕМА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ:

РУБРИКАТОР - подробное описание уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов.

ДИСКРИПТОР - описание уровней достижения конкретного балла.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Разработана и внедрена во всех Назарбаев Интеллектуальных школах объективная система оценивания достижения учащимися запланированных в интегрированных экспериментальных учебных программах результатов обучения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:

Практическая значимость критериального оценивания определяется следующими ПРЕИМУЩЕСТВАМИ:

  • Оценивается только работа учащегося;

  • Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы;

  • Эталон известен учащимся заранее;

  • Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;

  • Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Данный вид оценивания позволяет:

Учителям:

  1. Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;

  2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

  3. Улучшить качество преподавания;

  4. Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

  5. Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

  6. Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Учащимся:

  1. использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

  2. знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха.

  3. участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

  4. использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Родителям:

  1. Получать доказательства уровня обученности ребенка;

  2. Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

  3. Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ:

  1. Формальный подход педагогов к разработке необходимых материалов для критериального оценивания и проведению анализа результатов из-за трудоемкости процесса разработки.

  2. Издержки адаптационного периода при внедрении критериального оценивания.

  3. Отсутствие должного контроля со стороны администрации школы за соблюдением графика выполнения констатирующих работ.

3


© 2010-2022