- Преподавателю
- Математика
- Общие рекомендации по критериальной системе обучения. Системы критериального оценивания
Общие рекомендации по критериальной системе обучения. Системы критериального оценивания
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колбина Е.В. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
СИСТЕМЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В НАЗАРБАЕВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ШКОЛАХ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Постановлением Правительства Республики Казахстан утверждена Стратегия развития Назарбаев Интеллектуальных школ до 2020 года, в
ЗАДАЧИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ:
-
Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;
-
Анализ достижения учениками краткосрочных целей и результатов обучения в соответствии с учебной программой;
-
Отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;
-
Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы;
-
Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;
-
Отслеживание эффективности учебной программы;
-
Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления особенностей организации учебного процесса и усвоения учебного материала.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Система критериального оценивания учащихся включает в себя формирующее (текущее) и констатирующее (итоговое) оценивания.
Формирующее (текущее) оценивание предназначено для определения текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе, осуществления оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала. Формирующие оценки не влияют на итоговые оценки, и это позволяет снять страх у учащихся перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном усвоении материала. Формирующее оценивание позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты до проведения итоговых работ. Количество формирующих оценок не регламентируется.
Формирующее оценивание помогает учащимся улучшать знания и понимание, поддерживать высокую мотивацию к обучению, обдуманно заниматься рефлексией, развивать способность самооценки и осознавать критерии успеха.
Формирующее оценивание позволяет учителю корректировать свои профессиональные действия.
Констатирующее (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год).
СХЕМА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ:
РУБРИКАТОР - подробное описание уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов.
ДИСКРИПТОР - описание уровней достижения конкретного балла.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Разработана и внедрена во всех Назарбаев Интеллектуальных школах объективная система оценивания достижения учащимися запланированных в интегрированных экспериментальных учебных программах результатов обучения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:
Практическая значимость критериального оценивания определяется следующими ПРЕИМУЩЕСТВАМИ:
-
Оценивается только работа учащегося;
-
Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы;
-
Эталон известен учащимся заранее;
-
Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
-
Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.
Данный вид оценивания позволяет:
Учителям:
-
Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;
-
Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
-
Улучшить качество преподавания;
-
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
-
Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
-
Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся:
-
использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
-
знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха.
-
участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
-
использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Родителям:
-
Получать доказательства уровня обученности ребенка;
-
Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
-
Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ:
-
Формальный подход педагогов к разработке необходимых материалов для критериального оценивания и проведению анализа результатов из-за трудоемкости процесса разработки.
-
Издержки адаптационного периода при внедрении критериального оценивания.
-
Отсутствие должного контроля со стороны администрации школы за соблюдением графика выполнения констатирующих работ.
3