Урок алгебры в 8 классе «Стандартный вид числа»

Во все времена человек должен был уметь оперировать большими и малыми числами. Тема урока имеет важное практическое значение не только в математике, но и в других областях.Задачи урока:"Познавательная: Ознакомить учащихся с записью чисел в стандартном виде и полученные значения использовать при решении задач. Установить межпредметные связи. Показать способы записи больших и малых чисел. Формировать умение синтезировать и обобщать полученные знания. Показать значимость темы при изучении смежных д...
Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ « Озерская основная общеобразовательная школа»

Киквидзенского муниципального района

Волгоградской области

Учитель математики Сорвачева Нина Васильевна

Первая квалификационная категория

Урок

Урок алгебры в 8 классе «Стандартный вид числа»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ

2013

Предмет:

Алгебра

Класс:

8

Тема урока:

Стандартный вид числа

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Вид урока:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ

Цель урока:

Организация работы по усвоению новых понятий, предусмотренных учебной программой.

Задачи урока:

Познавательная:

1. Ознакомить учащихся с записью чисел в стандартном виде и полученные значения использовать при решении задач. Установить межпредметные связи.

2.Показать способы записи больших и малых чисел.

3.Формировать умение синтезировать и обобщать полученные знания.

4.Показать значимость темы при изучении смежных дисциплин.

5.Развивать у учащихся познавательный интерес к предмету.

Развивающая:

развивать у учащихся мышление, речь, память, умение выделить главное, продолжить развитие умения анализировать.

Воспитывающая:

воспитывать общую культуру, активность, самостоятельность, умение общаться, патриотизм.

Оборудование урока:

Слайдовая презентация, учётная таблица (маршрутный лист, раздаётся перед началом урока), карточки с дифференцированными заданиями, чистые листы, маркеры,маркерная доска, тест «Космические задачи на ГИА» ,интернет

Технические средства обучения:

Компьютеры, проектор, экран

Программное обеспечение:

Прикладное программное обеспечение: программы для работы с текстом (редакторы, переводчики, программы распознавания текста), программы для работы с графикой (редакторы изображений, программы создания рисунков и анимации), программы для работы с числовой информацией (табличные процессоры), системы управления базами данных.

Методы обучения:

по источнику приобретённых знаний - словесные, практические, наглядные;

по уровню познавательной активности - проблемный, частично-поисковый.

Форма урока: урок-практикум.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА: (Методика разработана Ю.А. Конаржевским)

Этапы урока:

  1. - организационный;

  2. - проверка домашнего задания;

  3. - подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;

  4. - усвоение новых знаний;

  5. - проверка понимания учащимися нового материала;

  6. - закрепление нового материала;

- информация учащихся о домашнем задании, инст­руктаж по его выполнению;

_ рефлексия.

«Дорогу осилит идущий...!»

Этапы работы

Содержание этапа

1.Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу;

-напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы: словесный, здоровьесберегающий подход ,объяснительно-иллюстративные

СОДЕРЖАНИЕ - взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания.

.

2.Проверка домашнего задания

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

оценить навыки самостоятельного применения свойств степени с целым показателем.

Цель учителя: выявить учащихся, нуждающихся в коррекции знаний и умений выполнения действий со степенями, определить, кому из учащихся необходима помощь в отработке навыков самостоятельного применения свойств степени с целым показателем

Методы организации работы: иллюстративно- словесные, беседа, представление наглядного материала, создание ситуации успеха

Методы оценивания: самооценка

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в зна­ниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

СОДЕРЖАНИЕ - выявление степени усвоения заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их при­чин, ликвидация обнаруженных недочетов, УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - опе­ративность учителя, целевая направленность его деятельно­сти, использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства уче­ников класса.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - способ­ность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) ус­тановить уровень знаний у большинства учеников и выявить типичные недостатки, возможность в ходе проверки домашне­го задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков, степень и масштабы выявления качества знаний материала, изученного учащимися дома.







Актуализация опорных знаний

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: повторить все действия со степенями с целым показателем для открытия новых знаний;

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению всех действий со степенями с целым показателем, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Методы: побуждающий, здоровьесберегающий подход, психофизическая тренировка

4.Изучение нового материала

Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока.

А) Этап подготовки учащихся к активному и созна­тельному усвоению нового материала.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ - сообщение темы, целей и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - формулирование учителем целей и задач, оценка практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы. Фиксации всего этого в поурочном плане. Умение учителя четко и однозначно озвучить цели урока, согласовать их с учениками: чему они должны научиться на уроке, какими знаниями, умениями и навыками овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся целей..

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог

Создание проблемной ситуации, развивающее обучение.

Работа в парах, задание на развитие мышления, конкретизации, работа с учебником, самостоятельная работа.

Б)Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока

В) Этап усвоения новых знаний.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, (стандартном виде числа), добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств получения знаний, оперирование ими.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапа - использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и ориентация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта. Использование наглядности. Самостоятельная работа учащихся с книгой. Использование приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации. Постановка перед учащимися учебной проблемы; создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов. Составление систематизирующей таблицы первичного обобщения материала, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся. Словарная работа

Использование метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использование компьютерной техники. Показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы.

5. Этап закрепления нового материала.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - закрепить у учащихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

СОДЕРЖАНИЕ - закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - выработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся.

Технологии: тестовые, инф.-коммуник-е, индивид-й и дифференц-ый подход, педагогика сотрудничества.

Разноуровневые задания, индив. и работа в парах, тестирование на ПК.

Создание ситуации успеха





6. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

СОДЕРЖАНИЕ - информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы: как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапов - спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения; умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, как они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познавательных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи этапа - правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.

Рефлексия

Здоровьесберег.подход, осознание обучающимися своей УД, самооценка результатов своей и класса деятельности

-Добрый день. Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность. Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала у вас на парте . Учебные принадлежности помогут нам в работе, они в порядке разместились в верхнем левом углу стола .Сядем за парты правильно, спину держим прямо.

Повторим правила поведения на уроке:

1. На уроке нужно внимательно слушать учителя! (Да!).

2. На уроке нужно сидеть, подложив под себя ногу и подперев голову руками! (Нет)

3. Надо перебивать товарища, когда он отвечает! (Нет)

4. Надо выполнять указания учителя! (Да!)

5. На рабочем столе соблюдаем порядок! (Да!)

Вашу готовность проверили. А какой вы хотите видеть меня на уроке? Я готова быть такой!

Знакомство с планом урока.( вывешивается на доске )

А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока «Дорогу осилит идущий…!»

Что означают эти слова?

Каждый из вас получит маршрутный лист, в котором будет фиксировать свою работу и в конце урока оценит её

( раздаются маршрутные листы) Приложение

Каждому ученику дать карточку «Мое настроение на уроке», чтобы посмотреть какой будет ваша дорога (Отмечать в начале урока, в середине и в конце) Приложение

и рефлексивные карточки , которые оставят на столе учителя ,уходя с урока)Приложение

Самооценка:

Если задание выполнено полностью, правильно и самостоятельно ставится оценка «5»,

Если задание выполнено полностью, самостоятельно, но допущена 1 ошибка, ставится оценка «4»,

Во всех остальных случаях, если выполнено задание, ставится оценка «3»

- Восточная мудрость гласит: "Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека".

Человек - совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье.

- Каждый ряд получил на дом задание, связанное со здоровьем человека

( т.к. на данный момент актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий).

1 ряд «ВИТАМИНЫ»: упростите выражения и узнайте, какие витамины наиболее необходимы в ежедневном рационе человека.

2 ряд «МИНЕРАЛЫ»: выполните действия и узнайте, какие минеральные вещества и микроэлементы необходимы нашему организму для полноценного развития.

общее «ПРОДУКТЫ»: представьте выражение в виде степени и узнайте, в каких продуктах содержится наибольшее количество витаминов. Слайд№1

После проверки решения предложить учащимся оценить выполнение домашнего задания в рейтинговой карте. (Маршрутный лист)

Урок алгебры в 8 классе «Стандартный вид числа»Урок алгебры в 8 классе «Стандартный вид числа»

Урок алгебры в 8 классе «Стандартный вид числа»Урок алгебры в 8 классе «Стандартный вид числа»


Информация о витаминах

Витамин А: необходим для нормального роста и развития состояния кожи и иммунитета; дефицит этого витамина приводит к куриной слепоте, риску появления злокачественных опухолей.

Витамин С: отвечает за иммунитет, целостность стенок сосудов

.

Витамин Д: дефицит витамина ведёт к снижению крепости костной ткани.

Витамин Е: необходим для нормального полового развития девочек и мальчиков.

Витамин В6: поддерживает нормальное состояние слизистых и кожи.

Информация о микроэлементах и минеральных веществах

НАТРИЙ: содержание натрия в организме означает количество воды.

КАЛИЙ: способствует выведению воды из организма.

КАЛЬЦИЙ: необходим для построения и формирования костей и зубов.

ЖЕЛЕЗО: необходимо для образования гемоглобина - переносчика кислорода ко всем органам человеческого тела.

ФТОР: необходим для образования эмали зубов.

(ртуть относится к 1 степени опасности.)

(Оценку в маршрутный лист)

Над какой темой мы работали на прошлом уроке? (Св-ва степени с целым показателем)

Работаем устно:

1.Выполняются 18 заданий на свойства степени с целым показателем.

Презентация «Свойства степени».

2. Блиц-опрос Повторяются правила действий со степенями с целым показателем.

Слайды №№ 2,3,4,5,6

Самооценка в маршрутный лист

Урок алгебры в 8 классе «Стандартный вид числа»(Дополнительная информация)

Прежде чем приступить к изучению новой темы, выполните задания на первой странице маршрутного листа (проверка на экране). Если вы правильно выполнили задания, то вы должны получить слово - СТАНДАРТ. Слайд +у каждого карточка с заданием
Что такое стандарт? Где вы встречались с этим словом? Что оно означает? (ЭКРАН) Слайд
Стандарт (от англ. - standard) Образец, эталон, модель, с которым сопоставляются, сравниваются подобные объекты, процессы. (Универсальный энциклопедический словарь). Т.е., когда говорят о стандарте, людям легче представить о чем идет речь. А мы сегодня будем говорить о стандартном виде числа. Итак, это тема сегодняшнего урока. (Записать в тетрадь число и тему урока)СлайдВ окружающем нас мире мы сталкиваемся с очень большими и очень маленькими числами. Где вы встречались? (В химии,физике)

Посмотрите п.2 маршрутного листа. Большим числом выражается масса Земли - 5 980 000 000 000 000 000 000 000 кг.

Как его прочитать?

А нельзя это число записать по-другому? И поможет нам в этом

Таблица названий больших чисел ( у всех на столах эта таблица)

Название

Количество нулей

Записываем с учащимися

миллион

6

106

миллиард

9

109

триллион

12


квадраллион

15


квинтиллион

18


Секстиллион

21

1021

октиллион

27


нониллион

30


дециллион

33


Теперь мы можем прочитать число, которое выражает массу Земли. /ответ: 5 980 секстиллионов/

Но так записывать и читать большие числа не принято.

- Удобно ли записывать числа в таком виде? Почему? (Занимают много места, тратится много времени, сложно запоминать.)
- Как вы считаете, какой выход нашли из этой ситуации? (Записывать числа с помощью степеней.) Мы уже с вами знаем, как записывать большие и маленькие числа с помощью степени числа.

Запишите массу Земли, используя степень числа. 598 • 1025 г. Теперь запишите массу атома водорода. 17 • 10-20 г. А можно ли по другому записать эти числа, используя степени? Попробуйте! 59,8 • 1026 , 5,98 • 1027; 0, 598 • 1028; 5980 • 1024.
17 • 10-20; 1,7 • 10-19; 0,17 • 10-18; 170 • 10-21; Где вы уже встречались с такими числами?

1. Проблема

- Все результаты правильные. Но можно ли говорить о стандартной записи? Как быть?

2. Гипотеза: Высказывают несколько версий, обсуждается наиболее возможная. (Договориться о единой записи чисел.)

- Попробуйте обсудить с соседом, какая же запись должна быть единой, стандартной?
- Каким же должен быть множитель перед степенью числа 10, чтобы было удобно и ЗАПОМНИТЬ число и представить его?

4. Работа с учебником (самостоятельно) - Откройте, пожалуйста, учебники п.35 и найдите определение стандартного вида числа и запишите его в маршрутные листы. Приложение №1
- Стандартным видом числа Урок алгебры в 8 классе «Стандартный вид числа» называется запись вида а • 10n, где 1 < а < 10, n - целое. n - называют порядком числа.

- В стандартном виде можно записать любое положительное число!!!
Почему? (По определению. Т.к. первый множитель число, принадлежащее промежутку от [1 до 10) (положительный) и второй множитель - число 10 в какой либо степени (тоже положительный), то при умножении двух положительных чисел получится только

положительное число.)
- Итак, как же записать массу Земли в стандартном виде? (5,98 • 1027)
- Назовите порядок числа. (27)
- А масса атома водорода? (1,7•10-19. Порядок - 19.)

п - называют порядком числа. Порядок числа показывает насколько велико число или мало. Большой положительный порядок показывает, что число очень велико, большой по модулю отрицательный порядок показывает, что число очень мало. Презентация

Выполните задание №6 маршрутного листа (ответ на Слайде)

- Приставка «нано» в переводе с греческого означает «карлик». Вам знакомо это слово? Где вы с ним встречались? (Нанотехнологии.)

- Если вы вспомните произведение русского классика - вы назовете первого человека, который занимался нанотехнологиями, т.е. очень маленькими размерами.
Это Левша. Он подковал блоху, сделанную англичанами, чтобы доказать, «что на Руси умельцы имеются, да получше чем везде».

Физминутка

(Сообщение из «Энциклопедического словаря юного математика» и «Мира чисел» И.Депмана сообщение «Что обозначает приставка нано?»)

В древнерусском счете 107 называли - «ворон», а 108 - «колода»

.(Дополнительная информация)

Презентация «Планеты»

1. Таблица «Расстояние от планеты до Солнца» (9 заданий) выполняют 5 обучающихся;

(с последующей проверкой по Презентации) Приложение

2. Один обучающийся выполняет тест «Космические задачи на экзамене» 12 задач (из ГИА) в режиме on-line

( с обработкой результата в том же режиме)

Дополнительно тем, кто справился раньше в маршрутном листе задание №.

3. Решение рассм задач №№1-3 из Презентации Применение изученного в стандартных условиях

Применение в новых или измененных условиях.

Предлагается решить первую задачу. (Приложение ). А также для учащихся, которые решают быстрее всего класса, продублированы остальные задачи на карточках)

Задача 1. Слайд 6.

Луч света за 1с пробегает расстояние 3 · 105 км.

В году 3 · 107 с. Какое расстояние пробегает световой луч за год? (это расстояние называют световым годом)

Обсуждение решения и последующая запись: ( 3 · 105 )· (3 · 107 )=( 3 · 3 ) · ( 105 · 107 )= 9 · 1012. Световой год = 9 · 1012 км

Слайд 8.

Что больше масса Земли или масса Марса? Масса Земли больше, т.к. порядок больше.

Чтобы ответить на следующие вопросы выходит ученик к доске. Поэтапно появляется решение на проекторе

4.Работа в парах: Тестирование (Тест № 32 из сб . подготовки к ГИА) .(ключ для проверки) взаимооценка.

5. В это время один обучающийся у доски индивид. №1014 (стр.213 учебника Алгебра. Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк и др. под ред.С.А.Теляковского.

Графический диктант

Ответьте на вопросы («да» - галочка, «нет» - палочка)

  1. Число 3 • 105 записано в стандартном виде (+)

  2. Число 0,81 • 106 записано в стандартном виде (-)

  3. 7,45 • 10-5 записано в стандартном виде (+)

  4. Число 50 записано в стандарном виде (-)

  5. Верно ли высказывание: «Чем больше порядок числа, тем меньше само число?» (-)

  6. Если порядок числа отрицательный, то и само число отрицательно? (-)

  7. Если перемножить два числа в стандартном виде, то ответ не всегда будет числом в стандартном виде? (+)

  8. В стандартном виде можно записать любое положительное число. (+)

  9. Число 32*10-8 записано в стандартном виде (-)

  10. Число 3,2*10-9 записано в стандартном виде (+)

Проверка диктанта Слайд

Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению Интегрированное домашнее задание:

  • Обязательный уровень: прочитать п. 39,стр.211-212, устно ответить на вопросы 1 - 6 стр.214; решить №№ 1017,1015

  • Повышенный уровень: решить №№ 1024,1023,1020;

  • Творческий уровень: составьте математическую шифровку, используя запись числа в стандартном виде

-

Интерактивное упражнение «Незаконченное предложение»

Учитель формулирует незаконченное предложение, а учащимся предлагается продолжить по итогам своей деятельности во время урока:

«Сегодня на уроке я узнал …»

"Сегодня на уроке я научился..."

« Наиболее трудным для меня было…»

«Больше всего мне понравилось…» «

«Сегодня на уроке я повторил ..."

«Завтра я буду более успешным, потому что…»

Ответы учащихся позволят учителю иметь представление о характере трудностей, которые испытывают учащиеся во время изучения рассматриваемой темы, а также будут формировать состояние успеха у учащегося.

Каждый сделает отметку в карточке « Мое настроение», а, уходя с урока, оставит на столе учителя рефлексивную карточку : зеленую или красную.

  • Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

  • Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.

Урок алгебры в 8 классе «Стандартный вид числа»



© 2010-2022