- Преподавателю
- Математика
- Обобщающий урок по теме: «Функции у=х2, у=ах2 и их графики »
Обобщающий урок по теме: «Функции у=х2, у=ах2 и их графики »
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тушинская Н.В. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Обобщающий урок по теме:
« Функции у=х2, у=ах2 и их графики ».
Учитель математики II категории Тушинская Н.В.
МБОУ СОШ №1 г. Воронеж.
2014 уч. год.
Функции у=х2, у=ах2 и их графики.
Предварительная подготовка к уроку: Учащиеся должны знать следующие темы: «Функция у=х2», «Функция у=ах2», уметь работать с графиками этих функций.
Цели урока:
-
Образовательная :обобщение способов построения и работы с графиками функций у=х2, у=ах2; закрепление умений свободно владеть основными понятиями данных тем.
-
Воспитательная: формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля; воспитание аккуратности при построении графиков функций.
-
Развивающая: развитие логического мышления, сообразительности, наблюдательности, внимания.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями ( без решений), учебник, написанные на доске примеры для устной и самостоятельной работы.
Ход урока:
Устная работа:
На доске таблица:
х
-5
-4
-3
-1
0
1
2
5
У=х2
9
4
1
9
16
1. Задание: заполните таблицу и постройте график заданной функции по данным таблицы.
Вопросы:
1.Какую фигуру мы получили? ( Кривую)
2.Как она называется? ( Парабола).
2. Задание (цель: повторение свойств функции у=х2). Учитель диктует предложения и учащиеся заполняют пропуски в предложениях.
1). Значение функции у=х2….. ( положительное) при х=0 и …… ( равно нулю) при у=0.
2). Парабола у=х2 касается….. ( оси абсцисс) в точке (0;0).
3).График функции у=х2 симметричен……( относительно оси ординат), т.к. (-х)2=х2.
4). Для параболы у=х2 вершиной является……( начало координат).
5). Функция у=х2 является возрастающей на промежутке….. ( х 0).
6). Функция у=х2 является убывающей на промежутке….(х 0).
3. Задание: ( данном задании можно использовать график, который начерчен на доске)
Найдите координаты точек пересечения параболы у=х2 и прямой у=-х.
Построим график функции у=-х:
Так как у=-х это график прямой, проходящей через начало координат, где к=-1, то график функции изображен во второй и четвертой координатных углах ( проверка знаний учащихся свойств функции у=кх).
Построим таблицу, ( см. рис. №1.)
х
1
-1
у
-1
1
По графику А(-1;1), О (0;0).
Учитель: Ребята, теперь самостоятельно постройте графики функций у=х2 и у=1 и найдите точки пересечения этих графиков.
Отметим, что у=1- это прямая параллельная оси абсцисс и проходит через точку с координатами ( 0; 1). См.рис.№2.
Ответ: Д( -1;1), К( 1;1).
Построение графиков функций у=х2 и у=-х.
Рис.№1.
Рис.№2.
Выполнение заданий:
Задание №1.
Не строя график функции у=х2, определите, какие из перечисленных точек ему принадлежат: А ( 1;4). В (-2;4), С(4;16).
Решение:
Точка А имеет координаты (1;4). Где х=1. у=4, подставим эти значения в формулу у=х2, 4=12.
Ответ: точка А(1;4) не принадлежит графику функции у=х2.
Точка В имеет координаты (-2;4). Где х=-2, у=4. Подставим эти значения в формулу у=х2, 4=(-2)2, 4=4.
Ответ: точка В (-2;4) принадлежит графику функции у=х2.
Точка С имеет координаты (4;16), где х-4, у=16. Подставим эти значения в формулу у=х2, 16=42, 16=16.
Ответ: точка С (4;16) принадлежит графику функции .
Задание №2.
Определите графически, является ли точка С -точкой пересечения параболы у=х2 и прямой у=х-5, где С (4;6).
Решение: Составим таблицу для графика функции у=х2
х
-3
-2
-1
0
1
2
3
у
9
4
1
0
1
4
9
Составим таблицу для графика функции у=х-5. См. рис. №3.
х
0
6
у
-5
1
Рис.№3.
Ответ: С ( 2;6) не является точкой пересечения графиков.
Задание №3.
Не строя график функций у=х2 и у=15-2х, определите координаты точек пересечения данных графиков.
Решение: Координатами точки пересечения является система уравнений
Решая эту систему. Получаем: х2+2х-15=0, где х1=3, х2=-5. Подставляя значения
х1=3 и х2=-5 в одно из уравнений системы , находим, что у1=9, у2=25.
Ответ: Точки пересечения графиков функций имеют координаты (3;9), (-5;25)
Задание №4. Игра « Правильное решение».
На одной стороне доски в прямоугольниках написаны значения коэффициента а, на
другой доске- точки, через которые проходит парабола у=ах2. Нужно соотнести
прямоугольники. Соединяет тот ученик, который первым нашел правильный ответ.
1). А (6;4) а) а=0
2).В(-3;2) б) а=
3). С(1;0) в) а=
4).М(5;9) г) а=
Ответ: 1-в, 2-г, 3-а, 4-б.
Задание № 5.
Определите, является ли функция у =х2 убывающей или возрастающей на заданных
промежутках : [-2; 0]; (-1;1]; (2;3).
Решение:
Составим таблицу значений для заданной функции у =х2 и построим график
Х
-4
-3
-2
-1
0
1
2
3
4
у
8
4.5
2
0,5
0
0,5
2
4,5
8
1.На отрезке [-2;0] функция у =х2 убывает, т.е. является убывающей.
Ответ: убывающая.
2.На полуинтервале (-1;1 ] функция у =х2 не является не убывающей, ни возрастающей, т.к. на отрезке [-1;0] функция возрастает, а на отрезке [0;1] функция возрастает.
Ответ: не является ни возрастающей, ни убывающей.
3.На интервале (2;3) функция у =х2 возрастает.
Ответ: возрастающая.
Самостоятельная работа.
На доске изображены части графиков функций у=х2 ( на отрезке[-∞;0] ),у=2х2 ( на отрезке [0;+∞]), у=х2 ( на отрезке [0;+∞]), у=х2 на отрезке [-∞;0]).( Цель: отработка умения правильно определять координаты точек, через которые проходит парабола, и зеркально отображать их относительно оси ординат.)
Задание: на рисунке изображены части графиков функций. Необходимо, не составляя таблицы значений, дорисовать графики.
Решение: так как графики функций у=х2 и у=ах2 симметричны относительно оси ординат, то можно дорисовать графики, зеркально отображая значения координат парабол относительно оси Оу.
Домашнее задание: задание учащимся по индивидуальным карточкам ( 6 вариантов).